И. А. Морозова, М.А. Пушкарева 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И. А. Морозова, М.А. Пушкарева



И. А. Морозова, М.А. Пушкарева

 

Развитие элементарных математических представлений

Конспекты

занятий

Для работы с детьми 5-6летсЗПР

2-е издание, исправленное

Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2010


ББК 74.3

 

 

Морозова И.А., Пушкарева М. А.

Развитие элементарных математических представлений. Конспек­ты занятий. Для работы с детьми 5—6 лет с ЗПР. — 2-е издание, исправленное. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 136 с.

Данное методическое пособие содержит конспекты занятий по развитию элементарных математических представлений у детей 5—6 лет с задержкой психического развития, а также планирование работы с данной категорией детей.

Конспекты занятий могут быть использованы воспитателями коррекци-онных групп детского сада, логопедами, родителями, а также учителями-де-фектологами начальных классов в работе с детьми, испытывающими про­блемы в усвоении учебного материала при подготовке к школе,

 

   © Морозова И. А., Пушкарева М. А., 2007

ISBN 978-5-86775-483-9         © «Мозаика-Синтез*, 2007


Введение

Среди детей с трудностями в обучении выделяют группу, которую определяют как «дети с задержкой психического развития (ЗПР)»: количество таких детей среди дошкольни­ков составляет 25%, среди неуспевающих младших школьни-ков-50%.

Дети с ЗПР не готовы к школьному обучению по всем пара­метрам, которыми характеризуется психологический аспект готовности к обучению:

• знания и представления об окружающем мире;

• умственные операции, действия и навыки;

• речевое развитие, предполагающее владение довольно об­ширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи;

• познавательная активность, проявляющаяся в соответст­вующих интересах и мотивации;

• регуляция поведения.

В данном учебно-методическом пособии предлагается сис­тема коррекционной работы по развитию элементарных мате­матических представлений у детей 5—6 лет.

Представленные в пособии примерные конспекты занятий разработаны с учетом методических рекомендаций С. Г. Шев­ченко (Подготовка к школе детей с ЗПР. — Книга 1, 2. — М.: Школьная Пресса, 2004).

Система работы предполагает комплексный подход к изуча­емой в течение недели теме, что дает возможность многократ­ного повторения изучаемого материала, учитывая психичес­кие особенности данной категории детей, и обеспечивает более прочное его усвоение.

В конспектах большинства занятий при объяснении мате­риала используется такой вид работы, как беседа. В скобках даются предполагаемые ответы детей в краткой форме (дефек-толог должен добиваться указанного ответа в полном объеме).

Занятия по развитию элементарных математических пред­ставлений у детей 5-6 лет проводятся 2 раза в неделю. Их про­должительность составляет 20—25 минут (в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими правилами и норматива­ми СанПиН от 02.04.01. 1249-03»).

Представленное в пособии планирование занятий предпола­гает системный подход к организации работы всех специалис­тов (логопед, психолог, музыкальный руководитель и др.) с дан­ной категорией детей 5—6 лет. Опираясь на это планирование, каждый педагог подбирает соответствующий теме материал.

Предлагаемые конспекты занятий могут быть использованы воспитателями специализированных групп детского сада, ро­дителями в работе с детьми, испытывающими проблемы в ус­воении учебного материала при подготовке к школе; а также учителям и-дефектологами начальных классов.


Планирование

 

 

Первый период (с 15 сентября по 30 ноября)

 

  Месяц       Ознакомление с окружаю- щим миром и развитие речи Развитие речевого (фонематического) восприятия Развитие элементарных математических представлений

Работа с

психологом

(виды

Работы)

Обследование детей

Сентябрь

1. Начало осени. 2. Цветы осенью. 1. Звук и буква А. 1. Соотнесение числа и количества. Цифра 1. 2. Геометрическая фигура круг.

Выделение

лишнего

признака.

1. Деревья и кустарники осенью.  2. Грибы. 1. Звук и буква А. 1. Сравнение предметов. 2. Понятия «сверху», «снизу»,

Выделение

лишнего

признака.

Продолжи ряд.

Октябрь

 

 

1. Овощи. 2. Овощи. \. Звук и буква И. 1. Знакомство с образованием и составом числа 2. 2. Признаки предметов.

Рассмотри

и запомни их.

Игра «Вершки и корешки».

1. Фрукты. 2. Наш детский сад     1. Звук и буква О. 1. Понятия «высокий — низкий», «выше — ниже», (•одинаковые по высоте*. 2. Понятия «спереди», «сзади» («перед», «за*, «между»).

Выделение лишнего.

«Сложи

картинку».

1. Овощи - фрукты. 2. Игрушки. 1. Звук 1. Закрепление понятий «больше — меньше». 2. Сравнение предметов по одному-двум признакам.

Выделение лишнего

«Угадай по описанию»

1. Ягоды. 2. Овощи, фрукты, ягоды. 1. Звуки и буквы А, О. 1. Образование числа 3, знакомство с цифрой 3. 2. Понятия «левое», «правое».

Методика А.Н.Леонтьева

 (опосредованные связи). «Разложи в вазу, лукош­ко и корзинку фрукты

И ЯГОДЫ».

I. Середина осени 2. Повторе­ние,, 1.3вук и буква Ы. 1. Образование числа 3. 2. Понятия «один», «мно го», «мало», «несколько».-

Выделение лишнего. «Запомни, какие фигуры видел».

Ноябрь

1. Столовая и кухонная посуда. 2. Цвет предметов (красный, желтый, синий). 1.3вук и буква Ы. 1. Понятия «высокий» — «низкий», «выше» — «ниже», «одинаковые по высоте». 2. Пространственные понятия,

«Чего не хва-

тает?»

«„Зашумлен-

ные" пред-

меты».

«Подбери крышку к кастрюле... (по цвету)»

1. Чайная по- суда. Цвет предметов (крас­ный, желтый, оранжевый). 1. Звуки и буквы Ы, А,О. Предлоги за, перед. 1. Счет в прямом (до 3) и обратный (от 3) порядке. 2. Геометрическая фигура квадрат.

«Подбери чашку к блюдцу» (по цвету).

«Запомни на­звания и вы­ложи картин­ки в том же порядке».

1. Мебель. 2. Поздняя осень. 1.3вук и буква У. 1. Понятия «длинный» — «короткий», «длиннее» — «короче», «одинаковые по длине». 2. Понятия «далеко», «близко» («около», «рядом»).

«Какое слово

нужно исклю-

чить?»

«Назови лиш­ний признак поздней осени)».

1..Домашние птицы. 2. Признаки ранней и по­здней осени, 1.3вук и буква У. 1. Образование числа, знакомство с цифрой 4. 2. Понятия «больше», «меньше».

«Кто у кого?»

«Кого больше

(меньше)?»

Какой месяц тишний?»

Физкультминутка.

Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Педагог читает стихотворение, дети выполняют соответствующие движения.

Капля раз, (Прыжок на носочках, руки на поясе.)

Капля два. (Прыжок.)

Очень медленно сперва. (4 прыжка.)

А потом, потом, потом (8 прыжков.)

Всё бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, (Руки в стороны.)

От дождя себя укрыли. (Руки полукругом над головой.)

Игра на внимание.

Дефектолог показывает детям различные цифры и даёт задание: «Покажи цифру1, когда услышишь слово «один»: одно дерево, три листа, пять птиц, один цветок, один гриб, два жёлудя. Хлопни в ладоши, когда увидишь цифру 1».

Работа в тетради.

3. Итог занятия.

Дефектолог обобщает материал, изученный на занятии.

Занятие 2. Геометрическая фигура круг

Лексическая тема. «Осень».

Цели. Учить детей составлять круг из частей.

Демонстрационный материал. Круги двух размеров разных цветов.

Раздаточный материал. По два круга из картона (большой — красного, маленький — желтого цвета); по два круга разного размера, разрезанных на 2 части; по одному кругу, разрезанно­му на 4 части.

Ход занятия

Организационный момент

Дефектолог показывает детям круги и просит назвать цвет, размер и форму кругов (красный большой круг, зеленый ма­ленький круг, желтый большой круг).

Основная часть

Дефектолог, £ак называются все эти геометрические фигуры? (Это круги.)

— Чем отличается круг от других геометрических фигур? (Он может катиться, ему «не мешают» уголки.) (Дети выпол­няют соответствующее действие.)

— Нарисуйте круг в воздухе правой рукой. Нарисуйте боль­шой круг в воздухе обеими руками. Нарисуйте в воздухе ма­
ленький кружок левой рукой.

Физкультминутка

Задание детям: найти в групповой комнате предметы круг­лой формы и покатать их.

Практическая работа

«Составьте круга из двух частей». У каждого ребенка два кру­га разного размера одного цвета; каждый круг разрезан по диа­гонали на две части. Дети составляют круги. Анализ работы.

«Составьте круг из четырех частей». У каждого ребенка один круг, разрезанный по двум перпендикулярным диагоналям на четыре части. Дети составляют круги. Анализ работы.

Работа в тетради

Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия.

Занятие 3. Сравнение предметов

Лексическая тема. «Деревья».

Цели. Учить детей сравнивать предметы по размеру: боль­шой — маленький, больше — меньше, одинаковые.

Демонстрационный материал. Набор картинок с контурным изображением берез разного размера.

Раздаточный материал. Набор одинаковых предметов разно­го размера (листья, желуди, шишки).


 


 

Ход занятия

Организационный момент

Игра «Повтори, не ошибись».

Большой—маленький;

малень­кий—большой;

большой—маленький—маленький;

большой— большой—маленький;

маленький—большой—большой—ма­ленький.

Основная часть

Работа в тетради

Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия.

Занятие 4. Понятия «сверху», «снизу»

Лексическая тема. «Деревья».

Цели. Учить детей ориентироваться в окружающем простран­стве, определять верх и низ на плоскости и на листе бумаги.

Демонстрационный материал. Сюжетная картинка (вверху — Солнце, облака, птицы; внизу — деревья, цветы, грибы, насе­комые, животные).

Раздаточный материал. Набор предметных картинок (Солнце, облако, дерево, гриб).

Ход занятия

Организационный момент

На доске выставлена сюжетная картинка, на которой вверху изображено Солнце, облака, птицы; внизу — деревья, цветы, грибы, насекомые, животные. Дефектолог задает вопросы по картине, каждый ребенок называет один предмет.

Основная часть

Физкультминутка

Игра «Верх, низ». На команду дефектолога: «Верх» дети встают на носочки и тянутся вверх; на команду: «Низ!»—при­седают 3—4 раза.

Работа по схеме тела

Дефектолог. Назовите части тела, которых по два у чело­века (две ноги, две руки, два глаза.), у птиц (два крыла, две лапы, два глаза), у животных (два глаза, два уха).

Физкультминутка

Игра «Собираем урожай». Дети имитируют действия по сло­весной инструкции педагога: «Выдергиваем морковь. Срыва­ем огурцы и помидоры. Выкапываем лук. Срезаем капусту». Движения повторяют 2—3 раза.

Игра на внимание

Дефектолог показывает различные цифры и дает задания: «Покажи цифру два, когда услышишь слово два: два огурца, три репы, пять тыкв, один помидор, один баклажан, два пер­ца. Хлопни в ладоши, когда увидишь цифру два».

Работа над пословицей

«За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». Три варианта смысла пословицы: если браться сразу за не­сколько дел, то ни одного не выполнишь хорошо; волк по­гнался за двумя зайцами; мальчик ждал двух зайцев, но не дождался ни одного.

Работа в тетради

Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия.

Занятие 6. Признаки предметов

Лексическая тема. «Овощи».

Цели. Закреплять и обобщать представления детей о свойст­вах предметов (цвета: красный, желтый, синий; форма: круг и квадрат; размер: большой, маленький). Учить сравнивать предметы (понятия «одинаковые» —«разные*).

Демонстрационный материал. Геометрический набор (круги и квадраты красного, желтого и синего цветов двух размеров), натуральные овощи (муляжи, картинки).

Раздаточный материал. Набор геометрических фигур трех изучаемых цветов, двух изучаемых форм, двух размеров.

Ход занятия

Организационный момент

Дефектолог демонстрирует геометрические фигуры, каж­дый ребенок должен назвать их цвет и форму. (Это квадрат (круг) красного (желтого, синего) цвета. Это красный (желтый, синий) квадрат (круг).)

Основная часть

Игра «Чем похожи и чем отличаются фигуры?»

Дефектолог демонстрирует пары геометрических фигур. Сначала показывает круг и квадрат красного цвета.

Дефектолог. Что это за фигуры? (Это круг и квадрат оди­ накового цвета.)

—Какого цвета круг и квадрат? (Они оба красного цвета. У них одинаковый цвет.)

—Одинаковые ли они по форме? (Нет, форма у них разная.)

—Как это проверить? (Наложить, приложить.) (Демонст­рация; вывод: они одинаковой формы.)

Дефектолот демонстрирует два квадрата красного и желтого цветов одинакового размера.

—Одинаковы ли эти фигуры по форме? (Да.)

—Как это проверить? (Наложить, приложить.) (Демонст­рация; вывод: они одинаковой формы.)

—Как называются эти геометрические фигуры? (Это два квадрата: они одинаковой формы и размера.)

—Как это проверить?

—Какого цвета этот квадрат? (Показывает квадрат.) (Красный.)

—А этот? (Показывает квадрат.) (Желтый.) Один квадрат красного, второй—желтого цвета. У них разный цвет.

Дефектолог показывает два желтых круга разного размера.

 Как называются эти геометрические фигуры? (Это круги.)

— Сколько кругов? (Два.)

— Одинакового ли они размера? (Они разного размера. Один круг большой, а другой—маленький.)

— Как это проверить? (Наложить. Они отличаются по размеру.)

— Чем они похожи? (У них одинаковый цвет и форма.)

— Мы знаем, что группировать предметы можно по разным признакам. По каким признакам мы группировали эти геоме­трические фигуры? (По цвету, по форме, по размеру.)

Игра «Сравни овощи»

Для демонстрации используются натуральные овощи, муля­жи или предметные картинки.

— Назовите овощи красного цвета. (Помидор, перец, редиска.)

— Назовите овощи синего цвета. (Баклажаны.)

 

— Назовите овощи желтого цвета. (Перец, помидор, кукуру­ за, картофель, лук, кабачок, патиссон.)

— Назовите овощи круглой формы. (Картофель, лук, поми­ дор, редиска, репа, редька.)

— Назовите овощи квадратной формы. (Овощей квадратной формы не существует.)

— Назовите предметы вокруг нас, которые имеют квадрат­ную форму. (Зеркало, телевизор, компьютер.)

На полке крупная картофелина и мелкая луковица.

— Сравните картофелину и луковицу. Что у них одинакового?
(Цвет и форма.)

— Чем они отличаются? (Размером: картофель—большой (крупный), луковица—маленькая (мелкая).) (Выставляет на доску большой помидор.)

— Сравните помидор и картофель. (Помидор крупный, карто­ фелина —мелкая.)

— Что у них одинаковое? (Форма.)

— Чем они различаются? (Размером: помидор—большой (круп - ный), картофелина—маленькая (мелкая) и цветом: помидор— красный, картофелина—желтая).)

Физкультминутка

Игра «Собираем урожай». Дети имитируют действий по сло­весной инструкции педагога: «Выдергиваем морковь. Срываем огурцы и помидоры. Выкапываем лук. Срезаем капусту». Дви­жения повторяют 2-3 раза. Работа с раздаточным материалом

У каждого ребенка набор геометрических фигур трех изуча­емых цветов, двух изучаемых форм, двух размеров.

— Разложите эти фигуры по цвету.

— Сколько групп у вас получилось? (Три.) Разложите эти фигуры по форме.

— Сколько групп у вас получилось? (Две,) Разложите эти фигуры по размеру.

— Сколько групп у вас получилось? (Две.)
Работа в тетради

Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия.

Занятие 7.

Понятия «высокий»—«низкий»,

«выше»—«ниже», «одинаковые по высоте»

Лексическая тема. «Фрукты».

Цели. Дать детям понятия «высокий* — «низкий», «выше» — «ниже», «одинаковые по высоте».

Демонстрационный материал. Набор картинок с контурным изображением фруктовых деревьев разной высоты.

Раздаточный материал. Набор одноименных предметов раз­ной высоты (палочек, брусков, домиков).

Ход  занятия

Организационный момент

Игра «Повтори, не ошибись». Высокий—низкий, низкий— высокий, высокий—высокий—низкий, высокий—низкий — высокий, низкий—высокий—низкий.

Основная часть

Игра «Высокий—низкий»

Дефектолог просит детей закрыть глаза и выставляет на до­ске два демонстрационных дерева (контурные изображения, вырезанные по шаблону): например, высокая груша и низкая

яблоня.

—Сколько деревьев? (Два.)

—Какие это деревья? (Груша и яблоня.)

—Как вы определили? (На дереве груши висят груши, на яб­ лоне—яблоки.)

—Одинаковой ли высоты эти деревья? (Разной.)

 

— Как это можно проверить? (Наложить одно на другое.)

— Яблоня—низкое дерево. Груша—высокое дерево. Как можно сказать по-другому? (Груша выше, чем яблоня. Яблоня

ниже, чем груша.)

— Назовите высокие предметы (в группе, на улице).

— Назовите низкие предметы (в группе, на улице).
Работа с демонстрационным материалом

Работа по картинке (рис. 1).

Дефектолог. Перечислите игрушки, которые находятся выше (ниже). Мы можем сказать, что машинки, крокодил, пирамидки находятся на верхней полке.

— Что можно сказать про полку, которая располагается ни­же? (Это нижняя полка.)

— Перечислите игрушки, которые стоят на нижней полке.

— Какие игрушки стоят на верхней полке?

 

 


рис. 1

Работа в тетради

Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия.

Занятие 8.

Понятия «спереди», «сзади»

(«перед», «за», «между»)

Лексическая тема. «Фрукты».

Предварительная работа. На физкультурных занятиях позна­комить детей с понятиями: «перед», «за», «между», «спереди», «сзади».

Цели. Закреплять понятия «спереди», «сзади» («перед», «за», «между») в практической деятельности.

Демонстрационный материал. Сюжетная картинка на панно; картинки с изображением фруктов (яблоко, груша, лимон, апельсин, слива).

Раздаточный материал. Натуральные фрукты.

Ход занятия.

Организационный момент

Игра «Назови имя». Дети строятся в колонну и по очереди называют имя ребенка, стоящего перед (за) ними. Ребенок, который назвал имя, садится.

Основная часть

Беседа

Дефектолог. Назовите предметы в групповой комнате, которые вы видите перед собой. (Доску, дефектолога, учитель­ ский стол, шкаф.) Про эти предметы можно сказать по-друго­му: они находятся спереди от нас.

Заучивание слова «спереди»: дети повторяют его хором и индивидуально несколько раз.

—Что обозначает слово «спереди»? (Перед, впереди.)

—Назовите предметы в групповой комнате, о которых вы знаете, что они находятся за вами (Стена, шкаф, дверь, зеркало.)

—Про эти предметы можно сказать по-другому: они нахо­дятся сзади от нас.

Заучивание слова «сзади»: дети повторяют его хором и ин­дивидуально несколько раз.

Дефектолог. Что обозначает слово «сзади»? (За нами.)

Работа в тетради

Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия.

 

 

Занятие 9. Закрепление понятий «больше»—«меньше»

Лексическая тема. «Овощи—фрукты».

Цели. Учить детей сравнивать количество (1 и 2) зрительно, на слух; решать практические задачи на конкретных предме­тах; различать цифры 1 и 2, соотносить их с количеством.

Демонстрационный материал. Набор цифр.

Раздаточный материал. Натуральные овощи и фрукты (по одному овощу и по два фрукта); карточки, на которых изобра­жены 2 вишни, 1 огурец, 1 яблоко, 2 лимона.

Ход занятия

Организационный момент

Игра «Назови пропущенную цифру». Дефектолог считает для каждого ребенка от 1 до 5, пропуская 1 или 2. Ребенок должен назвать пропущенную цифру.

Основная часть

Группировка предметов

Дети группируют предметы ближайшего окружения изучае­мых геометрических форм по цвету.

— Назовите все фигуры красного (синего, желтого) цвета.

— Посчитайте фигуры красного (синего, желтого) цвета Сколько их?

Дети группируют предметы ближайшего окружения изу­чаемых геометрических форм по форме.

— Назовите части квадратной формы. Посчитайте фигуры
квадратной формы. Сколько их?

Дети группируют предметы ближайшего окружения изучае­мых геометрических форм по размеру (аналогично). Работа в тетради Итог занятия Обобщающие вопросы по теме занятия.

Занятие 11. Образование числа 3, знакомство с цифрой 3

Лексическая тема. «Ягоды».

Цели. Закреплять навык пересчета предметов независимо от перемещения и расположения в пространстве; восприятие ко­личества с помощью слухового, двигательного, тактильного

анализаторов. Демонстрационный материал. Цифры I, 2, 3.

Р аздаточный материал. Карточки с изображением 1,2,3 ягод: клубники, малины, смородины; мешочки с ягодами рябины.

Ход занятия

Организационный момент

Игра «Скажи, сколько чего». Каждый ребенок получает кар­точку с изображением одной, двух, трех ягод: клубники, мали­ны, смородины. Он должен назвать, сколько и каких ягод изо­бражено. (У меня одна ягода клубники (две ягоды малины, три ягоды рябины).)

Основная часть

Дефектолог. Как можно обобщить эти картинки? (Это ягоды.) Ребенок, у которого одна ягода малины подойдет к ок­ну; тот, у кого одна ягода клубники подойдет к шкафу; тот, у кого одна ягода рябины—к столу. Дети, у которых по две яго­ды тоже должны выйти и подойти в определенное место. Как выдумаете, кто куда должен подойти? (Ягоды малины—кокну, ягоды клубники—к шкафу, ягоды рябины—к столу.)

Аналогичная работа с детьми, у которых по три ягоды.

—Сколько групп детей получилось? (Три.)

—По какому признаку образованы эти группы? (По виду ягод.)

Физкультминутка

Игра «Найди, принеси и положи на стол три предмета» (три мяча, три книги, три тетради, три чашки).

— Сколько предметов ты принес? (Три.) Найдите эту ци­фру в демонстрационном и индивидуальном наборах.

Выгнув шею —

Гусь и только,—

Цифра три

Спешит за двойкой. И. Блюмкин

— За которой цифрой следует цифра три? (За цифрой два.)

— Как по другому называется цифра три? (Тройка.)

— Из каких частей состоит тройка? (Из крючков.)

— Из скольких крючков? (Из двух.)

— Нарисуйте эту цифру в воздухе. Вспомните сказки, в на­званиях которых присутствует число три. («Три медведя», «Три поросенка».)

Игра на внимание

Дефектолог показывает детям различные цифры и дает за­дания: «Покажи цифру три: три ягоды смородины, одна ягода облепихи, две ягоды земляники, три ягоды черники, одна яго­да клубники, три ягоды клюквы. Хлопни в ладоши, когда уви­дишь цифру три».

Работа над крылатым выражением

«Заблудиться в трех соснах». Три варианта смысла выраже­ния: на горе растет три сосны; кто-то не сумел понять что-то простое; человек заблудился в трех соснах, которые растут около дома.

Работа в тетради

Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия.

Занятие 12. Понятия «правое», «левое»

Лексическая тема. «Ягоды».

Цели. Учить детей находить правое и левое в окружающем пространстве.

Демонстрационный материал. Картинка на панно.

Раздаточный материал. Тарелочка с ягодами клюквы, брус­ники, рябины.

Ход занятия

Организационный момент Дефектолог читает стихотворение:

Стоял ученик на развилке дорог,

 Где право, где лево — понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой рукою, которой писал,

И мячик кидал, и страницы листал,

И ложку держал, и полы подметал.

«Победа!» — раздался ликующий крик.

Где право, где лево — узнал ученик.

В. Берестов

Основная часть

Дефектолог. Какой рукой ученик выполнял действия? (Правой.)

— Что делал ученик правой рукой? (Повторное чтение соот­ветствующих строк стихотворения.)

— Покажите свою правую руку.

— Покажите вторую свою руку.

— Какая это рука? (Левая.)

Дефектолог поднимает руку (стоя лицом к детям) и выясня­ет, какая это рука.

Физкультминутка

Уточнение пространственных взаимоотношений. Стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева. Сидя на ковре, определить его правый и левый края. Поднять руку— детям, сидящим справа, сидящим слева. Сидя на ковре, опре­делить: место соседа по отношению к себе, соотнеся это с со­ответствующей своей рукой (Петя сидит слева от меня); свое место по отношению к соседу, соотнося это с соответствую­щей его рукой (Ясижу справа от Лети).

Работа по сюжетной картинке

Дети рассматривают сюжетную картинку (рис. 3).

 


                                                                                                                                  рис. 3

Дефектолог. Расскажите, как катился Колобок, исполь­зуя слова: вперед, прямо, влево, вправо.

— Кто находится справа от дорожки? (Лиса, Зайчик.)

— Кто находится слева от дорожки? (Бабушка и Дедушка, Волк, Медведь.)

Физкультминутка

Имитация действий использования топора, молотка, кле­щей, пилы, лопаты; ножниц, ножа, утюга, пылесоса, телефона.

Работа в тетради

Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия.

Занятие 14, Понятия «один», «много», «мало», «несколько»

Лексическая тема. «Инструменты».

Цели. Уточнять, сравнивать и закреплять понятия «один», «много», «мало», «несколько».

Демонстрационный материал. Предметные картинки с изоб­ражением бытовых приборов и инструментов (один пылесос, холодильник, стиральная машина; много: гвоздей, лопат, от­верток, болтов; несколько (от 2 до 4) лопат, молотков).

Раздаточный материал. Карточки «Много—мало» с изобра­жениями бытовых приборов и инструментов: на одной кар­точке два молотка, на другой—много молотков (гвоздей, то­поров, лопат, холодильников, лампочек).

Ход занятия

Организационный момент

Игра «Кого (чего) в группе: один? (много?)».

Основная часть

Работа в тетради

Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия.

 

Занятие 15.

Понятия «высокий»-«низкий»,

«выше»—«ниже», «одинаковые по высоте»

Лексическая тема. «Продукты питания».

Цели. Закреплять понятия «высокий» —«низкий», «вы­ше» — «ниже», «одинаковые по высоте».

Демонстрационный материал. Сюжетная картинка, на которой изображены два снеговика.

Раздаточный материал. Альбомный лист, разделенный попо­лам линией по горизонтали и набор предметных картинок с изображением продуктов питания (молочных и мучных).

Ход занятия

Организационный момент

Игра с мячом «Назови слово с противоположным значением». Большой—? Маленький—? Высокий —? Низкий —? Боль­ше —? Ниже—? Меньше—? Выше —?

Основная часть

Игра «Назови предмет»

— Назови одноименные предметы, разные по высоте, в группе (стол обеденный и кукольный; стул воспитателя и детский; шкаф и шкафчики), на улице (машины, здания, деревья).

—Назови разноименные предметы, разные по высоте в груп­пе (стул ниже стола; шкаф выше стола), на улиде (жилой дом выше аптеки; куст ниже дерева; женщина ниже мужчины). Физкультминутка

Дети разбегаются по групповой комнате. На команду: «Высоко» дети должны подпрыгнуть высоко; на команду: «Низко»—подпрыгнуть слегка. Работа с раздаточным материалом

У каждого ребенка альбомный лист, разделенный посере­дине линией по горизонтали (это «верхняя» и «нижняя» пол­ки для хранения продуктов питания) и набор предметных картинок с изображением продуктов питания (молочных и мучных). Ребенок должен положить молочные продукты на «верхнюю полку», а мучные —на «нижнюю».

  Работа в тетради Итог занятия Обобщающие вопросы по теме занятия.


Рис. 4

 

Занятие 16, Пространственные понятия

Лексическая тема. «Продукты питания».

Цели. Закреплять пространственные понятия «верх», «низ», «левое», «правое», «середина», «вверху», «внизу», «слева», «спра­ва», «влево», «вправо» на плоскости и на листе бумаги.

Демонстрационный материал. Сюжетная картинка; предмет­ные картинки (корова, свинья, колосья пшеницы, курица; мо­локо, яйцо; внизу: хлеб, колбаса; справа: масло, мясо; печенье, сосиски); геометрические фигуры (на магнитах).

Раздаточный материал. Набор разноцветных геометрических фигур (красные, желтые, синие круг, квадрат, треугольник).

 

Ход занятия

Организационный момент Проверка усвоения схемы тела.

— Поднимите свою «главную» руку, назовите ее (правая).
Поднимите другую руку и назовите ее (левая). Соотнесите час­ти тела с правой рукой и назовите их (правая щека, правое ко­лено и т. д.) Соотнесите с левой рукой части тела, и назовите их.

По инструкции дефектолога дети показывают отдельные части тела: левое плечо, правую бровь и т. д.

Основная часть

Беседа

На фланелеграфе картинки: в центре—корова, свинья, ко­лосья пшеницы, курица; вверху—молоко, яйцо; внизу —хлеб, колбаса; справа—масло, мясо; слева—печенье, сосиски.

Дефектолог. Покажите верх (низ, левую часть, правую часть) картины. Назовите продукты питания, которые вверху (внизу, слева, справа) нашей картины. Какие картинки мы не назвали? (Корова, курица, колосья пшеницы.)

В какой части нашей картины находятся эти картинки?
(Ответа может не быть.) Про эти картинки можно сказать, что они находятся в середине картины.

Дети несколько раз повторяют слово «середина» хором и индивидуально.

Работа с демонстрационным материалом

Дети прикрепляют на доску по заданию дефектолога гео­метрические фигуры (на магнитах). Задание дается каждому ребенку (по очереди).

После выполнения задания ребенок должен сказать, где он прикрепил геометрическую фигуру. (В середине доски— красный квадрат. Справа — синий треугольник. Слева—жел­тый круг. Вверху —синий квадрат. Внизу —желтый треуголь­ник. Внизу—синий круг. Вверху — красный треугольник. Спра­ва —желтый квадрат. Слева—красный круг.)

Физкультминутка

Стоя в колонне, назвать стоящего впереди, стоящего сзади. Стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева. Си­дя на ковре, определить его правый и левый края его. Поднять руку—детям, сидящим справа, сидящим слева.

«Расскажи про свой узор»

У каждого ребенка набор разноцветных геометрических фи­гур (красные, желтые, синие круг, квадрат, треугольник).

Работа по сюжетной картинке (рис. 5)


Дефектолог. Расскажи, как пройти к домикам зайца и лисы, используя слова «прямо», «вправо», «влево».

Работа в тетради

Итог занятия Обобщающие вопросы по теме занятия.

Занятие 17.

Счет в прямом (до 3)

и обратном (оии т 3) порядке

Лексическая тема. «Посуда».

Цели. Учить детей отсчитывать заданное количество в пре­делах 3; видеть, устанавливать равенство и неравенство (плюс 1, минус 1); сравнивать числа и количества, давая определения «больше (меньше) на 1»; дорисовывать до заданного количест­ва, соотносить количество с цифрами.

Демонстрационный материал. Магнитные цифры от 1 до 3; 2 игрушечных столика, 4 чайные чашки.

Раздаточный материал. Мешочек с предметами игрушечной посуды (1 тарелка, 2 вилки, 3 ложки).

Ход занятия

Организационный момент

1   3
  2 3
1 2  

Игра «Назови цифры». Дифференцирован­ное задание: слабым детям предложить на­звать цифру, указанную дефектологом; более сильным детям—назвать цифру, которая должна стоять в пустой клеточке (по указа­нию дефектолога) (рис. 6).

Основная часть

Игра «Числовая лесенка»

Ребенок получает магнитную цифру, называет ее и ставит на соответствующую ступеньку лесенки, нарисованной на доске.

Дефектолог. Что мы выстроили? (Ряд.)

Назовите номера ступенек от первой до третьей; от треть­ей ступеньки до первой.

Как называется этот ряд? (Это ряд чисел.)

Как сказать по-другому? (Это числовой ряд.)

— Какой ряд называется числовым? (Числовой ряд—это ряд
чисел, расположенных по порядку.)

Физкультминутка

Игра «Подпрыгни (топни, хлопни) столько раз, сколько раз я стукну (хлопну, топну)» (от 1 до 3). Педагог выполняет движе­ние, дети повторяют его.

Работа в тетради

Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия.

Занятие 18. Геометрическая фигура квадрат

Лексическая тема. «Посуда».

Цели. Учить детей составлять квадрат из частей.

Демонстрационный материал. Круги двух размеров разных цветов, квадрат.

Раздаточный материал. Круг и квадрат из картона; по два ква­драта разного размера, разрезанных на две части: по одному квадрату, разрезанному на четыре части.

Ход занятия

Организационный момент Дефектолог демонструет детям различные круги.

—Как называется эта фигура? (Это круг.)

— Назовите цвет, размер и форму. (Красный большой круг, зе­ леный маленький круг, желтый большой круг.)

Основная часть

Дефектолог демонстрирует детям квадрат.

— Как называется эта фигура? Эта фигура называется квадрат. Заучивание слова «квадрат».

Дефектолог обводит пальцем квадрат. —Прямо ведем палец, это—уголок, поворачиваем палец, еще уголок, опять поворачиваем палец.

— Чем отличается квадрат от круга? (Накладывает круг на квадрат.) (Из-под круга видны углы квадрата.)

— Можно ли квадрат покатать? (Нет.)
Дети выполняют соответствующее действие.
—Почему? (Мешают углы.)

Работа с раздаточным материалом

У каждого ребенка в коробочке лежат кружок и квадрат оди­накового размера. Дефектолог. Покажите круг. Обведите его пальцем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.307 с.)