Из истории организационных форм обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из истории организационных форм обучения.



Под организационной формой обучения (от лат. forma – внешний вид, наружное очертание) понимают внешне выраженную совместную деятельность педагога и ученика в процессе обучения, организованную в определенном порядке и режиме, и обусловленную целью, задачами, содержанием, методами, приемами, средствами обучения, а также видами деятельности.

По мнению Чередова И.М., форма организации обучения рассматривается как специальная конструкция, которая характеризует внешнюю сторону процесса обучения, обусловленную содержанием, методами, приемами, средствами обучения, видами деятельности, особенностями взаимосвязи педагог и учеников при работе над учебным материалом.

К оргформам обучения относятся: урок, факультатив, экскурсия, консультация, дополнительные занятия и т.п.

Формы организации обучения различаются: по количеству и составу учащихся (коллективные, групповые, ндивидуальные); по месту проведения (школьные, внешкольные); по продолжительности учебной работы (классные – урок; внеклассные).

1.1. От индивидуальной до дифференцированной формы обучения.

Исторически первой формой была индивидуальная (в первобытном обществе, в античных государствах, позже – в виде гувернерства, в семейном обучении), когда ученик общался с учителем один на один и все задания выполнял индивидуально. Например, сапожник брал себе ученика, который жил в его доме и обучался ремеслу.

К достоинствам этой формы обучения относится ориентация обучения на личность ученика, а к недостаткам: неэкономичность и непригодность для массового обучения. В настоящее время эта форма обучения используется в школе чаще как форма дополнительной работы (например, при работе с отстающими учениками) и при репетиторстве.

Постепенно, начиная с 15-16 веков, появилась индивидуально-групповая форма, когда учитель занимался с группой детей обычно разного возраста и уровня подготовленности, при этом учебная работа осуществлялась учителем с каждым учеником поочередно.

Развитие промышленности, торговли и культуры потребовало большого количества достаточно квалифицированных кадров, что породило потребность в массовом обучении. Постепенно на смену индивидуально-групповой форме обучения пришла новая система обучения – коллективная классно-урочная. Зародилась она в XVI в. в Украине и в Белоруссии в так называемых братских школах. Теоретические основы классно-урочной системы разработал в XVII в. чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский (книга «Большая дидактика»). Изобретение классно-урочной системы обучения было революционным явлением в образовании, которое иногда сравнивают с изобретением колеса в технике, поскольку оно открыло возможности всеобщего и относительно экономного обучения в обществе.

Достоинства этой формы обучения способствовали ее быстрому распространению, и сейчас она является преобладающей в школах во всем мире, как на Западе, так и на Востоке (характеристика системы – в следующем вопросе данной лекции).

В начале XIX в. в период бурного роста промышленности в Англии и Индии возникла бел-ланкастерская система взаимного обучения (авторы: священник А.Бел и педагог Д.Ланкастер независимо друг от друга пришли к этой системе в конце 18 в. - начале 19 в.). При этой системе более успевающие старшие ученики изучали материал под руководством учителя, а затем, получив инструкцию, обучали младших учеников. Это позволяло осуществлять массовое обучение детей малым количеством учителей: один учитель мог обучать 200—300 учеников разного возраста. Широкого распространения эта система не получила из-за того, что не обеспечивала необходимого уровня подготовки учеников: он был крайне низким.

В конце XIXв. в Германии в г.Мангейме возникла мангеймская школьная система (автор системы — немецкий педагог Й.А. Зиккингер (1858-1930), положившая начало дифференцированному обучению детей. Вшколе проводилось деление детей по уровню интеллектуального развития и создавалось четыре вида классов:

• основной (нормальный; 8 лет) – для детей со средними интеллектуальными способностями;

• поддерживающий (класс развития; 4 года) – для слабых, малоспособных учеников, которые обычно не заканчивают школу;

• вспомогательный (4 года) –для детей, отстающих в умственном развитии;

• переходной (класс иностранного языка; 6 лет) – для наиболее способных учеников, которые желали продолжать обучение в реальных школах и гимназиях.

Отбор детей производился на основе психометрических обследований, характеристик учителей и результатов экзаменов. Вначале предполагалось, что в процессе обучения учащиеся из более слабых классов по мере подготовленности смогут переходить в классы более высокого уровня. На практике таких переходов не наблюдалось из-за того, что такая система обучения не давала возможности слабым ученикам быстрее развиваться и достигать более высокого уровня. Впоследствии мангеймская школьная система подверглась критике, так как в ее основу было положено представление о решающем влиянии биопсихологических факторов на развитие человека. Сегодня элементы этой системы сохранились в школах США, где детей разделяют на классы способных учеников и медленно обучающихся, и в нашей стране, где в классы коррекции, или выравнивания, зачисляют детей с задержкой уровня общего развития и обученности с той целью, чтобы помочь им выйти на уровень, необходимый для последующего обучения в обычном классе.

С.Редди – основатель «новой школы». Школа С.Редди возникла в 1889 г. в Англии (близ г. Дерби). С. Редди (1858–1932) — английский педагог, представитель педагогического течения «новое воспитание» – направления педагогики, возникшего в странах Западной Европы в конце XIX — начале XX в., основатель «новой школы» в Аб-ботсхолме. Его сторонники (Ж.О. Декроли (1871–1932), Э.Демолен (1852–1907), А.Ферьер (1879–1960) и др.) взамен словесно-догматической школы открывали так называемые «новые школы» – загородные интернаты, в которых умственное воспитание детей сочеталось с занятиями искусствами, гимнастикой, сельскохозяйственным и ручным трудом. Учебно-воспитателъный процесс в школе С.Редди строился на принципе природосообразности, поэтому главной заботой педагогов являлась забота о здоровье детей: умственный труд – 5 часов, спорт и ручной труд – 4,5 ч., артистические занятия и развлечения –  2,5 ч., принятие пищи и свободное время – 3 ч., сон – 9 часов. Каникулы: летом – 7 недель, на Рождество – 4 недели, весной – 3 недели. В этой школе большое внимание уделялось умственному развитию, самостоятельности, побуждению интересов, спорту.

Дальтон-план или лабораторная система обучения. В истории педагогики известна еще одна форма обучения, которая и сегодня привлекает внимание педагогов, это – дальтон-план ( возник в н. XX в. в американском городе Дальтон, автор – Елена Па ркхерст). Е.Паркхерст (1887–1973) – американский педагог, последовательница М.Монтессори. В 1910 г. сформулировала лабораторный план учебно-воспитательной работы в школе, который в 1918 г. был применен в паблик скулз г. Дальтон и переименован в дальтон-план. В 1920–1942 гг. она возглавила частную школу (Дальтон-скулз), где реализовала разработанный план. Книга Е.Паркхерст «Обучение по Дальтон-плану» (1922) была переведена на 57 языков.

Дальтон-план обучения называют еще лабораторной системой обучения или системой мастерских. Дальтон-план – форма индивидуализированного обучения, приспособленная к возможностям и способно­стям каждого ученика. Обучение организовано так, что преобладает самостоятельная учебная деятельность ученика, а роль учителя состоит в организации этой деятельности. Вместо классов работают предметные лаборатории и мастерские, где ученики выполняют индивидуальные задания и могут получать помощь учителя, который постоянно там находится и выполняет роль консультанта, помощника.

В начале учебного года ученики получают задание по каждому предмету, которое рассчитано для выполнения на целый год: по месяцам, неделям и дням с указанием сроков выполнения и отчетов, а также – все необходимые учебные пособия и письменные инструкции по выполнению заданий. В обучении нет жесткого расписания, учащиеся сами выбирают в каком темпе, чем и когда заниматься. Предусмотрены и общие уроки-конференции по одному часу в день, а также групповые занятия гимнастикой, музыкой, домоводством. Контроль за выполнением учебного плана проводится регулярно; на каждого учащегося заводится специальная карточка и учитель ежемесячно вывешивает таблицу с результатами выполнения заданий.

В СССР дальтон-план широко применялся в 1920–1930-е г.г. под названием бригадно-лабораторного метода обуче ния. Учащиеся разбивались на группы (бригады), которые самостоятельно выполняли задания в лабораториях и мастерских, готовили доклады, решали задачи, а отчитывались об их выполнении коллективно. Роль учителя сводилась в основном к выдаче задания и к контрольным функциям. Резко снизился уровень подготовки учащихся, так как им было трудно самостоятельно справляться с заданиями без объяснения их учителем. Поэтому в 1932 г. в Постановлении ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» этот метод обучения был подвергнут критике, осужден как порочный и от него отказались.

К недостаткам дальтон-плана следует отнести и то, что знания учеников были мало систематизированы, часто фрагментарны, преобладает индивидуальная работа ученика над групповой и коллективной, а отчет о выполнений заданий организуется часто одним или несколькими учениками от имени всей группы. Достоинствами дальтон-плана являются: приспособление темпа обучения к реальным возможностям учеников, учет их индивидуальности, развитие самостоятельности и инициативы, умения пла­
нировать работу.

Метод проектов. Эту систему обучения создал в США профессор У.Х.Килпатрик (1871–1965) – американский педагог, ученик и последователь Дж.Дьюи, сторонник прагматической педагогики. Он разработал педагогическую систему «экспериментализма», опиравшуюся на философию прагматизма и психологию бихевиоризма. Отвергая традиционную школу, предлагал строить учебный процесс как организацию деятельности ребенка в социальной среде, ориентированную на обогащение его индивидуального опыта. Основные положения системы:

1) проект представляет собой комплексное сложное задание на разработку какой-либо темы;

2) проекты являются тематическими центрами, позволяющими соединить работу и учебу детей;

3) проекты увязываются с интересами детей и через практическую деятельность подводят их к познавательной деятельности.

Метод проектов получил достаточно широкое распространение в
20-х г.г. 20 века в советской школе. В основе системы лежала идея педагогической концепции Дж. Дьюи: «обучение путем делания». Идея У.Х. Килпатрика состояла в организации активной деятельности учащихся в социальном окружении. Вместо традиционных учебных предметов введены были проекты. Знания и умения учащиеся должны получать в ходе планирования и выполнения проектов, темы которых брались из жизненного окружения (например «Как миссис Джонс выращивает такие прекрасные Розы») и учитывали интересы учеников.

В США в 1920-е гг. на основе метода проектов обучалось до 35 тыс. детей в каждом американском штате. Однако уже тогда этот метод подвергся критике за то, что его абсолютизировали, хотя многие проекты не имеют образовательной ценности.

В советской школе метод проектов наряду с бригадно-лабораторным методом обучения был достаточно распространен в довоенное время и увязывался с практическими потребностями школы и учащихся (проекты еще называли комплексами). В ходе разработки того или иного проекта учащиеся получали сведения по разным учебным предметам. Например, работая над проектом «Отопление», они знакомились с существующими способами отопления жилых и производственных помещений, с видами топлива, изучали некоторые вопросы теплофизики, гидравлики, химии горения, черчения, геометрии и др. А такой проект, как «Электрификация коровника», требовал изучения вопросов не только из курса физики, электротехники, но и биологии, зоологии, ветеринарии и др.

Основной недостаток такой системы обучения – это то, что приобретаемые учениками знания эпизодичны и не систематизированы.

В последние годы метод проектов вновь привлекает внимание педагогов возможностью придать учебному процессу большую индивидуальную направленность, а ученику проявить инициативу в выборе проекта и его реализации.

Йена-план-школа – система организации работы школы, сочетающая индивидуализацию учебно-воспитательного процесса с коллективной деятельностью учащихся, разработана в 1920-х годах профессором Йенского университета П.Петерсеном (1884–1952). С конца 40-х годов 20 века открываются такие школы и детские сады сначала в ГДР, а затем в ФРГ, а затем складывается школьное педагогическое движение в Западной Европе. Особенности школ состоят в следующем:

1) классно-урочная система заменена «воспитательной общиной», в основе которой лежит уважение к личности ребенка в сочетании со свободой и самостоятельностью;

2) вместо классов созданы «штамм-группы» из детей четырех возрастов, каждая из которых имеет численность до 40 человек. В такой штамм-группе каждый год происходит ротация – старшие дети переходят в следующую штамм-группу, где они снова станут младшими. В таких группах старшие дети опекают младших, помогают им, командуют ими. Такая организация совместной учебы и общения детей разного возраста дает большой обучающий и воспитательный эффект;

3) в расписании занятий предусмотрено чередование уроков математики, музыки, немецкого языка, рисования, родиноведения, обществоведения. Через каждые 2–3 урока, проведенные в кабинетах и лабораториях, вся штамм-группа собирается вместе в своей комнате, где проводится самоподготовка и взаимопроверка заданий, обсуждение и выполнение домашних заданий, обмен впечатлениями;

4) домашние задания даются сразу на неделю комплексно. Виды домашних заданий: решение задач и примеров; сочинения, подготовка рассказов, изготовление поделок, рисунков. Часть заданий объединена единой темой, например «Осень в горо­де», имеются и задания-проекты;

5) внутри штамм-группы создаются микрогруппы по интересам, а также группы для парной взаимопроверки получаемых заданий;

6) учебный день состоит из учебных занятий, выполнения трудовых заданий, бесед, игр, подготовки к праздникам и т.п.;

7) каждая штамм-группа выпускает свой красочно оформленный календарь на год с описанием состава группы, плана работы на год, увлечений и интересов детей.

Кроме обычных методов обучения в такой школе широко применяются: исследовательский метод, дидактические игры, групповая учебная работа, совместная работа детей разного возраста. Содержание и методы обучения направлены на организацию развивающего обучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.201.235 (0.025 с.)