Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сотворчество в обучении: психолого-педагогическая сущность.
Под сотворчеством учителя и ученика в процессе обучения будем рассматривать: а) совместную творческую деятельность, организованную в условиях и средствами обучения, и направленную на свободное раскрытие природных творческих потенций ученика и учителя; б) их совместные действия творческого характера и творческой направленности, которые развивают творческий стиль мышления, творческие способности, качества творческой личности и ученика и учителя. Сотворчество в обучении может быть выражено как коммуникативное, как познавательное, как интеллектуальное, как художественно-эстетическое и др., которое складывается при наличии определенных условий. В обучении имеет смысл говорить о сотворчестве учителя и ученика, которое развивает творческий стиль мышления, воображение, рефлексивные умения, культуру мышления. Основой сотворчества всегда выступает творческая составляющая. «Творчество – в прямом смысле – есть создание нового....Но понятие творчества предполагает личное начало …творчество – условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной или практической деятельности» (Батюшков Ф.Д.Творчество // Энциклопедический словарь Брокгаузена и Ефрона, 1901. – С.11). Исследователи креативности рассматривают ее развитие и проявление через четыре основных аспекта: креативную среду, креативную личность, креативный продукт, креативный процесс (в последующем тексте понятия «креативный» и «творческий» используются как аналогичные). Сотворчество учителя и ученика в педагогическом процессе имеет специфику, выраженную в том, что педагогический процесс как креативный может состояться лишь в креативной среде, которую поддерживает и создает лишь креативный педагог с целью создания условий для проявления креативности обучающимися, для получения совместного креативного продукта в обучении в виде творческих результатов и достижений учащихся. Приведем некоторый комментарий к этому тезису. В обучении как креативной среде креативность учителя и ученика проявляется через их личностные ощущения, размышления, знания, чувствования, действия, как поведение личности в относительном отсутствии угрозы и принуждения от окружения. Для проявления творчества нужна свободная, непринужденная обстановка, которая создается на учебном занятии на основе гуманного взаимодействия ученика с учителем и всей образовательной средой.
Учитель и ученик как субъекты сотворчества являются креативными личностями, когда в процессе обучения проявляют интеллектуальную активность в субъективно новом для них виде. По мнению Д.Б.Богоявленской, творчество является ситуативно-нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Экспериментально установлено, что активность на уровне творческого действия является общей основой, «единицей», не только интеллектуального, но и любого вида творческой деятельности (Максименко С.Д.). А творческой личности свойственны черты: самостоятельность в суждениях, уверенность в себе, способность находить привлекательность в трудностях («любовь к делу ради его трудности»), эстетическую ориентацию и способность рисковать. Креативным продуктом в обучении на основе сотворчества выступают творческие результаты и достижения учащихся, если они заключают в себе субъективную или объективную новизну (оригинальный способ решения задачи, нахождение альтернативного варианта решения ситуации, художественный текст, написанный учеником, поделки и др.). Сотворчество учителя и ученика в обучении представляет собой творческий процесс, когда в обучении создаются условия для таких мыслительных операций как комбинирование, аналогизирование, при этом главной является операция сравнения. Эти и другие приемы мышления служат инструментарием, с помощью которого реализуются замыслы воображения. Воображение как психологический процесс является основой творческого процесса благодаря способности оперировать и преобразовывать образы, создавать новые, неожиданные, непривычные сочетания и связи этих образов, что позволяет человеку представить результат труда от начала до конца. Воображение характеризуется как творческий акт благодаря его связи с мышлением. Имеющиеся у ученика знания способствуют формированию нового образа, что требует оценки, отбора, обобщения. Воображение и мышление взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга в познавательных актах. Воображение в процессе творческого познания выполняет роль одного из важнейших способов использования имеющихся знаний для получения новых знаний, переноса знаний с одной области на другую. Мышление в формировании образов воображения играет ведущую роль, так как отражает наиболее существенные, закономерные и общие связи действительности.
Исследования креативности (Дж.Гилфорд, В.Лоуэнфельд и К.Бейттел) позволили выявить следующие критерии: умение увидеть проблему; беглость, умение увидеть в проблеме как можно больше сторон и связей; гибкость как умение понять точку зрения, а также отказаться от усвоенной точки зрения; оригинальность, отход от шаблона; способность к перегруппировке идей и связей; способность к абстрагированию или анализу; способность к конкретизации или синтезу; ощущение стройности организации идей. В дидактической теории известна позиция: творчеству можно и должно учить, причем акцент делается на развитии равственно ориентированного творчества учащегося (И.Я.Лернер, И.К.Журавлев и др.). Дидакты отмечают, что школа не может готовить равно творческих людей, но она может помочь развитию природных задатков до их возможного для данного субъекта предела и превратить посильное творчество в личностную ценность (И.Я.Лернер, И.К.Журавлев // Современная дидактика: теория-практике / под ред. Лернера И.Я., Журавлева И.К. – М.:1993. – С.144).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.007 с.) |