Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Авторская школа: сущность, характерные черты процесса обучения.
В педагогической действительности объективно существует такой феномен как авторская школа. Была она и в минувшие времена у разных народов, есть она и сегодня. В зарубежной педагогике мы встречаем названия: альтернативная школа, эффективная школа, ключевая школа, школа качества, добродетельная школа и др. В отечественной педагогике с конца 80-х годов 20 века появляется понятие авторской школы, сущность которого прояснялась учеными и педагогами-практиками до сер. 90-х годов 20 века (Тубельский А.Н., Караковский В.А., Сидоркин А.М. и другие). Авторская школа – это учебное заведение, деятельность которого построена на основе оригинальных и эффективных авторских идей, принципов, подходов, технологий и т.п., представляет собой новую образовательную систему и создает новую образовательную практику (по мнению В.И.Загвязинского). Необходимо отметить, что в определении понятия авторской школы в различные периоды времени звучали следующие акценты: авторская школа, как правило, – экспериментальное учебное заведение (Тубельский А.Н.); авторская школа возглавляется педагогом-лидером – автором концепции школы (Сидоркин А.М.); авторская школа работает по собственной оригинальной программе, успешно решает проблемы и противоречия общественной системы образования и имеет устойчивые положительные результаты и достижения (Караковский В.А.) и др. По мнению Гребенюк О.С. и Гребенюк Т.Б., смысл авторской школы не в том, что она отражает по-другому устроенный учебный план или процесс обучения, а в том, что это другое мировоззрение, другой собственный, самобытный дух и уклад школы, другое содержание образования. Добавим: и другая организация процесса обучения в рамках современного образовательного процесса. Различают: авторскую педагогическую концепцию школы (которая может остаться нереализованной); проект авторской школы (которыйможет быть нереализованным ); авторскую школу (которая уже состоялась как авторская). К авторским учебным заведениям, известным в истории, относят академию Платона, Ликей Аристотеля, «Дом Радости» Витторино да Фельтре (средневековая Италия), школа И.Ф.Гербарта (Германия), гимназия и реальное училище К.И.Мая (г.Петербург), школьная коммуна им. Дзержинского – ШКИД, В.Н. Сорока-Росинский (г. Петербург-г.Ленинград), коммуна имени Горького А.С.Макаренко (Полтавская губерния, СССР), Дом сирот Я.Корчака в г. Варшаве (Польша), школа В.А.Сухомлинского в селе Павлыш Кировоградской обл. (Украина, СССР), школа Ф.Ф. Брюховецкого в г.Краснодаре, школа № 825 г. Москвы, В.А.Караковский; Школа № 734 г. Москвы, Тубельский А.Н.; Школа Жизни Ш.А.Амонашвили в г.Москва (№200, директор М.И.Шишова), Вальдорфская школа Р.Штайнера (Германия) и многие другие.
Согласно классификации Гребенюк О.С. и Гребенюк Т.Б., можно выделить несколько типов авторских школ в зависимости от проработанности инновационного процесса и этапа внедрения инноваций в образовании: · академические (если инновационный процесс прошел путь «от идеи до внедрения» и достиг этапа стабильности); · творчески-созидательные (если инновационный процесс достаточно проработан, новые идеи нашли отклик у педагогической общественности, на процесс их применения в массовой школе еще не стал традиционным); · эмпирические (если инновационный процесс не завершен, теоретически достаточно не осмыслен, находится в стадии выдвижения новых идей или экспериментирования). К академическим авторским школам Гребенюк О.С. и Гребенюк Т.Б. относят: проблемное обучение М.И. Махмутова; укрупнение дидактических единиц П.М.Эрдниева; гуманно-личностное обучение младших, школьников Ш.А.Амонашвили; систему развивающего обучения Л.В. Занкова; систему развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова. К творчески-созидательным авторским школам относят: обучение на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф.Шаталова; преподавание литературы как предмета, формирующего человека (система Е.Н.Ильина); перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении СМ. Лысенковой; индивидуализацию обучения (И.Унт, А.С.Границкая, А.А.Кирсанов, В.Д. Шадриков и другие); коллективный способ обучения (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко и другие). К эмпирическим авторским школам относят:вероятностное образование (А.М. Лобок);коммуникативное обучение иноязычной культуре (Е.И. Пассов). На наш взгляд, в педагогической действительности можно различать: авторскую систему обучения, авторскую технологию обучения, авторскую школу (где авторскими являются и система обучения, и воспитания, и управление, и самоуправление, и т.д.).
Рассматривая общие основания всех авторских учебно-воспитательных заведений, можно выделить ряд общих для них черт. Так, по мнению Селевко Г.К., авторские школы характеризуют: · инновационность (наличие оригинальных авторских идей, подходов, принципов, технологий, реализация которых перестраивает образовательный процесс на современной прогрессивной основе); · альтернативность (отличие содержания образования, подходов, технологий, методик обучения и т.д. от традиционных, принятых в массовой школе, или использование альтернативных методик обучения); · концептуалъность (осмысление и использование самых прогрессивных и современных философских, социально-педагогических, технологических идей и подходов; их последовательное воплощение в конкретных образовательных преобразованиях); · систематичность и комплексность преобразований (от целей, содержания до структуры и технологий); · социально-педагогическая целесообразность (соответствие целей школы социальному заказу, объективно существующему в обществе); · реальность и эффективность (возможность получения эффективных результатов в реально существующих ситуациях).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.70 (0.006 с.) |