Морозова И.А., Пушкарева М. А. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Морозова И.А., Пушкарева М. А.



Развитие элементарных математических представлений. Конспек­ты занятий. Для работы с детьми 5—6 лет с ЗПР. — 2-е издание, исправленное. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 136 с.

Данное методическое пособие содержит конспекты занятий по развитию элементарных математических представлений у детей 5—6 лет с задержкой психического развития, а также планирование работы с данной категорией детей.

Конспекты занятий могут быть использованы воспитателями коррекци-онных групп детского сада, логопедами, родителями, а также учителями-де-фектологами начальных классов в работе с детьми, испытывающими про­блемы в усвоении учебного материала при подготовке к школе,

 

   © Морозова И. А., Пушкарева М. А., 2007

ISBN 978-5-86775-483-9         © «Мозаика-Синтез*, 2007


Введение

Среди детей с трудностями в обучении выделяют группу, которую определяют как «дети с задержкой психического развития (ЗПР)»: количество таких детей среди дошкольни­ков составляет 25%, среди неуспевающих младших школьни-ков-50%.

Дети с ЗПР не готовы к школьному обучению по всем пара­метрам, которыми характеризуется психологический аспект готовности к обучению:

• знания и представления об окружающем мире;

• умственные операции, действия и навыки;

• речевое развитие, предполагающее владение довольно об­ширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи;

• познавательная активность, проявляющаяся в соответст­вующих интересах и мотивации;

• регуляция поведения.

В данном учебно-методическом пособии предлагается сис­тема коррекционной работы по развитию элементарных мате­матических представлений у детей 5—6 лет.

Представленные в пособии примерные конспекты занятий разработаны с учетом методических рекомендаций С. Г. Шев­ченко (Подготовка к школе детей с ЗПР. — Книга 1, 2. — М.: Школьная Пресса, 2004).

Система работы предполагает комплексный подход к изуча­емой в течение недели теме, что дает возможность многократ­ного повторения изучаемого материала, учитывая психичес­кие особенности данной категории детей, и обеспечивает более прочное его усвоение.

В конспектах большинства занятий при объяснении мате­риала используется такой вид работы, как беседа. В скобках даются предполагаемые ответы детей в краткой форме (дефек-толог должен добиваться указанного ответа в полном объеме).

Занятия по развитию элементарных математических пред­ставлений у детей 5-6 лет проводятся 2 раза в неделю. Их про­должительность составляет 20—25 минут (в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими правилами и норматива­ми СанПиН от 02.04.01. 1249-03»).

Представленное в пособии планирование занятий предпола­гает системный подход к организации работы всех специалис­тов (логопед, психолог, музыкальный руководитель и др.) с дан­ной категорией детей 5—6 лет. Опираясь на это планирование, каждый педагог подбирает соответствующий теме материал.

Предлагаемые конспекты занятий могут быть использованы воспитателями специализированных групп детского сада, ро­дителями в работе с детьми, испытывающими проблемы в ус­воении учебного материала при подготовке к школе; а также учителям и-дефектологами начальных классов.


Планирование

 

 

Первый период (с 15 сентября по 30 ноября)

 

  Месяц       Ознакомление с окружаю- щим миром и развитие речи Развитие речевого (фонематического) восприятия Развитие элементарных математических представлений

Работа с

психологом

(виды

Работы)

Обследование детей

Сентябрь

1. Начало осени. 2. Цветы осенью. 1. Звук и буква А. 1. Соотнесение числа и количества. Цифра 1. 2. Геометрическая фигура круг.

Выделение

лишнего

признака.

1. Деревья и кустарники осенью.  2. Грибы. 1. Звук и буква А. 1. Сравнение предметов. 2. Понятия «сверху», «снизу»,

Выделение

лишнего

признака.

Продолжи ряд.

Октябрь

 

 

1. Овощи. 2. Овощи. \. Звук и буква И. 1. Знакомство с образованием и составом числа 2. 2. Признаки предметов.

Рассмотри

и запомни их.

Игра «Вершки и корешки».

1. Фрукты. 2. Наш детский сад     1. Звук и буква О. 1. Понятия «высокий — низкий», «выше — ниже», (•одинаковые по высоте*. 2. Понятия «спереди», «сзади» («перед», «за*, «между»).

Выделение лишнего.

«Сложи

картинку».

1. Овощи - фрукты. 2. Игрушки. 1. Звук 1. Закрепление понятий «больше — меньше». 2. Сравнение предметов по одному-двум признакам.

Выделение лишнего

«Угадай по описанию»

1. Ягоды. 2. Овощи, фрукты, ягоды. 1. Звуки и буквы А, О. 1. Образование числа 3, знакомство с цифрой 3. 2. Понятия «левое», «правое».

Методика А.Н.Леонтьева

 (опосредованные связи). «Разложи в вазу, лукош­ко и корзинку фрукты

И ЯГОДЫ».

I. Середина осени 2. Повторе­ние,, 1.3вук и буква Ы. 1. Образование числа 3. 2. Понятия «один», «мно го», «мало», «несколько».-

Выделение лишнего. «Запомни, какие фигуры видел».

Ноябрь

1. Столовая и кухонная посуда. 2. Цвет предметов (красный, желтый, синий). 1.3вук и буква Ы. 1. Понятия «высокий» — «низкий», «выше» — «ниже», «одинаковые по высоте». 2. Пространственные понятия,

«Чего не хва-

тает?»

«„Зашумлен-

ные" пред-

меты».

«Подбери крышку к кастрюле... (по цвету)»

1. Чайная по- суда. Цвет предметов (крас­ный, желтый, оранжевый). 1. Звуки и буквы Ы, А,О. Предлоги за, перед. 1. Счет в прямом (до 3) и обратный (от 3) порядке. 2. Геометрическая фигура квадрат.

«Подбери чашку к блюдцу» (по цвету).

«Запомни на­звания и вы­ложи картин­ки в том же порядке».

1. Мебель. 2. Поздняя осень. 1.3вук и буква У. 1. Понятия «длинный» — «короткий», «длиннее» — «короче», «одинаковые по длине». 2. Понятия «далеко», «близко» («около», «рядом»).

«Какое слово

нужно исклю-

чить?»

«Назови лиш­ний признак поздней осени)».

1..Домашние птицы. 2. Признаки ранней и по­здней осени, 1.3вук и буква У. 1. Образование числа, знакомство с цифрой 4. 2. Понятия «больше», «меньше».

«Кто у кого?»

«Кого больше

(меньше)?»

Какой месяц тишний?»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.009 с.)