Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций.
Поддержка автономии ребенка
Конфликты в детско-родительских отношениях отражают внутренние проти- воречия развития, в частности между уровнем социальной и умственной ком- петентности ребенка, его мотивами, потребностями, ценностными ориента- циями и особенностями социальной ситуации развития — уровнем предъявляемых требований, сложившейся системой общения и взаимодейст- вия в семье. Конфликты в детско-родительских отношениях выступают как неизбежный момент взросления и приобретения ребенком автономии. Тра- диционно они рассматривались как негативное явление, отклонение от соци- альных норм и правил поведения. Действительно, конфликты могут быть от- ражением вовремя не разрешившегося возрастного кризиса [Выготский, или показателем искажений и нарушений в развитии ребенка. Например, воз- растание интенсивности конфликтов наблюдается в случае формирования эгоцентрической, демонстративной личности или при низкой социальной компетентности ребенка и нарушении им норм и правил морального поведе- ния [Личко, 1999]. Известно, что высокая конфликтность, неразрешенность конфликтов и их подавление приводят к состоянию фрустрации, напряжен- ности, разрушительно влияют на процессы сотрудничества и кооперации ре- бенка со взрослыми и сверстниками [Хорни, 1993; Ковалев, 1988; Сорокина, 1999]. Однако конфликты в детско-родительских отношениях прежде всего должны рассматриваться нами в их позитивном значении. Так же как и в су- пружеских отношениях, конструктивная функция конфликта определяется здесь ростом личностной компетентности ребенка, улучшением отношений участников конфликта, формированием ресурсов и «запаса прочности» для эффективного разрешения будущих проблем. Вместе с тем деструктивная функция конфликта проявляется в возрастании риска возникновения иска- жений и нарушений развития, в росте безнадзорности и бесконтрольности поведения детей, формировании враждебности в детско-родительских отно- шениях и утрате базисного доверия к миру [Сысенко, 1989]. 208 Глава 3. Детско-родительские отношения
Детско-родительские конфликты характеризуются возрастной специ- фикой их типологии, способами их разрешения и воздействия как на пси- хическое развитие ребенка, так и на детско-родительские отношения.
Можно выделить специфические особенности проявления конфликтов детей разного возраста, учитывая характер основной деятельности ребенка и его общения. Конфликтные проявления отражают сложившуюся систему межличностных отношений и форм сотрудничества и способы самоутверж- дения личности [Сорокина, 2001]. Например, конфликты в раннем возрасте обусловлены нереализованной потребностью ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве и связаны с освоением норм кооперации, совме- стной деятельности и овладением предметно-орудийными навыками. В млад- шем школьном возрасте основной сферой проявления конфликтов становит- ся учебная деятельность. Функции конфликтных проявлений ребенка в начале обучения состоят в разрешении проблемных ситуаций; формировании у него самосознания и самооценки; формировании необходимой коммуника- тивной компетентности; способствуют развитию мотивационно-потребност- ной сферы и формированию саморегуляции и самоконтроля.
§ 15. Способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций... 209
конфликтности, хорошие отношения детей с родителями, их высокая соци- альная адаптация и школьные успехи [Smetana, 1989]. Что касается тендер- ных различий во времени достижения пика конфликтности в подростковом возрасте, то было установлено, что девушки преодолевают его несколько раньше (в 14—15 лет), чем юноши (16—17 лет). Вместе с тем было бы невер- но представлять отношения подростков с родителями как противостояние и конфликтность во всех сферах деятельности. Чаще всего подростки и роди- тели расходятся во мнениях по вопросам, касающимся повседневной соци- альной жизни, например стиль одежды, длина волос, выбор друзей, свида- ния, разговоры по телефону, участие в домашней работе, музыка. Однако в отношении фундаментальных установок и ценностей, определяющих жиз- ненные выборы, подростки чаще обращаются к мнению и советам родите- лей [Curtis, 1975; Carlson, Cooper, Sprandling, 1991]. Принципы и методы конструктивного разрешения конфликтов детско- родительского взаимодействия представлены в уже упомянутой выше мо- дели «семейного совета» и программе тренинга родительской эффективно- сти (компетентности), разработанной Т. Гордоном, основанной на новом мировоззрении, утверждающем демократические взаимоотношения между родителями и детьми; формировании новой системы ценностей воспита- ния; отказе родителей от отношения к ребенку как к объекту воспниния и манипуляций; переходе от «субъект-объектной» к «субъект-субъектной» парадигме отношений, основанной на самоценности личности, реальном, а не декларируемом признании прав даже самого маленького ребенка на сво- бодный выбор собственного пути развития. Задачей воспитания для роди- телей становится не программирование пути развития ребенка, а создание условий для его собственной ориентации и ответственного, т.е. разумного, выбора оптимального пути развития и самореализации [Гордон, 1997; Гип- пенрейтер, 1993]. Можно выделить четыре стратегии разрешения конфликтов, которые приводят к обратному эффекту — возрастанию напряженности в детско- родительских отношениях либо к формированию хронического конфлик- та, — это уход от проблемы, стратегия «мир любой ценой» (родитель «за- крывает глаза» на проступки ребенка, игнорирует его асоциальное поведение, воздерживается от критических замечаний ради того, чтобы со- хранить хорошие отношения); стратегия «победа любой ценой», когда ро- дитель не останавливается ни перед чем, чтобы стать «победителем» в кон- фликте; наконец, четвертой стратегией является компромисс, основной недостаток которого — необходимость поступиться своими интересами каждой стороной, что, по сути, приводит не к разрешению конфликта, а к временному откладыванию его решения.
Как известно, конфликт может быть конструктивным и деструктивным, повышать степень сплоченности, ценностно-смыслового единства и эффек- тивности функционирования семьи либо, напротив, усиливать ее дисфунк-
14-6210 210 Глава 3. Детско-родительские отношения
циональность. Опыт разрешения конфликтов в отношениях родителей и де- тей позволяет личности приобрести необходимую социально-психологиче- скую компетентность для конструктивного разрешения возникающих в хо- де развития противоречий между новыми возможностями ребенка и прежней системой социальных отношений. Младший школьный возраст является оптимальным для приобретения ребенком необходимой компе- тентности и умения конструктивно разрешать конфликты в силу того, что на этой возрастной ступени сочетаются возросшая самостоятельность ре- бенка и сохранение лидерской, руководящей роли взрослого в разрешении проблемных ситуаций. Характер ориентировки участников конфликта, на- ходящий отражение в образе конфликтного взаимодействия обеих сторон — и родителя, и ребенка, — определяет способы и эффективность его разреше- ния. Исследование соотношения образов конфликтного взаимодействия «глазами ребенка» и «глазами родителя» позволяет выявить условия конст- руктивного разрешения конфликта в детско-родитёльских отношениях и выработать стратегию и тактику коррекционной работы. Совместно с И.Н. Лисенко нами было проведено исследование кон- фликтов в детско-родитёльских отношениях в младшем школьном возрас- те [Карабанова, 2002]. Мы предположили, что существуют определенные различия в особенностях восприятия родителями и детьми конфликтного взаимодействия. Мера расхождения его образов у родителей и детей опре- деляется степенью гармоничности типа семейного воспитания. Особенности восприятия родителями и детьми конфликтного взаимо- действия мы оценивали по следующим параметрам: зона конфликтности, уровень (интенсивность) конфликтности, причины конфликтного взаимо- действия, особенности поведения родителей в конфликтных ситуациях и способы разрешения конфликтов. Были использованы три шкалы: шкала, устанавливающая инициатора («виновника») конфликта; шкала, устанав- ливающая способы разрешения конфликта; и шкала, устанавливающая от- ветственного за разрешение конфликта.
Были выявлены семь зон конфликтного детско-родительского взаимо- действия в младшем школьном возрасте: учеба, обязанности по дому, внешний вид и аккуратность, режим, общение с друзьями, свободное время и финансовые вопросы. Наиболее конфликтогенными оказались проблемы выполнения режима (возвращение с прогулки в определенное время, ре- жим питания и т.д.), внешний вид и аккуратность. Наряду со сходством в восприятии конфликтов родителями и детьми, наблюдались и существенные различия — как в восприятии объекта кон- фликтов, так и в понимании способов разрешения конфликтных ситуаций. Например, родители считают проблемными такие зоны взаимодействия, как «свободное время», «учеба» и «обязанности по дому», в то время как для младших школьников конфликтогенными являются сферы «общение с друзьями» и «финансы». § 15. Способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций... 211
Сходство в восприятии способов разрешения конфликтов родителями и детьми определяется общим стремлением к конструктивному разреше- нию конфликта обоими партнерами и признанием равной ответственности за его разрешение обеими сторонами — как родителем, так и ребенком. Раз- личия лежат в плоскости поиска «виновника» конфликта и его «победите- ля». Если для родителей характерно возложение ответственности за воз- никновение конфликта в равной мере на ребенка и на себя самого, то для ребенка — младшего школьника — в подавляющем большинстве случаев «виновником конфликта» является он сам. Налицо позиция потенциаль- ной готовности принятия «вины» за проступок на себя и признания право- ты взрослого как более опытного и справедливого. Хотя и родители, и дети в большинстве случаев отводят роль «победителя» в конфликте родителю, дети делают это значительно чаще. Таким образом, можно констатировать позитивные намерения сторон, выражающиеся в направленности родите- лей и детей на конструктивное разрешение конфликта. Вместе с тем у ро- дителей явно обнаруживается тенденция приписывания вины ребенку, а у детей — готовность к принятию ее на себя. Конструктивности разрешения конфликта мешает также принятие обеими сторонами позиции признания безусловной правоты взрослого, который и должен выйти из конфликта «победителем». Оказалось, что в целом дисгармоничному типу семейного воспитания соответствует более высокий уровень конфликтности в детско-родитель- ских отношениях. Однако при разных типах дисгармоничного воспитания интенсивность конфликтного взаимодействия меняется по-разному. Так, при потворствующей гиперпротекции и гипопротекции уровень кон- фликтности приближается к показателям группы родителей с гармонич- нымтипомвоспитания. Вслучаепотворствующей гиперпротекции родите- ли, потакая ребенку и идя навстречу его желаниям, предпочитают уступить ему, не вступая в конфликт. При гипопротекции родители уделяют воспи- танию ребенка крайне мало внимания, и поведение его, требующее коррек- ции, не становится предметом их озабоченности. Родители не предприни- мают никаких усилий, чтобы как-то на него повлиять. Напротив, наиболее высокий уровень конфликтности, как и следовало ожидать, был зафикси- рован в отношении групп, реализующих вариант доминирующей гипер- протекции и противоречивого воспитания. Здесь причинами высокой кон- фликтности являются чрезмерность или противоречивость требований и запретов, предъявляемых ребенку без учета его индивидуально-личност- ных особенностей и возрастающей самостоятельности. Стратегии разреше- ния конфликтов в зависимости от типа семейного воспитания следующие:
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.149.232 (0.015 с.) |