Коррекционный курс «Социально-бытовая ориентировка» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекционный курс «Социально-бытовая ориентировка»



Коррекционный курс «Социально-бытовая ориентировка» реализуется 1 раз в неделю при пятилетнем варианте обучения и 2 раза в неделю при шестилетнем обучении в основной школе.

Тематическое содержание курса идентично на каждом году обучения, но предполагает освоение тем с учетом сформированных навыков на предыдущем этапе обучения, расширяя их в соответствии с возрастом, знаниями, возможностями и потребностями обучающихся.

Разделы программы: "Личная гигиена", "Одежда и обувь", "Питание", "Семья", "Этика и культура поведения", "Жилище", "Транспорт", "Торговля", "Медицинская помощь", “Средства коммуникации и связи”.

Курс «Социально-бытовая ориентировка» вводится с целью совершенствования процесса социализации слепых обучающихся. Занятия по данному курсу направлены на преодоление вторичных отклонений в развитии слепых обучающихся, а также формирование навыков социально-бытовой адаптации. «Социально-бытовая ориентировка» формирует комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях.

Программа коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» формируется в соответствии с индивидуальным учебным планом слепого обучающегося. Форма организации обучения по данному предмету может существенно варьироваться в зависимости от того, по какой программе НОО обучался ребенок, от уровня владения им навыками самообслуживания и от индивидуальных особенностей развития ребенка.

Занятия по данному предмету организуются во внеурочное время. Также программа курса должна предусматривать возможность индивидуальных дополнительных занятий. Необходимость дополнительных занятий и количество отводимых на них часов определяется индивидуально по результатам обследования, с учетом состояния здоровья и уровня успеваемости обучающегося.

В случае наличия у обучающегося остаточного зрения, его использование как вспомогательного средства при изучении предмета «Социально-бытовая ориентировка» допустимо, однако, все осваиваемые в процессе приемы работы, остаются невизуальными.

При изучении предмета «Социально-бытовая ориентировка» особое внимание уделяется сохранению здоровья и безопасности слепого обучающегося. Численный состав группы обучающихся при проведении занятий по данному предмету не превышает 5 человек на одного преподавателя. В некоторых случаях численный состав группы может быть сокращен в соответствии с индивидуальными учебными планами обучающихся. При делении на мелкие группы следует учитывать индивидуальные особенности обучающегося, обеспечивая возможно большую однородность группы.

Цели:

- овладение приемами работы с некоторыми тифлотехническими и обычными бытовыми устройствами;

- Овладение навыками самообслуживания.

Задачи:

- овладение приемами самообслуживания;

- овладение техникой безопасного использования некоторых бытовых приборов общего назначения;

- овладение техникой использования специализированных тифлотехнических бытовых устройств;

- развитие коммуникативных навыков общения в социуме.

Планируемые результаты изучения предмета «Социально-бытовая ориентировка»

В результате изучения курса «Социально-бытовая ориентировка» обучающийся должен:

Знать:

- правила безопасного использования некоторых бытовых приборов общего назначения;

- назначение и способы использования некоторых бытовых тифлотехнических устройств;

- правила и нормы общения в социуме.

Уметь:

- использовать некоторые бытовые приборы общего назначения;

- использовать некоторые тифлотехнические бытовые устройства;

- общаться с окружающими.

Владеть:

- приемами безопасного использования некоторых бытовых приборов общего назначения;

- приемами использования некоторых бытовых тифлотехнических устройств;

- формами вежливого общения в социуме;

- формами вежливого обращения к окружающим за помощью.

Требования к условиям реализации коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка»

При организации изучения слепыми обучающимися предмета «Социально-бытовая ориентировка» на первом году обучения на ступени ООП необходимо учесть выполнение требований технического, методического и кадрового обеспечения.

Требования к техническому обеспечению. В процессе изучения предмета «Социально-бытовая ориентировка» каждый обучающийся должен быть обеспечен следующим оборудованием:

- удобное рабочее место с регулируемым по высоте и наклону спинки стулом, а также, с широкой столешницей, на которой можно свободно расположить необходимые тифлотехнические устройства, методические пособия, рельефные изображения и прибор для письма по Брайлю или брайлевскую машинку (при проведении теоретических занятий);

- индивидуальный рабочий стол для работы стоя;

- необходимые бытовые технические приборы с клавишным озвученным управлением;

- технические средства, используемые в быту (весы с речевым выходом, говорящий определитель цвета, озвученный дозиметр, устройство для нанесения озвученных меток и др.);

- набор рельефно-графических пособий с изображением элементов управления бытовой техникой и других рельефно-графических пособий;

- в классе, где проводятся теоретическое занятия, должен быть установлен для группового использования персональный компьютер с программой невизуального доступа к информации и брайлевским дисплеем, а также с цветным лазерным принтером и термомашиной для печати вспомогательных схем и других рельефных изображений.

Требования к методическому обеспечению.

В связи со специфичностью техники выполнения бытовых действий слепыми обучающимися необходимо иметь специально разработанные учебники и учебно-методические пособия по предмету «Социально-бытовая ориентировка». Все учебные материалы должны быть представлены в форме электронного документа, в форме DAISY книги и отпечатаны рельефно-точечным шрифтом Брайля. Для реализации курса «Социально-бытовая ориентировка» необходимы следующие материалы:

- специально разработанные для обучения слепых учебные материалы по эксплуатации бытовых приборов общего назначения;

- учебно-методические пособия по использованию тифлотехнических бытовых средств.

Требования к кадровому обеспечению.

Преподаватель, ведущий занятия по предмету «Социально-бытовая ориентировка», помимо имеющихся квалификационных требований, должен соответствовать дополнительным требованиям:

- владение приемами выполнения бытовых действий без зрительного контроля;

- знание номенклатуры тифлотехнических бытовых средств;

- владение рельефно-точечной системой Брайля;

- владение тифлотехническими устройствами, используемыми в быту;

- владение методиками обучения слепых социально-бытовым действиям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.201 (0.011 с.)