Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гендерные различия восприятия юношами и девушками родительскойпозицииматерииотца
Исследование тендерных различий восприятия подростками родительской позиции матери и отца представляет особый интерес. Известно, что роди- тельская роль специфицирована в соответствии с полом ребенка, что нахо- дит отражение в различных социальных ожиданиях и нормативах поведе- ния, предписываемых обществом матери и отцу в отношении сына и дочери [Адлер, 1990; Фромм, 1990; Кон, 1988; Maccoby, 1980]. Предписанные ожи- дания и нормативы создают идеальные эталонные формы маскулинности и фемининности, присвоение которых обеспечивает формирование полороле- вой идентичности в подростковом возрасте. В соответствии со сложившими- ся культурно-историческими нормами социализации девушки и юноши, в свою очередь, предъявляют различные ожидания в отношении поведения матери и отца, подтверждение или неудовлетворение которых в значитель- ной мере определяет образ родительской позиции матери и отца «глазами подростка». По некоторым данным [Jackson, Cicognani, Charman, 1996], ма- тери воспринимаются подростками как более мягкие и склонные к поиску компромисса в спорных ситуациях, а образ отца приобретает угрожающий оттенок — с отцами подростки чаще связывают ситуации фрустрации и эска- лации конфликта. Чем старше подростки, тем чаще они испытывают фруст- рацию в отношениях с родителями вне зависимости от пола. Дистанцирование отца от процесса воспитания в семье, убедительное подтверждение которому мы получили при проведенном выше анализе по- лученных данных, «нагруженность» матери ролевыми функциями отца на- ряду с выполнением ее собственных, на наш взгляд, не могут не найти от- ражения в специфике восприятия родительской позиции матери и отца юношами и девушками. Образ родительской позиции матери у юношей и девушек различается по уровню позитивного интереса и враждебности. Во всех возрастных груп- пах девушки склонны выше оценивать уровень позитивного интереса, люб- ви и принятия со стороны матери по сравнению с юношами. Для юношей более характерно переживание недостатка материнской любви и тепла. Гораздо ярче гендерные различия наблюдаются в отношении подрост- ков к отцу и восприятии его воспитательных установок. Во-первых, юноши более склонны оценивать поведение отцов как ди- рективное, контролирующее, регулирующее. Особенно ярко эта тенденция проявляется в группе 14—15-летних, что обусловлено переживанием нега- тивной фазы подросткового кризиса, формированием чувства взрослости и требованием его признания, а значит, и уважения и отказа от командно-ди- рективного способа общения. В основе оценки подростками-юношами по- ведения отца как излишне директивного, по нашему мнению, лежат следу- ющие причины:
§ 16. Психологические особенности отношений родителей с детьми-подростками 223
• нетерпимость и низкая толерантность мальчиков и юношей — по срав- нению с девушками — к попыткам родителей руководить, контролировать и направлять их поведение, большее стремление в своем поведении к неза- висимости и самостоятельности, социально презентируемым как образцы маскулинного поведения и выступающим как эталон взрослости; • большая вовлеченность и направленность отцов на решение задач вос- питания в отношениях с сыновьями, чем с дочерьми. Воспитание дочерей традиционно в нашей культуре рассматривается как задача матерей, в то время как на отцов возлагается ответственность за воспитание сына. Во-вторых, юноши чаще, чем девушки, оценивают отношение отцов как враждебное, нетерпимое, придирчивое, подозрительное и амбивалентное, чем девушки. Особенно ярко эти различия выступают в средней группе (14—15 лет), что, на наш взгляд, также является отражением негативной фазы подросткового кризиса. Наконец, в-третьих, юноши чаще оценивают поведение отцов как непо- следовательное, чем девушки. Возможными причинами, обусловливающи- ми большую чувствительность юношей к воспитательным воздействиям отцов, являются: •социальные ожидания в отношении проявления маскулинных качеств (силы, решительности, агрессивности и настойчивости в достижении це- лей), обусловливающие высокий уровень требований юношей к поведению отцов в соответствии с социальными эталонами и «решительные» и бес- компромиссные их оценки отцовского поведения, меньшую снисходитель- ность к промахам и ошибкам отцов; •требование равноправия и справедливости в построении детско-роди- тельских отношений, обусловленное возрастающей потребностью реализо- вать взрослость; ограниченность возможностей реализации взрослости в реальной деятельности (особенно в сравнении с девушками) и перенос потребности утверждения себя как взрослого на арену «борьбы за равенст- во прав» с отцом как образцом для полоролевой идентификации.
Итак, тендерные различия в восприятии родительской позиции матери и отца состоят в том, что отношения мальчиков и отцов наиболее сенситивны к воздействию дисгармоническоготипа воспитания, в то время как отноше- ния девочек с родителями развиваются по сценарию относительного благо- получия. Восприятие юношами родительской позиции отца характеризуется более высокими показателями директивности, враждебности и непоследова- тельности, чем восприятие родительской позиции отца девушками. Девуш- ки воспринимают родительскую позицию матери как принимающую, пол- ную любви, заинтересованности и внимания чаще, чем юноши.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.221.19 (0.007 с.) |