Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дисгармоничные (дисфункциональные) типы семей
К дисгармоничным относят семьи, в которых в силу нарушения различных аспектов семейного функционирования систематически не удовлетворяют- ся базовые потребности членов семьи и не реализуются основные ее задачи, § 13. Дисгармоничные (дисфункциональные) типы семей 113
специфические для каждой стадии жизненного цикла. Известны различные подходы к классификации дисфункциональных семей [Olson, 1993; Личко, 1989; Эйдемиллер, Юстицкис, 1999; Столин, 1986; Черников, 1998]. На основании характера эмоциональных связей, степени гибкости и пластичности управления семьей, а также характера взаимодействия се- мейных подсистем Д. Олсон выделяет несколько типо в дисфункцио - нальны х структу р семьи: •несбалансированная семья, характеризующаяся разобщенностью либо чрезмерной эмоциональной связанностью, ригидностью или хаотичностью; • коалиционная семья, т.е. семья, в которой в рамках подсистем или в от- ношениях подсистем возникают коалиции, находящиеся в конфронтации, противостоянии, антагонизме друг с другом и нарушающие баланс и функ- ционирование семьи в целом. Коалиции могут быть открытыми, или меж- поколенными (образуются в результате объединения членов семьи, принад- лежащих к разным поколениям), и скрытыми. Межпоколенные коалиции — противостояния внутрисемейных групп по типу «родитель и ребенок про- тив второго родителя», «прародитель и ребенок против родителей», «роди- тель и прародитель против второго родителя» (известные противостояния тещи и жены против мужа и свекрови и мужа против жены!) и т.д. В отли- чие от открытых, скрытые коалиции внешне солидарны, однако реальные отношения строятся по принципу скрытой враждебности и противостоя- ния. Для скрытых коалиций типичны коммуникационная проблема и нару- шения межличностного общения, в котором четко выделяются два плана: внешний, соответствующий социальным ожиданиям, и подтекст, раскрыва- ющий подлинный характер взаимоотношений членов семьи; • коалиционная семья, основой стабилизации которой является припи- сывание патологизирующей роли одному из членов семьи, получившему в семейной психотерапии название «идентифицированного пациента», но- сителя дисфункции семьи. Коалиция выполняет в таком случае важную функцию сплочения и сохранения целостности семьи;
•дисгармоничная семья с аутсайдерами, чей социометрический статус крайне низок; •семья с «перевернутой иерархией», характеризующаяся инверсией ро- лей. Например, за ребенком закрепляется статус родителя. А.Е. Личко [1989] определяет гармоничную семью как семью, характе- ризующуюся теплой эмоциональной привязанностью, отсутствием конку- ренции и противостояния, эффективным выполнением ролевых обязанно- стей и демократическим управлением без узурпации власти. Что касается дисгармоничных семей, то здесь можно говорить о таких вариантах, пред- ставляющих собой последовательность нарастания дисфункциональности семьи на пути к распаду, как собственно негармоничная семья, деструкто- генная, распадающаяся и распавшаяся. Еще одним особым вариантом дис- гармоничной семьи является ригидная псевдосолидарная семья.
8-6210 114 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения
Собственно негармоничную семью отличает «семейный перекос» как доминирование в семье отношений власти—подчинения; эмоциональная за- висимостьинесимметричностьэмоциональныхотношений; игнорирование одним из членов семьи своих обязанностей и функций,.связанных с семей- ной ролью, в ущерб интересам других членов семьи; отсутствие сотрудниче- ства, партнерства, взаимопомощи. Важной особенностью негармоничной семьи является фактическое неравноправие, отношения принуждения: од- ни (один) члены семьи как бы «эксплуатируют» возможности других, огра- ничивая их личностный рост. Функционирование деструктогенной семьи порождает семейные пробле- мы и конфликты. Такой семье свойственны неравномерность и невзаимность эмоциональных привязанностей; чрезмерная автономия и независимость чле- нов семьи; отсутствие сотрудничества и взаимопомощи в решении проблем. Ригидная псевдосолидарная семья сохраняет внешнее сплоченность и видимость успешного выполнения своих функций: достаток в семье, налаженный быт, забота о детях. Однако за внешней благостной картиной обнаруживается отсутствие или дефицит сущностных характери- стик семьи —эмоциональной теплоты, поддержки, эмпатии, демократично- сти управления; отношения власти строятся по жесткому типу доминирова- ние — подчинение; имеет место высокая степень ригидности семьи в регламентации норм и правил поведения ее членов, включая строгие санк- ции за их невыполнение. Отношения в семье строятся не на основе любви — привязанности, а зависимости и подчинения. Ригидная псевдосолидарная семья может сохранять стабильность достаточно долго, поскольку члены ее в силу неудовлетворенности потребности в любви и эмоциональном взаи- мопонимании испытывают постоянную высокую тревожность, вынуждаю- щую их подчиняться властному давлению главы семьи взамен на обретение определенной стабильности и чувства безопасности.
Еще два типа семьи представляют, по сути, две последовательные ста- дии ее распада: распадающаяся и распавшаяся семья. Распадающаяся семья характеризуется хроническим состоянием высо- кой конфликтности, захватывающей все более широкую область ее жизне- деятельности; прекращением выполнения членами семьи широкого спект- ра ролевых обязанностей и функций. Зачастую «единство» семьи сохраняется лишь за счет общей жилплощади, вынуждающей супругов жить вместе, и отсутствия юридического оформления прекращения брака. Распавшаяся семья — это семья, осуществившая юридическое прекра- щение брака и фактическое разделение супругов. Однако даже оформив- шая развод семья сохраняет определенные функции, например воспитания детей или материальной поддержки детей и бывших супругов. На фоне определения типовдисгармоничных семейособоезначениеприоб- ретает вопрос о том, каким требованиям должна отвечать гармоничная семья. Всестороннее ее описание представлено в работе Ф. Уолша [Walsh, 1996]. Mo- § 13. Дисгармоничные (дисфункциональные) типы семей 115
дель эффективной гармоничной семьи включает несколько базовых элементов, соответствующих ключевым аспектам функционирования семейной системы: • разделенное членами семьи семейное самосознание, основанное на близ- ких эмоционально-позитивных отношениях заботы и взаимопомощи («Мы — одна семья», а не «Я в семье»). Характер семейного самосознания определяет то, как личность строит свои отношения с другими членами семьи; •уважение автономии и индивидуальных различий, учет интересов и потребностей, обеспечивающих успешное развитие и хорошее самочувст- вие членов семьи, включая все поколения от самых молодых до старых; • взаимоуважение, поддержка, равное распределение прав и обязаннос- тей между супругами; • эффективное авторитетное родительство и детско-родительские отно- шения, обеспечивающие защиту и безопасность ребенка; процесс воспита- ния и социализации ребенка на основе уважения и принятия его прав; под- держку другим уязвимым членам семьи; •наличие адекватных ресурсов, обеспечивающих экономическую безо- пасность, психологическую и социальную поддержку семьи в контексте расширенной (прародительской) семьи, социальной группы (друзья, зна- комые, коллеги), системы социальных институтов (общество в целом). По- скольку семья испытывает нужду в поддержке извне, особенно в переход- ные, кризисные периоды своего развития и в период ненормативных кризисов, очень важное значение для ее жизнестойкости и толерантности приобретает социальная политика государства;
• организационная стабильность, характеризующаяся ясностью, после- довательностью и предсказуемостью моделей поведения и взаимодействия в рамках семьи; • адаптивность как гибкость и готовность к изменениям в соответствии с внешними требованиями и внутренними запросами; адаптивность к нор- мативным и ненормативным кризисам жизненного цикла семьи; адаптив- ность в направлении готовности справляться со стрессами и высокой эмо- циональной напряженностью в семье за счет эффективной реализации психотерапевтической ее функции; •открытость коммуникации, характеризующаяся четкостью и яснос- тью правил и ролевых ожиданий (опосредующие процесс коммуникации образы должны быть достаточно ясными). Цель коммуникации — обеспе- чить возможность свободного выражения чувств эмпатии, эмоциональной поддержки, преобладание позитивного эмоционального фона; • эффективное разрешение проблем и конфликтов; • разделенная система убеждений и ценностей в рамках всех сосущест- вующих поколений семьи, обеспечивающая доверие, близость и возмож- ность успешно разрешать проблемные ситуации. Уолш указывает, что все выделенные базовые элементы составляют це- лостную систему, где характеристики каждого из них находятся в неразрыв- 116 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения
ной связи и взаимодействии с остальными, определяя общую эффектив- ность функционирования семьи. Степень выраженности элементов и их конкретные характеристики определяются также видом семьи (нуклеарная, расширенная, семья с приемными детьми, гомосексуальная, двухкарьерная и т.д.) и стадией ее жизненного цикла (семья супругов без детей, семья с подростками, стареющие родители и молодой одинокий взрослый и пр.). Вместе с тем каждая семья уникальна и исключительна в выборе своего соб- ственного пути достижения гармонии и баланса. Перефразируя Л.Н. Тол- стого, можно сказать: «Все счастливые семьи счастливы по-своему!»
Вопросы и задания
1. Каковы основные характеристики семьи как системы? 2. Какие компоненты любви выделяются в различных ее теориях (Э. Фромм, Р. Мэй, Р. Стернберг)? 3. Назовите основные критерии типологии любви и приведите примеры ее классификаций. 4. Какое отражение находят функции семьи в ее ролевой структуре?
5. Что определяет главенство в семье? 6. Какие виды главенства улучшают функционирование семьи? Какие дезорганизуют? Поче- му? Приведите примеры. 7. Чем различаются конвенциональные и межличностные семейные роли? 8. Дайте определения «ролевого конфликта» и «ролевой перегрузки» в семье. Соотнесите эти понятия и приведите примеры. 9. Каковы критерии оценки эффективности ролевой структуры семьи? 10. Как связаны сиблинговые позиции супругов (порядок рождения в родительской семье) и ролевая структура семьи? 11. Каковы генезис и причины устойчивости патологизирующих ролей в семье? 12. В чем сходство и различия семейного самосознания и семейных мифов? Приведите примеры. 13. Каковы причины и условия формирования семейных мифов? 14. Каким требованиям должна удовлетворять эффективная семейная коммуникация? 15. Чем обусловлены нарушения коммуникации в семье? 16. Можно ли избежать конфликтов в супружеских отношениях? Аргументируйте свой ответ. 17. Назовите наиболее частые причины семейных конфликтов? Оцените возможности преду- преждения таких конфликтов и сформулируйте соответствующие профилактические ре- комендации. 18. Какие стратегии и способы разрешения конфликтов вам известны? Дайте оценку эффек- тивности каждой из стратегий. Какие стратегии в семейной жизни используете вы сами? 19. Сформулируйте основные принципы и правила работы «семейного совета». Покажите на конкретном примере, как должна строиться работа с конфликтом по этому методу? 20. В какой степени супружеская совместимость влияет на сплоченность семьи? 21. От чего зависит субъективная удовлетворенность браком? Оцените вклад каждого факто- ра и обоснуйте свой ответ. 22. Можно ли считать гармоничной семью с выраженной асимметричностью эмоциональных от- ношений между ее членами? Обоснуйте свой ответ. Назовите типы дисгармоничных семей. 23. Каковы психологические особенности функционирования гармоничной семьи? 24. Сформулируйте основные задачи психологической помощи семье, испытывающей трудно- сти в своем функционировании.
Глава 3
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 2112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.016 с.) |