Коррекционный курс « Ориентирование и мобильность» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекционный курс « Ориентирование и мобильность»



Программа коррекционного курса «Ориентирование и мобильность» формируется в соответствии с индивидуальным учебным планом слепого обучающегося. Форма организации обучения по предмету «Ориентирование и мобильность» может существенно варьироваться в зависимости от того, по какой программе НОО обучался данный ребенок, от уровня владения им навыками ориентирования и от индивидуальных особенностей развития ребенка.

Рекомендации по количеству часов и содержанию курса определяются по результатам психолого-медико-педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, но не более, чем 34 часа в год. Также, программа курса должна предусматривать возможность индивидуальных дополнительных занятий.

Необходимость дополнительных занятий и количество отводимых на них часов определяется индивидуально по результатам обследования, с учетом состояния здоровья и уровня успеваемости обучающегося.

В случае наличия у обучающегося остаточного зрения, его использование как вспомогательного средства при ориентировании допустимо, при этом все приемы работы и техника ориентирования остаются невизуальными.

При изучении предмета «Ориентирование и мобильность» особое внимание уделяется безопасности обучающегося. При проведении практических занятий в здании образовательной организации или на её территории на одного преподавателя должно приходиться не более двух слепых обучающихся. При проведении практических занятий за пределами территории образовательной организации каждый обучающийся индивидуально сопровождается преподавателем, обеспечивающим безопасность ребенка и правильность выполнения им приемов ориентирования. Численный состав группы обучающихся при проведении теоретических занятий не превышает 7 обучающихся на одного преподавателя. В некоторых случаях он может быть сокращен в соответствии с индивидуальными учебными планами обучающихся. При делении на мелкие группы следует учитывать индивидуальные особенности обучающегося, обеспечивая возможно большую однородность группы.

Цели:

- Овладение невизуальными приемами самостоятельного, безопасного и эффективного ориентирования как в помещении образовательной организации, так и на прилегающей территории;

- овладение приемами использования стационарных средств ориентирования (тактильные дорожки, поручни и др.).

Задачи:

- Формирование у обучающихся мотивации к самостоятельному ориентированию в пространстве;

- овладение приемами безопасного ориентирования с помощью трости;

- овладение техникой изучения рельефных карт и схем территории образовательной организации;

- изучение расположения внутренних помещений всех зданий образовательной организации;

- изучение правил использования стационарных средств ориентирования (тактильные дорожки, поручни и др.);

- развитие коммуникативных навыков общения.

Планируемые результаты по курсу «Ориентирование и мобильность»

В результате изучения курса «Ориентирование и мобильность» обучающийся должен:

Знать:

- приемы безопасного использования трости при ориентировании в помещении образовательной организации и на прилегающей территории;

- назначение и способы использования тифлотехнических устройств ориентирования;

- устройство и способы использования стационарных средств ориентирования (тактильные дорожки, поручни и др.);

- формы вежливого обращения за помощью к окружающим.

Уметь:

- использовать трость для безопасного самостоятельного ориентирования в помещении образовательной организации и на прилегающей территории;

- использовать тифлотехнические устройства ориентирования на практике;

- пользоваться стационарными средствами ориентирования (тактильные дорожки, поручни и др.);

- попросить помощь у окружающих в случае необходимости.

Владеть:

- приемами безопасного самостоятельного ориентирования в помещении образовательной организации и на прилегающей территории с помощью трости;

- приемами использования тифлотехнических средств ориентирования;

- техникой использования стационарных средств ориентирования (тактильные дорожки, поручни и др.);

- вежливыми формами обращения к окружающим за помощью.

Требования к условиям реализации коррекционного курса «Ориентирование и мобильность»

При организации изучения слепыми обучающимися предмета «Ориентирование и мобильность» необходимо учесть выполнение требований технического, методического и кадрового обеспечения.

Требования к техническому обеспечению. В процессе изучения предмета «Ориентирование и мобильность» каждый обучающийся должен быть обеспечен следующим оборудованием:

- удобное рабочее место с регулируемым по высоте и наклону спинки стулом, а также, с большим столом, на котором можно свободно расположить необходимые тифлотехнические устройства, методические пособия, альбомы с рельефными изображениями и прибор для письма по Брайлю (при проведении теоретических занятий);

- индивидуальная, подобранная по росту трость для ориентирования с набором различных наконечников (цилиндр, вращающийся цилиндр, вращающийся шар и др.);

- технические средства ориентирования (лазерная трость, ультразвуковой локатор, навигатор и др.);

- тифлотехнические устройства для моделирования различных участков местности и прокладывания на них маршрута передвижения («Ориентир», «Графика» или аналоги);

- в классе, где проводятся теоретические занятия, должен быть установлен для группового использования персональный компьютер с программой невизуального доступа к информации и брайлевским дисплеем, а также с цветным лазерным принтером и термомашиной для печати вспомогательных схем и других рельефных изображений.

Требования к методическому обеспечению. В связи со специфичностью техники ориентирования без визуального контроля необходимо иметь специально разработанные учебники и учебно-методические пособия по предмету «Ориентирование и мобильность». Все учебные материалы должны быть представлены в форме электронного документа, в форме DAISY книги и отпечатаны рельефно-точечным шрифтом Брайля. Для реализации курса «Ориентирование и мобильность» необходимы следующие материалы:

- специально разработанные для обучения слепых учебники по технике ориентирования как в помещении, так и на открытой местности;

- описательная часть информационных средств ориентирования;

- рельефно-графическая часть информационных средств ориентирования;

- пособия с описаниями географии города и организации его транспортной сети;

- учебно-методические пособия по использованию тифлотехнических средств ориентирования.

Требования к кадровому обеспечению. Преподаватель, ведущий занятия по предмету «Ориентирование и мобильность», помимо имеющихся квалификационных требований, должен соответствовать дополнительным требованиям:

- владение приемами ориентирования без визуального контроля как в помещении, так и на открытой местности;

- знание номенклатуры тифлотехнических средств ориентирования;

- владение рельефно-точечной системой Брайля;

- владение тифлотехническими устройствами, используемыми в учебном процессе;

- владение методиками обучения слепых ориентированию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.125 (0.009 с.)