Психологические проблемы усыновления приемных детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические проблемы усыновления приемных детей



 

Усыновление является одним из социальных институтов, обеспечивающих детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, юридичес- кую возможность иметь условия жизни и воспитания в семье. Усыновле- ние в современном праве рассматривается в числе наиболее значимых форм защиты детей, лишившихся родительского попечения, в рамках кото- рой устанавливаются родственные связи между ребенком, оставшимся без родительского попечения, с одной стороны, и супружеской парой или чело- веком, не являющимся ребенку родным отцом или матерью, с другой. При- оритетность усыновления по сравнению с другими формами воспитания детей-сирот — помещением в государственные детские воспитательные уч- реждения (дома ребенка, детские дома, интернаты) — очевидна, поскольку лишь семья может обеспечить ребенку оптимальные условия для гармо- ничного личностного развития. Конвенция о правах ребенка, принятая Ге- неральной Ассамблеей ООН в 1989 г. и ратифицированная СССР и затем Российской Федерацией в 1990 г., декларирует важность и необходимость обеспечения всем детям условий семейного воспитания. Согласно статье

54 Семейного кодекса Российской Федерации «каждый ребенок имеет пра-

во жить и воспитываться в семье».

Актуальность проблемы усыновления связана с резким ростом числа детей-сирот при живых родителях в 1990-е гг. Причинами социального си- ротства являются экономическая нестабильность и безработица, алкого- лизм родителей и лишение их родительских прав, непродуманная привати- зация жилья, превращающая детей в бомжей, военные конфликты в

«горячих точках».

В общем числе усыновлений значителен удельный вес случаев, когда ребенка усыновляют отчим или мачеха в результате повторного брака род- ного родителя ребенка. Вместе с тем подавляющее большинство усынови- телей не имеют собственных детей, что порождает ряд психологических проблем, связанных с принятием ими ребенка; выработкой оптимального стиля семейного воспитания, учитывающего психологические и индивиду- альные особенности усыновленных детей с трудной историей развития; формированием психолого-педагогической компетентности. Необходимо обеспечить родителям-усыновителям психологическое сопровождение и помощь в решении возникающих в процессе воспитания детей проблем.


274 Глава 4. Ненормативные кризисы семьи

 

 

Мотивацияусыновления

 

Судьба детско-родительских отношений в новой семье в значительной сте- пени определяется следующими мотивами усыновления:

•мотив, удовлетворяющий потребность в продолжении рода. Как пра- вило, причины усыновления связаны с бесплодием супругов, безуспешно пытающихся на протяжении ряда лет с помощью лечения решить эту про- блему. Усыновление ребенка воспринимается бездетными супругами как единственный способ создания полноценной семьи. Обычно инициатором усыновления выступает супруга в силу выраженной «спонтанной тяги» к материнству. Факторами риска в воспитании ребенка являются разногла- сия супругов в желании усыновить ребенка, во взглядах на воспитание, страх «дурной наследственности», предвзятое восприятие индивидуально- психологических особенностей приемного ребенка;

•мотив «смысла жизни» — приемный ребенок придает осмысленность су- ществованию родителя, позволяет ему определить жизненные цели и задачи;

• мотив преодоления одиночества — ребенок рассматривается как зна- чимый партнер, с которым можно установить отношения близости и дове- рия, источник положительных эмоциональных переживаний, опора в ста- рости. Подобная мотивация превалирует у одиноких людей, по разным причинам не сумевших создать или сохранить семью. Факторами риска в этом случае являются чрезмерность и неадекватность ожиданий в отноше- нии личностных качеств ребенка (чуткости, доброты, заботливости и т.д.), возраст усыновителей (предпенсионный и пенсионный), не позволяющий полностью реализовать воспитательную функцию в период высокой про- фессиональной и социальной активности усыновителя;

•альтруистическая мотивация, стремление защитить ребенка, оказать ему помощь и содействовать в создании благоприятных условий развития,

«вырвать» ребенка из «ужаса» детского дома. Этот вид мотивации пред- ставляется особенно важным, поскольку в данном случае приемный роди- тель фокусом своих усилий делает благополучие и интересы ребенка, а не удовлетворение собственных интересов и потребностей. Опасность такого вида мотивации кроется в стремлении родителя из самых благих намере- ний построить асимметричные отношения, в которых ребенку неосознанно навязывается роль «потребителя» тех условий, которые создает для него родитель-благодетель. Очевидно, что при такой потворствующей гипер- протекции ребенок выучится только брать, ничего не отдавая взамен;

• мотив компенсации утраты собственного ребенка. Родители, пережив- шие смерть ребенка, стремятся как можно скорее восполнить жизненную пустоту и смысловой вакуум усыновлением. Подобная мотивация может стать причиной трудностей детско-родительских отношений и даже отвер- жения приемного ребенка. Идеализация прошлого и постоянное сравнение родителем своего собственного и усыновленного ребенка, осуществляемое


§ 3. Психологические проблемы усыновления приемных детей 275

 

 

как на осознанном, так и неосознанном уровне, приводят к разочарованию, дистанцированию, отчужденности и даже отказу от усыновления. Психо- логи, работающие с подобными случаями, рекомендуют родителям, жела- ющим усыновить ребенка, временно отложить усыновление для того, что- бы справиться с горем и скорбью утраты. Обычно усыновители стремятся взять в семью ребенка, максимально похожего на собственного сына или дочь — того же возраста, пола, похожей внешности. Сходство в этих случа- ях не помогает, а напротив, осложняет принятие ребенка-сироты, который, естественно, по всем показателям будет в глазах родителей уступать их родному ребенку. Поэтому рекомендуется усыновлять ребенка другого по- ла и более младшего возраста, чем родной ребенок [Красницкая, 1997];

•мотив стабилизации супружеских отношений. В этом случае, как и в предшествующем, ребенок выступает в первую очередь как средство нала- живания «давших трещину» супружеских отношений. Трудно предсказы- вать успех в решении подобной задачи, поскольку воспитание приемного ребенка со своими проблемами и трудностями развития станет скорее еще одним поводом для конфликтов и охлаждения, чем для сплочения супру- гов. Вместе с тем при определенных условиях вариант объединения супру- гов на почве общей цели воспитания также возможен;

•прагматический мотив улучшения материального и жилищного поло- жения.

Учет мотивации усыновления позволяет прогнозировать успешность взаимной адаптации родителей и детей и корректировать в случае необхо- димости как психологическую готовность супругов к усыновлению, так и детско-родительское взаимодействие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.007 с.)