Любовь как основа построения супружеских отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Любовь как основа построения супружеских отношений



 

Попытки интерпретации любви как психологической реальности пред- принимались в классическом психоанализе (3. Фрейд), неопсихоанали- зе (К.Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм), эго-психологии (Э. Эриксон), гума- нистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), экзистенциальной психологии (Р. Мэй), в рамках социально-психологических исследова- ний в связи с проблемой аттракции.

Любовь как эмоциональный процесс характеризуется с точки зрения интенсивности, продолжительности, степени осознанности, функций, мо- тивации, генезиса.


§ 2. Характер эмоциональных связей в семье. Любоаь как основа... 61

 

 

 
Воздействие на человека может быть двояким: как стеническая

эмоция, любовь мобилизует, повышает жизненный тонус; как астеничес- кая эмоция, любовь ведет к снижению жизненного тонуса, замыканию, уходу в себя. Соответственно, можно проследить два сценария воздейст- вия любви на личность: пессимистический и оптимистический. Пессими- стический сценарий основывается на предположении о том, что любовь делает человека зависимым от объекта любви (того, кого любим), приво- дит к возрастанию тревожности (как реакции на угрозу лишиться объекта любви), создает препятствия для самореализации и личностного роста. Оптимистический сценарий предполагает личностный рост в условиях реализации межличностных отношений со значимым Другим, снижение тревожности, формирование личностной независимости [Гозман, 1987]. Поистине любовь всесильна! Конкретное воплощение в жизнь того или иного сценария определяется содержанием деятельности, реализуемой субъектом любви в отношении ее объекта.

Итак, любовь может рассматриваться как эмоциональный процесс, име- ющий свой объект; как особый вид деятельности, проявление активности субъекта; как предметное чувство, имеющее генезис и свою динамику раз- вития, допускающую смену объекта. Любовь выражает мировосприятие личности и ее отношение к миру в пределах от базового доверия и откры- тости до тотальной к нему враждебности и недоверия (Э. Эриксон).

Любовь в истории человечества проходит сложный путь эволюции и развития [Кон, 1989; Lampert, 1997]. Любовь человека имеет культурно-ис- торическую природу и представляет собой высшую форму человеческой близости, обеспечивающую оптимальные психологические условия для личностного развития и самореализации каждого из партнеров.

В онтогенетическом развитии любовь как особый тип отношений между двумя людьми последовательно проходит три стадии: стадию привязан- ности как симбиотической связи субъекта и объекта, стадию дифференциа- ции и стадию автономизации и индивидуализации. На стадии привязаннос- ти как симбиоза доминируют аутоэротизм и первичный нарциссизм. Здесь отсутствуют собственно межличностные отношения, два существа слиты в неразрывном единстве, границы личности не определены. На второй стадии происходит дифференциация партнеров, впервые возникает задача установ- ления межличностных отношений на основе усвоения культурных норм, правил и ценностей. Однако эмоциональные связи строятся на основе гло- бального отождествления, не предполагая целостности и автономии лично- сти. На третьей стадии обеспечивается достижение эмоциональной авто- номности, достигаемой лишь в подростковом или юношеском возрасте. На базе автономизации личности формируется эго-идентичность и происходит осознание себя как целостности и индивидуальности. Межличностные от- ношения строятся осознанно и произвольно. Открывается возможность ус- тановления подлинной близости и интимности, формируются зрелые фор-


62 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения

 

 

мы любви (Э. Эриксон). Однако стадия эмоциональной автономности до- стигается далеко не всегда, следствием чего становится возникновение про- блем в межличностных отношениях в семье.

Любовь мужчины и женщины сочетает в себе два начала — сексуальное и эротическое (3. Фрейд, Э. Берн, Р. Мэй). Фрейд выделяет «уровень чув- ственности» как выражение врожденных биологических влечений человека и «уровень нежности», соответствующий личностному уровню отношений между партнерами. Эти уровни отношений находятся в определенном про- тиворечии, которое разрешается лишь на зрелой стадии любви. Согласно Фрейду, лишь взрослая генитальная любовь способна гармонично объеди- нить.эти два начала. Сексуальное начало в человеке врожденное, с возрас- том меняется только его объект. Нежность — приобретенное качество, гене- зис которого связан с интроекцией материнской любви, а развитие — с характером детско-родительских отношений. Материнская любовь, по мне- нию А. Ламперт [Lampert, 1997], первый вид любви, возникший в процессе эволюции и первый опыт любви в истории каждого человека. Эта «двойная первичность» делает материнскую любовь прототипом всех видов человече- ской любви. Чтобы любить и быть любимым в зрелости, человек должен быть любимым с самого детства. Этот принцип действует уже на высших ступенях эволюционной лестницы животного мира в отношении формиро- вания сексуального и родительского поведения, что было убедительно про- демонстрировано М. Харлоу и Г. Харлоу в известных экспериментах с обе- зьянами. В юности на генитальной стадии происходят второй выбор сексуального объекта и окончательное преодоление комплекса Эдипа (Эле- ктры) как полный отказ от сексуального влечения к родителю противопо- ложного пола и перенос его на другой объект. Интеграция сексуального и эротического начала обеспечивает гармонию супружеских отношений, дез- интеграция приводит к серьезным проблемам.

Однако юношеская любовь еще не освобождается до конца от прежней связанности с историей детско-родительских отношений. Влюбленность может рассматриваться как своеобразная форма регрессии на более ран- ние стадии развития и реконструкция отношений в диаде мать—ребенок, соответствующих младенчеству и раннему детству [Lampert, 1997]. На- пример, страх расстаться друг с другом, возможность лишиться общения с партнером воспринимаются «смерти подобно» и равнозначны пережива- ниям младенца, сталкивающегося с ситуацией сепарации с близким взрос- лым. Идеализация партнера, «возведение на пьедестал» сродни «обоже- ствлению» маленьким ребенком родителя как самого могущественного и всесильного. Подобно тому, как ребенок, взрослея, обнаруживает ошибоч- ность своих взглядов в отношении беспредельности власти и возможнос- тей родителя, супруги в браке испытывают чувство крушения иллюзий, обнаружив реальные слабости и ошибки своего кумира и будучи вынуж- денными «низвергнуть» его с пьедестала. В отношениях любви с партне-


§ 2. Характер эмоциональных связей в семье. Любовь как основа... 63

 

 

ром молодой человек воспроизводит противоречивость своих отношений с матерью, суть же этой противоречивости состоит в сосуществовании и взаимодействии двух противоположных тенденций — тенденции поиска защиты, близости, опеки, с одной стороны, и стремления (стимулирова- ния) к независимости и автономии — с другой. Баланс этих тенденций меняется с возрастом в сторону все большего преобладания тенденции к самостоятельности и автономии. Проекция такого противоречия на отно- шения любви приводит к тому, что партнеры постоянно испытывают кон- фликт между стремлением к установлению возможно большей близости, реализующей страх сепарации со значимым Другим, и стремлением к ав- тономии, дистанцированию с партнером, отражающим боязнь быть асси- милированным другим, потерять индивидуальность, идентичность, неза- висимость. Чем больший интерес проявляет в паре один из партнеров к другому, чем более явной становится его стремление к сближению, тесно- му и постоянному общению, тем больший отпор проявляет второй парт- нер, тем более явными становятся его стремление к дистанцированию и независимости, попытки уйти от взаимодействия с партнером. И наобо- рот, чем меньшую заинтересованность в нас обнаруживает партнер, чем более он склонен проявлять интерес к другому, тем острее переживаем мы угрозу разлуки и сепарации, тем более настойчивой и бескомпромиссной становится наша борьба за возвращение партнера. Анализ генезиса любви и супружества в контексте особенностей детско-родительских отношений получил благодаря работам корифеев психоанализа широкое признание и стал традиционным (3. Фрейд, К. Хорни, Э. Фромм и др.) Установление эмоциональной дифференцированности партнеров на основе разумного баланса привязанности и автономии признано условием эффективности функционирования семейной системы в целом (М. Боуэн).

Одной из наиболее интересных и содержательных попыток психологиче- ского анализа любви является теория Э. Фромма [1990], который считал лю- бовь ядром человеческого существования. Любовь рассматривалась им как способ противодействия обезличиванию, отчуждению человека от природы и других людей, острому чувству одиночества, потере гармонии с миром. Из возможных путей преодоления одиночества — конформизма и соглашатель- ства, труда и развлечений, плодотворной творческой активности в сотрудни- честве с другими людьми и любви — психологически оправданными являют- ся лишь два последних. Однако в рыночном обществе потребления, где человек оказывается отчужден от продуктов своего труда, активная творчес- кая деятельность и сотрудничество оказываются невозможными. Второй путь обретения гармонии человека с природой и миром — путь любви — при- знается единственно возможным и универсальным. В силу своей биологиче- ской природы и полярности полов в эротической любви человек направлен на реинтеграцию с природой через полное слияние и соединение с другим че- ловеком, мужчины с женщиной.


64 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения

 

 

Фромм выделяет различные виды любви:

•эротическую — любовь между мужчиной и женщиной;

•братскую, выступающую как идеал отношений между людьми, основанных на уважении, равноправии и сотрудничестве;

•материнскую, пронизанную заботой и ответственностью; это любовь безусловная, иррациональная, любовь к слабому, где преобладает стремле- ние отдать;

•любовь к себе как действенное утверждение бытия и продуктивности своего существования; ее отсутствие не позволяет человеку строить отно- шения любви с другими людьми, поскольку не способный любить себя не может дать любви и другому;

•любовь к Богу, воплощающую в себе утверждение жизни во всех фор- мах ее проявления.

Фромм считает, что способность человека любить не дана от природы. Это искусство, которым надо овладеть. Любовь формируется прижизнен- но, и то, какой она будет, определяется свободным выбором каждого. Об- щество предлагает для выбора два модуса жизнедеятельности (иметь или быть) и соответствующие им д в а модуса л ю б в и: любовь как облада- ние и любовь как бытие.

Первый модус — любовь как обладание — характерен для общества по- требления, где действует принцип «все на продажу». Любовь выступает своеобразным денежным эквивалентом обмена услугами и товарами («я тебя люблю, а ты мне за это...»), становится предметом купли и продажи. Происходит обмен: мужчины предлагают статус, деньги, власть; женщи- ны — красоту, хозяйственность, плодовитость и т.д. При создании семьи акцент переносится на фазу поиска брачного партнера, тут можно видеть особый накал страстей и настоящий азарт игрока — получить больше, от- дать меньше. Начинается торг, где все взвешивается и оценивается, где продавцы и покупатели пытаются обмануть, «всучить», совершить выгод- ную сделку. «Несчастная любовь» у сторонников модуса обладания также интерпретируется в терминах купли-продажи: либо вы «переплатили», ли- бо вам «недодали».

Второй модус — любовь как бытие — творческая, активная любовь, обеспечивающая условия для личностного роста обоих партнеров. Это зре- лая, гармоничная форма любви.

Важнейшими характеристиками существования бытийной любви, со- гласно Фромму, являются сохранение целостной индивидуальности.парт- неров и продуктивная личностная направленность. В отношениях бытий- ной любви каждый из партнеров сохраняет целостность и автономность личности. Парадокс ее состоит в том, что два человека являются единым целым и в то же время каждый остается самим собой. Личность, выступая частью целостности «Мы», утверждает также себя индивидуальностью, ак- тивным субъектом в построении «Я—Ты» отношений.


§ 2. Характер эмоциональных связей в семье. Любовь как основа... 65

 

 

Продуктивная направленность личности в бытийной любви реализуется в том, что, в отличие от любви-обладания, отношения с партнером здесь строятся преимущественно по принципу «отдавать». Отдавая себя в дар дру- гому, человек обогащает другую личность и одновременно подтверждает се- бе и другим ценность собственной жизни. Способность отдавать, актуализи- ровать и выражать себя в значимом отношении есть высшее проявление духовной силы личности, полноты и радости бытия. Фромм подчеркивает, что способность любить формируется лишь при условии отказа личности от философии потребления, от желания эксплуатировать других и преодоле- ния нарциссизма.

Любая форма зрелой любви, будь то любовь материнская, братская или эротическая, включает ряд общих компонентов, тесно связанных между со- бой: заботу, ответственность, уважение и знание.

Забота о партнере есть проявление способности отдавать, не связанной, не регламентированной соображениями выгоды и эквивалентности обме- на, проявление истинной сути бытийной любви.

Ответственность в любви означает свободу выбора принятия заботы о партнере, готовность к самоотдаче и утверждения себя (Я) в другом (Мы). Ответственность не означает присвоения права личности принимать реше- ние за другого, даже если этот другой уступает в опыте, мудрости и образо- ванности; не допускает манипулирования партнером во имя достижения, пусть даже самых высоких, целей.

Уважение партнера предполагает признание его права на выбор собст- венного жизненного пути и своей судьбы, даже если этот выбор представ- ляется необоснованным; веру в то, что партнер способен осуществить от- ветственный разумный выбор.

Знание позволяет строить отношения любви с учетом потребностей, интересов и стремлений каждого из партнеров. В основе формирования знания лежит процесс децентрации, развития способности увидеть пробле- му глазами всех его участников, с учетом различных познавательных пер- спектив, образно говоря, «влезть в шкуру партнера».

Эротическая любовь, как и другие формы любви, характеризуется ис- ключительностью. Исключительность любви проявляется во всем: в уникальности партнера, предполагающей невозможность сравнения его с кем-либо и замены кем бы то ни было, в уникальности самих отношений, где нет и не может быть норм, правил и стандартов. Эта идея Фромма пере- кликается с пониманием любви в трудах С.Л. Рубинштейна, где любовь вы- ступает как утверждение неповторимости существования другого человека.

Любовь, согласно концепции Фромма, не врожденный дар, а искусство; овладеть им можно лишь в результате практики любви, главным результа- том которой становится вера в другого человека, в его возможности, в его личностное развитие. Практика любви предполагает дисциплину как требо- вательность к себе; сосредоточенность, умение слушать партнера, жить на-


66 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения

 

 

стоящим, ощущая жизнь в ее каждом мгновении; терпение и труд над обретением мастерства.

В эпигенетической концепции Э. Эриксона [1995] любовь рассматрива- ется как психологическое новообразование ранней зрелости (молодости), кристаллизующее в себе позитивные достижения предыдущих стадий разви- тия; как способность, позволяющая разрешить противоречие между осозна- нием личностью своей уникальности и направленностью на установление близких, интимных отношений с другими людьми. Любовь понимается как психосоциальное свойство, предоставляющее возможность разделения лич- ностной идентичности в равноправных отношениях и предполагающее со- хранение верности партнеру, готовность к самоограничению и альтруизму.

 
В гуманистической психологии А. Маслоу рассматривает потребность в любви как одну из базовых потребностей человека, образующих, наряду с физиологическими потребностями, потребностью в безопасности, в самоува- жении и иерархическую структуру. Она строится по ти-

пу пирамиды, где каждая потребность, занимающая более высокое место в иерархии, основывается на предыдущих и может быть удовлетворена лишь при условии удовлетворения потребностей нижних слоев пирамиды. В этой иерархии потребность в любви и привязанности основывается на потребно- сти в безопасности. Соответственно, если фрустрирована потребность в бе- зопасности, то адекватное проявление и удовлетворение потребности в люб- ви затруднено. Подобно Фромму, Маслоу выделяет два типа любви: дефицитарную любовь, в которой основной функцией любви является вос- полнение дефицита удовлетворения потребностей личности, и любовь бы- тия, в которой сама активность любви выступает как самоценность. Дефи- цйтарная любовь выполняет инструментальную функцию — любовь как средство получения благ, привилегий, преимуществ. Бытийная любовь аль- труистична, в ней главное — благо партнера, его успехи, бескорыстная по- мощь ему, готовность к самопожертвованию. Бытийная любовь способству- ет самоактуализации личности.

В концепции любви Р. Мэя, воплощающей принципы гуманистическо- го экзистенциализма, любовь-эрос рассматривается как стремление к твор- честву, единению и воспроизводству, способность к созиданию. Она рас- крывает путь к самореализации, расширению границ самости, обретению высших форм истины, красоты и добра [Мэй, 1997]. Главные мотивы люб- ви, согласно Мэю, — стремление к самоутверждению и надежда на спасе- ние от одиночества. Любовь-эрос объединяет, обеспечивая вселенную вну- тренней связью, как указывал еще Платон в известном сочинении «Пир». Любовь Ромео и Джульетты — жизнь, отданная во имя любви, — преодоле- вает вражду двух знатных родов. Благодаря любви человек постигает все три измерения сознания, переходя от безличного к личностному как стрем- лению любить определенного человека и, наконец, к трансличностному, где происходит постижение смысла любви в жизни человека. Любовь уг-


§ 3. Развитие любви как чувства, 67

 

 

лубляет сознание человека, поскольку в нем возникает нежность к другому человеку как осознание его потребностей, желаний и чувств; слияние с лю- бимым открывает новое бытие личности. Любовь — это переживание своей способности доставлять удовольствие другому, благодаря чему происходит выход личности за пределы своего Я. Наконец, в любви формируется спо- собность отдавать и принимать. Если баланс этих двух процессов наруша- ется, то нарушаются и отношения любви. Стремление лишь отдавать, не принимая взамен, обнаруживает тенденцию доминировать над партнером. Стремление брать, не отдавая взамен, приводит к опустошению. Любовь — это процесс активного творчества, поэтому, считает Мэй, любовь и воля — неразделимы. Любовь — это личностный свободный выбор, осуществление любви требует участия воли. Мэй пишет, что люди «любят и волеют мир». Любят — значит формируют мир, привнося в него часть самих себя. Воле- ют — значит творят мир своим решением. Парадокс любви, по Мэю, заклю- чается в сочетании высочайшей степени осознания самого себя как лично- сти в отношениях любви и высочайшей степени погруженности в другого человека.

К. Роджерс значительно обогащает наши представления о любви как про- цессе общения и установления отношений, вводя требование конгруэнтнос- ти — внутренней честности личности в отношении своего внутреннего мира, исключающей самообвинение и самозащиту. Конгруэнтная коммуникация, честная, искренняя, безоценочная, лишенная попыток манипулирования партнером и отрицающая «двойной стандарт» требований и прав для себя и партнера, является основой семейного общения. Одним из наиболее пер- спективных направлений психологической и психотерапевтической работы с семьей справедливо считается оптимизация общения между супругами, ро- дителями и детьми на основе усвоения принципов и техник конгруэнтного общения.

 

 

Развитие любви как чувства

 

Проблема генезиса и развития любви — одна из наименее разработанных в психологии эмоций. Здесь можно выделить функциональный и собственно онтогенетический аспект.

Процесс функционального развития любви можно проследить, основы- ваясь на классической работе Стендаля «О любви» (1822). Ключевым по- нятием, раскрывающим сущность становления отношения любви, являет- ся «кристаллизация».

Как рождается любовь?

Первый этап — восхищение предметом любви. Что-то в другом человеке привлекает наше внимание, поражает нас, заставляет остановиться, почув- ствовать восхищение. Иногда — красивая внешность, походка, голос, ино-


68 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения

 

 

гда — тонкое суждение, глубокая мысль, иногда — поступок, смелость, бла- городство, доброта. Красота, по Стендалю, непременное условие рождения любви: «Красота для рождения любви необходима, как вывеска. Нужно, чтобы безобразие не представляло препятствия». Вывеска останавливает, привлекает внимание, безобразие может оттолкнуть. Однако сама красо- та — это не только красота физическая, красота тела. Это и красота ума, во- ли, духа человека. Итак, начало зарождения любви связано с выделением будущего предмета любви из окружения и превосходной эмоционально- позитивной его оценкой. Переживание восхищения наделяет партнера в ваших глазах исключительностью и ставит его в центр вашего внимания.

Второй этап — изучение предмета любви. Всестороннее исследование партнера, повышенная чувствительность ко всем его поведенческим прояв- лениям, внешнему виду, суждениям. Здесь еще нет любви, присутствует только доброжелательный интерес к личности партнера и неосознанная симпатия, обусловленная восхищением.

Третий этап — зарождение любви и первая кристаллизация чувств. За- рождение любви связано с переживанием наслаждения от вида ее предмета и общения с ним. Решающее значение для развития любви имеет первая кристаллизация чувств. Стендаль называет ее особой деятельностью ума, направленной на наделение предмета любви всеми возможными достоинст- вами. Личность партнера подвергается систематической положительной оценке. Информация о партнере селектируется и проходит особую обработ- ку — преувеличение достоинств, игнорирование или искажение недостат- ков (оборачивание их в достоинства), что приводит к «сгущению досто- инств и добродетелей» партнера и идеализации его образа. Если нет реальной близости и общения с партнером, наступает кристаллизация вооб- ражаемого разрешения.

Четвертый этап — рождение сомнения. Идеализация образа партнера в определенный момент поворачивает носителя чувства любви к самому се- бе и рождает сомнение в том, насколько же он сам достоин любви своего избранника, столь уважаемого, совершенного и «богоподобного» существа. Это этап возникновения ориентировки на себя как возможного объекта любви, начало поиска ответа на вопрос: «Почему и за что я любим?»

Пятый этап — вторая кристаллизация чувств. Получение подтвержде- ния наличия ответной любви направляет процесс самоисследования и са- моразвития личности в сторону выделения и культивирования в себе луч- ших качеств и достоинств, которыми она уже обладает, которые хочет видеть в себе и которыми ее наделяет предмет любви. Вторая кристаллиза- ция чувств — это личностный рост в направлении взращивания в себе тех достоинств, которые сделают человека неотразимым, избранным, люби- мым. Итак, на пятом этапе развития любви происходит интенсивный лич- ностный рост носителя чувства любви в контексте построения отношений со значимым Другим.


§ 3. Развитие любви как чувства 69

 

 

Шестой этап — развитие отношений любви в сторону достижения пол- ной близости и единства с ее объектом.

Ключевое значение для понимания психологических механизмов влия- ния отношений любви на развитие личности имеют этапы первой и второй кристаллизации, по сути представляющие собой процесс идеализации обра- за партнера (предмета любви) и собственного образа. B.C. Соловьев рассма- тривал идеализацию в ее позитивном значении как способность видеть в партнере не только те свойства и качества, которыми он уже обладает, но и те, которые могли бы быть. Умение увидеть в партнере потенциальные, по- ка еще скрытые от других достоинства и совершенства и отнестись к нему так, будто они уже реальность, строить свое общение и поведение, уже учи- тывая эти потенциальные достоинства, составляет великую мудрость люб- ви. «Обожествление любимого существа» необходимо для того, чтобы твои совершенства, пока еще скрытые не только от других, но даже и от тебя са- мого, существующие как бы в проекте того, каким ты мог бы стать, увидел в тебе твой партнер и эксплицировал в близком общении и деятельности, со- здавая необходимые условия для их интериоризации. Идеализация образа партнера — это своеобразный «кредит доверия», выдаваемый любимому че- ловеку, будь то родительско-детские или эротические отношения. Вторая кристаллизация представляет собой целенаправленную работу личности над собой, реализующую цели саморазвития и самосовершенствования. Психологический смысл первой кристаллизации заключается в том, что в образ партнера и в образ Я личность включает потенциальные качества и строит свои отношения с партнером, ориентируясь на эти качества как ре- ально существующие. Смысл второй кристаллизации заключается в целе- направленном саморазвитии, работе над тем, чтобы «приподнять себя» до партнера. Отношения любви — это зона ближайшего развития личности, прежде всего в аспекте формирования способности к самореализации и са- моактуализации.

При в общем позитивной оценке кристаллизации, имеющей крайнос- тью идеализацию образа партнера, необходимо учитывать и возможные не- гативные последствия этого процесса. Идеализация может стать причиной серьезных нарушений межличностных отношений и общения с партнером в том случае, когда идеализированный образ вступает в противоречие с ре- альными качествами партнера (т.е. выходит за пределы обозначенной вы- ше зоны ближайшего развития) или когда кристаллизация не сопровожда- ется реальной работой личности по самостроительству.

Интересную модель функционального развития любви применительно к подростковому и юношескому возрасту предлагает П.П. Блонский. Поле- мизируя с Фрейдом в вопросе об изначальной инфантильной сексуальнос- ти как фундаментальной характеристике развития личности, Блонский в своей блестящей работе «Очерки детской сексуальности» (1974) выделяет и прослеживает четыре основные стадии развития любви в онтогенезе, ста-


70 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения

 

 

вя в центр рассмотрения подростковый и юношеский возраст. На первой стадии впервые возникает потребность в эротической любви, обусловлен- ная процессом полового созревания. Это время, окрашенное переживанием

 
«томления», неудовлетворенности, одиночества, страха, тоски, апатии. Вторая стадия связана с любовной сенсибилизацией и осознанием потреб- ности любить, началом поиска объекта любви. Интересно, что осознание потребности предшествует возникновению самого чувства. Задача влю- биться, полюбить выступает для подростка как значимая, подтверждающая его статус взрослого. Возникает повышенная чувствительность ко всему, что связано с любовью, нежностью, эротическим влечением. Начинаются интенсивные поиски объекта любви. Для этого периода характерны крат- ковременные увлечения, непостоянство, ветреность. Поиск объекта любви представляет собой ситуацию опробования новых отношений, их

вания к себе, моделирования и проигрывания с различными партнерами, это взрослая «игра в любовь» методом проб и ошибок. Наконец, наступает третья стадия — стадия влюбленности. Осуществлен выбор объекта любви, и игра закончилась. На этой стадии образуется единство переживания сек- суального влечения и любви. Интенсивность, яркость и серьезность чувств молодого человека достигают пика своего развития. На четвертой стадии происходит все большее сближение с объектом любви, устанавливаются все планы отношений, включая интимную физическую близость.

Проблема последующих стадий развития отношений любви имеет два возможных варианта решения. Сторонники первого исходят из бытийной сущности любви и рассматривают ее развитие как результат активной твор- ческой работы личности, как искусство создания условий для личностного роста и самореализации каждого из партнеров (Фромм, Маслоу). Привер- женцы второго варианта считают более вероятным сценарий развития люб- ви от глубокой страстной влюбленности к охлаждению, привыканию, одно- образию и, наконец, к возникновению негативных установок и раздражению в отношении партнера (В.И. Зацепин, СВ. Ковалев). Признавая вариатив- ность и разнообразие развития любви в браке, И.М. Сеченов говорил о таких формах любви на поздних стадиях жизненного цикла, как платоническая любовь (минимальная представленность компонента страсти, эроса), лю- бовь-обладание и любовь по привычке. Последняя форма любви, вероятно, представляет собой компенсаторное поведение, направленное на решение важной задачи в старости — сохранения стабильности мира на фоне утраты прежних физических и социальных возможностей.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.047 с.)