Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Средства развития творческого стиля мышления учащегося в обучении.
В обучении организуются условия для развития мышления, культуры мышления ученика, с чем связано развитие его интеллекта. А в психологии и педагогике творчества интеллект личности признается интеллектуальным компонентом креативности, который необходим человеку в любой сфере деятельности. Американские педагоги П.Барнс, Т.Брукс выделили 12 интеллектуальных процессов, необходимых каждому человеку: абстрагирование, анализ, классификация, составление уравнения, оценка, обобщение, заключение, составление временной последовательности, имитация, синтез, теоретическое рассуждение, перевод или трансформация мысли. Какие средства в обучении позволят развивать творческий стиль мышления ученика? 1. Обучение учащихся следующим творческим процедурам. · Самостоятельный перенос усвоенных знаний и умений в новую ситуацию. · Видение проблемы в новой ситуации. · Видение новой функции объекта. · Определение структуры объекта (проблемы). · Видение альтернативы решения или его способа. · Комбинирование раннее усвоенных способов деятельности в новый применительно к возникшей проблеме (позиция Лернера И.Я., Журавлева И.К. и др.) 2. Решение проблемных задач, в механизм решения которых и входят названные процедуры. 3. Использование «игрушек для воображения» в следующих заданиях. · Создать образ буквы, (цифры, символа). · Создать образ звука. · Создать образ сложного звука (к примеру, шелеста листьев, скрипа двери, тишины и др.). · Выполнить обратную задачу: угадать звук или букву (символ). · Создать образ предмета. · Задать вопросы: связанные с функцией объекта; или с подсистемами объекта; или с возможными надсистемами и др. · Используйте прием «сказку-кальку» (то есть взять «алгоритм» известной сказки и «одеть его в одежды» новой сказки с другими героями, возможно на современный лад). · Создать образ незнакомого слова (это – прием «звуковая клякса», когда учитель называет или предъявляет новое для ученика слово, возможно бессмысленное слово, к которому нужно создать образ или возможные образы). · Создание предмета с новыми свойствами. · Придумать необычную ситуацию. · Передать мысль другими словами (в нескольких вариантах) и др. (из кн. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: практич. пособие. – Мн.: Харвест, 2003)
4. Игра как поле для творчества. 5. Использование универсальных приемов, необходимых для общего развития ученика: · описать хорошее в другом; · дать характеристику партнеру; · определение множества функций объекта; · дать критическую характеристику предмету; · рассказать о событии различными способами: фактологически, хронологически, объяснительно, проблемно, лирически, трагически, героически и др. · попытка посмотреть на объект другими глазами; · предположить неординарные действия; · сообщить по-новому хорошо известное; · перевести текст в символический вид, например, в схему и др. 6. В сотворчестве важно поддерживать атмосферу сомнений и критичности, принимать и поощрять несогласие ученика, учить выражать его конструктивно и др. Вывод: таким образом, сотворчество учителя и ученика необходимо для творческого развития каждого из них, и особенно для развития творческого стиля мышления ученика, его креативности, творческих способностей, качеств творческой личности. Основной составляющей в сотворчестве выступает творчество учителя и ученика, которое возможно лишь в благоприятной творческой атмосфере, создаваемой в педагогическом процессе прежде всего учителем. 4. Инновации в образовании: сущность, причины, виды. Инновации (от лат. in – в, nov и s – новое; от англ. innovation – нововведение, новация) – это нововведение, новшество. Инновационные педагогические процессы исследует наука – педагогическая инноватика. А.И.Пригожин, изучающий проблемы становления инноваций в педагогике, рассматривает нововведение как процесс целенаправленной деятельности людей – инноваторов. Инновацию педагогическую рассматривают в следующих смыслах. 1. Целенаправленное изменение в образовательном процессе или образовательном пространстве, которое вносит стабильное новшество и улучшает отдельные характеристики его частей, компонентов и всей образовательной системы в целом. Например, введение профильного обучения в систему школьного образования; введение ЕГЭ; подготовка к переходу системы образования на бакалавриат, магистратуру, специалитет;
2. Процесс освоения (внедрения) новшества в образовательном процессе (методов, методик, технологий, программ и др.). Например, применение технологий развивающего обучения в школьном обучении; разработка и использование учебных программ по гражданскому образованию; применение интерактивных методик и т.д. 3. Поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление. Например, методика оценивания результатов и достижений при интерактивных методах обучения специфична и отвечает всем необходимым современным требованиям к оцениванию, применяется в школе как инновационная. Таким образом, инновационные процессы в системе образования – это управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств. Инновационный процесс отражает комплексную деятельность по формированию и развитию содержания и организации нового, которую осуществляют работники и организации системы образования и науки. Факторы распространения педагогических новшеств: социальные условия (отношение в обществе к педагогическим идеям), частные социальные условия (СМИ, учебные учреждения, органы образования), личностные факторы (личностные особенности создателей новшества и его пропагандистов). Различают реформы и педагогические инновации. Реформой в образовании называют нововведения (преобразования) в области образования, которые организуются и проводятся государственной властью. В ходе реформ в сфере образования могут быть следующие изменения: · в общественном положении образования и уровне финансирования системы образования; · в структуре системы образования; в содержании образования; · в использовании информационных технологий в образовании, в техническом сопровождении учебного процесса; · в отношениях «учитель – ученик»; · в формах, методах обучения; · во внутренней организации деятельности школы. К чисто педагогическим инновациям можно отнести нововведения: · в содержании обучения, т.е. в учебных планах и программах по всем или отдельным предметам; · во внутренней организации деятельности школы; · в отношениях «учитель – ученик»; · в методах обучения; · в педагогическом мышлении и стиле деятельности. Необходимость в инновационной образовательной деятельности обусловлена: · потребностью в коренном обновления системы образования, как средства обновления образовательной политики; · поиском новых организационных форм, технологий обучения; · изменением характера отношений учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств и др. В качестве источников идей обновления школы могут выступить: · потребности страны, региона, города, района как социальный заказ, · воплощение социального заказа в законах, директивных и нормативных документах федерального, регионального или муниципального значения, · достижения комплекса наук о человеке; · передовой педагогический опыт; · интуиция и творчество руководителей и педагогов как путь проб и ошибок; · опытно-экспериментальная работа; · зарубежный опыт. Типы нововведений в образовании группируются по разным основаниям. Первая классификация нововведений основана на соотнесенности нового к педагогическому процессу, протекающему в школе. Опираясь на понимание данного процесса, выделяют следующие типы нововведений:
· в целях и содержании образования; · в методиках, средствах, приемах, технологиях педагогического процесса; · в формах и способах организации обучения и воспитания; · в деятельности администрации, педагогов и учащихся. Вторая классификация нововведений в системе образования основана на применении признака масштабности (объема). Здесь выделяют следующие преобразования: · локальные и единичные, не связанные между собой, и · системные, охватывающие всю школу (или образовательное учреждение). Третья классификация осуществляется по признаку инновационного потенциала. В данном случае выделяют: · модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением (образовательной программы, учебного плана, структуры); · комбинаторные нововведения; · радикальные преобразования. Четвертая классификация нововведений основана на группировке признаков по отношению к своему предшественнику: · нововведения: замещающие, отменяющие, открывающие; · ретровведения. Рассматривая систему основных понятий педагогической инновации, можно выделить три блока в структуре инновационных процессов в системе образования. Первый блок – создание нового в педагогике. Здесь рассматриваются такие категории, как новое в педагогике, классификация педагогических новшеств, условия создания нового, критерии новизны, мера готовности к освоению и использованию нового, традиции и новаторство, этапы создания нового в педагогике, творцы нового. При этом большое значение имеет разработка категориального поля теории нового в педагогике («новое», «старое», «новшество», «инновации» и др.). Эти понятия изучает педагогическая инноватика. В понимании сущности инновационных процессов лежат две проблемы педагогики: 1. проблема изучения, обобщения, и распространения педагогического опыта; 2. проблема внедрения достижений психолого-педагогическогой науки в практику. Второй блок – восприятие, освоение и оценка нового: педагогическое сообщество, оценка и разновидности процессов освоения нового, консерваторы и новаторы в педагогике, инновационная среда, готовность педагогического сообщества к восприятию и оценке нового. Эти понятия изучает педагогическая аксиология.
Третий блок – использование и применение нового. В данном блоке изучаются закономерности и разновидности внедрения, использования и применения нового. Этот блок понятий связан с учением о внедрении, которое называется педагогической праксиологией. М.М.Поташник отмечает, что инновационный процесс в образовании имеет сложное строение, он полиструктурен (многообразен по своей структуре). Автор выделяет следующую иерархию структур: · деятельностная структура – совокупность компонентов: содержание – формы – методы – результаты; · субъективная структура – деятельность всех субъектов развития: директора, его заместителей, учителей, ученых, учащихся, родителей, спонсоров, методистов, преподавателей вузов, консультантов, экспертов, работников органов образования, аттестационной службы и др.; · уровневая структура – инновационная деятельность субъектов на международном, федеральном, региональном, районном (городском) и школьном уровнях; · содержательная структура – рождение, разработка и освоение новшеств в обучении, воспитательной работе, управлении школой и т. д.; · структура жизненного цикла, выражающаяся в этапности: возникновение (старт) – быстрый рост (в борьбе с оппонентами, рутинерами, консерваторами, скептиками) – зрелость – освоение – диффузия (проникновение, распространение) – насыщение (освоенность многими людьми, проникновение во все части учебно-воспитательного и управленческого процессов) – рутинизация – кризис – иррадиация (модернизация новшества); · управленческая структура – взаимодействие четырех видов управленческих действий: планирование – организация – руководство – контроль. Как правило, инновационный процесс в школе планируется в виде концепции новой школы или программы развития школы, затем организуется деятельность коллектива школы по реализации этой программы и контроль за ее ходом; · организационная структура инновационного процесса включает следующие этапы: диагностический, прогностический, собственно организационный, практический, обобщающий, внедренческий. По своей сущности инновационные процессы системны: они включают многие компоненты, но их простая сумма недостаточна без структурных связей и закономерностей, характеризующий инновационный процесс в целом.
5. Критерии педагогических инноваций: · Новизна Уровни новизны: абсолютная, локально-абсолютная, условная, субъективная, – отличающиеся степенью известности и областью применения (М.С. Бургин) · Оптимальность Введение инновации в педагогический процесс и достижение высоких результатов при наименьших затратах. · Результативность Значимость инновации оценивается по наличию положительных и продуктивных результатов. · Возможность творческого применения инноваций в массовом опыте.
Неэффективность внедрения педагогических инноваций определяется отсутствием в школах инновационной среды – определенной морально-психологической обстановки, подкрепленной комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы. Новизна изменений носит конкретно-исторический характер, то есть она может возникать раньше «своего времени», со временем стать нормой или устареть (относительный характер новизны). Рождаясь в конкретное время, прогрессивно решая задачи конкретного исторического этапа, новшество может быстро стать достоянием многих, нормой, общепринятой массовой практикой или устареть, стать тормозом развития в более позднее время.
Так, например, классно-урочная система обучения Я.А.Коменского, теория православного (религиозного) воспитания К.Д.Ушинского, опыт В.А.Сухомлинского, теория оптимизации процесса обучения Ю.К.Бабанского, опорные конспекты В.Ф.Шаталова и другие новшества были и остаются выдающимися идеями своего времени, и их нельзя рассматривать и тем более оценивать вне его.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.026 с.) |