Коллективная система обучения: от А. Г. Ривина до Л. Трампа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коллективная система обучения: от А. Г. Ривина до Л. Трампа.



В 1918 г. учитель А.Г.Ривин в сельской школе под Киевом провел интересный опыт коллектив ного обучения учеников. Он в течение года обучал 40 детей разного возраста – от 10 до 16 лет. Ученики работали индивидуально, в парах и в микрогруппах: изучали материал по учебникам, конспектировали их, решали задачи, разучивали стихотворения, готовили доклады, отчитывались в приобретенных знаниях перед учителем и друг перед другом. Изучив какую-либо тему, ученики объясняли ее другим членам группы, а также сами получали объяснения своих товарищей. Обычного расписания занятий и традиционных уроков не было.

В результате такого обучения за один год каждый ученик успел освоить программу трех-четырех классов обучения. Коллективное самообучение разновозрастных детей при руководящей роли учителя способствовало быстрому и эффективному развитию учеников: малоразвитые сельские подростки за один год научились логически мыслить, анализировать тексты, доказывать и рассуждать. А.Г. Ривиным были разработаны следующие методики работы в условиях коллективной системы обучения:

· изучение текстового материала;

· взаимообмен заданиями;

· решение задач и примеров по учебнику;

· взаимные диктанты;

· разучивание стихотворений в сменных парах;

· выполнение упражнений в парах;

· изучение иностранного языка.

Однако этот опыт коллективного обучения не был тогда свое­временно замечен и оценен.

В наше время коллективный способ обучения разрабатывает и успешно использует профессор Красноярского института повышения квалификации работников образования В.К.Дьяченко. Им была разработана технология коллективного способа обучения. Наибольший педагогический эффект достигается при следующем соотношении способов обучения: 60–70% – коллективные способы и 30–40% –групповые. Групповое обучение может происходить в парах; в группах учеников, сидящих вместе; в маленькой команде; при выполнении заданий для всего класса.

Технология группового обучения включает в себя следующие моменты:

организация групп с учетом уровня знаний, взаимоотношений, темперамента, навыка общения, наличия лидера в группе и т.п.;

групповая работа учеников должна выполняться по определенным правилам, которые следует строго выполнять всем ученикам;

распределение заданий по группам с указанием времени на их выполнение;

при работе в группе каждый ученик должен знать свою роль, полученную задачу, цель всего урока;

после выполнения заданий учитель комментирует их выполнение, подводит итоги работы на уроке.

Групповое обучение позволяет эффективно активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке за счет изменения позиции и роли ученика в учебном процессе. Групповая работа перестраивает позицию ученика, изменяет его установки, ориентиры и цели учения. Он переходит на новый уровень своей учебной деятельности и новые формы взаимоотношений с учителем и другими учениками. Новые формы работы не позволяют ученику оставаться пассивным в процессе обучения, стимулируют сотрудничество, взаимопомощь, взаимодействие. Сам В.К.Дьяченко считает, что групповая система обучения – наиболее демократична, позволяет успешно решать все болевые проблемы существующей системы образования.

В середине 50-х годов XXв. в США профессором Л.Трампом был разработан новый способ использования высококвалифицирован ных учительских кадров и максимальной стимуляции индивидуальной работы учащихся, получивший название «План Трампа». Он еще имеет название «Обучение в коллективах». По этому плану в школе вводятся три формы организации учебной работы:

· индивидуальная работа в учебных кабинетах и лабораториях

· групповая – по 10–15 человек;

· лекционная – для 100–150 человек.

На лекции отводится около 40% учебного времени, на занятия в группах – 20%, для индивидуальной работы в кабинетах и лабораториях – около 40%. Обычных классов и традиционных уроков нет, а состав групп учащихся часто меняется. Лекции читаются профессорами и высоко­квалифицированными преподавателями с использованием современных технических средств обучения. Затем материал лекции прорабатывают и обсуждают в небольших группах учащихся и на семинарах под руководством рядового учителя. Индивидуальная работа проводится в учебных кабинетах и лабораториях. Широко применяется сочетание индивидуальной работы учащихся с коллективной и массовой.

Таким образом, попытки педагогов создать форму организации обучения, альтернативную классно-урочной системе обучения, приводили к появлению ряда организационных форм обучения, известных сегодня в педагогической теории и вызывающих интерес школьных учителей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.004 с.)