Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Детско-родительские отношения «глазами родителя» и «глазами ребенка»
Как правило, изучение детско-родительских отношений, представляющих собой двухполюсную структуру, образуемую двумя, точками зрения на
них — родителя и ребенка, — выстраивается в плоскости лишь одной из указанных точек зрения. Однако активность самого ребенка в построении и развитии детско-родительских отношений и детерминации особенностей этих отношений достаточно велика и особенно резко возрастает в подрост- ковом возрасте [А. Фрейд, 1993; Кле, 1991; Крайг, 2000; Goodnow, 1992]. Образ детско-родительских отношений «глазами подростка» становится важнейшим условием их трансформации и развития, определяя образова- ние новых границ семейной системы и правил ее функционирования. Так, учеными [Demo, Small, Savin-Williams, 1987] была проанализирована сте- пень совпадения представлений подростков и родителей в 139 детско-ро- дительских диадах. В большинстве сфер была обнаружена статистически значимая согласованность представлений о детско-родительском взаимо- действии, причем максимальное совпадение — в области оценки коммуни- кативной активности. Вместе с тем оказалось, что подростки и родители по-разному оценивают степень удовлетворенности своими отношениями. Матери, например, почти в два раза чаще описывают их как удовлетвори- тельные, чем подростки [Thornton etal., 1995]. Мальчики оказались более удовлетворены ими, чем девочки. Возможными причинами такого неожи- данного результата называются более жесткая система требований, предъ- являемых девочкам родителями, более низкий уровень автономии от роди- телей, большие ожидания в отношении родительского поведения и сотрудничества с ними. В целом же удовлетворенность детско-родитель- скими отношениями в подростковом возрасте определяется характером со- трудничества — признанием и реализацией принципа равенства сторон. Опыт психологического консультирования по проблемам развития и воспитания в детском и подростковом возрасте обнаруживает серьезные нарушения и деформации различного типа образа детско-родительских отношений в семьях, испытывающих значительные трудности в общении и взаимопонимании. Знание особенностей восприятия детьми и подрост- ками этих отношений, определяющих их общение и взаимодействие с ро- дителями, позволит определить закономерности их развития, осущест- вить необходимую интервенцию с целью коррекционного на них воздействия, оптимизации этих отношений и перестройки на качественно ином уровне.
На основе полученных в ходе консультирования данных об особеннос- тях детско-родительских отношений были выделены следующие критерии: •симметричность (взаимность) образов детско-родительских отноше- ний «глазами подростка» и «глазами родителя»; • степень адекватности образа детско-родительских отношений, опреде- ляющая меру взаимопонимания партнеров; § 16. Психологические особенности отношений родителей с детьми-подростками 225
• психологическая готовность к изменению образа детско-родительских отношений и к работе над реальным изменением взаимодействия с партне- ром в рамках этих отношений. Соответственно были названы следующие типы соотношения детско- родительских позиций: •в рамках сохранения взаимной согласованности (симметричности) образов — враждебно-отчужденный, властно-доминантный, поисковый, кооперативно-направленный, комплементарный; •в рамках асимметричности образов: искаженный. Враждебно-отчужденный тип характеризуется тем, что оба партнера воспринимают свои отношения как отношения эмоционального отверже- ния или амбивалентности, низкой заинтересованности друг в друге и значи- тельной личной дистанцированности. Для подростков характерны: высокая степень автономизации и низкий уровень включенности в функционирова- ние семьи; установка в отношении родителей как «чужих людей»; часто де- монстративный «уход» из семьи — отказ от общения с родителями, вплоть до отказа садиться вместе за стол обедать; негативизм и открытый протест в отношении любых попыток родителей контролировать их деятельность; са- мостоятельное решение всех своих проблем без обращения за помощью к родителям; скрытность и отказ посвящать родителей в свои жизненные пла- ны. Для родителей характерны эмоциональная холодность, амбивалент- ность или эмоциональное отвержение подростков, предпочтение младших детей, открытое осуждение подростков как «неблагодарных и бесчувствен- ных», обвинение их в прагматизме и корысти. Как правило, данному типу отношений свойственны реализм в восприятии детско-родительских отно- шений, адекватное понимание установок партнера на взаимодействие при крайне низкой готовности к работе по изменению характера этих отноше- ний. Мотивом обращения родителя в психологическую консультацию час- то является получение от консультанта эмоциональной поддержки и под- тверждения правоты его негативной оценки подростка. Для обоих партнеров характерно желание ограничить контакты и общение. Инициати- ва родителей зачастую связана скорее со стремлением оправдать себя с точ- ки зрения социальных стандартов, как «хорошего родителя», а не желанием действительно что-то изменить в этих отношениях. Враждебно-отчужден- ный тип констатируется преимущественно для отношений мать—сын и складывается задолго до подросткового возраста, вбирая в себя опыт эмоци- онального отвержения и нарушений протекции.
Властно-доминантный тип, напротив, характеризуется высокой степе- нью стремления к контактам и взаимодействию, как родителя, так и подро- стка, когда цель для обеих сторон — установление господства и навязыва- ние своей воли и решений оппоненту. В основе поведения подростка — гипертрофированный мотив утверждения взрослости и своего права на принятие решений, обостренная чувствительность к отношению родителя, 226 Глава 3. Детско-родительские отношения
уважению им своих прав и, как следствие, протестное поведение и попыт- ка принуждения родителя к навязываемому поведению. Родитель в своих установках, как и подросток, стремится во что бы то ни стало сохранить свою власть и использует для этого любые средства силового давления. Для такого типа отношений характерна крайне высокая конфликтность, где каждый из участников любой ценой стремится выйти победителем и сохранить последнее слово по любому самому ничтожному вопросу. Часто, впрочем, встречаются положительное эмоциональное отношение и симпа- тия друг к другу, однако возможности выражения этих чувств при затяж- ном хроническом конфликте оказываются крайне ограниченными. В таком типе отношений бывает затруднено взаимопонимание вследствие неадек- ватности восприятия партнера. Нередко прояснение его позиции позволя- ет улучшить характер взаимодействия между партнерами. Вместе с тем у родителей отмечаются, хотя, безусловно, далеко не всегда, высокий уро- вень готовности к работе над детско-родительскими отношениями и поло- жительная динамика такой работы. Причинами формирования властно-до- минантного типа отношений являются неадекватный тип семейного воспитания (доминирующая гиперпротекция или противоречивость), обо- стрение подросткового кризиса и определенные личностные особенности родителя и подростка. Поисковый тип детско-родительских отношений характеризуется общно- стью позиций подростка и родителя в отношении необходимости перестрой- ки своих отношений на новой основе. Подросток отвергает старые способы общения со взрослым и ищет новые формы взаимодействия, в которых он смог бы реализовать свою потребность во взрослости и автономии, избегая при этом открытых форм негативизма и конфронтации с родителями. Роди- тель осознает то, что подросток взрослеет и меняется, приобретает черты но- вой и в чем-то «чужой» личности, признает неэффективность старых методов и приемов воспитания. Это вызывает у него тревожность и неуверенность, од- нако он пытается найти новые способы взаимопонимания и воспитания в от- ношениях с подростком. Для этого типа взаимодействия характерно острое переживание отсутствия взаимопонимания и отчужденности на фоне психо- логической готовности к поиску новых форм общения и построению нового типа отношений. Как правило, констатируется высокий уровень эмоциональ- ной заинтересованности и принятия обеими сторонами, «мягкий» принима- ющий тип воспитания в анамнезе. Часто встречается в неполных семьях, где воспитание ребенка обладает высокой смысловой ценностью для матери. Ха- рактеризуется высокой психологической готовностью к.принятию психоло- гических рекомендаций консультанта и хорошим прогнозом.
Кооперативно-направленный тип детско-родительских отношений в своей основе имеет недостаточный уровень психологической компетентно- сти партнеров и неадекватный образ детско-родительских отношений, что и выступает основным препятствием в перестройке и налаживании этих от-
ношений в период подросткового кризиса. Характеризуется общим поло- жительным эмоциональным настроем и выраженной потребностью во взаи- модействии с партнером, но в силу низкой компетентности участников ак- кумулирует отрицательный опыт такого взаимодействия, что и становится причиной обращения в консультацию. Низкий уровень взаимопонимания между партнерами может быть скорригирован на основе повышения уров- ня коммуникативных навыков и умений и формирования у родителя адек- ватного образа возрастных и индивидуальных особенностей подростка. Искаженный тип детско-родительских отношений включает различные варианты, общим радикалом которых выступает противоречивость и дис- гармоничность образов детско-родительских отношений у подростка и ро- дителя. Наиболее неблагоприятным вариантом является асимметричность эмоциональных отношений (эмоциональная вовлеченность родителя в процесс воспитания и враждебность либо эмоциональная холодность под- ростка или, напротив, амбивалентность или эмоциональное отвержение со стороны родителя и эмоциональная зависимость подростка). Достаточно распространенным вариантом является также несовпадение представле- ний подростка и родителя о степени родительской «строгости» и протек- ции в воспитании. Например, в практике психологического консультиро- вания широко распространены следующие варианты искажений, когда подросток преувеличивает авторитарные черты родителя, считает его ди- рективным, воспринимая «диктатором», пренебрегающим интересами под- ростка, хотя родитель считает себя «альтруистом, положившим свою жизнь и благополучие на алтарь интересов ребенка»; или когда родитель уверен в том, что он уделяет достаточно времени и сил воспитанию ребен- ка, в то время как подросток остро переживает свое одиночество, отстра- ненность и пренебрежение родителем своими обязанностями («им нет до меня дела!»). Отметим, что в последнем случае инициатива в обращении за психологической помощью достаточно часто принадлежит подросткам. Искаженный тип детско-родительских отношений требует в каждом от- дельном случае разработки индивидуальной коррекционной программы с учетом особенностей истории развития ребенка и личностных качеств ро- дителей и ребенка в каждом отдельном случае.
Наконец, комплементарно-дисгармоничный тип детско-родительских отношений предполагает наличие согласованных семейных мифов, кото- рые выступают в форме общности неадекватного восприятия родителем и подростком реальных объективных отношений, причем обе стороны, как родитель, так и подросток, принимают определенное распределение ролей в этих отношениях. Например, родитель навязывает подростку образ ком- плементарных ролей: «родитель — благодетель и опекун, подросток — за- висим и недееспособен», тот родителю — «подросток — любимое дитя, ба- ловень, которому разрешается все, родитель — заботлив и полон прощения, заботится о благополучии подростка, забывая о себе». Принятие подобно-
15* 228 Глава 3. Детско-родительские отношения
го распределения ролей и их ригидное исполнение приводит к значитель- ному ущербу как для личности родителя, так и для личности подростка. В основе подобной мистификации лежат удовлетворение значимого для одной из сторон мотива и зависимость одного из партнеров, позволяющего навязать себе удобное для второго участника диады видение детскр-роди- тельских отношений. Итак, в результате проведенного исследования были выявлены факты расхождения образов детско-родительского взаимодействия у подростков и их родителей. Существенными оказались расхождения в восприятии ро- дителями и подростками эмоциональной близости в отношениях между ними и последовательности системы родительского воспитания. Наиболее близкими и совпадающими в подавляющем большинстве случаев были оценки удовлетворенности детско-родительскими отношениями и автори- тетности родителей.
«Мы». Эмоциональная близость, обеспечивая лучшее взаимопонимание на основе сопереживания, делает родителя более последовательным и менее же- стким в реализации своей воспитательной функции, повышает удовлетворен- ность детско-родительскими отношениями обоих участников. Полученные результаты позволяют, на наш взгляд, подойти к решению вопроса о том, чем § 16. Психологические особенности отношений родителей с детьми-подростками 229
определяется авторитетность родителя. Д. Баумринд, определяя тип автори- тетного родительства с точки зрения влияния родителя на развитие личнос- ти ребенка в семье, указывала на эмоциональное принятие ребенка и нали- чие обоснованной системы требований как основные характеристики авторитетного родителя [Baumrind, 1975, 1989]. В нашем случае авторитет- ность родителя выступает как субъективная оценочная характеристика, под- разумевающая признание родительской компетентности, и в первую очередь определяется общей удовлетворенностью подростков и самого родителя дет- ско-родительскими отношениями, уровнем эмоционального принятия ребен- ка и эмоциональной близостью, мягкостью родителя и отсутствием жестких санкций в воспитании. Авторитетность родителя в глазах младших подрост- ков основывается не только и не столько на компетентности в деловом со- трудничестве, умении согласовывать действия и организовывать совмест- ную деятельность, сколько на эмоциональной отзывчивости, сенситивности к чувствам и переживаниям ребенка и их понимании. Сама же удовлетворен- ностьдетско-родительскими отношениями оказывается обусловленной эмо- циональной близостью, принятием подростка родителем и отсутствием строгих санкций и дисциплины. Эмоциональный, а не деловой аспект детско- родительских отношений оказывается в младшем подростковом возрасте стержневым для обобщенной оценки их гармоничности и степени удовлетво- ренности этими отношениями. Свидетельством этого являются также факты низкого уровня конфликтности в детско-родительском взаимодействии в большинстве обследованных нами семьях, когда на фоне благополучия эмо- циональной сферы взаимодействия были констатированы проблемы в дело- вом сотрудничестве.
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.177.14 (0.019 с.) |