Раздел 3. Обретение авторства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. Обретение авторства



Авторство как выявленная индивидуальность человека, максимально полное раскрытие им своего собственного жизненного потенциала в тех или иных конкретных условиях бытия. Сферы возможного проявления авторства. Задатки к авторскому способу жизнеустройства. Обучение навыкам авторского поведения как долгосрочная стратегическая задача.

Построение концептуальной онтологической модели художественно-творческой деятельности. Характеристика (по Л.Н. Столовичу), 14 основных функций искусства: эвристическая, коммуникативная, социально-организаторская, социализирующая, воспитательная, просветительская, познавательная, прогностическая, оценочная, суггестивная, катарсическая, компенсационная, гедонистическая, развлекательная. Функциональная взаимосвязь искусства и каждодневного пространства жизни обучающихся. Творчество педагога. Методы и приёмы. Аналогии жизни. Ассоциации. Опосредования.

Авторская идея, её интуитивная художественно-образная кристаллизация (воплощение) как в сфере искусства, так и в сфере жизни. Обобщённо-онтологическая интерпретация любых социально-художественных явлений, действий и устремлений человека. Общее и особенное. Труд души. Усилия разума. Напряжение воли. Моделирование как умение выделять главное, отстраняясь от любых второстепенных, маловажных деталей, обязательно сохраняя функционально значимые жизненные связи. Социальное моделирование – уникальная школа поступательного взросления растущей личности. Индивидуальный подбор вариативных способов жизненного и художественного моделирования: вербального, теоретического, вещественного или художественно-образного. Принцип взаимосвязи искусства и жизни как специфический методический приём сознательного достижения обучающимися всё более высокого уровня своего духовного развития. 

Ответственность личности за свой авторский выбор. Самостоятельность мышления, отношения, действия. Самостоятельные жизненные решения. Пример старших. Фиксация, критический анализ и преодоление ложных социальных стереотипов. Традиции и новации. Метаморфозы нового. Возвращение старого в новом облачении. Бесконечные иллюстрации классическим искусством универсальных законов жизненного бытия. Невербализуемые художественно-мировоззренческие образы – уникальный воспитательно-развивающий ресурс классического искусства.

Проверочные вопросы

1. Профессия как системный феномен. Дайте своё собственное научно-методическое толкование данному утверждению.

2. Перечислите наиболее характерные черты и признаки профессиональной ментальности современного российского учительского сообщества. 

3. В чем, в самом главном - отличается между собой субъективная картина мира у типичных представителей профессии «художник» и профессии «педагог»?

4. Можно ли путём дебатов глубже уяснить ту или иную авторскую художественную идею?

5.  Какие наиболее яркие показатели деятельности ГЦИИ свидетельствуют о том, что осуществляемая в данном учреждении культуры экспериментальная образовательная программа «Художники – детям» является действительно интерактивной авторской образовательной программой?

6. Какова объективная логика развития профессий типа «человек – художественный образ»?

7. Что такое есть «художественная перцепция»? Связана ли она с визуальной одарённостью обучающихся?

8. Назовите ряд наиболее распространённых для педагогических сообществ профессиональных деформаций личности?

9. Несут ли с собой многолетние профессиональные занятия художественно-изобразительной деятельностью угрозу деформации личности?

10. Какие варианты взаимосвязи художественной и педагогической одарённости вам удалось понаблюдать в ходе активно-деятельностного участия в эксперименте ГЦИИ?

11. Способствуют ли занятие искусством развитию интуиции? Аргументируйте своё мнение.

12. Насколько правомерно сравнение феномена авторства в художественно-изобразительной деятельности и практической педагогической деятельности?

13. Может ли быть произведение изобразительного искусства лишённым авторского начала, но, тем не менее, представлять собой полноценное явление искусства?

14. Несёт ли в себе традиционное народное декоративно-прикладное искусство характерные  признаки авторского феномена?

15. Стереотип как относительно устойчивый, бессознательно действующий, схематически заданный образ-клише, регламентирующий нормы восприятия человеком явлений окружающего мира, выполняет для этого конкретного свою определённую, жизненно и социально значимую функцию. Какую? И если эта функция оправдана жизненным опытом, то зачем её нужно ослаблять средствами искусства»

16. Необходимо ли творческое начало рядовому субъекту, воспринимающему произведение изобразительного искусства?

17. При каких условиях общение подростков и старшеклассников с художником-профессионалом может помочь им приблизиться к постижению авторства собственной жизни?

18. По мнению известного отечественного психолога Б. Хасана в историко-педагогической ретроспективе можно условно выделить два основных типа учительства: «авторский» и «посреднический». Первый – задаёт свой собственный мировоззренческий аспект постижения бытия, предлагая его детскому сообществу, второй – обеспечивает связь ученика с каким-то вполне определённым культурным содержанием. Можно ли без ущерба для пользы дела спроектировать данную теоретическую модель на профессиональную деятельность художника? Если «нет», то почему?

 

Литература:

Малахова Н.Н. Обучение авторству: К вопросу об апробации экспериментальной программы курсов повышения квалификации педагогов дополнительного образования. – Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. -2010. - № 3.

Раздел II.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.162.87 (0.006 с.)