Понятие педагогической (дидактической) системы и анализ ключевых концепций её построения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие педагогической (дидактической) системы и анализ ключевых концепций её построения



Системный подход к решению педагогических (дидактических) проблем широко представлен и реализован в трудах С. Архангельского, Ю.Бабанского, В. Беспалько, Л. Викторовой, В. Загвязинского, И. Исаева, Т.Ильиной, Ю. Конаржевского, Ф. Королева, Н. Кузьминой, А. Куракина, Л.Новиковой, Л. Панчешниковой, Г. Серикова, О. Сидоркина, В.Сластенина, Ю. Сокольникова, П. Фролова и др. Однако несмотря на широкое внедрение идей системного подхода в современную педагогическую науку, удивляет факт отсутствия четко сформулированного понятия «педагогическая система», нет единого представления о ее структуре и функциях. Мы поддерживаем мнение П. Соколова, который еще в 1916 году отмечал, что «(…) ознакомление с педагогическими системами полезно для воспитателей, в том отношении, которое способствует наработке и у них целостного педагогического взгляда, цельной педагогической системы. Необходимо знать, что в воспитании важна система педагогических действий и влияний». В свете указанного проанализируем развитие понятия «педагогическая система» и концепции ее структурного построения, которые представляют интерес для содержательной и структурной характеристики дидактической системы высшей школы.

Первую попытку определить понятие «педагогическая система» сделал украинский педагог Я. Мамонтов еще в 20-х годах ХХ века: это «система научных утверждений, которая трактует и координирует для определенной цели основные педагогические факторы (педагог, ученик, дидактический материал) и устанавливает их отношение к данной общественной среде». Ученый был убежден, что «(...) в научно-обоснованной системе воспитания должна быть определенная целевая установка и соответствующая ей интерпретация основных педагогических факторов. Отсутствие любого из этих необходимых элементов делает педагогическую систему неполной или незаконченной, а механическое объединение разнородных частей (…) свидетельствует о ее логической невыдержанности. Отсюда мы можем сделать вывод, что цель воспитания есть организационный момент в образовании всякой педагогической системы, и потому в характеристике разных педагогических направлений целевая установка их должна быть одним из главнейших признаков». Особенно важным для дидактики высшей школы является то, что, рассматривая существование педагогической системы как целостности, «которая ни в коем случае не может являть собой случайную смесь разных педагогических идей, методов», Я. Мамонтов акцентировал внимание на ее отношениях с обществом и государством. «Педагогическую систему нельзя считать законченной, когда неизвестны ее отношения с социальным окружением», – отмечал.

В дальнейшем понятие «педагогическая система» длительное время не включалось в концепции развития образования и подменялось другими определениями. Так, С. Архангельский подменяет понятие «педагогическая система» такими определениями, как учебный процесс, система учебного процесса, а ведущими компонентами этой системы в высшей школе считает содержание, средства, формы и методы обучения, учебную работу студентов, учебную и научную деятельность преподавателей.

Ю. Бабанский также подменяет понятие «педагогическая система» на целостный педагогический процесс, который необходимо рассматривать двояко: с точки зрения «состава системы, в которой функционирует процесс, и состава самого процесса». В составе системы обучения ученый выделяет такие элементы – педагоги и другие субъекты обучения и воспитания, ученики, условия обучения; в составе процесса обучения – цель, содержание, формы и методы организационной деятельности, методы эмоционально-волевого стимулирования, контроль, анализ, оценка результатов.

В рамках собственной концепции, которая основывается на системно-структурном подходе, Т. Ильиной в качестве педагогической системы рассматривается и учебный процесс, и средства, методы и организационные формы обучения. Среди элементов системы обучения нею называются: учебный материал, ученик, учитель, учебные пособия и различные технические средства обучения.

Попытку дать определение понятию «педагогическая система» сделал В. Беспалько, утверждая, что этим понятием «преодолевается внешняя беспредметность педагогической науки: педагогическая система и есть ее предмет. Его полноценному исследованию и будет обязана своим будущим становлением и развитием педагогика как наука». Педагогической системой он считает «систему, в которой протекают педагогические процессы»; это замкнутая структура, которая имеет соответствующую функцию, которая задается социальным заказом, и выступает как главная подсистема образовательной системы. В ее состав он включает шесть элементов: ученики, цели обучения, содержание обучения, процессы обучения, организационные формы обучения (дома, помещения, их учебное оснащение, режим и формы работы), средства обучения (учителя, учебники, технические средства обучения).

Ключевое место в теории педагогических систем принадлежит концепции Н. Кузьминой, которая и сегодня является основной, а данное нею понятие «педагогическая система» вошло в педагогическую терминологию. Педагогическая система – это «множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей». Структурные компоненты – это основные базовые характеристики педагогических систем, совокупность которых образует факт их наличия и отличает от всех других (не педагогических) систем; это цели обучения, содержание (учебная информация), средства педагогической коммуникации (формы, методы, средства обучения), субъект (учитель), объект (ученик) [Там же, с. 10-12]. Функциональные компоненты – это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности руководителей, педагогов, учащихся и тем самым обусловливающие движение, развитие, совершенствование педагогических систем и вследствие этого их устойчивость, жизнестойкость, выживаемость; это гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский функциональные компоненты.

Базовым для дидактической системы высшей школы считаем определение педагогической системы, сформулированное Л. Викторовой на основе ведущего принципа организации системы – целостности. «Педагогическая система – это упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, образующих целостное единство, подчиненное целям воспитания и обучения». Осуществляя дальнейшую разработку концепции Н. Кузьминой, Л. Викторова прибавила к компонентам педагогической системы еще два компонента: к структурным – результат, аргументируя это тем, что «критерием эффективности деятельности системы может быть только уровень успешности той системы, для которой готовится учащийся, будь то школа, вуз или производство»; к функциональным – коррективный (регулирующий) компонент – для «коррекций промежуточных отклонений частных результатов от частных целей и отклонений конечного результата от начальных целей».

Далеко не полное рассмотрение всего многообразия концепций, в которых разрабатывалось понятие педагогической системы (и ее структура), свидетельствует о проявлении разной степени познания его сущности и субъективизме авторов. На основе наиболее продуктивных концепций Н. Кузьминой и Л. Викторовой современные исследователи (И. Васильев, В. Володько, В. Докучаева, А. Ковалёв, В. Лазарев, О. Новиков, Л. Спирин, В. Сериков и др.) продолжили реконструкцию структуры педагогической системы с учетом современных педагогических инноваций и парадигм.

На основе комплексного анализа разнообразных подходов к понятию «педагогическая система», а также опираясь на мнение А. Сидоркина, что сущность педагогической системы заключается не в соотношении содержания и формы деятельности людей, а в соотношении этой деятельности в целом с педагогическим результатом, дадим определение дидактической системы высшей школы – это направленное на конкретный педагогический (дидактический, образовательный) результат упорядоченное по определенным признакам множество взаимосвязанных компонентов, которые образуют управляемую целостность, объединенную общей целью функционирования.

Структурными единицами (компонентами) дидактической системы высшей школы обязательно должны быть пять указанных компонентов: 1) целевой (цель, задачи, результат); 2) содержательный; 3) технологический (методы, приемы, организациооные формы, средства, педагогические технологии); 4) субъектный (преподаватели вуза и студенты); 5) объектный (педагогическое взаимодействие преподавателей и студентов в образовательном процессе). В свою очередь каждый из отмеченных компонентов дидактической системы выступает в качестве сложной подсистемы.

Дидактическую систему как целостность можно характеризовать в том случае, когда ее компоненты являются реальной совокупностью взаимодействующих элементов, направленных на достижение соответствующей цели. На наш взгляд, важным показателем целостности системы является наличие соответствующей целенаправленности всех компонентов системы в том понимании, что каждый элемент действует для достижения одной цели, которая стоит перед системой как целым. Однако и основная цель достигается через реализацию целей элементов и подсистем.

Следовательно, системообразующим компонентом дидактической системы определяем цель, которая будет объединять другие компоненты системы разнообразными функциональными связями (связями координации, превращения, функционирования, развития, управления, а также генетическими и структурными связями). Именно поэтому дидактическую систему в высшей школе следует строить, учитывая: в какой мере цели системы отвечают социальному заказу; как цель реализуется в содержании (учебных программах, учебниках, материале занятий и т. п.); в какой мере отвечают целям системы средства, формы и методы учебной и социально-гуманитарной работы; отвечает ли целям системы имеющийся контингент студентов; в какой мере отвечает целям уровень профессиональной подготовки преподавателей вуза, которые работают со студенческим контингентом; насколько целенаправленно определены действенные пути и направления работы, отвечают ли они принципу субъект-субъектного взаимодействия и как связаны с социальной средой. Все вышерассмотренное наглядно подтверждает, что целостность дидактической системы высшей школы будет обеспечиваться взаимодействием всех элементов системы, согласованностью и направленностью всех их функций и целенаправленностью действий.


Лекция №1

Тема: Дидактика как наука и учебный предмет

План лекции

1. Предмет, функции и задачи дидактики как науки.

2. Основные категории и понятия дидактики.

3. Связь дидактики с другими науками.

4. Дидактика как учебный предмет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.29 (0.009 с.)