III . Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III . Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация



Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации слепых обучающихся образовательная организация должна создать фонды оценочных средств (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие задания, и др.), обеспечить доступность, имеющихся в заданиях рисунков и графических материалов для тактильно-осязательного восприятия слепыми обучающимися. Оценочные средства должны быть адаптированы для слепых обучающихся и позволять оценивать достижение ими запланированных в основной образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в АООП.

Форма проведения текущего контроля и промежуточной аттестации для слепых обучающихся устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно: на брайлевском приборе, брайлевской печатной машинке, компьютере с установленным специальным программным обеспечением для слепых и т.п.).

 Во время проведения промежуточной аттестации слепому обучающемуся предоставляется дополнительное время на подготовку и оформление ответа, в сравнении с нормально видящими сверстниками.

Адаптированная основная образовательная программа реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.

В части, формируемой участниками образовательного процесса на первом году обучения варианта для слепых обучающихся без пролонгации, на ступени основного общего образования, вводится специальный предмет «Тифлотехника».

На первом году обучения по варианту с пролонгацией, специальный предмет «Тифлотехника» включен в обязательную часть учебного плана и относится к предметной области «Математика и информатика».

IV. Примерная программа по курсу «Тифлотехника» для слепых обучающихся

Первый год обучения в основной школе (1 час в неделю, 34 часа в год).

 

Пояснительная записка

Лица со зрительной депривацией при работе с информацией вынуждены использовать специфические технические средства, которые объединяются термином «тифлотехнические средства», т.е. средства, позволяющие людям с глубоким нарушением зрения получать, обрабатывать и передавать информацию. Самым распространенным видом тифлотехнических средств обработки информации в настоящее время является персональный компьютер с программой невизуального доступа к информации и брайлевским (тактильным) дисплеем. Изучение предмета «Тифлотехника» должно сформировать у обучающегося с глубоким нарушением зрения необходимые умения и навыки использования современных тифлотехнических устройств, тем самым снижая информационный дефицит, делая визуальную информацию доступной без зрительного контроля.

Ввиду специфики обучения использованию тифлотехнических устройств и персонального компьютера с программой невизуального доступа и брайлевским дисплеем лиц с глубоким нарушением зрения, рекомендуется ограничить численный состав обучающихся, приходящихся на одного преподавателя. Если в группе более семи человек, целесообразно разделить её так, чтобы на преподавателя приходилось не более семи обучающихся. При делении на мелкие группы следует учитывать индивидуальные особенности обучающегося, обеспечивая возможно большую однородность группы.

Учитывая состояние здоровья и уровень успеваемости обучающегося, количество часов для отдельных лиц может быть дополнено индивидуальными консультативными занятиями, отражёнными в индивидуальном учебном плане.

Изучение предметов «Тифлотехника» и «Информатика» взаимосвязаны и должны идти параллельно. Многие темы изучаются на обоих предметах, однако, предмет «Тифлотехника» обеспечивает возможность слепому обучающемуся успешно осваивать «Информатику» в полном объеме. Таким образом, при разработке рабочих программ данных предметов необходимо учитывать эту связь.

Нарушение зрения существенно ограничивает спектр доступных источников информации. Предмет «Тифлотехника» призван снизить информационный дефицит за счет использования всего арсенала современных электронно-цифровых тифлотехнических средств, что позволит обучающимся с глубоким нарушением зрения использовать в учебном процессе практически любые источники информации, включая интернет-ресурсы и электронные учебные издания.

Многие темы предмета «Тифлотехника» будут изучаться концентрически, т.е. несколько раз на протяжении основной школы на все более глубоком уровне от класса к классу. Приемы использования тифлотехнических устройств и персонального компьютера изучаются в каждом классе с возрастанием глубины освоения. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в уроки на следующем уровне изучения темы в качестве разминки.

 

Цели:

· Формирование и развитие навыков использования тифлотехнических устройств доступа к информации;

· Закрепление и развитие навыков работы на персональном компьютере с использованием брайлевского (тактильного) дисплея и программы невизуального доступа;

· Закрепление и развитие навыков ориентирования в виртуальном пространстве.

 

Задачи:

· Закрепление и развитие навыков ввода текста с помощью стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;

· Освоение элементов управления компьютером;

· Развитие навыков использования восьмиточечного (компьютерного) брайля;

· Развитие способности восприятия синтезированной речи;

· Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

 

Содержание учебного предмета «Тифлотехника»

(первый год обучения в основной школе)

Тема 1. Что мы уже знаем и умеем (повторение):

· Ввод текста с помощью стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;

· Ориентирование по тексту с помощью стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;

· Работа с фрагментами текста с помощью стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;

· Понятие алгоритма и алгоритмизация действий.

 

Тема 2. Тифлофлэшплеер:

· Элементы управления;

· Основные настройки (скорость воспроизведения, громкость и др.);

· запись книги на карту памяти;

· Навигация по папкам и файлам;

· Воспроизведение и перемещение по записи.

 

Тема 3. Параметры работы программы невизуального доступа JAWS for Windows:

· диспетчеры JAWS (первое знакомство);

· Изменение голоса синтезатора;

· Режимы озвучивания ввода;

· режимы чтения пунктуации;

· Управление отображением 7-ой и 8-ой точек;

· статусные ячейки брайлевского дисплея.

 

Тема 4. Файлы и папки в операционной системе Windows:

· Программа «Проводник» (запуск и завершение);

· иерархическая структура «дерево» (навигация по папкам);

· Создание папок с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;

· Копирование, перемещение и удаление файлов и папок с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея.

 

Тема 5. Форматирование абзацев и символов в текстовом редакторе MS Word:

· Понятие абзаца в редакторе Word;

· Выравнивание абзаца с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;

· Задание размера и начертания символов с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;

· Знакомство с диалоговыми окнами «Абзац» и «Шрифт»;

· информация JAWS о форматировании.

 

Тема 6. Итоговое повторение.

· Закрепление навыков работы с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;

· Настройка параметров работы программы невизуального доступа и брайлевского дисплея;

· Выполнение практических заданий.

Тематическое планирование
(первый год обучения в основной школе)

Тема урока

Характеристика видов деятельности

Задания

1

Ввод текста с помощью стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея.

Повторение и закрепление навыков ввода текста в русской и латинской раскладках стандартной клавиатуры и в восьмиточечном компьютерном брайле на брайлевском дисплее.

Ввод текста под диктовку преподавателя.

2

Ориентирование по тексту с помощью стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея.

Повторение и закрепление навыков навигации по тексту с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея.

Задачи ориентирования по структурным элементам текста. Текст подготавливается заранее.

3

Работа с фрагментами текста с помощью стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея.

Повторение и закрепление навыков выделения, копирования, вырезания и вставки произвольного фрагмента текста с помощью стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея.

В подготовленном заранее тексте изменить порядок следования слов и предложений. Удалить из текста заданные словосочетания, предложения и абзацы.

4

Понятие алгоритма и алгоритмизация действий.

Повторение и закрепление понятия алгоритма на практических примерах.

Разработка и запись алгоритмов выполнения определенных задач на компьютере.

5

Элементы управления тифлофлэшплеера.

Изучение внешнего вида тифлофлэшплеера. Практическая работа с основными элементами управления (воспроизведение, стоп, перемотка и др.). Запись книги на флэшкарту.

Запись на карту памяти и воспроизведение аудиокниги.

6

Основные настройки тифлофлэшплеера.

Изучение функций управления скоростью воспроизведения, громкостью, выбора папки и книги.

Поиск и воспроизведение с заданными параметрами фрагмента аудиокниги.

7

диспетчеры JAWS. Их назначение и способы запуска.

Запуск с помощью клавиатурной команды стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея списка диспетчеров JAWS. Знакомство с назначением и принципами работы некоторых диспетчеров (диспетчер словаря, центр настроек).

Запуск центра настроек JAWS для данного приложения. Навигация по элементам управления.

8

Режимы озвучивания ввода.

Изменение режима озвучивания ввода с помощью центра настроек и клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея.

Ввод текста во всех режимах последовательно.

9

Голосовые профили JAWS.

Изменение голоса синтезатора речи с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея.

Чтение заранее подготовленного текста различными голосами.

10

"Быстрые" настройки JAWS.

Управление режимами чтения пунктуации с помощью "быстрых" настроек JAWS.

Чтение заранее подготовленного текста в различных режимах озвучивания пунктуации.

11

Управление настройками брайлевского дисплея.

Управление отображением статусных ячеек и 7-ой и 8-ой точки на брайлевском дисплее.

Чтение текста на брайлевсском дисплее в различных режимах.

12

Контрольная работа на тему: "Настройка параметров работы программы JAWS for Windows".

Обучающимся раздаются индивидуальные карточки с отпечатанным рельефно-точечным шрифтом Брайля текстом контрольной работы.

Практическая часть состоит в выполнении определенных настроек JAWS с помощью стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея. Теоретическая часть состоит в записи алгоритма выполнения данных настроек.

13

Файлы и папки в операционной системе Windows. Основные понятия, структура расположения. Знакомство со структурой "Дерево" по рельефно-графическим пособиям.

Практическое ориентирование по "Дереву" на рельефно-графическом пособии.

14

Программа «Проводник».

Запуск, завершение и навигация по окну программы "Проводник" с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея.

Запуск программы "Проводник" и отыскание в его окне заданного элемента управления.

15

иерархическая структура «Дерево» (навигация по папкам).

Перемещение по структуре папок и файлов с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея.

Отыскание заданного файла и папки.

16

Создание и удаление папок.

Создание и удаление папок с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея.

В заданном месте создать папку с заданным именем.

17

18

Логические диски и внешние носители.

Изменение логического диска в окне "Проводника" с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея.

Переход к заданному логическому диску или внешнему носителю информации.

19

20

Копирование, перемещение и удаление объектов.

Копирование, перемещение и удаление файлов и папок в программе «Проводник» с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея.

Копирование и перемещение заданных файлов и папок на заданный внешний носитель.

21

22

Контрольная работа по теме: "Файлы и папки в операционной системе Windows".

Обучающимся раздаются индивидуальные карточки с отпечатанным рельефно-точечным шрифтом Брайля текстом контрольной работы.

Практическая часть состоит в копировании или перемещении файлов и папок на внешний носитель или заданный логический диск с помощью стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея. Теоретическая часть состоит в записи алгоритма выполнения данных действий.

23

Понятие абзаца в редакторе Word.

Понятие абзаца. Переход к новому абзацу при вводе текста. Перемещение по абзацам и их выделение с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея.

Отыскание и выделение заданного абзаца в тексте.

24

Выравнивание абзаца.

Выравнивание абзаца с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея (по левому краю, по правому краю, по центру, по ширине). Применение рельефно-графических пособий с различными видами выравнивания.

Ввод нескольких абзацев текста и их выравнивание по заданным условиям.

25

26

Изменение начертания символов и шрифта.

Изменение начертания символов (курсивный, полужирный, подчеркнутый) и шрифта (Times New Roman, Arial и др.) с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея. Обозначение различных видов начертания на брайлевском дисплее. Применение рельефно-графических пособий с различными видами начертаний.

Ввод текста и изменение начертаний его фрагментов по заданным условиям.

27

28

Изменение размера символов.

Изменение размера символов с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея. Применение рельефно-графических пособий с изображениями символов различных размеров.

Ввод текста и изменение размеров символов его фрагментов по заданному условию.

29

Диалоговое окно «Абзац».

Вызов диалогового окна «Абзац», перемещение по элементам управления и изменение их значений с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея.

Ввод текста и его форматирование по заданным условиям.

30

Диалоговое окно «Шрифт».

Вызов диалогового окна «Шрифт», перемещение по элементам управления и изменение их значений с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея.

Ввод текста и его форматирование по заданным условиям.

31

информация JAWS о форматировании текста.

Клавиатурные команды стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея для озвучивания форматирования заранее подготовленного текста. Отыскание границ изменения формата текстового фрагмента.

Изучение формата заранее подготовленного текста.

32

Контрольная работа по теме: "Форматирование текста".

Обучающимся раздаются индивидуальные карточки с отпечатанным рельефно-точечным шрифтом Брайля текстом контрольной работы.

Практическая часть состоит в вводе текста и его форматировании по указанным условиям. Теоретическая часть состоит в записи алгоритма выполнения данных действий по форматированию текста.

33

Повторение приемов ввода и форматирования текста.

Закрепление навыков работы с текстом с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея.

Ввод и форматирование текста по заданным условиям.

34

Повторение приемов управления параметрами работы JAWS.

Настройка параметров работы программы невизуального доступа JAWS и брайлевского дисплея с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея.

Настройка параметров работы JAWS по указанным условиям.

 

Примеры заданий

Задание по теме 4 «Файлы и папки в операционной системе Windows». Перед началом урока преподаватель подготавливает на локальном диске «D:» папку с именем «Города и птицы», размещая в ней файлы: Орел.txt, Москва.txt, Ярославль.txt, Воробей.txt, Сокол.txt, Чайка.txt.

Обучающемуся предлагается заранее подготовленная карточка с заданием, отпечатанным рельефно-точечным шрифтом Брайля:

1. Создать на диске «D:» папки «Города» и «Птицы».

2. Переместить в папку «Города» все файлы, имена которых являются названиями городов, а в папку «Птицы» - все файлы, имена которых являются названиями птиц.

3. Удалить папку «Города и птицы».

 

Задание по теме 5 «Форматирование абзацев и символов в текстовом редакторе MS Word». При подготовке к уроку преподаватель распечатывает по брайлю индивидуальные карточки с заданием:

Введите с помощью брайлевского дисплея следующий текст:

 

Лгун

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он, так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Толстой Л.Н.

 

Отформатируйте введенный текст в соответствии со следующими требованиями:

· Заголовок по центру, шрифт Arial, размер 16;

· Текст басни по ширине, шрифт Times New Roman, размер 14;

· Фамилия автора по правому краю, шрифт Arial, размер 14.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.089 с.)