Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Любовь как основа построения супружеских отношений
Попытки интерпретации любви как психологической реальности пред- принимались в классическом психоанализе (3. Фрейд), неопсихоанали- зе (К.Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм), эго-психологии (Э. Эриксон), гума- нистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), экзистенциальной психологии (Р. Мэй), в рамках социально-психологических исследова- ний в связи с проблемой аттракции. Любовь как эмоциональный процесс характеризуется с точки зрения интенсивности, продолжительности, степени осознанности, функций, мо- тивации, генезиса. § 2. Характер эмоциональных связей в семье. Любоаь как основа... 61
эмоция, любовь мобилизует, повышает жизненный тонус; как астеничес- кая эмоция, любовь ведет к снижению жизненного тонуса, замыканию, уходу в себя. Соответственно, можно проследить два сценария воздейст- вия любви на личность: пессимистический и оптимистический. Пессими- стический сценарий основывается на предположении о том, что любовь делает человека зависимым от объекта любви (того, кого любим), приво- дит к возрастанию тревожности (как реакции на угрозу лишиться объекта любви), создает препятствия для самореализации и личностного роста. Оптимистический сценарий предполагает личностный рост в условиях реализации межличностных отношений со значимым Другим, снижение тревожности, формирование личностной независимости [Гозман, 1987]. Поистине любовь всесильна! Конкретное воплощение в жизнь того или иного сценария определяется содержанием деятельности, реализуемой субъектом любви в отношении ее объекта. Итак, любовь может рассматриваться как эмоциональный процесс, име- ющий свой объект; как особый вид деятельности, проявление активности субъекта; как предметное чувство, имеющее генезис и свою динамику раз- вития, допускающую смену объекта. Любовь выражает мировосприятие личности и ее отношение к миру в пределах от базового доверия и откры- тости до тотальной к нему враждебности и недоверия (Э. Эриксон). Любовь в истории человечества проходит сложный путь эволюции и развития [Кон, 1989; Lampert, 1997]. Любовь человека имеет культурно-ис- торическую природу и представляет собой высшую форму человеческой близости, обеспечивающую оптимальные психологические условия для личностного развития и самореализации каждого из партнеров.
В онтогенетическом развитии любовь как особый тип отношений между двумя людьми последовательно проходит три стадии: стадию привязан- ности как симбиотической связи субъекта и объекта, стадию дифференциа- ции и стадию автономизации и индивидуализации. На стадии привязаннос- ти как симбиоза доминируют аутоэротизм и первичный нарциссизм. Здесь отсутствуют собственно межличностные отношения, два существа слиты в неразрывном единстве, границы личности не определены. На второй стадии происходит дифференциация партнеров, впервые возникает задача установ- ления межличностных отношений на основе усвоения культурных норм, правил и ценностей. Однако эмоциональные связи строятся на основе гло- бального отождествления, не предполагая целостности и автономии лично- сти. На третьей стадии обеспечивается достижение эмоциональной авто- номности, достигаемой лишь в подростковом или юношеском возрасте. На базе автономизации личности формируется эго-идентичность и происходит осознание себя как целостности и индивидуальности. Межличностные от- ношения строятся осознанно и произвольно. Открывается возможность ус- тановления подлинной близости и интимности, формируются зрелые фор- 62 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения
мы любви (Э. Эриксон). Однако стадия эмоциональной автономности до- стигается далеко не всегда, следствием чего становится возникновение про- блем в межличностных отношениях в семье. Любовь мужчины и женщины сочетает в себе два начала — сексуальное и эротическое (3. Фрейд, Э. Берн, Р. Мэй). Фрейд выделяет «уровень чув- ственности» как выражение врожденных биологических влечений человека и «уровень нежности», соответствующий личностному уровню отношений между партнерами. Эти уровни отношений находятся в определенном про- тиворечии, которое разрешается лишь на зрелой стадии любви. Согласно Фрейду, лишь взрослая генитальная любовь способна гармонично объеди- нить.эти два начала. Сексуальное начало в человеке врожденное, с возрас- том меняется только его объект. Нежность — приобретенное качество, гене- зис которого связан с интроекцией материнской любви, а развитие — с характером детско-родительских отношений. Материнская любовь, по мне- нию А. Ламперт [Lampert, 1997], первый вид любви, возникший в процессе эволюции и первый опыт любви в истории каждого человека. Эта «двойная первичность» делает материнскую любовь прототипом всех видов человече- ской любви. Чтобы любить и быть любимым в зрелости, человек должен быть любимым с самого детства. Этот принцип действует уже на высших ступенях эволюционной лестницы животного мира в отношении формиро- вания сексуального и родительского поведения, что было убедительно про- демонстрировано М. Харлоу и Г. Харлоу в известных экспериментах с обе- зьянами. В юности на генитальной стадии происходят второй выбор сексуального объекта и окончательное преодоление комплекса Эдипа (Эле- ктры) как полный отказ от сексуального влечения к родителю противопо- ложного пола и перенос его на другой объект. Интеграция сексуального и эротического начала обеспечивает гармонию супружеских отношений, дез- интеграция приводит к серьезным проблемам.
Однако юношеская любовь еще не освобождается до конца от прежней связанности с историей детско-родительских отношений. Влюбленность может рассматриваться как своеобразная форма регрессии на более ран- ние стадии развития и реконструкция отношений в диаде мать—ребенок, соответствующих младенчеству и раннему детству [Lampert, 1997]. На- пример, страх расстаться друг с другом, возможность лишиться общения с партнером воспринимаются «смерти подобно» и равнозначны пережива- ниям младенца, сталкивающегося с ситуацией сепарации с близким взрос- лым. Идеализация партнера, «возведение на пьедестал» сродни «обоже- ствлению» маленьким ребенком родителя как самого могущественного и всесильного. Подобно тому, как ребенок, взрослея, обнаруживает ошибоч- ность своих взглядов в отношении беспредельности власти и возможнос- тей родителя, супруги в браке испытывают чувство крушения иллюзий, обнаружив реальные слабости и ошибки своего кумира и будучи вынуж- денными «низвергнуть» его с пьедестала. В отношениях любви с партне- § 2. Характер эмоциональных связей в семье. Любовь как основа... 63
ром молодой человек воспроизводит противоречивость своих отношений с матерью, суть же этой противоречивости состоит в сосуществовании и взаимодействии двух противоположных тенденций — тенденции поиска защиты, близости, опеки, с одной стороны, и стремления (стимулирова- ния) к независимости и автономии — с другой. Баланс этих тенденций меняется с возрастом в сторону все большего преобладания тенденции к самостоятельности и автономии. Проекция такого противоречия на отно- шения любви приводит к тому, что партнеры постоянно испытывают кон- фликт между стремлением к установлению возможно большей близости, реализующей страх сепарации со значимым Другим, и стремлением к ав- тономии, дистанцированию с партнером, отражающим боязнь быть асси- милированным другим, потерять индивидуальность, идентичность, неза- висимость. Чем больший интерес проявляет в паре один из партнеров к другому, чем более явной становится его стремление к сближению, тесно- му и постоянному общению, тем больший отпор проявляет второй парт- нер, тем более явными становятся его стремление к дистанцированию и независимости, попытки уйти от взаимодействия с партнером. И наобо- рот, чем меньшую заинтересованность в нас обнаруживает партнер, чем более он склонен проявлять интерес к другому, тем острее переживаем мы угрозу разлуки и сепарации, тем более настойчивой и бескомпромиссной становится наша борьба за возвращение партнера. Анализ генезиса любви и супружества в контексте особенностей детско-родительских отношений получил благодаря работам корифеев психоанализа широкое признание и стал традиционным (3. Фрейд, К. Хорни, Э. Фромм и др.) Установление эмоциональной дифференцированности партнеров на основе разумного баланса привязанности и автономии признано условием эффективности функционирования семейной системы в целом (М. Боуэн).
Одной из наиболее интересных и содержательных попыток психологиче- ского анализа любви является теория Э. Фромма [1990], который считал лю- бовь ядром человеческого существования. Любовь рассматривалась им как способ противодействия обезличиванию, отчуждению человека от природы и других людей, острому чувству одиночества, потере гармонии с миром. Из возможных путей преодоления одиночества — конформизма и соглашатель- ства, труда и развлечений, плодотворной творческой активности в сотрудни- честве с другими людьми и любви — психологически оправданными являют- ся лишь два последних. Однако в рыночном обществе потребления, где человек оказывается отчужден от продуктов своего труда, активная творчес- кая деятельность и сотрудничество оказываются невозможными. Второй путь обретения гармонии человека с природой и миром — путь любви — при- знается единственно возможным и универсальным. В силу своей биологиче- ской природы и полярности полов в эротической любви человек направлен на реинтеграцию с природой через полное слияние и соединение с другим че- ловеком, мужчины с женщиной. 64 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения
Фромм выделяет различные виды любви: •эротическую — любовь между мужчиной и женщиной; •братскую, выступающую как идеал отношений между людьми, основанных на уважении, равноправии и сотрудничестве; •материнскую, пронизанную заботой и ответственностью; это любовь безусловная, иррациональная, любовь к слабому, где преобладает стремле- ние отдать;
•любовь к себе как действенное утверждение бытия и продуктивности своего существования; ее отсутствие не позволяет человеку строить отно- шения любви с другими людьми, поскольку не способный любить себя не может дать любви и другому; •любовь к Богу, воплощающую в себе утверждение жизни во всех фор- мах ее проявления. Фромм считает, что способность человека любить не дана от природы. Это искусство, которым надо овладеть. Любовь формируется прижизнен- но, и то, какой она будет, определяется свободным выбором каждого. Об- щество предлагает для выбора два модуса жизнедеятельности (иметь или быть) и соответствующие им д в а модуса л ю б в и: любовь как облада- ние и любовь как бытие. Первый модус — любовь как обладание — характерен для общества по- требления, где действует принцип «все на продажу». Любовь выступает своеобразным денежным эквивалентом обмена услугами и товарами («я тебя люблю, а ты мне за это...»), становится предметом купли и продажи. Происходит обмен: мужчины предлагают статус, деньги, власть; женщи- ны — красоту, хозяйственность, плодовитость и т.д. При создании семьи акцент переносится на фазу поиска брачного партнера, тут можно видеть особый накал страстей и настоящий азарт игрока — получить больше, от- дать меньше. Начинается торг, где все взвешивается и оценивается, где продавцы и покупатели пытаются обмануть, «всучить», совершить выгод- ную сделку. «Несчастная любовь» у сторонников модуса обладания также интерпретируется в терминах купли-продажи: либо вы «переплатили», ли- бо вам «недодали». Второй модус — любовь как бытие — творческая, активная любовь, обеспечивающая условия для личностного роста обоих партнеров. Это зре- лая, гармоничная форма любви. Важнейшими характеристиками существования бытийной любви, со- гласно Фромму, являются сохранение целостной индивидуальности.парт- неров и продуктивная личностная направленность. В отношениях бытий- ной любви каждый из партнеров сохраняет целостность и автономность личности. Парадокс ее состоит в том, что два человека являются единым целым и в то же время каждый остается самим собой. Личность, выступая частью целостности «Мы», утверждает также себя индивидуальностью, ак- тивным субъектом в построении «Я—Ты» отношений. § 2. Характер эмоциональных связей в семье. Любовь как основа... 65
Продуктивная направленность личности в бытийной любви реализуется в том, что, в отличие от любви-обладания, отношения с партнером здесь строятся преимущественно по принципу «отдавать». Отдавая себя в дар дру- гому, человек обогащает другую личность и одновременно подтверждает се- бе и другим ценность собственной жизни. Способность отдавать, актуализи- ровать и выражать себя в значимом отношении есть высшее проявление духовной силы личности, полноты и радости бытия. Фромм подчеркивает, что способность любить формируется лишь при условии отказа личности от философии потребления, от желания эксплуатировать других и преодоле- ния нарциссизма.
Любая форма зрелой любви, будь то любовь материнская, братская или эротическая, включает ряд общих компонентов, тесно связанных между со- бой: заботу, ответственность, уважение и знание. Забота о партнере есть проявление способности отдавать, не связанной, не регламентированной соображениями выгоды и эквивалентности обме- на, проявление истинной сути бытийной любви. Ответственность в любви означает свободу выбора принятия заботы о партнере, готовность к самоотдаче и утверждения себя (Я) в другом (Мы). Ответственность не означает присвоения права личности принимать реше- ние за другого, даже если этот другой уступает в опыте, мудрости и образо- ванности; не допускает манипулирования партнером во имя достижения, пусть даже самых высоких, целей. Уважение партнера предполагает признание его права на выбор собст- венного жизненного пути и своей судьбы, даже если этот выбор представ- ляется необоснованным; веру в то, что партнер способен осуществить от- ветственный разумный выбор. Знание позволяет строить отношения любви с учетом потребностей, интересов и стремлений каждого из партнеров. В основе формирования знания лежит процесс децентрации, развития способности увидеть пробле- му глазами всех его участников, с учетом различных познавательных пер- спектив, образно говоря, «влезть в шкуру партнера». Эротическая любовь, как и другие формы любви, характеризуется ис- ключительностью. Исключительность любви проявляется во всем: в уникальности партнера, предполагающей невозможность сравнения его с кем-либо и замены кем бы то ни было, в уникальности самих отношений, где нет и не может быть норм, правил и стандартов. Эта идея Фромма пере- кликается с пониманием любви в трудах С.Л. Рубинштейна, где любовь вы- ступает как утверждение неповторимости существования другого человека. Любовь, согласно концепции Фромма, не врожденный дар, а искусство; овладеть им можно лишь в результате практики любви, главным результа- том которой становится вера в другого человека, в его возможности, в его личностное развитие. Практика любви предполагает дисциплину как требо- вательность к себе; сосредоточенность, умение слушать партнера, жить на- 66 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения
стоящим, ощущая жизнь в ее каждом мгновении; терпение и труд над обретением мастерства. В эпигенетической концепции Э. Эриксона [1995] любовь рассматрива- ется как психологическое новообразование ранней зрелости (молодости), кристаллизующее в себе позитивные достижения предыдущих стадий разви- тия; как способность, позволяющая разрешить противоречие между осозна- нием личностью своей уникальности и направленностью на установление близких, интимных отношений с другими людьми. Любовь понимается как психосоциальное свойство, предоставляющее возможность разделения лич- ностной идентичности в равноправных отношениях и предполагающее со- хранение верности партнеру, готовность к самоограничению и альтруизму. пу пирамиды, где каждая потребность, занимающая более высокое место в иерархии, основывается на предыдущих и может быть удовлетворена лишь при условии удовлетворения потребностей нижних слоев пирамиды. В этой иерархии потребность в любви и привязанности основывается на потребно- сти в безопасности. Соответственно, если фрустрирована потребность в бе- зопасности, то адекватное проявление и удовлетворение потребности в люб- ви затруднено. Подобно Фромму, Маслоу выделяет два типа любви: дефицитарную любовь, в которой основной функцией любви является вос- полнение дефицита удовлетворения потребностей личности, и любовь бы- тия, в которой сама активность любви выступает как самоценность. Дефи- цйтарная любовь выполняет инструментальную функцию — любовь как средство получения благ, привилегий, преимуществ. Бытийная любовь аль- труистична, в ней главное — благо партнера, его успехи, бескорыстная по- мощь ему, готовность к самопожертвованию. Бытийная любовь способству- ет самоактуализации личности. В концепции любви Р. Мэя, воплощающей принципы гуманистическо- го экзистенциализма, любовь-эрос рассматривается как стремление к твор- честву, единению и воспроизводству, способность к созиданию. Она рас- крывает путь к самореализации, расширению границ самости, обретению высших форм истины, красоты и добра [Мэй, 1997]. Главные мотивы люб- ви, согласно Мэю, — стремление к самоутверждению и надежда на спасе- ние от одиночества. Любовь-эрос объединяет, обеспечивая вселенную вну- тренней связью, как указывал еще Платон в известном сочинении «Пир». Любовь Ромео и Джульетты — жизнь, отданная во имя любви, — преодоле- вает вражду двух знатных родов. Благодаря любви человек постигает все три измерения сознания, переходя от безличного к личностному как стрем- лению любить определенного человека и, наконец, к трансличностному, где происходит постижение смысла любви в жизни человека. Любовь уг- § 3. Развитие любви как чувства, 67
лубляет сознание человека, поскольку в нем возникает нежность к другому человеку как осознание его потребностей, желаний и чувств; слияние с лю- бимым открывает новое бытие личности. Любовь — это переживание своей способности доставлять удовольствие другому, благодаря чему происходит выход личности за пределы своего Я. Наконец, в любви формируется спо- собность отдавать и принимать. Если баланс этих двух процессов наруша- ется, то нарушаются и отношения любви. Стремление лишь отдавать, не принимая взамен, обнаруживает тенденцию доминировать над партнером. Стремление брать, не отдавая взамен, приводит к опустошению. Любовь — это процесс активного творчества, поэтому, считает Мэй, любовь и воля — неразделимы. Любовь — это личностный свободный выбор, осуществление любви требует участия воли. Мэй пишет, что люди «любят и волеют мир». Любят — значит формируют мир, привнося в него часть самих себя. Воле- ют — значит творят мир своим решением. Парадокс любви, по Мэю, заклю- чается в сочетании высочайшей степени осознания самого себя как лично- сти в отношениях любви и высочайшей степени погруженности в другого человека. К. Роджерс значительно обогащает наши представления о любви как про- цессе общения и установления отношений, вводя требование конгруэнтнос- ти — внутренней честности личности в отношении своего внутреннего мира, исключающей самообвинение и самозащиту. Конгруэнтная коммуникация, честная, искренняя, безоценочная, лишенная попыток манипулирования партнером и отрицающая «двойной стандарт» требований и прав для себя и партнера, является основой семейного общения. Одним из наиболее пер- спективных направлений психологической и психотерапевтической работы с семьей справедливо считается оптимизация общения между супругами, ро- дителями и детьми на основе усвоения принципов и техник конгруэнтного общения.
Развитие любви как чувства
Проблема генезиса и развития любви — одна из наименее разработанных в психологии эмоций. Здесь можно выделить функциональный и собственно онтогенетический аспект. Процесс функционального развития любви можно проследить, основы- ваясь на классической работе Стендаля «О любви» (1822). Ключевым по- нятием, раскрывающим сущность становления отношения любви, являет- ся «кристаллизация». Как рождается любовь? Первый этап — восхищение предметом любви. Что-то в другом человеке привлекает наше внимание, поражает нас, заставляет остановиться, почув- ствовать восхищение. Иногда — красивая внешность, походка, голос, ино- 68 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения
гда — тонкое суждение, глубокая мысль, иногда — поступок, смелость, бла- городство, доброта. Красота, по Стендалю, непременное условие рождения любви: «Красота для рождения любви необходима, как вывеска. Нужно, чтобы безобразие не представляло препятствия». Вывеска останавливает, привлекает внимание, безобразие может оттолкнуть. Однако сама красо- та — это не только красота физическая, красота тела. Это и красота ума, во- ли, духа человека. Итак, начало зарождения любви связано с выделением будущего предмета любви из окружения и превосходной эмоционально- позитивной его оценкой. Переживание восхищения наделяет партнера в ваших глазах исключительностью и ставит его в центр вашего внимания. Второй этап — изучение предмета любви. Всестороннее исследование партнера, повышенная чувствительность ко всем его поведенческим прояв- лениям, внешнему виду, суждениям. Здесь еще нет любви, присутствует только доброжелательный интерес к личности партнера и неосознанная симпатия, обусловленная восхищением. Третий этап — зарождение любви и первая кристаллизация чувств. За- рождение любви связано с переживанием наслаждения от вида ее предмета и общения с ним. Решающее значение для развития любви имеет первая кристаллизация чувств. Стендаль называет ее особой деятельностью ума, направленной на наделение предмета любви всеми возможными достоинст- вами. Личность партнера подвергается систематической положительной оценке. Информация о партнере селектируется и проходит особую обработ- ку — преувеличение достоинств, игнорирование или искажение недостат- ков (оборачивание их в достоинства), что приводит к «сгущению досто- инств и добродетелей» партнера и идеализации его образа. Если нет реальной близости и общения с партнером, наступает кристаллизация вооб- ражаемого разрешения. Четвертый этап — рождение сомнения. Идеализация образа партнера в определенный момент поворачивает носителя чувства любви к самому се- бе и рождает сомнение в том, насколько же он сам достоин любви своего избранника, столь уважаемого, совершенного и «богоподобного» существа. Это этап возникновения ориентировки на себя как возможного объекта любви, начало поиска ответа на вопрос: «Почему и за что я любим?» Пятый этап — вторая кристаллизация чувств. Получение подтвержде- ния наличия ответной любви направляет процесс самоисследования и са- моразвития личности в сторону выделения и культивирования в себе луч- ших качеств и достоинств, которыми она уже обладает, которые хочет видеть в себе и которыми ее наделяет предмет любви. Вторая кристаллиза- ция чувств — это личностный рост в направлении взращивания в себе тех достоинств, которые сделают человека неотразимым, избранным, люби- мым. Итак, на пятом этапе развития любви происходит интенсивный лич- ностный рост носителя чувства любви в контексте построения отношений со значимым Другим. § 3. Развитие любви как чувства 69
Шестой этап — развитие отношений любви в сторону достижения пол- ной близости и единства с ее объектом. Ключевое значение для понимания психологических механизмов влия- ния отношений любви на развитие личности имеют этапы первой и второй кристаллизации, по сути представляющие собой процесс идеализации обра- за партнера (предмета любви) и собственного образа. B.C. Соловьев рассма- тривал идеализацию в ее позитивном значении как способность видеть в партнере не только те свойства и качества, которыми он уже обладает, но и те, которые могли бы быть. Умение увидеть в партнере потенциальные, по- ка еще скрытые от других достоинства и совершенства и отнестись к нему так, будто они уже реальность, строить свое общение и поведение, уже учи- тывая эти потенциальные достоинства, составляет великую мудрость люб- ви. «Обожествление любимого существа» необходимо для того, чтобы твои совершенства, пока еще скрытые не только от других, но даже и от тебя са- мого, существующие как бы в проекте того, каким ты мог бы стать, увидел в тебе твой партнер и эксплицировал в близком общении и деятельности, со- здавая необходимые условия для их интериоризации. Идеализация образа партнера — это своеобразный «кредит доверия», выдаваемый любимому че- ловеку, будь то родительско-детские или эротические отношения. Вторая кристаллизация представляет собой целенаправленную работу личности над собой, реализующую цели саморазвития и самосовершенствования. Психологический смысл первой кристаллизации заключается в том, что в образ партнера и в образ Я личность включает потенциальные качества и строит свои отношения с партнером, ориентируясь на эти качества как ре- ально существующие. Смысл второй кристаллизации заключается в целе- направленном саморазвитии, работе над тем, чтобы «приподнять себя» до партнера. Отношения любви — это зона ближайшего развития личности, прежде всего в аспекте формирования способности к самореализации и са- моактуализации. При в общем позитивной оценке кристаллизации, имеющей крайнос- тью идеализацию образа партнера, необходимо учитывать и возможные не- гативные последствия этого процесса. Идеализация может стать причиной серьезных нарушений межличностных отношений и общения с партнером в том случае, когда идеализированный образ вступает в противоречие с ре- альными качествами партнера (т.е. выходит за пределы обозначенной вы- ше зоны ближайшего развития) или когда кристаллизация не сопровожда- ется реальной работой личности по самостроительству. Интересную модель функционального развития любви применительно к подростковому и юношескому возрасту предлагает П.П. Блонский. Поле- мизируя с Фрейдом в вопросе об изначальной инфантильной сексуальнос- ти как фундаментальной характеристике развития личности, Блонский в своей блестящей работе «Очерки детской сексуальности» (1974) выделяет и прослеживает четыре основные стадии развития любви в онтогенезе, ста- 70 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения
вя в центр рассмотрения подростковый и юношеский возраст. На первой стадии впервые возникает потребность в эротической любви, обусловлен- ная процессом полового созревания. Это время, окрашенное переживанием вания к себе, моделирования и проигрывания с различными партнерами, это взрослая «игра в любовь» методом проб и ошибок. Наконец, наступает третья стадия — стадия влюбленности. Осуществлен выбор объекта любви, и игра закончилась. На этой стадии образуется единство переживания сек- суального влечения и любви. Интенсивность, яркость и серьезность чувств молодого человека достигают пика своего развития. На четвертой стадии происходит все большее сближение с объектом любви, устанавливаются все планы отношений, включая интимную физическую близость. Проблема последующих стадий развития отношений любви имеет два возможных варианта решения. Сторонники первого исходят из бытийной сущности любви и рассматривают ее развитие как результат активной твор- ческой работы личности, как искусство создания условий для личностного роста и самореализации каждого из партнеров (Фромм, Маслоу). Привер- женцы второго варианта считают более вероятным сценарий развития люб- ви от глубокой страстной влюбленности к охлаждению, привыканию, одно- образию и, наконец, к возникновению негативных установок и раздражению в отношении партнера (В.И. Зацепин, СВ. Ковалев). Признавая вариатив- ность и разнообразие развития любви в браке, И.М. Сеченов говорил о таких формах любви на поздних стадиях жизненного цикла, как платоническая любовь (минимальная представленность компонента страсти, эроса), лю- бовь-обладание и любовь по привычке. Последняя форма любви, вероятно, представляет собой компенсаторное поведение, направленное на решение важной задачи в старости — сохранения стабильности мира на фоне утраты прежних физических и социальных возможностей.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.047 с.) |