Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство. Тифлографика» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство. Тифлографика»



Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство», объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности.

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства. Содержание курса учитывает возрастание роли графики как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства и тифлографики в основной школе является продолжением художественно-эстетического и тифлографического образования, обучающихся, которое опирается на опыт, полученный ими в начальной школе.

Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний и формирование базовых компетенций, что соответствует основной образовательной программе основного общего образования и имеет важное коррекционное значение.

Обучение слепых обучающихся тифлографической деятельности способствует развитию пространственных представлений, образного мышления, технического творчества, воспитывает художественный вкус, умение понимать и ценить красоту и открывает большие возможности для проведения коррекционной работы.

Главным смысловым стержнем программы является отражение связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества.

В процессе освоения программы предусматривается привлечение и обогащение жизненного опыта детей, обращение и изучение окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.

Наблюдение окружающей реальности, развитие способности воспринимать, анализировать и передавать в рисунках пропорции, конструкцию, пространственное положение и цвет изображаемых объектов, формирование интереса к художественному отражению природы и внутреннего мира человека являются значимыми составляющими учебного материала.

Конечная цель — формирование у обучающихся самостоятельного видения мира, размышления о нём, формирование своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

В ходе занятий осуществляются разные виды творческих работ: рисование с натуры, по памяти, представлению и воображению.

Изображение (рисование) с натуры. Процесс воспроизведения объекта на основе непосредственного его восприятия. Задачи обучения при выполнении такого вида работ: учить детей всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, замечать ее своеобразие и как можно более точно передавать в рисунке (лепке). Общий смысл таких занятий - в развитии детского восприятия, в обучении умению видеть натуру.

Овладение рисованием с натуры для слепых детей имеет специфические особенности, поскольку требуется решать сложные задачи по восприятию трехмерных предметов и воспроизведению их на плоскости, имеющей два измерения. Чтобы изображение было похоже на натуру, необходимо передать в рисунке в нужном масштабе форму предмета, строение, пропорции, расположение в пространстве. При организации рисования натуру необходимо располагать в непосредственной близости от ребенка, на расстоянии, позволяющем воспринимать ее зрительно и осязательно. По размерам она должна быть удобной для обследования руками (примерно в ладонь).

Незрячие дети рисуя с натуры, должны передать контур предмета, создавая таким образом контурное изображение предмета. Работа над рисунком должна начинаться с общего обследования предмета. Затем выбирается положение объекта, наиболее полно характеризующее его назначение в жизни.

Рисование по памяти - это процесс воспроизведения какого-либо объекта в том пространственном положении, в каком находился этот объект в момент непосредственного восприятия.

При рисовании по представлению изобразительная деятельность протекает по несколько иному принципу. Изображение выполняется на основе работы памяти с использованием представлений сформированных на основе впечатлений, полученных детьми из разных источников: опыта непосредственного восприятия объекта, знакомства с его моделью, рельефно-графическим изображением, знаний, полученных из книг, общения со сверстниками и взрослыми, восприятия разных видов искусства, других видов деятельности (труд, игра). В процессе рисования по представлению определенную роль играет воображение, умение изображать знакомые объекты в различных положениях и комбинациях. Рисование по представлению является наиболее сложным видом изобразительной деятельности для слепых обучающихся, что обусловлено обедненностью и фрагментарностью представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Рисование по памяти и по представлению находит свое применение при выполнении различных заданий и упражнений («Рисуем отгадки к народным загадкам»).

Графические средства выполнения рисунков с использованием специальных приборов для рельефного рисования и черчения «Draftsman» и «Школьник» ограничены. В связи с этим требования к изображениям, выполненным слепыми обучающимися, существенно отличаются от принятых норм для зрячих. Незрячие дети должны верно передавать:

· форму предметов с одной или нескольких сторон;

· основные пропорции и соотношения величин;

· конструкцию модели;

· взаимосвязь предметов в пространстве.

Программа предусматривает знакомство обучающихся сизображением объёма на плоскости с учетом элементов перспективы. Это необходимо в связи с тем, что при изучении общеобразовательных дисциплин слепые обучающиеся встречаются с чертежами и рисунками, выполненными в аксонометрической проекции. А так как изображение в аксонометрической проекции приближается к рисованию с учетом перспективы, учащиеся должны овладеть передачей объема предмета с учетом перспективы. Знакомство с некоторыми основами передачи объема предметов с учетом перспективы позволит учащимся лучше понимать стереометрические чертежи при изучении курса геометрии и иметь «общий язык» со зрячими.

При реализации программы большое место занимает работа по формированию осязательной культуры – умения правильно обследовать натуральные объекты и различные рельефно-графические пособия (РГП), следуя определенному алгоритму обследования. При реализации программы могут быть использованы рельефно-графические пособия (РГП), выпускаемые ООО «ИПТК «Логосвос», адаптированные для зрительно-осязательного и осязательного восприятия, а так же другие пособия, отвечающие принципам построения рельефных изображений для слепых.

Место учебного предмета в учебном плане

На обучение предмету «Изобразительное искусство. Тифлографика» выделяются часы учебного плана - 34 часа (1 ч в неделю, 34 учебные недели).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.29.209 (0.005 с.)