Классификация и структура уроков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация и структура уроков



Попытки классификации уроков предпринимались с возникновения классно-урочной системы. Например, Я.А.Коменский в качестве основного выделял комбинированный урок с четырехзвенной структурой, К.Д.Ушинский классифицировал уроки по характеру учебной деятельности.

В современной дидактике существует несколько классификаций уроков, каждая из которых берет за основу какой-либо признак. Например, уроки классифицируют: по дидактическим целям, по применяемым методам обучения, по способам организации учебной деятельности и др. Наиболее приближенной к реальным нуждам учителей является классификация уроков по дидактической цели, которая определяет построение всего урока.

По дидактической цели уроки подразделяются на следующие типы:

· вводный урок;

· урок изучения нового материала;

· урок формирования умений и навыков;

· урок обобщения и систематизации знаний;

· урок практического применения знаний;

· урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков;

· комбинированный урок.

Структура урока — совокупность элементов урока, обеспечивающих его целостность и сохранение основных характеристик при различных вариантах сочетания. К этим элементам относятся: организация начала урока, постановка цели и задач урока, объяснение, закрепление, повторение, домашнее задание, подведение итогов урока.

Урок изучения нового материала. На этом уроке учащиеся овладевают новым учебным материалом. При этом им приходится усваивать новые понятия, новые идеи, осмысливать и осваивать их. Учителю необходимо в ходе урока организовывать первичное закрепление материала, формировать умения и навыки. Структура такого урока обычно состоит из следующих этапов:

· организационный момент;

· опрос учащихся по пройденному материалу;

· мотивация учащихся к изучению нового материала;

· изучение нового материала;

· первичное закрепление нового учебного материала;

· подведение итогов и запись домашнего задания.

Урок формирования умений и навыков. В ходе такого урока обычно решается несколько дидактических задач:

· повторение и закрепление изученного материала;

· применение знаний на практике;

· формирование умений и навыков;

· контроль и коррекция формируемых умений и навыков.

Типичными видами подобных уроков являются:

· практические работы;

· самостоятельные работы;

· лабораторные работы;

· уроки-семинары.

Структура этих уроков отличается большим разнообразием и определяется частными дидактическими задачами на каждом его этапе. В ходе каждого такого урока учителю приходится выполнять большой объем работы по организации и управлению учебной деятельностью учащихся, так как обычно у них существует различный уровень сформированности необходимых умений и навыков, различна и скорость их формирования.

Урок обобщения и систематизации знаний. На таком уроке обычно ставятся две дидактические цели – проверка усвоения главного учебного материала на уровне обобщения и проверка знаний по всему программному материалу, относящемуся к отдельной теме, разделу, учебной четверти или учебному году. На этих уроках учитель показывает важность ключевых вопросов учебного материала, его связь с другими разделами курса, место в системе знаний по предмету. Обычно о проведении такого урока учащиеся информируются заранее, дается подготовительное домашнее задание, указываются вопросы для повторения. Типичными видами подобных уроков являются уроки-семинары, которые обычно проводятся в старших классах. Хорошие результаты дает построение различных обобщающих схем и таблиц, использование опорных конспектов и различного вида сверток информации и т.п.

При составлении учебных заданий на обобщение и систематизацию знаний учитель должен соблюдать следующие требования:

1) выделять и указывать признаки, на основе которых должно идти обобщение;

2) включать в систему заданий все типичные основные случаи в пределах заданной области обобщения. При этом сначала следует выдавать задания, содержащие наиболее отличающиеся случаи, а затем – с похожими ситуациями;

3) решать задачи как с положительными, так и с отрицательными и неопределенными ответами.

Урок практического применения знаний. На уроках этого типа решаются задачи закрепления ранее усвоенных знаний, применение знаний на практике, формирование умений инавыков. Видами такого типа уроков являются: урок – самостоятельная работа, урок – практическая работа, урок – лабораторная работа, урок – экскурсия. Методика проведения лабораторных работ по различным учебным предметам достаточно хорошо разработана. При проведении других уроков этого типа учителю необходимо тщательно подбирать дидактический материал с учетом индивидуальных различий учащихся в классе, так чтобы все они были загружены работой в меру своих познавательных возможностей. В структуре уроков такого типа обычно присутствуют:

· повторение;

· закрепление;

· применение знаний в несколько измененной ситуации;

· элементы контроля и систематизации знаний.

Урок контроля и коррекции знаний, умений. В структуре такого урока присутствуют:

· вводная часть в виде инструктажа учителя о предстоящей работе;

· основная часть по выполнению предложенного задания, включающая оперативный контроль и консультации учителя;

· заключительная часть с анализом типичных ошибок и коррекцией усвоенных знаний, умений и навыков

Основной тип урока — комбинированный, в структуре которого в большинстве случаев присутствует довольно значительный объем самостоятельной работы в виде различных упражнений и работы с книгой. Особенностью этой самостоятельной работы является то, что она выполняется учениками без участия учителя или при его минимальном участии. Преимущества такого типа урока состоят в том, что учитель может строить обучение на всех этапах. Недостатки комбинированного урока состоят в том, что в его ходе учителю часто не хватает времени на опрос, на усвоение новых знаний и на их закрепление.

В заключение необходимо отметить, что описанные выше типы уроков в чистом виде почти не встречаются, за исключением комбинированного урока. В каждый тип урока вплетаются элементы уроков других типов, однако доминирует какая-либо одна дидактическая функция. Кроме того, на уроке решаются и воспитательные задачи, которые не всегда могут найти отражение в структуре существующих типов уроков.

В последние годы в школе появилась тенденция проводить интегрированные уроки. Подобный урок характеризуется тем, что на нем изучается учебный материал, относящийся к разным предметам, но объединенный одной общей темой. Преимуществом такого построения обучения является то, что позволяет с разных сторон познавать тот или иной предмет, увидеть его в разносторонней целостности. Например, известны интегрированные курсы физики, химии и биологии.

Урок в малокомплектной школе. Малокомплектная школа– это школа с небольшим числом учащихся, поэтому в ней организуют классы из детей разного возраста с малой наполняемостью. В такой школе один учитель работает одновременно с несколькими классами. Малокомплектные школы чаще всего бывают начальными, но могут быть неполными, создаются как правило, в сельской местности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.006 с.)