I . Психолого-педагогическая характеристика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I . Психолого-педагогическая характеристика



Филология

3.1.1. Русский язык. Родной язык:

- сформированность навыка письма и чтения с использованием рельефно-точечной системы Брайля;

- сформированность навыка письма на брайлевской печатной машинке.

 

Примеры заданий по русскому языку:

  1. Проспрягайте глаголы (плавать, молчать, гулять)
  2. Выполните синтаксический разбор предложения (На дереве созрело сочное яблоко.)
  3. Выполните морфологический разбор слова (широкие улицы)

3.1.2. Литература. Родная литература:

- сформированность навыка чтения с использованием рельефно-точечного шрифта Л. Брайля.

3.1.3. Иностранный язык. Второй иностранный язык:

- владение системой рельефно-точечных обозначений Л. Брайля (письмо и чтение на изучаемом иностранном языке).

Общественно-научные предметы

3.2.1. История России. Всеобщая история:

- умение ориентироваться и выполнять задания в тактильных контурных картах.

География

- умение читать рельефные географические карты и ориентироваться в них.

Обществознание

Математика и информатика

Математика:

- владение правилами записи математических формул и специальных знаков рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля;

- владение тактильно-осязательным способом обследования и восприятия рельефных изображений предметов, контурных изображений геометрических фигур и т.п.;

- умение выполнять простые геометрические построения с помощью соответствующих приспособлений.

Пример заданий по математике:

Задание 1. В автобусе 51 место для пассажиров. Две трети этих мест уже заняты. Сколько ещё пассажиров может сесть в автобус на оставшиеся места?

Задание 2. От дыни массой 2 кг 400 г Ване отрезали 1/5 дыни, а Маше 1/6 дыни. Сколько граммов дыни осталось?

Задание 3. Разделить отрезок на две равные части с помощью циркуля и линейки.

3.3.2. Информатика:

Программа по предмету «Информатика и ИКТ» должна учитывать особенности освоения слепыми обучающимися практической части курса:

- владение начальным функционалом программы невизуального доступа к информации на экране ПК;

- владение десятипальцевым способом ввода информации на стандартной компьютерной клавиатуре;

- Владение техникой ввода клавиатурных команд на стандартной клавиатуре и брайлевском дисплее;

- Владение вводом текстовой информации с помощью брайлевского дисплея;

- Знание необходимого набора клавиатурных команд для работы на ПК;

- умение использовать персональные тифлотехнические средства информационно-коммуникационного доступа в объеме, предусмотренном программой.

Вышеперечисленные результаты достигаются за счет изучения предмета «Тифлотехника».

3.4. Естественно-научные предметы (Биология):

- умение планировать и анализировать предметно-практические действия при проведении лабораторных работ с учетом работы сохранных анализаторов.

Искусство

3.5.1. Изобразительное искусство. Тифлографика (рельефное черчение):

- владение тактильно-осязательным способом обследования и восприятия рельефных изображений предметов, контурных изображений и т.п.;

- умение пользоваться рельефным рисунком при изучении различных учебных предметов;

- умение выполнять рельефные построения и рисунки, используя специальные приспособления для рельефного черчения («Draftsman», «Школьник»), работать с трафаретами (шаблонами).

Музыка

Технология

Содержание предметной области технология выстраивается на общеобразовательной основе и предусматривает последовательное осуществление принципов комплексного обучения, трудового воспитания и всестороннего развития обучающихся.

Умения и навыки, приобретенные в начальной школе, совершенствуются с расширением технических и познавательных сведений, при проведении опытов, лабораторных работ, упражнений, практических работ и других видов деятельности.

На уроках придается большое значение обогащению представлений и понятий незрячих обучающихся о различных материалах труда, о трудовых операциях и технологических процессах. При практическом обучении важное значение имеет овладение приемами осязательного и слухового самоконтроля в процессе формирования трудовых действий. Это предполагает некоторые изменения не только в содержании, но и в методах трудового обучения.

В процессе трудового обучения широко используются специальные технические средства, облегчающие ориентацию незрячих обучающихся при работе с различными материалами как ручным, так и машинным способом. С указанной целью применяются специальные приспособления, измерительные и рабочие инструменты различных видов и конструкций, а также объемные и графические средства наглядности. Большое внимание уделяется освоению современной бытовой техники. В ходе обучения предусматривается образование правильных представлений и понятий, а также развитие ориентировки при формировании осязательного и слухового самоконтроля, саморегулирования и самокоррекции движений незрячего школьника.

В связи с особенностями ориентации слепых школьников, на уроках технологии особое значение придается соблюдению правил безопасности труда, санитарии и личной гигиене, охране остаточного зрения. Также обращается внимание на предупреждение травматизма и использовании исправных инструментов и оборудования.

В процессе обучения слепые обучающиеся овладевают навыками и умениями работы с инструментами и приспособлениями для выполнения швейных, вязальных и гладильных работ, управления технологическими машинами, техникой для стирки и глажения ткани, навыками по уходу за ними и содержанию их в исправном состоянии.

С целью усиления воспитательного направления трудового обучения в программе технологии ведущая роль отводится практическим работам.

Предметные результаты изучения предметной области «Технология» должны отражать:

- приемы осязательного и слухового самоконтроля в процессе формирования трудовых действий;

- представления о современных бытовых приборах и их применении в повседневной жизни;

- знать различные материалы труда, области и возможности их применения;

- иметь представление об алгоритмизации трудовых операций.

3.7. Физическая культура (адаптивная физическая культура):

- сформированность у слепых обучающихся жизненно необходимых естественных двигательных навыков и умений;

- достижение возможного в данном возрасте уровня развития координации, точности и быстроты движений, функции равновесия, мышечной силы, скоростно-силовых качеств, подвижности в суставах, выносливости;

- при отсутствии индивидуальных противопоказаний физическая подготовка слепых обучающихся включает: элементы гимнастики и легкой атлетики, подвижные игры, ходьбу на лыжах, плавание в бассейне;

- повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям и расширение его функциональных возможностей (улучшения регуляторных функций центральной нервной системы, укрепление опорно-двигательного аппарата, увеличение дееспособности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем);

- специальные знания в области физической культуры, спорта, в т.ч. знание различных спортивных дисциплин для слепых и их достижения в этих видах спорта;

- воспитание морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), имеющих важное значение в бытовой и трудовой деятельности;

- воспитание устойчивого интереса и привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями.

IV. Примерная программа по курсу «Тифлотехника» для слепых обучающихся

Первый год обучения в основной школе (1 час в неделю, 34 часа в год).

 

Пояснительная записка

Лица со зрительной депривацией при работе с информацией вынуждены использовать специфические технические средства, которые объединяются термином «тифлотехнические средства», т.е. средства, позволяющие людям с глубоким нарушением зрения получать, обрабатывать и передавать информацию. Самым распространенным видом тифлотехнических средств обработки информации в настоящее время является персональный компьютер с программой невизуального доступа к информации и брайлевским (тактильным) дисплеем. Изучение предмета «Тифлотехника» должно сформировать у обучающегося с глубоким нарушением зрения необходимые умения и навыки использования современных тифлотехнических устройств, тем самым снижая информационный дефицит, делая визуальную информацию доступной без зрительного контроля.

Ввиду специфики обучения использованию тифлотехнических устройств и персонального компьютера с программой невизуального доступа и брайлевским дисплеем лиц с глубоким нарушением зрения, рекомендуется ограничить численный состав обучающихся, приходящихся на одного преподавателя. Если в группе более семи человек, целесообразно разделить её так, чтобы на преподавателя приходилось не более семи обучающихся. При делении на мелкие группы следует учитывать индивидуальные особенности обучающегося, обеспечивая возможно большую однородность группы.

Учитывая состояние здоровья и уровень успеваемости обучающегося, количество часов для отдельных лиц может быть дополнено индивидуальными консультативными занятиями, отражёнными в индивидуальном учебном плане.

Изучение предметов «Тифлотехника» и «Информатика» взаимосвязаны и должны идти параллельно. Многие темы изучаются на обоих предметах, однако, предмет «Тифлотехника» обеспечивает возможность слепому обучающемуся успешно осваивать «Информатику» в полном объеме. Таким образом, при разработке рабочих программ данных предметов необходимо учитывать эту связь.

Нарушение зрения существенно ограничивает спектр доступных источников информации. Предмет «Тифлотехника» призван снизить информационный дефицит за счет использования всего арсенала современных электронно-цифровых тифлотехнических средств, что позволит обучающимся с глубоким нарушением зрения использовать в учебном процессе практически любые источники информации, включая интернет-ресурсы и электронные учебные издания.

Многие темы предмета «Тифлотехника» будут изучаться концентрически, т.е. несколько раз на протяжении основной школы на все более глубоком уровне от класса к классу. Приемы использования тифлотехнических устройств и персонального компьютера изучаются в каждом классе с возрастанием глубины освоения. Кроме того, задачи по каждой из тем могут быть включены в уроки на следующем уровне изучения темы в качестве разминки.

 

Цели:

· Формирование и развитие навыков использования тифлотехнических устройств доступа к информации;

· Закрепление и развитие навыков работы на персональном компьютере с использованием брайлевского (тактильного) дисплея и программы невизуального доступа;

· Закрепление и развитие навыков ориентирования в виртуальном пространстве.

 

Задачи:

· Закрепление и развитие навыков ввода текста с помощью стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;

· Освоение элементов управления компьютером;

· Развитие навыков использования восьмиточечного (компьютерного) брайля;

· Развитие способности восприятия синтезированной речи;

· Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

 

Содержание учебного предмета «Тифлотехника»

(первый год обучения в основной школе)

Тема 1. Что мы уже знаем и умеем (повторение):

· Ввод текста с помощью стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;

· Ориентирование по тексту с помощью стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;

· Работа с фрагментами текста с помощью стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;

· Понятие алгоритма и алгоритмизация действий.

 

Тема 2. Тифлофлэшплеер:

· Элементы управления;

· Основные настройки (скорость воспроизведения, громкость и др.);

· запись книги на карту памяти;

· Навигация по папкам и файлам;

· Воспроизведение и перемещение по записи.

 

Тема 3. Параметры работы программы невизуального доступа JAWS for Windows:

· диспетчеры JAWS (первое знакомство);

· Изменение голоса синтезатора;

· Режимы озвучивания ввода;

· режимы чтения пунктуации;

· Управление отображением 7-ой и 8-ой точек;

· статусные ячейки брайлевского дисплея.

 

Тема 4. Файлы и папки в операционной системе Windows:

· Программа «Проводник» (запуск и завершение);

· иерархическая структура «дерево» (навигация по папкам);

· Создание папок с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;

· Копирование, перемещение и удаление файлов и папок с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея.

 

Тема 5. Форматирование абзацев и символов в текстовом редакторе MS Word:

· Понятие абзаца в редакторе Word;

· Выравнивание абзаца с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;

· Задание размера и начертания символов с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;

· Знакомство с диалоговыми окнами «Абзац» и «Шрифт»;

· информация JAWS о форматировании.

 

Тема 6. Итоговое повторение.

· Закрепление навыков работы с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;

· Настройка параметров работы программы невизуального доступа и брайлевского дисплея;

· Выполнение практических заданий.

Тематическое планирование
(первый год обучения в основной школе)

Тема урока

Характеристика видов деятельности

Задания

1

Ввод текста с помощью стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея.

Повторение и закрепление навыков ввода текста в русской и латинской раскладках стандартной клавиатуры и в восьмиточечном компьютерном брайле на брайлевском дисплее.

Ввод текста под диктовку преподавателя.

2

Ориентирование по тексту с помощью стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея.

Повторение и закрепление навыков навигации по тексту с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея.

Задачи ориентирования по структурным элементам текста. Текст подготавливается заранее.

3

Работа с фрагментами текста с помощью стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея.

Повторение и закрепление навыков выделения, копирования, вырезания и вставки произвольного фрагмента текста с помощью стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея.

В подготовленном заранее тексте изменить порядок следования слов и предложений. Удалить из текста заданные словосочетания, предложения и абзацы.

4

Понятие алгоритма и алгоритмизация действий.

Повторение и закрепление понятия алгоритма на практических примерах.

Разработка и запись алгоритмов выполнения определенных задач на компьютере.

5

Элементы управления тифлофлэшплеера.

Изучение внешнего вида тифлофлэшплеера. Практическая работа с основными элементами управления (воспроизведение, стоп, перемотка и др.). Запись книги на флэшкарту.

Запись на карту памяти и воспроизведение аудиокниги.

6

Основные настройки тифлофлэшплеера.

Изучение функций управления скоростью воспроизведения, громкостью, выбора папки и книги.

Поиск и воспроизведение с заданными параметрами фрагмента аудиокниги.

7

диспетчеры JAWS. Их назначение и способы запуска.

Запуск с помощью клавиатурной команды стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея списка диспетчеров JAWS. Знакомство с назначением и принципами работы некоторых диспетчеров (диспетчер словаря, центр настроек).

Запуск центра настроек JAWS для данного приложения. Навигация по элементам управления.

8

Режимы озвучивания ввода.

Изменение режима озвучивания ввода с помощью центра настроек и клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея.

Ввод текста во всех режимах последовательно.

9

Голосовые профили JAWS.

Изменение голоса синтезатора речи с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея.

Чтение заранее подготовленного текста различными голосами.

10

"Быстрые" настройки JAWS.

Управление режимами чтения пунктуации с помощью "быстрых" настроек JAWS.

Чтение заранее подготовленного текста в различных режимах озвучивания пунктуации.

11

Управление настройками брайлевского дисплея.

Управление отображением статусных ячеек и 7-ой и 8-ой точки на брайлевском дисплее.

Чтение текста на брайлевсском дисплее в различных режимах.

12

Контрольная работа на тему: "Настройка параметров работы программы JAWS for Windows".

Обучающимся раздаются индивидуальные карточки с отпечатанным рельефно-точечным шрифтом Брайля текстом контрольной работы.

Практическая часть состоит в выполнении определенных настроек JAWS с помощью стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея. Теоретическая часть состоит в записи алгоритма выполнения данных настроек.

13

Файлы и папки в операционной системе Windows. Основные понятия, структура расположения. Знакомство со структурой "Дерево" по рельефно-графическим пособиям.

Практическое ориентирование по "Дереву" на рельефно-графическом пособии.

14

Программа «Проводник».

Запуск, завершение и навигация по окну программы "Проводник" с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея.

Запуск программы "Проводник" и отыскание в его окне заданного элемента управления.

15

иерархическая структура «Дерево» (навигация по папкам).

Перемещение по структуре папок и файлов с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея.

Отыскание заданного файла и папки.

16

Создание и удаление папок.

Создание и удаление папок с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея.

В заданном месте создать папку с заданным именем.

17

18

Логические диски и внешние носители.

Изменение логического диска в окне "Проводника" с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея.

Переход к заданному логическому диску или внешнему носителю информации.

19

20

Копирование, перемещение и удаление объектов.

Копирование, перемещение и удаление файлов и папок в программе «Проводник» с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея.

Копирование и перемещение заданных файлов и папок на заданный внешний носитель.

21

22

Контрольная работа по теме: "Файлы и папки в операционной системе Windows".

Обучающимся раздаются индивидуальные карточки с отпечатанным рельефно-точечным шрифтом Брайля текстом контрольной работы.

Практическая часть состоит в копировании или перемещении файлов и папок на внешний носитель или заданный логический диск с помощью стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея. Теоретическая часть состоит в записи алгоритма выполнения данных действий.

23

Понятие абзаца в редакторе Word.

Понятие абзаца. Переход к новому абзацу при вводе текста. Перемещение по абзацам и их выделение с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея.

Отыскание и выделение заданного абзаца в тексте.

24

Выравнивание абзаца.

Выравнивание абзаца с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея (по левому краю, по правому краю, по центру, по ширине). Применение рельефно-графических пособий с различными видами выравнивания.

Ввод нескольких абзацев текста и их выравнивание по заданным условиям.

25

26

Изменение начертания символов и шрифта.

Изменение начертания символов (курсивный, полужирный, подчеркнутый) и шрифта (Times New Roman, Arial и др.) с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея. Обозначение различных видов начертания на брайлевском дисплее. Применение рельефно-графических пособий с различными видами начертаний.

Ввод текста и изменение начертаний его фрагментов по заданным условиям.

27

28

Изменение размера символов.

Изменение размера символов с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея. Применение рельефно-графических пособий с изображениями символов различных размеров.

Ввод текста и изменение размеров символов его фрагментов по заданному условию.

29

Диалоговое окно «Абзац».

Вызов диалогового окна «Абзац», перемещение по элементам управления и изменение их значений с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея.

Ввод текста и его форматирование по заданным условиям.

30

Диалоговое окно «Шрифт».

Вызов диалогового окна «Шрифт», перемещение по элементам управления и изменение их значений с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея.

Ввод текста и его форматирование по заданным условиям.

31

информация JAWS о форматировании текста.

Клавиатурные команды стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея для озвучивания форматирования заранее подготовленного текста. Отыскание границ изменения формата текстового фрагмента.

Изучение формата заранее подготовленного текста.

32

Контрольная работа по теме: "Форматирование текста".

Обучающимся раздаются индивидуальные карточки с отпечатанным рельефно-точечным шрифтом Брайля текстом контрольной работы.

Практическая часть состоит в вводе текста и его форматировании по указанным условиям. Теоретическая часть состоит в записи алгоритма выполнения данных действий по форматированию текста.

33

Повторение приемов ввода и форматирования текста.

Закрепление навыков работы с текстом с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея.

Ввод и форматирование текста по заданным условиям.

34

Повторение приемов управления параметрами работы JAWS.

Настройка параметров работы программы невизуального доступа JAWS и брайлевского дисплея с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея.

Настройка параметров работы JAWS по указанным условиям.

 

Примеры заданий

Задание по теме 4 «Файлы и папки в операционной системе Windows». Перед началом урока преподаватель подготавливает на локальном диске «D:» папку с именем «Города и птицы», размещая в ней файлы: Орел.txt, Москва.txt, Ярославль.txt, Воробей.txt, Сокол.txt, Чайка.txt.

Обучающемуся предлагается заранее подготовленная карточка с заданием, отпечатанным рельефно-точечным шрифтом Брайля:

1. Создать на диске «D:» папки «Города» и «Птицы».

2. Переместить в папку «Города» все файлы, имена которых являются названиями городов, а в папку «Птицы» - все файлы, имена которых являются названиями птиц.

3. Удалить папку «Города и птицы».

 

Задание по теме 5 «Форматирование абзацев и символов в текстовом редакторе MS Word». При подготовке к уроку преподаватель распечатывает по брайлю индивидуальные карточки с заданием:

Введите с помощью брайлевского дисплея следующий текст:

 

Лгун

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он, так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Толстой Л.Н.

 

Отформатируйте введенный текст в соответствии со следующими требованиями:

· Заголовок по центру, шрифт Arial, размер 16;

· Текст басни по ширине, шрифт Times New Roman, размер 14;

· Фамилия автора по правому краю, шрифт Arial, размер 14.

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Тифлотехника»

 

Личностные результаты:

  • осознавать свою включенность в социум через овладение цифровыми информационно-коммуникационными технологиями;
  • сопоставлять и корректировать восприятие окружающей среды с учетом полученных знаний;
  • демонстрировать способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации;
  • сопоставлять учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области тифлотехники в условиях развития информационного общества;
  • проявлять интерес к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов тифлотехники;
  • применять в коммуникативной деятельности вербальную и невербальную формы общения.

 

Метапредметные результаты освоения курса:

  • Владеть тактильно-осязательным и слуховым способом восприятия информации;
  • Соотносить свои действия с планируемыми результатами;
  • Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
  •  Определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • Использовать полученные знания при изучении других предметов.

 

Предметные результаты освоения курса:

Знать:

· Номенклатуру тифлотехнических средств невизуального доступа к учебной информации, используемых в основной школе;

· Назначение и основные функции программы невизуального доступа к информации на экране компьютера;

· Назначение и основные функции брайлевского (тактильного) дисплея;

· Расположение и назначение элементов управления брайлевского (тактильного) дисплея;

· Назначение и основные функции тифлофлешплеера;

· Расположение и назначение элементов управления тифлофлешплеера;

· Основные возможности DAISY-книги;

· Набор клавиатурных команд стандартной клавиатуры;

· Набор клавиатурных команд брайлевского (тактильного) дисплея;

· Основы восьмиточечной системы Брайля.

 

Уметь:

· Ориентироваться в файловой структуре операционной системы Windows;

· Ориентироваться в тексте и DAISY-книге;

· Выполнять основные операции с файлами и папками с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;

· Пользоваться основными элементами управления операционной системы;

· Форматировать абзацы в текстовом редакторе Word с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;

· Изменять начертание и размер символов в текстовом редакторе Word с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;

· Запускать диспетчеры программы невизуального доступа JAWS и изменять некоторые настройки;

· Записывать звуковые файлы на карту памяти тифлофлешплеера и воспроизводить их;

· Устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

· Аргументировать свою точку зрения;

· Создавать и выполнять простейшие алгоритмы работы на тифлотехнических устройствах.

 

Владеть:

· Приемами навигации по файловой структуре операционной системы Windows с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;

· Приемами навигации по тексту с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;

· Приемами навигации по DAISY-книге;

· Приемами элементарного форматирования текста с помощью клавиатурных команд стандартной клавиатуры и брайлевского дисплея;

· Элементарными настройками программы невизуального доступа к информации на экране компьютера JAWS;

· Приемами ввода команд с помощью кнопок брайлевского дисплея;

· Вводом текстовой информации в восьмиточечной системе Брайля;

· Приемами использования тифлофлешплеера для воспроизведения стандартных звуковых файлов и DAISY-книги;

· Элементарными навыками алгоритмизации действий по использованию тифлотехнических устройств доступа к информации.

 

Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению

 

Для эффективного обучения практическим приемам использования тифлотехнических устройств доступа к информации без визуального контроля, необходимо следующее техническое и программное обеспечение:

  1. Каждый обучающийся должен быть обеспечен удобным рабочим местом с большим столом, на котором можно свободно расположить необходимые тифлотехнические устройства, рельефно-графические пособия и прибор для письма по Брайлю.
  2. Каждое рабочее место должно быть оснащено достаточно мощным персональным компьютером со стандартной клавиатурой, высококачественным монитором 19 дюймов и активной акустической системой с возможностью подключения индивидуальных наушников. Манипулятор мышь должен отсутствовать.
  3. Каждое рабочее место должно быть оснащено брайлевским (тактильным) дисплеем, совместимым по расположению и назначению элементов управления с дисплеем Focus 40 Blue.
  4. Каждый обучающийся должен быть обеспечен тифлофлэшплеером для прослушивания учебных материалов и записи необходимой звуковой информации.
  5. На учебных компьютерах должна быть установлена операционная система Windows актуальной версии, интегрированный пакет офисных приложений Microsoft Office актуальной версии и программа невизуального доступа к информации на экране компьютера, обеспечивающая полный доступ к прикладному программному обеспечению и совместимая по функционалу и системе команд с программой JAWS for Windows.
  6. Каждый обучающийся должен быть обеспечен письменными принадлежностями (прибор и грифель для письма по брайлю), тетрадью для письма по брайлю и комплектом рельефно-графических пособий по данному курсу.

 

Требования к программному и аппаратному обеспечению

 

1. Программа невизуального доступа к информации на экране компьютера. Программа позволяет слепым пользоваться возможностями персонального компьютера, включая Интернет, путём осуществления вывода информации с экрана компьютера на синтезатор речи и/или на брайлевский (тактильный) дисплей.

Технические и функциональные характеристики (требования) к программе невизуального доступа:

· Наличие русскоязычного синтезатора речи;

· Поддержка синтезаторов речи Vocalizer Direct;

· Поддержка 64-разрядных синтезаторов в стандарте SAPI5;

· Русифицированный интерфейс;

· Возможность комфортно работать в основных приложениях операционной системы Windows, а также в приложениях пакета Microsoft Office и других популярных приложениях;

· Возможность работы в браузерах Microsoft Internet Explorer, Google Chrome и Firefox без необходимости переформатировать документ для упрощённого представления;

· Обеспечение доступа к технологиям Adobe PDF, Adobe Flash и JAVA;

· Набор клавиатурных команд, который может быть расширен пользователем;

· Возможность эмуляции манипулятора «мышь» при помощи клавиатурных команд, В том числе эмуляция таких действий как drag-and-drop;

· Поддержка приложений Windows со стандартным интерфейсом без необходимости их специальной конфигурации;

· Набор сервисных утилит (диспетчеров), позволяющих настраивать как глобальную конфигурацию, так и параметры для отдельного приложения;

· Язык скриптов, позволяющий сделать доступным любое нестандартное приложение;

· Удобная система онлайн-справки, позволяющая пользователю самостоятельно осваивать возможности программы;

· Поддержка брайлевского (тактильного) дисплея без необходимости установки дополнительных драйверов;

· Отображение информации на брайлевском (тактильном) дисплее в стандартном восьмиточечном русском брайле;

· Поддержка ввода информации со встроенной клавиатуры брайлевского (тактильного) дисплея в стандартном восьмиточечном русском брайле;

· Поддержка виртуального курсора;

· Наличие функции «Flexible Web» - (Функция избирательного чтения на веб-страницах, исключающая озвучивание ненужных пользователю элементов);

· Программа должна быть обеспечена полным сопровождением со стороны российского дилера.

Наиболее распространенной в настоящий момент программой этого класса является JAWS for Windows американской компании Freedom Scientific. Ее используют в большинстве специальных школ, реабилитационных центров и компьютерных точек Всероссийского общества слепых.

 

2. Брайлевский (тактильный) дисплей. Тактильный Дисплей - это устройство, обеспечивающее не только возможность вывода текста при помощи 40 (20 или 80) рельефных символов, но и ввода информации с помощью встроенной клавиатуры Перкинса. Оно подключается и к персональному компьютеру, и к всевозможным мобильным устройствам (планшеты, смартфоны и проч.).

Технические и функциональные характеристики (требования) к брайлевскому (тактильному) дисплею:

· Поддержка беспроводной технологии Bluetooth;

· Эргономичное расположение кнопок управления;

· Бесшовный дизайн между ячейками, позволяющий пользователю ощущать точки Брайля как на бумаге;

· 40 обновляемых ячеек;

· 8-клавишная клавиатура Перкинса с двумя дополнительными кнопками SHIFT;

· Кнопка маршрутизации курсора (роутинга) над каждой ячейкой Брайля;

· 2 кнопки панорамирования на передней панели, 2 кнопки-качельки для перемещения по строке, 2 кнопки выбора;

· Кнопки переключения режимов должны быть расположены с обеих сторон дисплея для быстрого перемещения по файлам, спискам, меню, а также строкам, предложениям или абзацам;

· Режим ускоренного чтения, который позволяет настроить дисплей на работу с 20 ячейками Брайля;

· Возможность выбора жесткость рельефных точек дисплея;

· Подключение USB кабелем, либо беспроводное подключение Bluetooth с не менее, чем 20-часовой работой от батареи;

· Поддержка режима Braille Study (интерактивный инструмент для обучения системе Брайля);

· Устройство должно быть обеспечено полным сопровождением со стороны российского дилера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.224 с.)