Диагностика уровня освоения учебного материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика уровня освоения учебного материала



Диагностика уровня освоения учебного материала осуществляется не только с помощью контроля преподавателем в режиме реального времени рабочей области на экране компьютера, но и при помощи вербализации процесса выполнения задания самим обучающимся. То есть, Выполняя ту или иную инструкцию, ребёнок даёт словесное описание своих действий. В некоторых случаях описание действий (алгоритм) записывается в тетрадь.

Оцениваются следующие теоретические знания и практические умения и навыки обучающегося:

· Осанка и эргономика положения рук при работе с устройствами;

· Скорость и безошибочность работы;

· Знание клавиатурных команд и их ввод с помощью стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;

· Создание папок;

· Копирование, перемещение и удаление файлов и папок;

· Ввод, редактирование и форматирование текста с помощью стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;

· Ориентирование по тексту;

· Ориентирование по аудиокниге;

· Настройка рабочей среды программы невизуального доступа.

Карточки с контрольными заданиями подготавливаются для каждого обучающегося рельефно-точечным шрифтом Брайля. Конкретные задания подбираются преподавателем с учетом индивидуальных особенностей и общего уровня подготовки обучающегося.

Оценка 5 «отлично» выставляется обучающемуся за полное, самостоятельное, быстрое и безошибочное выполнение задания.

Оценка 4 «хорошо» выставляется обучающемуся за выполнение задания с незначительными ошибками или за использование незначительной помощи преподавателя.

Оценка 3 «удовлетворительно» выставляется обучающемуся за выполнение основной части задания с использованием помощи преподавателя.

Оценка 2 «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся при условии невыполнения им основной части задания.

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Тифлотехника»

 

Личностные результаты:

  • осознавать свою включенность в социум через овладение цифровыми информационно-коммуникационными технологиями;
  • сопоставлять и корректировать восприятие окружающей среды с учетом полученных знаний;
  • демонстрировать способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации;
  • сопоставлять учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области тифлотехники в условиях развития информационного общества;
  • проявлять интерес к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов тифлотехники;
  • применять в коммуникативной деятельности вербальную и невербальную формы общения.

 

Метапредметные результаты освоения курса:

  • Владеть тактильно-осязательным и слуховым способом восприятия информации;
  • Соотносить свои действия с планируемыми результатами;
  • Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
  •  Определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • Использовать полученные знания при изучении других предметов.

 

Предметные результаты освоения курса:

Знать:

· Номенклатуру тифлотехнических средств невизуального доступа к учебной информации, используемых в основной школе;

· Назначение и основные функции программы невизуального доступа к информации на экране компьютера;

· Назначение и основные функции брайлевского (тактильного) дисплея;

· Расположение и назначение элементов управления брайлевского (тактильного) дисплея;

· Назначение и основные функции тифлофлешплеера;

· Расположение и назначение элементов управления тифлофлешплеера;

· Основные возможности DAISY-книги;

· Набор клавиатурных команд стандартной клавиатуры;

· Набор клавиатурных команд брайлевского (тактильного) дисплея;

· Основы восьмиточечной системы Брайля.

 

Уметь:

· Ориентироваться в файловой структуре операционной системы Windows;

· Ориентироваться в тексте и DAISY-книге;

· Выполнять основные операции с файлами и папками с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;

· Пользоваться основными элементами управления операционной системы;

· Форматировать абзацы в текстовом редакторе Word с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;

· Изменять начертание и размер символов в текстовом редакторе Word с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;

· Запускать диспетчеры программы невизуального доступа JAWS и изменять некоторые настройки;

· Записывать звуковые файлы на карту памяти тифлофлешплеера и воспроизводить их;

· Устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

· Аргументировать свою точку зрения;

· Создавать и выполнять простейшие алгоритмы работы на тифлотехнических устройствах.

 

Владеть:

· Приемами навигации по файловой структуре операционной системы Windows с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;

· Приемами навигации по тексту с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;

· Приемами навигации по DAISY-книге;

· Приемами элементарного форматирования текста с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;

· Элементарными настройками программы невизуального доступа к информации на экране компьютера JAWS;

· Приемами ввода команд с помощью кнопок брайлевского дисплея;

· Вводом текстовой информации в восьмиточечной системе Брайля;

· Приемами использования тифлофлешплеера для воспроизведения стандартных звуковых файлов и DAISY-книги;

· Элементарными навыками алгоритмизации действий по использованию тифлотехнических устройств доступа к информации.

 

Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению

 

Для эффективного обучения практическим приемам использования тифлотехнических устройств доступа к информации без визуального контроля, необходимо следующее техническое и программное обеспечение:

  1. Каждый обучающийся должен быть обеспечен удобным рабочим местом с большим столом, на котором можно свободно расположить необходимые тифлотехнические устройства, рельефно-графические пособия и прибор для письма по Брайлю.
  2. Каждое рабочее место должно быть оснащено достаточно мощным персональным компьютером со стандартной клавиатурой, высококачественным монитором 19 дюймов и активной акустической системой с возможностью подключения индивидуальных наушников. Манипулятор мышь должен отсутствовать.
  3. Каждое рабочее место должно быть оснащено брайлевским (тактильным) дисплеем, совместимым по расположению и назначению элементов управления с дисплеем Focus 40 Blue.
  4. Каждый обучающийся должен быть обеспечен тифлофлэшплеером для прослушивания учебных материалов и записи необходимой звуковой информации.
  5. На учебных компьютерах должна быть установлена операционная система Windows актуальной версии, интегрированный пакет офисных приложений Microsoft Office актуальной версии и программа невизуального доступа к информации на экране компьютера, обеспечивающая полный доступ к прикладному программному обеспечению и совместимая по функционалу и системе команд с программой JAWS for Windows.
  6. Каждый обучающийся должен быть обеспечен письменными принадлежностями (прибор и грифель для письма по брайлю), тетрадью для письма по брайлю и комплектом рельефно-графических пособий по данному курсу.

 

Требования к программному и аппаратному обеспечению

 

1. Программа невизуального доступа к информации на экране компьютера. Программа позволяет слепым пользоваться возможностями персонального компьютера, включая Интернет, путём осуществления вывода информации с экрана компьютера на синтезатор речи и/или на брайлевский (тактильный) дисплей.

Технические и функциональные характеристики (требования) к программе невизуального доступа:

· Наличие русскоязычного синтезатора речи;

· Поддержка синтезаторов речи Vocalizer Direct;

· Поддержка 64-разрядных синтезаторов в стандарте SAPI5;

· Русифицированный интерфейс;

· Возможность комфортно работать в основных приложениях операционной системы Windows, а также в приложениях пакета Microsoft Office и других популярных приложениях;

· Возможность работы в браузерах Microsoft Internet Explorer, Google Chrome и Firefox без необходимости переформатировать документ для упрощённого представления;

· Обеспечение доступа к технологиям Adobe PDF, Adobe Flash и JAVA;

· Набор клавиатурных команд, который может быть расширен пользователем;

· Возможность эмуляции манипулятора «мышь» при помощи клавиатурных команд, В том числе эмуляция таких действий как drag-and-drop;

· Поддержка приложений Windows со стандартным интерфейсом без необходимости их специальной конфигурации;

· Набор сервисных утилит (диспетчеров), позволяющих настраивать как глобальную конфигурацию, так и параметры для отдельного приложения;

· Язык скриптов, позволяющий сделать доступным любое нестандартное приложение;

· Удобная система онлайн-справки, позволяющая пользователю самостоятельно осваивать возможности программы;

· Поддержка брайлевского (тактильного) дисплея без необходимости установки дополнительных драйверов;

· Отображение информации на брайлевском (тактильном) дисплее в стандартном восьмиточечном русском брайле;

· Поддержка ввода информации со встроенной клавиатуры брайлевского (тактильного) дисплея в стандартном восьмиточечном русском брайле;

· Поддержка виртуального курсора;

· Наличие функции «Flexible Web» - (Функция избирательного чтения на веб-страницах, исключающая озвучивание ненужных пользователю элементов);

· Программа должна быть обеспечена полным сопровождением со стороны российского дилера.

Наиболее распространенной в настоящий момент программой этого класса является JAWS for Windows американской компании Freedom Scientific. Ее используют в большинстве специальных школ, реабилитационных центров и компьютерных точек Всероссийского общества слепых.

 

2. Брайлевский (тактильный) дисплей. Тактильный Дисплей - это устройство, обеспечивающее не только возможность вывода текста при помощи 40 (20 или 80) рельефных символов, но и ввода информации с помощью встроенной клавиатуры Перкинса. Оно подключается и к персональному компьютеру, и к всевозможным мобильным устройствам (планшеты, смартфоны и проч.).

Технические и функциональные характеристики (требования) к брайлевскому (тактильному) дисплею:

· Поддержка беспроводной технологии Bluetooth;

· Эргономичное расположение кнопок управления;

· Бесшовный дизайн между ячейками, позволяющий пользователю ощущать точки Брайля как на бумаге;

· 40 обновляемых ячеек;

· 8-клавишная клавиатура Перкинса с двумя дополнительными кнопками SHIFT;

· Кнопка маршрутизации курсора (роутинга) над каждой ячейкой Брайля;

· 2 кнопки панорамирования на передней панели, 2 кнопки-качельки для перемещения по строке, 2 кнопки выбора;

· Кнопки переключения режимов должны быть расположены с обеих сторон дисплея для быстрого перемещения по файлам, спискам, меню, а также строкам, предложениям или абзацам;

· Режим ускоренного чтения, который позволяет настроить дисплей на работу с 20 ячейками Брайля;

· Возможность выбора жесткость рельефных точек дисплея;

· Подключение USB кабелем, либо беспроводное подключение Bluetooth с не менее, чем 20-часовой работой от батареи;

· Поддержка режима Braille Study (интерактивный инструмент для обучения системе Брайля);

· Устройство должно быть обеспечено полным сопровождением со стороны российского дилера.

Приведенным требованиям отвечает брайлевский дисплей Focus 40 Blue.

 

3. Тифлофлэшплеер. Это автономное устройство, позволяющее незрячему пользователю прослушивать аудиокниги, прочитывать встроенным синтезатором речи текстовые документы, записывать звук с возможностью разметки и осуществлять полное управление плеером без визуального контроля.

Технические характеристики (требования) к тифлофлэшплееру:

  • Возможность прослушивать «говорящие» книги (в т.ч. за счёт получения доступа к ресурсам online- библиотеки);
  • осуществлять аудиозапись учебного материала с возможностью структурировать аудио в процессе записи;
  • Наличие интерфейса WiFi;
  • Разъёмы USB, наушники (3,5 мм), микрофон;
  • Картридер для SD карт;
  • поддержка аудио форматов, включая DAISY и LKF, текстовые форматы txt, doc, html, pdf, fb2;
  • Чтение книг онлайн;
  • Устройство должно быть обеспечено полным сопровождением со стороны российского дилера.

Приведенным условиям отвечают плееры VictorReaderStream 12H и PlexTalk.

 

Учебно-методическая литература

 

1. Соколов В.В. Основы компьютерной технологии невизуального доступа к информации. Журнал «Вестник тифлологии», 2010, №1, С.58-63.

2. В.В. Соколов, С.Н. Жуковский, М.П. Сладков, Е.В. Сладкова Специальные компьютерные технологии для детей с глубоким нарушением зрения: учебно-методическое пособие для учителей информатики. М.: ИПТК «Логос» ВОС, 2012.

3. Соколов В.В. Особенности обучения детей с глубоким нарушением зрения современным информационным технологиям. Журнал «Дефектология», 2013, №4, с.65-77.

4. Соколов В.В. Психолого-педагогические особенности обучения школьников со зрительной депривацией работе на персональном компьютере. Журнал «Психологическая наука и образование», 2015, Т.20, №2, С.93–102., doi:10.17759/pse.2015200210.

5. Швецов В.И., Рощина М.А. Компьютерные тифлотехнологии в социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения. Н.-Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2007.

 

Цифровые образовательные ресурсы

 

1. http://oooi-rsi.ru

На сайте размещается специальная учебно-методическая литература по обучению лиц с нарушением зрения работе на персональном компьютере.

2. http://tiflocomp.ru

На сайте размещаются новости тифлотехники, обзоры тифлотехнических устройств, инструкции по эксплуатации и др.

3. http://rostiflo.ru

Сайт посвящен различным вопросам обучения, воспитания, реабилитации и социализации детей с нарушением зрения. На нем располагается постоянно пополняемая коллекция обучающих програм и программных тренажеров для слепых детей, а также учебная и учебно методическая литература как для обучающихся так и для преподавателей.

4. http://logosvos.ru

Сайт издательско-полиграфического тифлоинформационного комплекса «Логос» Всероссийского Общества Слепых. На сайте содержится информация о издаваемых рельефно-графических пособиях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.05 с.)