К.В.Мочульский «Новая проза». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К.В.Мочульский «Новая проза».



К.В.Мочульский – историк литературы и философии,русский критик и литературовед первой волны эмиграции. Эмигрировал в 1920: жил сначала в Болгарии и преподавал в Софийском университете, в 1922 переехал во Францию, где в 1924–1940 читал в Сорбонне курсы по истории русской литературы и философии. Преподавал в Православном богословском институте в Париже. Поддерживал близкие отношения с С.Н.Булгаковым и высоко ценил развиваемое последним софиологическое направление в русской религиозной философии. В своих книгах о судьбах русских писателей (Гоголя, Достоевского, Блока, А.Белого и др.) постоянно обращался к проблемам философского содержания их творчества и особой философичности отечественной литературной традиции.

Конкретно-исторический контекст

Статья «Новая проза» напечатана в журнале «Звено» в 1926 году. Журнал выходил в Париже с 1923 по 1928 годы. Постоянными авторами былиАдамович Г.В., Бахтин Н.М., Бицилли П.М., Вейдле В.В., Волконский С.М., Зноско-Боровский. Е.А., Лозинский Г.Л., Мочульский К.В., Муратов П.П., Шлецер Б.Ф.

Концепт статьи

Анализируя ранний этап литературного самосознания русской эмиграции, необходимо упомянуть косвенно примыкавшую к исследуемой проблематике статью литературоведа К. Мочульского "Новая проза". Его критика марксистского видения культурных процессов a priori осмысляла философские основания сторонников концепции о невозможности существования творческой жизни в диаспоре. Мочульский не разграничивал эмигрантскую и советскую литературу, в то же время выделяя общие для обеих ее форм основания кризиса. Признавая, что "современная проза при всем богатстве и разнообразии материала поражает скудостью художественных приемов", причиной подобной ситуации он полагал самоидентификацию (уподобление) ее с традицией XIX века, с "чеховско-тургеневской ориентацией". Наиболее перспективному пути, связанному с формированием "национального стиля" в литературе (А. Ремизов, Е. Замятин, И. Бабель, М. Зощенко), "недостает композиционного стержня". Отсутствие или наличие нового материала, знания бытовых реалий не гарантируют появления оригинального произведения, ибо оно является "отражением" не жизни, а внутреннего мира творца. "Писатели создают мир - воображаемый, - который заслоняет мир действительный".

Мочульский говорит о том, что современная русская проза – консервативна и традиционна: «Быт» не помогает; если писатель не умеет ничего из него сделать — материал остается грузным хламом, сваленным в кучу».

Наивно смешивать «правдивость» и «художественность»,- говорит автор. «В художественной прозе быт — вещь нейтральная. Впечатление «жизненности» не зависит от точного и детального наблюдения; и правдоподобие в литературе особенное: бытописатели Гоголь и Бальзак вовсе не списывают с натуры. Они создают свой мир —воображаемый — который заслоняет мир действительный. И как бы мы ошиблись, если бы стали судить по Гоголю о Николаевской России или по Бальзаку о Франции 20–30 годов!»

Автора возмущает тот факт, что несмотря на богатство и разнообразие материала современной прозы, мы имеем скудость художественных приемов: «Революционная молодежь, презирающая «интеллигентщину», упорно топчется вокруг чеховской новеллы и тургеневской повести».

«Вторая традиция — не менее почтенная, восходит к Гоголю и Достоевскому. В ней распоряжается и бесчинствует Андрей Белый: темный, пророческий жар, бредовая лирика, исступленное словопроизводство, рык и зык, не то гения, не то зверя: систематическое изнасилование языка и синтаксиса; таков современный русский «романтизм».

Подводя итоги, Мочульский так характеризует деятельность Замятина, Бабеля, Леонова и Зощенко: «Настоящих Достижений, правда, еще нет; дети многообещающие, несомненно талантливые, но дальше отца–Ремизова — пока не пошли. «Новым» исправление это — назвать нельзя. Но самая попытка перешагнуть через Петровскую Русь и «искусственную литературу», к национальному стилю и «русскому духу» — уже — выход из тупика».

 

В.Г. Белинский «Письмо к Н.Гоголю»

В «Письме к Н. В. Гоголю», написанном в июле 1847 г. в Зальцбрунне, нравственно-религиозной утопии автоpa «Выбранных мест из переписки с друзьями» критик противопоставил конкретные потребности русской жизни: «Самые живые, современные национальные вопросы в России теперь: уничтожение крепостного права, отменение телесного наказания, введение, по возможности, строгого выполнения хотя бы тех законов, которые уже есть».

Письмо это как бы подводило итог лит.деят-сти Белинского. Написанное незадолго до смерти критика, оно было, по определению Ленина, "одним из лучших произв-ий бесцензурной демократич. печати, сохранивших, громадное, живое зн-ие и по сию пору
Белинский дал в своем письме решительный отпор реакции, поднявшей книгу Гоголя, как знамя, и беспощадно характеризовал писателя, как "проповедника кнута, апостола невежества, поборника обскурантизма и мракобесия, панегириста татарских нравов".- Гоголь, выступил в своей книге против прогрессивных общ.явлений под знаменем православия, самодержавия и народности, тех трех столпов, которые должны были укрепить шатавшееся крепостническое государство. Бесстрашно предъявил Белинский правительству соц.-политич. требования, требуя удовлетворения назревших интересов крестьянских масс, угнетенных крепостническим строем. "Самые живые, совр. нац.вопросы в России теперь, - писал он, - 1) уничтожение крепостного права, 2) отменение телесного наказания и 3) введение по возможности строгого выполнения хотя тех законов, которые уже есть".

Восставая против навязываемой Гоголем, проповеди "лжи и безнравственности под покровительством кнута и религии", Белинский, указал на атеистичность натуры рус.народа... И только совр. критику уровнем развития даже передовой части рус.общ-ва объясняется признание Белинским историчности существования Христа, признание христианского учения как "учения свободы, равенства и братства".

При жизни автора это письмо, выражавшее "настроение крепостных крестьян против крепостного права", не могло быть напечатано. Правительство преследовало читавших и хранивших его. Письмо Белинского к Гоголю имело широкое распространение среди петрашевцев и всех прогрессивных кругов. По отзывам петрашевцев и агента III отделения письмо "произвело всеобщий восторг".

Письмо Белинского к Гоголю является важным и значительным памятником общ.мысли прошлого, памятником сознания демократич.лагерем путей и задач преобразования общ. жизни.
В своём письме Белинский жестоко упрекал Гоголя в том, что он в своей книге «Выбранные места из переписки с друзьями» попрал интересы народа, перестал понимать их, оторвался от родины и вследствие этого погиб как художник.
С болью и суровой прямотой писал он Гоголю: «Да, я любил Вас со всею страстью, с какою человек, кровно связанный с своей страною, может любить её надежду, честь, славу, одного из великих вождей её на пути сознания, развития, прогресса. И Вы имели основательную причину хоть на минуту выйти из спокойного состояния духа, потерявши право на такую любовь...»
«Ваша книга,— пишет Белинский Гоголю,— уронила Вас в глазах публики и как писателя и, ещё больше, как человека». И это случилось потому, что передовая часть русского общества «видит в русских писателях своих единственных вождей, защитников и спасителей от мрака самодержавия, православия и народности (казённой) и потому, всегда готовая простить писателю плохую книгу, никогда не прощает ему зловредной книги». Белинский говорит о крепостнической России — «она представляет собою ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми...где нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского- порядка; а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей!» Белинский перечислил те вопросы, которые он считал самыми важными для России его времени. Он писал: «Самые живые, современные национальные вопросы в России теперь: уничтожение крепостного права, отменение телесного наказания, введение по возможности строгого выполнения хотя тех законов, которые уже есть».
«Спасение России,— указывал Белинский,— в успехах цивилизации, просвещения, гуманности... Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства...»
Письмо Белинского напугало крепостников-помещиков и царя. Они восприняли письмо как революционную прокламацию. Как революционный манифест оно было воспринято широкими кругами читателей. Оно поднимало прогрессивные силы страны на борьбу против самодержавия и крепостного права.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.007 с.)