Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические основы семейного консультирования
Сегодня можно говорить о плюралистической теоретической основе се- мейной психотерапии и, соответственно, семейного консультирования, опирающегося на установленные в рамках практики психотерапии законы и правила функционирования семьи. В плюрализме теории как сила семей- ного консультирования, так и его слабость. Сила в том, что многообразию проблем семейной жизни соответствует многообразие теорий разного уровня, в пространстве которых оказывается возможным найти объясни- тельную модель практически для любого «единичного, особенного и спе- цифического случая», составляющего объект консультирования. Теории дополняют и развивают друг друга, обогащая арсенал диагностических ме- тодов работы с семьей и способов психологического воздействия. Слабость плюралистической основы консультирования в том, что размытость и мно- жественность теоретических постулатов приводит к слабости и неодно- значности выводов и заключений психолога-консультанта, низкой эффек- тивности *его работы с семьей. Выход из создавшегося положения большинство семейных консультантов видит в создании интегративного подхода к семейному консультированию. Критериями дифференциации психотерапевтических подходов к рабо- те с семьей являются: 286 Глава 5. Основы семейного консультирования
• «единица» анализа семейного функционирования и проблем семьи. В рамках атомистического аддитивного подхода такой «единицей» может стать любой член семьи как уникальная и неповторимая личность. В этом случае семья рассматривается как совокупность взаимодействующих лич- ностей, определенным образом сочетающихся друг с другом. Жизнедея- тельность семьи есть результат простой суммации действий всех ее членов. В рамках системного подхода единицей анализа является семья как целост- ная система, имеющая функционально-ролевую структуру и характеризую- щаяся определенными свойствами. Каждый человек в семье, сохраняя себя как личность и не растворяясь в ней, приобретает качественно новые свой- ства, открывающие возможности личностного роста и саморазвития. Семья рассматривается как полноценный субъект жизнедеятельности и развития; •учет истории развития семьи, временной ретроспективы и перспекти- вы. Соответственно, можно выделить два основных подхода: генетико-исто- рический и фиксация на актуальном состоянии семьи без учета ее истории;
•направленность на установление причин возникновения проблем и трудностей жизнедеятельности семьи, ее дисфункции. Здесь также можно говорить о двух подходах, составляющих в известном смысле дихотомию. Первый, каузальный подход направлен на выстраивание причинно-следст- венных связей и установление роли условий и факторов, влияющих на ха- рактеристики функционирования семьи. Второй, феноменологический под- ход переносит акцент на анализ сюжетно-событийного ряда жизни семьи с намеренным игнорированием причин, оставшихся в ее прошлом. «Неважно, какие именно причины привели к трудностям, испытываемым семьей. При- чины — были вчера. Трудности — переживаются сегодня». Важно найти пу- ти и средства преодоления этих трудностей — вот основной принцип работы с семьей сторонников феноменологического подхода. Руководствуясь перечисленными выше критериями, можно выделить определенные подходы в работе с семьей. Психоаналитический подход. В центре внимания детско-родительские отношения, определяющие развитие личности и успешность ее семейной жизни в будущем. Единица анализа — личность в ее отношениях с партне- ром, основными паттернами этих отношений выступают эдипов комплекс и комплекс Электры. Предполагается, что в брачно-супружеских отноше- ниях пациенты неосознанно стремятся к повторению базовых моделей от- ношений с собственными родителями. Кстати, именно это обстоятельство является причиной трансляции семейного опыта и построения семейных событий из одного поколения в последующее. Достижение личностью ав- тономии и перестройка отношений с семьей по происхождению — главная цель терапевтического процесса. Психологическая работа ориентирована на реконструкцию и воссоздание прошлого, осознание вытесненного и по- давленного. Симптомы трудностей супружеских отношений рассматрива- ются как «маркер» прошлых неразрешенных конфликтов и подавленных § 2. Теоретические основы семейного консультирования, 287
влечений в отношениях с родителями. В психоанализе симптомы выступа- ют как основа для выявления причин, большое значение придается просле- живанию клиентом механизма симптомообразования и осознания причин переживаемых трудностей, прокладыванию мостов между прошлыми кон- фликтами и проблемами семейных отношений сегодняшнего дня. Бихевиоральный подход. Подчеркивается важность баланса взаимного об- мена (отдать и получить). Единицей анализа здесь выступает, личность в от- ношениях и взаимодействиях с членами семьи. Акцент переносится на уме- ние разрешать проблемные ситуации и формирование специальной исполнительской компетентности (навыков коммуникации и разрешения проблемных ситуаций). Генетико-исторический аспект возникновения про- блемы в рамках поведенческого консультирования оказывается незначимым. В центре внимания здесь не глубинные причины, а ошибочное поведение и действия членов семьи, которые выступают помехой и препятствием на пути решения проблемных ситуаций. В рамках поведенческой психотерапии мож- но говорить о теории социального научения (А. Бандура) и теории оперант- ного обусловливания (Б.Ф. Скиннер). Соответственно, основными механиз- мами формирования неправильного поведения, приводящего к семейным проблемам, признаны неадекватные социальные модели поведения в семье, неэффективные контроль и подкрепления. Если принять во внимание подоб- ное объяснение возникновения проблем и трудностей в семье, становится по- нятна ориентированность работы семейных поведенческих психотерапевтов на детско-родительские отношения. Широкое распространение в рамках по- веденческого подхода получили разнообразные формы тренинговой работы с родителями. Работа с супругами строится в рамках теории социального обме- на, согласно которой каждый индивид стремится к получению максимально- го вознаграждения при минимальных затратах. Принцип реципрокности — эквивалентности обмена — предполагает, что удовлетворенность супружес- кими отношениями возрастает, когда число полученных вознаграждений компенсирует затраты. Хорошо разработанная и операционализированная система диагностики особенностей взаимного поведения супругов и родите- лей с детьми, четкие процедуры модификации поведения, тщательно проду- манная система домашних заданий и упражнений обеспечивают достаточно высокую эффективность поведенческого подхода при оказании помощи се- мьям в решении их проблем. Особенностью поведенческой работы с семьей является предпочтение диадического взаимодействия как единицы психоло- гического анализа и воздействия. Выбор диады (для сравнения — в системной семейной психотерапии работа осуществляется с триадой, включающей су- пругов-родителей и ребенка) обоснован верховенством принципа социально- го обмена в анализе закономерностей семейного функционирования. Феноменологический подход. В качестве единицы анализа рассматрива- ется личность в семейной системе. Основной принцип «здесь-и-теперь» требует сосредоточения на происходящих в настоящий момент событиях 288 Глава 5. Основы семейного консультирования
семьи с целью достижения высокого уровня их прочувствования и пережи- вания. Реальность общения и взаимодействия как системы вербальных и невербальных эмоционально нагруженных коммуникативных актов со- ставляет предмет психологического анализа и психотерапевтического воз- действия (В. Сатир, Т. Гордон). Выявление содержания, правил построе- ния, воздействия коммуникации на жизнь семьи в целом и на каждого из ее членов составляет содержание работы с семьей. Формирование коммуни- кативной компетентности, навыков открытого эффективного общения, по- вышение сенситивности к своим чувствам и состояниям и чувствам парт- нера, амплификация переживания настоящего составляют главные задачи семейной психотерапии в рамках данного подхода.
Семейная психотерапия, основанная на опыте (К. Витакер, В. Сатир), делает акцент на личностном росте, достижении автономии, свободе выбо- ра и ответственности как цели психотерапии. Дисфункция семьи произ- водна от нарушений личностного роста ее членов и сама по себе не должна быть мишенью воздействия. Межличностные отношения и взаимодейст- вия составляют условия для личностного роста тогда, когда коммуникация оказывается открытой и эмоционально насыщенной. Причины возникно- вения трудностей в коммуникации оказываются незначимыми, работа кон- центрируется на пересмотре убеждений и ожиданий, стимулировании их изменений. Системный подход. Семья рассматривается как целостная система, в ка- честве основных ее характеристик выделяется структура семьи, распреде- ление ролей, главенства и власти, границы семьи, правила коммуникации и повторяющиеся ее паттерны как причины семейных трудностей, которые прежде всего усматриваются в дисфунциональности семьи и разрешаются в реорганизации семейной системы. Структурная семейная психотерапия (С. Минухин) как одно из наибо- лее авторитетных направлений в семейной психотерапии основывается на принципах системного подхода. Семья выступает как система, стремящая- ся к сохранению (закон гомеостаза) и развитию отношений. В своей исто- рии семья последовательно и закономерно проходит через ряд кризисов (вступление в брак, рождение ребенка, поступление ребенка в школу, окон- чание школы и самоопределение, сепарация от родителей и уход и пр.). Каждый из кризисов требует реорганизации и перестройки семейной сис- темы. Семья рассматривается как базисная система, включающая три под- системы: супружескую, родительскую и сиблинговую. Границы системы и каждой из подсистем представляют собой правила, определяющие, кто и как участвует во взаимодействии. Границы могут быть чересчур ригидны- ми или гибкими, что, соответственно, влияет на проницаемость систем. Из- лишняя гибкость приводит к диффузии границ, т.е. к нечеткости паттернов взаимодействия, и делает семейную систему или подсистему уязвимой для вмешательства извне. Вмешивающееся из-за размытости семейных границ
§ 2. Теоретические основы семейного консультирования 289
поведение приводит к утрате членами семьи автономии и способности са- мостоятельно решать свои проблемы. Напротив, чрезмерно ригидные гра- ницы затрудняют контакты семьи с внешним миром, делают ее изолиро- ванной, разобщенной, с ограниченными возможностями контактов и взаимной поддержки. Дисфункция семьи определяется как неспособность семьи удовлетво- рить потребности всех ее членов, что находит отражение в симптоматичес- ком поведении кого-либо из них. Нарушения поведения и эмоционально- личностные нарушения одного из членов семьи, согласно структурной семейной психотерапии, есть индикатор дисфункции семьи как единого це- лостного организма. Внимание терапевта центрируется на происходящих в семье процессах в настоящее время, без далеких экскурсов в прошлое. Путь преодоления проблем семьи — в изменении неадекватных паттернов транс- акций, расшатывании старой семейной системы и установлении новых гра- ниц, обеспечивающих равновесное ее функционирование. Стратегическая семейная психотерапия (Д. Хейли) представляет собой интеграцию проблемно-ориентированной терапии с теорией коммуникаций и теорией систем.' Единицей анализа здесь выступает семья как целостная система, стремящаяся к сохранению гомеостаза и паттернов взаимодейст- вия. Акцент переносится на настоящее, работает принцип поскольку дисфункция системы поддерживается текущими интеракциями. Выявление причин не является задачей терапии, поскольку существование проблем поддерживается текущими процессами взаимодействия, которые должны быть изменены. Симптом — метафорическое выражение проблемы и обозначение определенного стереотипа поведенческих реакций, который по соглашению между членами семьи выполняет определенную функцию в межличностном взаимодействии, — представляет собой одну из форм кон- троля поведения членов семьи. Роль терапевта активна, в процессе работы он предлагает членам семьи директивы или задания двух видов — позитив- ные, если сопротивление семьи изменениям невелико, и парадоксальные, поощряющие симптоматическое, т.е. неадекватное, поведение членов семьи, если сопротивление велико и выполнение негативных заданий, скорее все- го, будет блокировано. Широкое использование метафор в работе с семьей способствует установлению аналогии между событиями и действиями, ко- торые, на первый взгляд, не имеют между собой ничего общего. Метафори- ческое осмысление семейной ситуации позволяет выделить и увидеть сущ- ностные характеристики семейного процесса.
Трансгенерационный подход. Направлен на интеграцию идей психоана- лиза и теории систем. Единицей анализа выступает целостная семья, в ко- торой отношения между супругами строятся в соответствии с семейными традициями родительской семьи и усвоенными в детстве моделями взаи- модействия. Выбор партнера и построение отношений между супругами и родителей с детьми основывается там на механизме проекции чувств и 290 Глава 5. Основы семейного консультирования
ожиданий, сформировавшихся в прежних объектных отношениях с роди- телями, и попытке «подогнать» актуальные отношения в семье к интерна- лизованным ранее моделям семейного поведения (Д. Фрамо). Принцип ис- торизма в рамках трансгенерационного подхода является ключевым. Так, в качестве семейной системы рассматривается межпоколенная семья (М. Бо- уэн), а трудности семейного функционирования связываются с низким уровнем дифференциации и автономизации личности от семьи по рожде- нию. Прошлые взаимоотношения оказывают влияние на текущую семей- ную динамику. Процессы дифференциации личности, триангуляции как формирования треугольника отношений и семейного проективного про- цесса, согласно теории Боуэна, определяют возникновение проблем семьи и открывают пути для их разрешения. Интерпретация и анализ переноса как ключевые техники трансгенерационного подхода свидетельствуют о том, что фокусирование на причинах трудностей семейной жизнедеятель- ности является важным его принципом. Несмотря на существенные различия перечисленных подходов во взглядах на причины и пути преодоления проблем, в теоретических объяс- нительных моделях, можно выделить общие цели семейной психотерапии: •повышение пластичности ролевой структуры семьи — гибкости рас- пределения ролей, взаимозаменяемости; установление разумного баланса в решении вопросов власти и главенства; •установление открытой и ясной коммуникации; •разрешение проблем семьи и снижение выраженности негативных симптомов; •создание условий для развития Я-концепции и личностного роста всех без исключения членов семьи. Одной из наиболее острых проблем является проблема оценки эффек- тивности консультирования, а потому на первый план выступает вопрос о критериях такой оценки и организации соответствующих ее процедур. Не менее важной, но составляющей перспективу дальнейших теоретических и прикладных разработок семейного консультирования признается пробле- ма определения значения факторов и переменных, влияющих на эффек- тивность консультирования; решение ее позволит прогнозировать эффек- тивность консультирования и придать ему более управляемый, планомерный характер. Критерием оценки эффективности консультирования является реализа- ция поставленных целей с точки зрения клиента. Однако оценка эта может меняться в зависимости от того, кто из членов семьи ее, семью, оценивает, так как его позиция в значительной мере определяет и итоговую оценку ее успешности. Поскольку каждый из членов проблемной семьи достаточно ча- сто преследует интересы, противоречащие интересам остальных членов се- мьи, что, собственно говоря, и делает семью проблемной, то оценка итогов консультирования различными членами семьи часто может быть диамет- § 3. Основные принципы семейного консультирования 291
рально противоположной. Разрешение указанного противоречия кроется в обращении к работе с семьей в целом как клиентом и требовании к консуль- танту занимать позицию защиты интересов семьи в целом, а не отдельных ее членов. Это требование может быть реализовано и при работе со всей семь- ей, и при работе с индивидуальным клиентом. Для консолидации и объеди- нения усилий всех лиц, заинтересованных в благополучном разрешении трудностей, переживаемых семьей, необходимы совместное обсуждение, вы- работка общего решения о целях и задачах консультирования и заключение терапевтического договора в интересах всей семьи с семьей как клиентом. Эффективность консультирования в значительной степени зависит от вре- мени, прошедшего от момента возникновения проблемы до обращения се- мьи за психологической помощью, и от истории подобных обращений. Чем раньше семья обращается в консультацию, тем больше вероятность успеш- ного разрешения ее трудностей. Важный фактор, влияющий на эффектив- ность консультативной работы, — психологическая готовность всех членов семьи к совместной деятельности, направленной на поиск путей разрешения проблемы, готовность к саморазвитию и самоизменению. Содержательным критерием оценки эффективности семейного кон- сультирования является успешность разрешения проблем семьи. Так, по аналогии с параметрами оценки эффективности семейной психотерапии (В.Н. Мясищев) следует считать показателями высокой эффективности консультирования: 1) степень симптоматического улучшения; 2) степень понимания клиентом психологических механизмов порождения труднос- тей семейного функционирования; 3) степень реконструкции семейных от- ношений; 4) степень восстановления и повышения эффективности функ- ционирования семьи. Главный же результат, определяющий оценку эффективности консультирования в целом, состоит в росте способности клиента в дальнейшем самостоятельно разрешать возникающие проблемы. Эффективность может быть оценена также с точки зрения различных уровней функционирования семьи. Во-первых, на уровне долгосрочного эффекта повышения жизнестойкости семьи, возрастания ее устойчивости к воздействию стрессогенных факторов, успешности разрешения норма- тивных кризисов жизненного цикла ее развития. Во-вторых, на уровне раз- решения реальных трудностей и проблем семьи и, в-третьих, на уровне оп- тимизации ролевой структуры, общения, сотрудничества и более полного удовлетворения потребностей как сёмъи в целом, так и каждого ее члена, роста сплоченности семьи и субъективной удовлетворенности браком.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 636; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.101 (0.027 с.) |