Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Средства обучения и их классификация.
Средства обучения, или дидактические средства, – это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения. К материальным объектам относят материальные предметы, непосредственно воздействующие на органы чувств учеников и облегчающие процесс прямого и косвенного познания: учебники; пособия; модели; таблицы;средства наглядности; учебное оборудование; мебель;помещения и т.п. К идеальным объектам относят символьные, словесные, модельные заменители материальных объектов, а также усвоенные знания, умения, социальный опыт, т.е. средства духовной культуры, которые используются в учебном процессе. Например, к идеальным объектам Л.С. Выготский относил такие средства обучения, как речь, письмо, условные обозначения, произведения искусства и т.п. К ним также относятся и известные всем опорные сигналы и опорные конспекты В.Ф. Шаталова. Предметы духовной культуры как идеальные объекты очень важны для обучения. В процессе учебного познания они позволяют учащимся оттолкнуться от материальных предметов и через внешнюю речь переходить во внутреннюю речь, а от нее — к мышлению. Использование таких идеальных объектов, как символов и знаков, есть показатель развития мышления учащихся. С помощью знаков и символов учащийся мысленно преобразует объект изучения, переводит его в мыслительную сферу, осуществляя тем самым процесс познания. С другой стороны, через знаки происходит материализация мыслительных образов и операций, поэтому использование знаково-символических средств обеспечивает важное для процесса учебного познания и умственного развития ребенка соотношение между предметом изучения, его знаком (символом) и мышлением. Средства обучения выполняют следующие функции: 1) познавательная (средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте или явлении; позволяют наблюдать объекты и явления, не доступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств. Например, школьный микроскоп и телескоп позволяют увидеть объекты, не доступные невооруженному глазу); 2) формирующая ( средства обучения формируют или развивают познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу);
3) дидактическая ( средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность, интенсифицируют учебную деятельность). Все эти функции взаимно переплетены и выступают в учебном процессе в органическом единстве, дополняя друг друга. Выбор средств обучения определяется целью и задачами урока, содержанием учебного материала (его характером, степенью трудности, объемом и др.), применяемыми методами обучения, дидактико-методической компетентности учителя, материальным обеспечением обучения. В то же время начинающему учителю надо иметь в виду, что перегрузка урока наглядностью, разнообразными средствами обучения, особенно техническими, приводит к снижению эффективности процесса обучения за счет рассеивания внимания учащихся, отвлечения их на второстепенные и сопутствующие детали. Средства обучения условно разделяют на средства преподавания и средства учения. К средствам учения относятся и средства самообучения, например различные самоучители, научно-популярная литература, литература для внеклассного чтения, конструкторы типа «Сделай сам» и т.п. Однако это деление условное, так как многие из них используются и в учении и в преподавании. В современной дидактике средствам учения уделяется все большее внимание, так как они в значительной мере определяют эффективность обучения. Большой эффект дает таким образом организованная учебная деятельность, в ходе которой учитель совместно с учениками конструируют необходимые средства обучения. Например, в ходе урока при решении задачи разрабатывается общий алгоритм действий, фиксируемый затем в виде записей на плакате, в тетради и используемый при решении задач этого типа. Такой подход способствует повышению качества знаний, эффективному умственному развитию учащихся. Существует несколько классификаций средств обучения. 1. По характеру воздействия на обучаемых средства обучения систематизируются как: · визуальные — предметы, макеты, карты, диафильмы, слайды и т.п.;
· аудиальные (звуковые) — магнитофон, проигрыватель, радио и т.п.; · аудиовизуальные — телевидение, кинофильмы. 2. По степени сложности средства обучения делятся на простые и сложные. К простым средствам обучения относят: учебники, печатные пособия, карты, картины, диаграммы, модели, оригинальные предметы и т.п. К сложным — технические средства обучения: механические визуальные средства, аудиальные, аудиовизуальные, лингафонные кабинеты, дидактические машины, компьютеры и т.п. 3. По происхождению средства обучения группируют следующим образом: · натуральные, природные средства — предметы, непосредственно взятые из самой действительности (коллекции камней, растений и т.п.); · символические средства — они представляют действительность с помощью символов, знаков (рисунки, схемы, карты, графы, живое и печатное слово и т.п.); · технические средства — визуальные, аудиальные и аудиовизуальные средства (модели, лингафонные кабинеты, дидактические машины, компьютеры и т.п.). Приведенные классификации являются достаточно условными. Применение той или иной классификации необходимо с точки зрения дидактического описания процесса обучения.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.004 с.) |