Дидактические знания носят системный, универсальный и нормативный характер. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактические знания носят системный, универсальный и нормативный характер.



Системный характер знаний дидактики объясняется тем, что процессу обучения свойственна совокупность инвариантных черт, придающих постоянство многим характерным связям между сторонами обучения и их взаимодействию, что позволяет рассматривать дидактические знания в определенной иерархии. Так в дидактике сложились блоки знаний: цели, содержание образования, его функции в формировании личности, способы усвоения, методы обучения, формы их, организационные формы обучения, технологии обучения, результаты обучения, которые образуют систему взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимовлияющих факторов образовательного процесса.

Универсальный характер дидактических знаний заключается в их универсальном (общеобучающем) значении, в необходимости их применения там, где имеет место обучение (детский сад, школа, вуз и др.).

Нормативный характер связан с тем, что использование многих теоретических дидактических знаний является нормой в организации образовательного процесса любого образовательного учреждения.

Концептуальные основания дидактики, по мнению Б.С.Гершунского и Н.С.Розова, заключаются в следующих принципиальных положениях:

· вариативность, т.е. теоретическое признание объективного многообразия технологий обучения и их практической реализации;

· фундаментальность, предполагающая направленность на обобщенные и универсальные знания, формирование общей культуры и развитие научного мышления;

· индивидуализация, обусловленная потребностью в нерегламентиро­ванных, творческих видах деятельности в соответствии с особенностями каждого отдельного индивида;

· теоретизация, которая относится к общему содержанию образования и к статусу компонентов преподаваемых знаний;

· плюрализация, связанная с необходимостью принимать решения в условиях множественности образования мира;

· аксиологизация, предполагающая систематический учет возможных ценностных ориентации и систем;

· гуманизация, основанием которой является индивидуально-личностная, ценностно-смысловая, культурологическая и деятельностная ориентация субъектов учебного процесса;

· целостность и интеграция как содержательного, так технологического компонентов образовательного процесса, ориентирующихся на восприятие системно-структурированного знания на основе интеграции материалов из различных научных сфер, наличие междисциплинарных связей и зависимостей.

Дидактика ставит три ключевых вопроса и отвечает на них в дидактических исследованиях и их теоретическом осмыслении.

Для чего обучать? — Цели образования, связанные с мотивационно-ценностными ориентациями субъектов образовательного процесса.

Чему обучать? — Определение содержания образования, разработка образовательных стандартов, учебных программ и методического сопровождения к учебному процессу.

Каким образом (как?) обучать? — Отбор дидактических принципов, методов, технологий и форм обучения, соответствующих современным требованиям к организации образовательного процесса.

Таким образом, современная дидактика, имея более чем трехсотлетнюю историю развития, продолжает разрабатывать наиболее общие теоретические проблемы организации процесса обучения и образования с целью нормативно-прикладного обеспечения современной практики образовательного процесса.

Основные понятия и научные категории в дидактике.

Основными категориями дидактики являются: процесс обучения, принципы дидактики, содержание обучения и образования, формы и методы организации учебной деятельности; каждая из них находится во взаимосвязи с другими и рассматривается как часть, элемент целостной научно-дидактической системы.

Базовые понятия дидактики: образование, обучение, преподавание, учение.

Образование рассматривают как: а) систему, б) процесс; в) результат; г) ценность.

Под образованием сегодня понимают интегративный и многогранный процесс и результат приобщения личности к культуре, социальному опыту, духовной и информационной сферам и – целостного становления личности.

В современном образовании наблюдаются такие тенденции:

· демократизации (расширение прав и свобод всех субъектов образовательного процесса);

· гуманизации (постепенный переход к гуманистическому образовательному процессу через очеловечивание всех его проявлений и сторон);

· гуманитаризациии (увеличение удельного веса гуманитарных знаний: о человеке, его способностях, отношениях, возможностях и очеловечивание знания с целью духовного развития обучающихся);

· диверсификации (наличие многовариантности в образовательном пространстве: многообразие учебных программ, учебников, типов учебных заведений и др.);

· индивидуализации и дифференциации обучения;

· непрерывности образования;

· альтернативности образования (возможность выбора разных форм обучения: в государственном образовательном учреждении, дистанционное обучение, экстернат, индивидуальное обучение и др.);

· повышение роли и престижа образования (для общества в целом и для каждого человека в отдельности).

Образование как система – это специально организованная в обществе система условий и учебно-образовательных, методических и научных органов и учреждений, необходимых для развития человека.

Обучение – это специально организованный, педагогически целенаправленный процесс взаимосвязанной деятельности обучающего и обучающегося, направленный на усвоение обучающимся содержания образования (системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, жизненных ценностей и мировоззренческих идей).

Преподавание – это деятельность обучающего (учителя) по организации усвоения учащимися содержания образования.

Учение – это деятельность обучающегося (ученика) под руководством учителя, обеспечивающая усвоение им содержания образования.

3. Связь дидактики с другими науками. Дидактика связана:

· с философией; с гносеологией (теорией познания), что позволяет найти методологическоеобоснование дидактическимявлениям и исследованиям);

· с физиологией (позволяет понять механизмы управления физическим и психическим развитием учащихся);

· с педагогической, возрастной, социальной психологией, с психологией личности ( объясняют основные подходы к развитию личности в процессе обучения);

· с психологией познания (усвоения, творчества, познавательных процессов и др.);

· с историей ( общей и историей образования);

· с лингвистикой ( посредством общих закономерностей обучения языкам в зависимости от учебных целей, задач и характера изучаемого материала в условиях моно- и билингвизма );

· с математикой (используются математические методы исследования);

· с кибернетикой ( наукой об управле­нии сложными динамическими системами по восприятию, хранению и переработке информации с целью моделирования и исследования психолого-педагогических процессов);

· с социологией ( используются социологические методы исследования).

Дидактика связана с частными методиками, так как является основой для формирования предметных методик (частных дидактик), так как содержит конкретные технологии их практической реализации.

 

4. Дидактика как учебный предмет позволит будущему педагогу:

· усваивать знания: а) концептуального характера (основные дидактические понятия, закономерности, теории и т.д.); б) нормативно-прикладного характера (реализация дидактических принципов и правил позволяет строить процесс обучения на нормативной основе);

· развивать общедидактические умения (постановка дидактической цели и задач, выбор метода обучения, определение типа урока и т.д.): репродуктивные, конструкторско-вариативные, креативные;

· проявлять ценностное отношение к различным сторонам педагогической деятельности, связанной с организацией обучения;

· развивать общепедагогические умения (организаторские, коммуникативные, перцептивные и др.);

· развивать рефлексивные умения;

· формировать информационно-коммуникативные компетенции и др.

Изучение дидактики организуется в формах: лекции, семинарские занятия, педагогические исследования.


Лекция №2

Тема: Процесс обучения: сущность, движущие силы, двусторонний характер, логика

План лекции

1. Понятие и сущность процесса обучения

2. Движущие силы процесса обучения.

3. Структура и логика процесса обучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 1359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.12.205 (0.01 с.)