Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гармоничный тип (без выявленныхотклонений типа семейного воспитания)
Родители в равной мере возлагают ответственность за возникновение кон- фликта на себя и на детей, дети же значительно чаще принимают вину на 212 Глава 3. Детско-родительские отношения
себя. И родители, и дети считают, что «победителем» выходит родитель, либо находится компромисс, удовлетворяющий обе стороны, причем эта тенденция очевидна во всех группах. Ответственность за решение лежит как на родителе, так и на ребенке, причем каждая из сторон несколько пре- увеличивает свою роль в принятии решения. Потворствующаягиперпротекция
Родители склонны возлагать вину за возникновение конфликтов на себя, а не на ребенка. Позиция детей прямо противоположна: крайне редко ответ- ственность за возникновение конфликта приписывается родителям и мак- симально часто — себе. Родители считают, что чаще конфликт разрешается компромиссом с учетом интересов и детей, и родителей. Дети же рассмат- ривают завершение конфликта как разрешение его либо в пользу родите- лей, либо как компромисс. И родители, и дети считают, что конфликт раз- решается в сотрудничестве, с учетом интересов ребенка. Родительская роль в этом случае — «опекун-покровитель», готовый закрыть глаза на проступ- ки ребенка и оправдать их недостатком опыта и возрастом ребенка. Ком- плементарная роль ребенка, которую он вынужден принять в диаде такого типа, — «малыш», «неумеха», неудачник, нуждающийся в покровительстве и опеке со стороны родителя, вынужденный признать право родителя на принятие решений и тем самым на «первенство» в конфликте.
Доминирующая гиперпротекция
Родители в равной мере возлагают ответственность за возникновение кон- фликта на себя и детей, дети же — на себя. Родители предполагают, что раз- решение конфликта осуществляется с участием обеих сторон, дети же уве- рены в том, что принятие решений осуществляется родителями, которые «всегда правы», и в пользу родителей. Вместе с тем дети признают, что ро- дители стремятся учитывать и их интересы в конфликтной ситуации. На- помним, что именно для группы с доминирующей гиперпротекцией был констатирован максимальный уровень конфликтности. Роли в диаде тако- го типа хорошо структурированы: родитель — всегда прав, компетентен, опытен, обладает правом принятия решений, пытается учесть интересы
«провинившегося» ребенка; ребенок — готов принять вину на себя, призна- вая превосходство взрослого и собственные недостатки. Родитель — «пре- следователь», ребенок — «нарушитель», признающий свою вину и право родителя судить.
Гипопротекция
Родители в равной мере делят ответственность за возникновение конфлик- та между собой и детьми, в то время как дети, как и при потворствовании, считают, что в большинстве случаев вина за возникновение конфликта ле- жит на них. Родители полагают, что либо «победителем» в конфликте яв- § 15. Способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций... 213
ляется взрослый, либо находится компромиссное решение. В противопо- ложность остальным группам дети, воспитывающиеся в условиях гипопро- текции, как и дети в семьях с противоречивым воспитанием, значительно чаще, чем остальные группы, считают себя наравне со взрослым «победите- лем» конфликта. В то время как родители, реализующие вариант гипопро- текции, не сомневаются, что выход из конфликта находят они сами с при- влечением ребенка, дети уверены в своей более активной роли, причем конфликт разрешается, по их мнению, с непременным учетом их интере- сов. Таким образом, для гипопротекции характерно значительное расхож- дение представлений родителей и детей о способах разрешения конфликта, важнейшей характеристикой которого является недооценка родителями активной роли детей и приписывание детьми этой роли себе. Роль, припи- сываемая себе родителями, неадекватна реальному положению дел. Роди- тели искажают образ ребенка и характер детско-родительских отношений, недооценивая активную роль самого ребенка. Недостаточное внимание и влияние родителей на разрешение конфликтных ситуаций позволяет ре- бенку сохранить известную самостоятельность и независимость от родите- лей, что предотвращает возможность возникновения конфликтов и откры- того противостояния. Дети приучаются самостоятельно разрешать конфликтные ситуации с учетом собственных интересов, а родители впол- не удовлетворены своей родительской ролью и, будучи дистанцированы он реального процесса взаимодействия с ребенком, воспринимают детско-ро- дительские отношения как спокойные и бесконфликтные.
Противоречивоевоспитание
Для родителей этой группы характерна тенденция перекладывания ответ- ственности за возникновение конфликтов на детей или на внешние обсто- ятельства. Как и в случае гипопротекции, родители считают, что конфлик- ты разрешаются либо в их пользу, либо с учетом интересов и детей, и родителей. Дети же полагают, что они более активны и влиятельны, чем считают их родители, и значительно чаще оборачивают решение конфлик- та в свою пользу. Для противоречивого воспитания характерно значитель- ное расхождение в представлениях родителей и детей в вопросе о том, кто является инициатором конфликта и как он разрешается. Родители и дети воспринимают ситуацию детско-родительского взаимодействия прямо противоположно: с точки зрения родителей, она максимально конфликто- генна, с точки зрения детей — конфликтность невысока. Это объясняется тем, что дети, реализуя позицию активного участия в разрешении кон- фликтных ситуаций, оказываются удовлетворены результатами, а родите- ли, не имея возможности в силу противоречивости и непоследовательнос- ти собственных воспитательных установок и требований четко проводить собственную линию поведения, рассматривают детско-родительские отно- шения как сферу противоречивых интересов и противостояния. Роли в ди- 214 Глава 3. Детско-родительские отношения
аде данного типа можно определить так: родитель — «жертва» невыполне- ния ребенком педагогических требований и правил; ребенок, убедившись в непредсказуемости и непрогнозируемости поведения родителя, пытается сам выстроить линию своего поведения, но далеко не всегда успешно в си- лу ограниченности собственного опыта. Особенности конфликтного взаимодействия и мера расхождения обра- зов конфликтного взаимодействия у родителей и детей определяются сте- пенью гармоничности типа семейного воспитания. Полученные в нашем исследовании данные подтвердили это предположение. Было выявлено, что различные дисгармоничные типы семейного воспитания характеризу- ются разным уровнем конфликтности и стратегиями разрешения конфлик- тов. Наиболее конфликтогенными оказались такие типы семейного воспи- тания, как воспитание противоречивое и доминирующая гиперпротекция, характеризующиеся наиболее существенными расхождениями в образах конфликтного взаимодействия. При доминирующей гиперпротекции дети отдают ведущую роль в разрешении конфликтов родителю, утверждая приоритетность его интересов, в то время как, по мнению родителя, взаи- модействие строится на равноправной основе. Потворствующая гиперпро- текция отличается готовностью родителей принять ответственность за воз- никновение конфликта на себя и в максимальной степени учесть интересы детей. Таким образом, показано, что дисгармоничность семейного воспита- ния связана с высоким уровнем конфликтности и расхождением образов конфликтного взаимодействия у участников конфликта. Особенности ти- па семейного воспитания определяют специфические стратегии поведения детей и родителей в разрешении конфликтов.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.78 (0.01 с.) |