Основные формы семейного консультирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные формы семейного консультирования



 

В настоящее время используются следующие формы семейного консульти- рования: 1) индивидуальное консультирование одного из супругов; 2) парал- лельное индивидуальное консультирование обоих супругов одним консуль- тантом; 3) параллельное индивидуальное консультирование обоих супругов разными, но взаимодействующими консультантами; 4) совместное консуль-' тирование обоих супругов либо всех членов семьи одним консультантом.

Индивидуальная форма консультирования одного из супругов являет- ся наименее продуктивной. В ряде случаев отмечается, что при индивиду- альной работе лишь с одним из супругов отношения в семье не только не улучшаются, но значительно дестабилизируются. Эти факты еще раз дока- зывают, что семья представляет собой целостную систему, а потому имен- но она должна быть субъектом обращения за психологической помощью. Параллельное консультирование супругов одним или сотрудничающими консультантами, несомненно, является шагом вперед к достижению цели консультирования — повышения уровня эффективности функционирова-


§ 5. Консультирование по проблемам семьи 301

 

 

ния семьи. Однако в этом случае «за кадром» остаются общение и формы взаимодействия и сотрудничества супругов, что значительно ограничивает возможности консультирования и коррекции. Признанным фактом явля- ется максимальная эффективность консультирования при использовании формы совместного консультирования супругов/семьи.

 

 

§ 5. Консультирование по проблемам семьи

Консультирование по вопросамвступления в брак

 

Консультирование по вопросам вступления в брак в нашей стране оказыва- ется относительно редко востребованной формой психологического кон- сультирования. Обычно запрос формулируется клиентом в виде просьбы оценить степень психологической совместимости партнеров как будущих супругов. Выше были определены условия супружеской совместимости, из которых важнейшими для стадии выбора брачного партнера являются сте- пень согласованности семейных ценностей и ролевых ожиданий в отноше- нии целей и ролевых моделей поведения супругов, а также принятие лично- стных и поведенческих особенностей партнера и готовность учитывать их в сотрудничестве. Задачей консультирования в этом случае должно стать про- яснениесемейныхценностейипредставленийопринципахинормахсемей- ного функционирования и ожиданий в отношении ролевого поведения каж- дого из партнеров и их обсуждение. Вопросы распределения функций в семье, главенства, планирования рождения детей, контрацепции и абортов, сексуальных отношений, супружеской измены, финансовых вопросов и се- мейного бюджета должны стать предметом открытого и честного обсужде- ния. Целесообразно использовать формы заданий по характеру распределе- ния бюджета, построению перспективного плана важных жизненных событий семьи с элементами ролевого разыгрывания и творческих заданий проективного типа (например, рисунок «Наша семья через 20 лет») и т.д.

Другим направлением работы с парой, желающей создать семью, долж- на стать диагностика психологической готовности к вступлению в брак, включая уровень соответствия требованиям экономической и финансовой самостоятельности, эмоциональной автономии от прародительской семьи, достижения необходимой личностной зрелости для осуществления выбора и принятия ответственности.

Важное профилактическое значение имеет выработка программ, на- правленных на развитие эмпатии, коммуникативной компетентности, уме- ния разрешать конфликтные ситуации методом «семейного совета».

Психологическая помощь семье, ожидающей ребенка

 

Психологическая помощь семье, ожидающей ребенка, определяется необ- ходимостью реализации главной цели — формирования родительской по-


302 Глава 5. Основы семейного консультирования

 

 

зиции матери и отца и подготовке к перестройке семейной системы в свя- зи с рождением ребенка. Основные ее задачи:

• формирование родительской позиции на ценностно-смысловом и мо-

тивационном уровне, включая родительскую ответственность;

• повышение уровня когнитивной осведомленности о внутриутробном развитии ребенка, течении беременности и родов, их психологическом зна- чении для ребенка и матери;

•повышение уровня психолого-педагогической компетентности в во- просах развития и воспитания детей младенческого и раннего возраста;

•формирование навыков саморегуляции функциональных и психичес- ких состояний, поведения в родах, ухода за ребенком;

•оптимизация супружеских отношений, помощь в планировании жиз- ненного стиля семьи, распределении обязанностей после рождения ребенка;

• развитие навыков открытого субъектно-ориентированного эмоцио- нального общения с ребенком в период беременности, помощь в формиро- вании образа ребенка [Ланцбург, 2000; Захарова и др., 2002].

Специальная работа по формированию родительской позиции осуще- ствляется в родительских школах и школах сознательного материнства, где задачи диагностики и коррекции готовности родителей к отцовству и мате- ринству, профилактики деструктивных процессов в семье и развития роди- тельской компетентности могут быть с успехом решены.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.007 с.)