VI . Внеурочная деятельность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI . Внеурочная деятельность.



Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации адаптированной основной образовательной программы определяет образовательная организация.

По каждому варианту обучения предусмотрена возможность обучения по индивидуальному учебному плану.

Индивидуальный учебный план для слепого обучающегося разрабатывается образовательной организацией в соответствии с рекомендациями ПМПК, с учетом психофизических особенностей ребенка-инвалида, индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА), пожеланий родителей (законных представителей).

Индивидуальный учебный план для слепого обучающегося отражает перечень и форму освоения отдельных предметов, сроки и количество часов, отводимых на каждый предмет. Также включает предметы коррекционной программы и внеурочную деятельность.

Направления и формы внеурочной деятельности, идентичны указанным в требованиях к структуре ООП ФГОС ООО, при условии обеспечения коррекционной направленности в каждом виде деятельности.

В рамках внеурочной деятельности, для слепых обучающихся организуются самостоятельные коррекционные курсы в форме индивидуальных и подгрупповых занятий, обеспечивающие реализацию индивидуальных образовательных потребностей, и непосредственно влияющих на формирование жизненных компетенций: «социально-бытовая ориентировка», «ориентирование и мобильность», «охрана и коррекция остаточного зрения».

Содержание работы по программам и направлениям внеурочной деятельности со слепыми обучающимися необходимо корректировать с учетом особенностей их психофизического развития, возрастных и индивидуальных возможностей, сформированных умений и навыков на предыдущих образовательных ступенях (дошкольное образование и НОО), времени приобретения зрительной патологии, прогрессирования заболевания и т.п.

VII. Коррекционная работа.

Программа коррекционной работы для слепых обучающихся реализуется на протяжении всей ступени основного общего образования в зависимости от образовательных потребностей, психофизических возможностей, индивидуальных особенностей, сформированных навыков в условиях дефицита зрения и, направлена на:

- обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии слепых обучающихся и оказание коррекционной помощи в освоении адаптированной основной образовательной программы основного общего образования;

- формирование у обучающихся целостных, системных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, их предметно-пространственных отношений;

- гигиена и коррекция имеющегося остаточного зрения, обучение его эффективному использованию в различных видах деятельности; обучение использованию остаточного зрения в пространственном и бытовом ориентировании;

- формирование и развитие «жизненных компетенций» слепого обучающегося;

- определение необходимых специальных образовательных условий (в том числе, специального оборудования, учебных пособий и средств) для обучения слепого обучающегося.

Объем и содержание коррекционной программы зависит от наличия или отсутствия у слепого обучающегося остаточного зрения (умения его использовать); уровня сформированности компенсаторных механизмов и развития всей сенсорной системы; умения дифференцировать эмоциональные состояния окружающих и воспроизводить свои собственные переживания на невербальном уровне; знания алгоритмов и этических норм тактильно-осязательного обследования предметов окружающей среды; сформированности навыков социально-бытовой ориентировки; умения ориентироваться и самостоятельно передвигаться с помощью трости для слепых в закрытом и открытом пространствах.

Реализацию коррекционной программы обеспечивают: учитель-дефектолог (тифлопедагог), педагог-психолог, учителя-предметники (частично). Частичное или полное сопровождение образовательного процесса осуществляет тьютор (по решению психолого-педагогического консилиума образовательной организации). Оказанием необходимой технической помощи, не связанной напрямую с учебным процессом, занимается ассистент слепого обучающегося.

Планирование коррекционной работы базируется на результатах тифлопедагогического обследования (входная и промежуточная диагностика), которое опирается на следующие оценочные позиции:

- специфика зрительного восприятия слепого обучающегося (при наличии остаточного зрения), характер зрительных нарушений, учет времени наступления потери зрения;

- сформированность компенсаторных функций;

- сформированность навыков самообслуживания и ориентирования;

- владение системой рельефно-точечных обозначений Л. Брайля;

- владение тактильно-осязательным способом обследования и восприятия: предметов, рельефных рисунков, простых контурных изображений геометрических фигур и т.п.;

- сформированность слухового восприятия и анализа переработки, получаемой аудиальной информации; восприятия на слух синтезированной речи;

- умение выполнять элементарные геометрические построения с помощью специальных приспособлений для рельефного черчения;

- использование при самостоятельном передвижении и ориентировании трости для слепых;

- владение тифлотехническими устройствами индивидуального пользования.

По результатам диагностического обследования определяются цели и задачи, основные направления коррекционной работы со слепыми обучающимися.

Коррекционная программа включает в себя условия и требования, способствующие освоению слепым обучающимся АООП ООО в полном объеме, формируется специалистами образовательной организации с учетом потребностей и индивидуальных особенностей конкретного обучающегося с нарушением зрения.

Формирование жизненной компетенции затрагивает проблемы коммуникации, сотрудничества, адекватного использования имеющегося остаточного зрения (при наличии), безопасного ориентирования, самообслуживания, осуществления контроля над собственной деятельностью, самооценки, владения информационными и коммуникационными средствами доступа к информации и др.

Требования к структуре, условиям и результатам освоения программы коррекционной работы ступени основного общего образования задаются ФГОС и соотносятся с особыми образовательными потребностями слепых обучающихся.

Коррекционная программа должна содержать:

1) Цели и задачи коррекционной работы со слепым обучающимся, с учетом его индивидуальных особенностей.

2) Перечень, содержание и план реализации комплексных, индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей слепого обучающегося в образовательном учреждении и способствующих освоению им адаптированной образовательной программы основного общего образования. Включающих проведение индивидуальных и подгрупповых занятий под руководством специалистов (и/или учителей-предметников), применение специальных методик обучения и воспитания слепых детей.

3) Систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки слепых обучающихся в условиях образовательного процесса.

 4) Использование специальных образовательных технологий и программ, разрабатываемых образовательной организацией совместно с другими участниками образовательного процесса, специальных учебных и дидактических пособий и других средств обучения; соблюдение допустимого уровня нагрузки.

5) Планируемые результаты коррекционной работы.

Направления коррекционной работы (коррекционные курсы), предполагающие подгрупповую форму реализации

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.006 с.)