Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы психологического консультирования семьи
Можно выделить следующие этапы психологического консультирования семьи: предварительный этап записи; этап первичного приема; диагности- ческий этап; этап составления психологического заключения; этап совме- стного анализа причин возникновения проблемы и определения путей ее разрешения; заключительный этап. Предварительный этап.. Запись. Фиксация обращения. Объективиро- вание жалобы и запроса клиента. Сбор исходной информации о семье и клиенте. Решение организационных вопросов. Ориентация клиента в по- рядке и регламенте работы. Первичный прием. Знакомство консультанта с клиентом. Установление контакта с использованием техник присоединения — аккомодации как подра- жания консультанта стилю и особенностям поведения членов семьи (С. Ми- нухин), активного эмпатического слушания (К. Роджерс), мимезиса как под- ражания и копирования по типу имитации позы, одежды, мимики и пр. (С. Мйнухин). Конкретными формами мимезиса являются синхронизация дыхания,«отзеркаливание»позы,мимики,жестов,подражаниеречиклиента попараметрамскорости,громкости,интонациилибо,еслиработаидетссемь- ей в целом, речи «идентифицированного пациента», отслеживание глазодви- гательных реакций клиента. Представление консультанта и структурирова- ние позиций в консультативном процессе. Установление атмосферы доверия ибезопасности.Коммуницированиеэмоциональнойподдержкиистабилиза- ция эмоционального состояния клиента. Выявление жалобы и запроса. Пер- вичноеисследованиепроблемы.Наэтойстадиинеобходимополучитьобщую информацию о составе семьи, возрасте, образовании, профессиикаждогоиз членов семьи и выявить особенности их отношений и взаимодействия. Опти- мальным методом здесь является составление генограммы для трех поколе- ний семьи. Если работа идет с семьей в целом, то необходимо выявить пози- цию каждого из присутствующих ее членов в отношении проблемы обращения. Переформулирование запроса. Заключение договора (контракта) на проведение психологического консультирования. В рамках договора со- гласуются цели консультирования и форма психологической помощи, кото- рая будет оказана клиенту. Обсуждаются проблема ответственности клиента и консультанта и их функции в процессе работы. Осуществляется согласова- ние организационных вопросов: количество встреч, их продолжительность и периодичность, состав участников, оплата консультаций.
Диагностический этап. Уточнение проблемы клиента. Направленное ее изучение в соответствии с принципом стереоскопичности диагноза, выяв- § 4. Основные этапы психологического консультирования семьи 297
ление ролевой структуры семьи и ее внутренних и социальных ресурсов. Реконструкция истории развития семьи с момента знакомства супругов. Анализ проблемных ситуаций, типовых семейных сценариев, выявление и обсуждение семейных мифов. Формулирование рабочих гипотез о содер- жании и причинах проблемы. Проведение необходимого диагностического обследования с целью проверки выдвинутых гипотез. Этапсоставленияпсихологическогозаключения. Формулированиепси- хологического диагноза и прогноза. Диагностическое заключение должно содержать описание объективного статуса семьи, вывод о соответствии жа- лобы объективной проблеме семьи и мере ее обоснованности, позитивную оценку функционирования семьи с выделением ее ресурсов, переформули- рованиезначениясимптомовпроблемногоповедениячленовсемьииобъек- тивированиемеханизмасимптомообразования; внемдолжнабытьпоказа- на роль симптома в сохранении семейного функционирования. Разработка общего плана рекомендаций по преодолению проблем семьи. Психологиче- ское заключение может быть составлено консультантом вне времени встре- чи с клиентом, представлять собой результат анализа и интерпретации про- блемы консультантом и основу для проведения последующего этапа. В ряде случаев этап составления психологического заключения может совмещать- ся с этапом совместного анализа проблемы и поиска ее решения. Этапсовместногоанализапричинпроблемыиопределениепутейеераз- решения. Направленный анализ проблемы, выделение «сильных», ресурс- ных, и «слабых» аспектов семейного функционирования. Выявление причин неэффективного функционирования. Обсуждение основных положений психологического диагноза. Совместная выработка условно-вариантного прогноза. Рассмотрение «веера» возможных решений, всесторонняя оценка
«плюсов» и «минусов» каждого из них. Принятие решения, выработка плана его реализации. Распределение ответственности и функций между членами семьи. Разработка системы «домашних заданий» для воплощения принятого решения в жизнь. Заключительный этап. Подведение итогов. Контроль и оценка реализа- ции принятого решения. Завершение совместной работы с консультантом, обсуждение форм и сроков дальнейших контактов. Совместная выработка плана профилактических и превентивных мероприятий по предупрежде- нию возникновения трудностей и проблем в семье. Дажепростоеперечислениеэтаповпсихологическогоконсультирования семьи обнаруживает то, что они эксплицируют не столько временную по- следовательность,сколькосамулогикуипоследовательность разрешения задач, обеспечивающих удовлетворение запроса клиента. Сами же этапы могут перекрываться во времени, допускать нарушение линейности продви- жения и возвращение с последующего на предыдущий этап. Выделенная по- следовательность этапов скорее определяет закономерность перехода от вы- полнения одного вида консультативных работ и процедур к другому. 298 Глава 5. Основы семейного консультирования
При определении содержания психологического консультирования на каждом из этапов были испрльзованы понятия «жалоба», «запрос», «пси- хологический диагноз» и «прогноз». Остановимся более подробно на каж- дом из них. Жалоба имеет сюжет и структуру [Семья в психологической консульта- ции, 1989]. Сюжет жалобы — это последовательность изложения событий, жизненных коллизий, их содержание и взаимосвязь. Структура жалобы включает локус (субъектный и объектный) и самодиагноз. Субъектный ло- кус характеризует того, на кого жалуется клиент, а объектный — на что именно он жалуется. Субъектный локус может быть направлен на супруга, ребенка, третьих лиц, семейную ситуацию в целом, на самого себя. Объект- ный может определяться жалобами на ролевое поведение членов семьи, на индивидуальные их особенности, на отношения (отсутствие взаимопонима- ния, поддержки, любви и т.д.), на объективные обстоятельства (жилищные трудности, чрезмерная занятость на работе), на ненормативные кризисные события (супружеская измена, уход ребенка из дома и пр.). Самодиагноз представляет собой объяснение, которое дает клиент причинам нарушений, отражает особенности реагирования человека на фрустрацию. Самодиагноз может быть выражен в убеждении, что проблема обусловлена «злой волей» (негативными враждебными намерениями определенного лица), индивиду- альным своеобразием партнера (психической аномалией или органическим дефектом, «дурным характером»), собственной личностной недостаточнос- тью или собственными неверными действиями, влиянием «третьих лиц» (тещи, свекрови, прежнего супруга, друзей и т.д.), неблагоприятно сложив- шейся ситуацией (роком, судьбой). Жалоба имеет явное (то, что сообщает- ся, декларируется, обсуждается) и скрытое содержание. Скрытое содержа- ние не является вытесненным или подсознательным, а представляет собой недоговоренную информацию, которую для проведения дальнейшего кон- сультирования необходимо актуализировать как существо жалобы. Далеко не всякая жалоба имеет скрытое содержание. Подтекст ее, в отличие от скрытого содержания, может быть вытесненным, неосознанным и требует специальной работы по достижению осознания.
Запрос конкретизирует ожидания клиента в отношении помощи, кото- рую он предполагает получить в консультации. Можно выделить следую- щие виды запросов клиента о психологической помощи: информационный запрос; запрос о помощи в обучении навыкам общения, взаимодействия, поведения в проблемных ситуациях; о содействии в анализе и интерпрета- ции событий, поведения, особенностей личности; о помощи в выработке позиции в отношении проблемы; об эмоциональной и психологической поддержке; о содействии в анализе проблемы и принятии решения [Там же]. Все перечисленные виды запросов можно квалифицировать как адек- ватные. Вместе с тем консультанту в большинстве случаев приходится сталкиваться с неадекватными ожиданиями клиента. Тогда запросы фор- § 4. Основные этапы психологического консультирования семьи 299
мулируютсяпотипуманипулятивногозапросаилизапроса—перекладыва- ния ответственности за решение проблемы на консультанта. Манипуля- тивный запрос состоит в просьбе клиента об оказании влияния на члена се- мьи и его изменении либо в интересах самого члена семьи («муж пьет — повлияйте на него, чтобы не пил»), либо в интересах клиента. В случае пе- рекладывания ответственности за решение проблемы на консультанта кли- ент исходит из мифа о всемогуществе консультанта и «волшебной палоч- ке», по взмаху которой все проблемы могут быть разом решены без какого бы то ни было участия самого клиента. Очевидно, что в случае неадекват- ного запроса должна быть проведена работа по его переформулированию для заключения договора, или так называемого «терапевтического кон- тракта», на проведение консультативной работы. Понятие психологического диагноза неоднозначно интерпретируется в разных литературных источниках. Первоначально в практической психоло- гии термин «диагноз» получил распространение в самом широком и неопре- деленномзначении — какконстатация количественной или качественной ха- рактеристики признака [Бурменская и др., 2003]. В зарубежной психологии и психометрии понятие «психологический диагноз» является производным от процедур тестового измерения. Если, вслед за А. Анастази [1982], опреде- лять психологическую диагностику семьи как «идентификацию психологи- ческих характеристик индивида/семьи с помощью специальных методов», то такое понимание психологического диагноза оказывается непродуктив- ным для решения задач семейного консультирования. Как указывает Г. В. Бурменская [2003], не случайно в современной зарубежной психологии многие специалисты отвергают термин «диагноз», утверждая, что его следу- етизбегатьиз-замедицинского,т.е.ориентированногонаболезнь,значения. В любом виде психологического консультирования, а уж тем более в семей- ном консультировании, главная задача состоит в том, чтобы помочь семье преодолеть трудности ее функционирования и создать оптимальные усло- вия для личностного роста и развития как каждого ее члена, так и семьи в це- лом. Психологический диагноз должен иметь собственное содержание, вы- ходящее за рамка описания трудностей семьи как симптомов ее «болезни» и объективно установленных особенностей ее функционирования. Необходи- мо выявить механизмы генезиса и формирования трудностей функциониро- вания семьи. Таким образом, этиологическийдиагноз, выступая важным компонентом психологического диагноза, предполагает выделение причин- ных каузально-динамических связей, выявленных в ходе психологического обследования трудностей функционирования и развития семьи, с источни- ками и условиями их образования.
Составление психологического прогноза — главный результат психоло- гического обследования семьи. Важной его характеристикой является сте- пень достоверности. В настоящее время в практике психологического кон- сультирования используются два достаточно близких на первый взгляд 300 Глава 5. Основы семейного консультирования
понятия. Это «вероятностный прогноз» и «условно-вариантный прогноз». Однако, считает Бурменская [2003], при обсуждении проблемы диагности- ки психического развития ребенка понятие вероятностного прогноза пред- ставляется неуместным, поскольку в силу открытого характера развития ребенка в принципе отсутствуют основания для определения вероятности того или иного его хода в будущем. Продолжая мысль о роли активности самого субъекта в проектировании и осуществлении своего развития, мож- но заключить, что делать предсказания относительно вероятности того или иного варианта разрешения семьей своих трудностей и, соответствен- но, относительно перспектив ее дальнейшего функционирования и разви- тия оказывается задачей не просто неблагодарной, но и практически нераз- решимой. В силу этого, по нашему мнению, перспективно и правомерно использоватьпонятие условно-вариантного прогноза, используемоговрам- ках возрастно-психологического консультирования развития ребенка [Там же]. Под условно-вариантным прогнозом следует понимать конструирова- ние основных вариантов развития семьи из множества потенциально воз- можных. Эти варианты определяются с учетом трех возможностей: 1) не- благоприятные условия, ставшие причиной психологических трудностей, сохраняются; 2) причины и факторы неблагополучия семьи будут преодо- лены или существенно ослаблены; 3) причины и факторы дисгармонично- сти, напротив, усугубятся. Прогноз дальнейшего функционирования и раз- вития семьи должен представлять собой «веер» вариантов в диапазоне указанных возможностей, а не предсказание с определенной вероятностью однозначного исхода. Таким образом, условно-вариантный прогноз стано- вится основой для разработки стратегии и тактики «самопомощи» семьи в разрешении возникшей проблемы или кризисной ситуации.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 761; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.23.130 (0.008 с.) |