Практический опыт исследовательской работы участников городской экспериментальной площадки «Художники - детям». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практический опыт исследовательской работы участников городской экспериментальной площадки «Художники - детям».



ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

По итогам деятельности

Городской межведомственной экспериментальной площадки «Непрерывное духовное художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство»

 

«Художники - детям»

 

Выпуск II

2013/2014уч.г.

 

 

Новосибирск

2014

Издательство….

ISBN….

Информационный бюллетень. По итогам деятельности Городской межведомственной экспериментальной площадки «Непрерывное духовное художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство» (2013/2014уч.г.). Выпуск 2. – Новосибирск, 2014 118 стр.

Представлены результаты практико – ориентированной исследовательской деятельности городской, сетевой межведомственной площадки за период 2013/2014 учебного года (второй год эксперимента). Наиболее успешно апробированные за прошедший год интегративные формы организации целостного воспитательно - дидактического процесса. Аналитическая работа по промежуточным результатам решения инновационных просветительских задач в искусстве, которые были определены в начале исследовательской работы.

ISBN…..

Редакционная коллегия:

Н.В. Сергеева

И.В. Петрова

Н.Н. Малахова (отв. ред.)

А.Г. Стома

Н.А. Кравцова

 

 

Городской центр изобразительных искусств, 2014

Предисловие

 

Директор МБУК ГЦИИ

Н.В. Сергеева


 

Раздел I.

Практический опыт исследовательской работы участников городской экспериментальной площадки «Художники - детям».

*1.1. «Художники - детям»: из опыта сетевого взаимодействия Центра изобразительных искусств с общеобразовательными школами

Г. Новосибирска

Ирина Владимировна Петрова,

начальник отдела просветительских проектов, Городской центр изобразительных искусств, г. Новосибирск

*1.2. Практика применения средств смежных видов искусств на занятиях в рамках проекта «Непрерывное духовное, художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство».

Алла Геннадиевна Стома,

Художественный руководитель, Городской центр изобразительных искусств, г. Новосибирск

*1.3. Искусство. Педагогика. Жизнь. Проект экспериментальной программы курса профессиональной доподготовки практических педагогических работников системы общего образования

Леонид Иванович Боровиков,

кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, член Союза журналистов РФ, главный редактор информационно-методического журнала «Воспитание и дополнительное образования в Новосибирской области»

1.1. «Художники – детям»: из опыта сетевого взаимодействия Центра изобразительных искусств с общеобразовательными школами г. Новосибирска

  Ирина Владимировна Петрова, начальник отдела просветительских проектов Городского центра изобразительных искусств, г. Новосибирск

Город Новосибирск – общепризнанный научный, культурный, промышленный, транспортный, торговый и деловой центр современной России с населением более чем 1.5 миллиона человек. Это любимый для нас город, в котором живут близкие нам люди, в котором растут, ходят в детский сад или общеобразовательную школу наши дети. Для нас очень важно, чтобы город Новосибирск год от года становился всё более красивым и благоустроенным, был наполнен для всех его жителей яркими впечатлениями, так необходимыми для полноценного духовного и культурного развития.

Муниципальное бюджетное учреждение культуры города Новосибирска «Городской центр изобразительных искусств» (ГЦИИ) был создан пять лет назад. Создавался он как культурно-просветительское учреждение, призванное своей деятельностью поддержать интерес новосибирцев к изобразительному искусству. Однако уникальность нашего Центра заключается в том что, не относясь конкретно ни к одной привычной категории профессиональных учреждений культуры (театр, музей, концертный зал, картинная галерея и др.), он, в тоже время, имеет много общего с каждым из этих учреждений. Музыкальные и театральные спектакли, выставки, творческие акции, городские праздники, которые регулярно проходят в ГЦИИ, каждый раз подтверждают, с одной стороны, достаточно высокий профессиональный уровень исполнительского мастерства привлекаемых к мероприятиям артистов, художников и пр., а с другой – многообразие и многогранность существующей культурно-художественной среды современного Новосибирска.

Наш Центр, являясь частью культурной жизни Новосибирска, в этико-профессиональном плане разделяет социально-педагогическую ответственность за формирование современного «культурного облика» юных новосибирцев. Ведь хорошо известно: вопрос о качестве взаимосвязи «мира вечных ценностей» и духовно-эстетических ценностей «молодого поколения» актуален для каждого вновь приходящего поколения Россиян. Понимая и принимая всю сложность задач современных социокультурных и образовательных преобразований в России, ГЦИИ несколько лет назад создал в своей структуре отдел просветительских проектов, в задачи которого как раз и был определён поиск эффективных форм, средств, путей и методов взаимодействия с общеобразовательными учреждениями города Новосибирска. А если ещё более конкретно, то сегодня для нас создание условий для формирования возможности восприятия искусства молодым поколением новосибирцев является ключевой, по сути дела, центральной методико-педагогической проблемой, на разрешение которой мы и направляем все имеющиеся в нашем распоряжении художественные, технические и профессиональные ресурсы.

В своём кратком наименовании наш проект обозначается как «Художники - детям». А развернуто он определяется как «Непрерывное духовное, художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство». Вот уже два года мы работаем в формате городской межведомственной, сетевой опытно-экспериментальной площадки. Важнейшим нашим инновационным ресурсом является, если так можно выразиться, творческая команда новосибирских художников-профессионалов, пожелавших передать свой самобытный опыт художественного мироощущения подрастающему поколению. Именно поэтому вопросы художественно-педагогической коммуникации выступают для нас особо важным предметом исследовательско-методического анализа.

Перед нами сегодня поставлена весьма непростая социально-воспитательная проблема: с помощью широко развёрнутой проектной деятельности Городского центра изобразительных искусств – через мощный культурный потенциал города Новосибирска, его культурно-эстетические возможности - создать условия для выработки у детей и молодежи позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему.

Наши основные партнёры в проекте «Художники - детям» – педагогические коллективы во главе с директорами двенадцати общеобразовательных школ города Новосибирска.

Краткая информация о проекте:

Востребованность проекта обусловлена: 1. Современными задачами образовательных учреждений в организации внеурочной деятельности по направлениям духовно-нравственного и общекультурного развития учащихся; 2. Необходимостью создания условий для широкого выбора деятельности детей и молодежи по интересам, свободного самоопределения и самореализации; 3. Потребностью инновационных, ресурсных площадок с целью включения детей и молодежи в мир культуры, в художественную, творческую деятельность.

Структурная модель нашей межведомственной сетевой опытно-экспериментальной площадки находится сегодня в режиме формирующей апробации. Мы стремимся не только уточнить организационно-педагогическую структуру, отработать эффективную модель и управленческий механизм культурно-образовательной деятельности, но и опытным путём найти вариативный набор оптимальных темпов обучения, приемлемых для различных возрастных групп учащихся. Ищем также наиболее приемлемый режим взаимодействия с различными типами и видами образовательных учреждений нашего города. Ну, а самое главное, создаем общими усилиями условия для формирования у детей потребности и готовности к духовно-направленному восприятию искусства.

Специфика разработанной для экспериментальной апробации культурно-образовательной программы заключается в том, что каждое из организуемых направлений коммуникативно-перцептивной деятельности в ней окрашено особенностью творческого метода конкретного художника, участвующего в эксперименте. Содержанием стратегии деятельности в этой программе каждого художника является последовательная рефлексия уникальности (личности художника, педагога, ученика) и использование ее для сохранения или восстановления адекватной идентичности всех участников эксперимента (родителя, ребенка, педагога, художника).

Направления деятельности: образовательно-воспитательное, культурно-просветительское, исследовательски-аналитическое, методико-экспериментальное.

Формы занятий: практическое занятие, экскурсия, творческая встреча, мастер-класс, ролевая игра, лаборатория, перфоманс, тренинг, полемика, пленер и др.

Серии занятий, объединенные в отдельные мини-проекты: «Урок искусства» (в основе – практическое занятие); «Лаборатория одного шедевра» (в основе – просветительское занятие); «Полемика вокруг искусства» (в основе – учебно-ролевая игра); «Пространство творчества» (в основе –  практическое занятие); «Размышления о…» (в основе – экскурсия); «Художественный час» (в основе – практическое занятие); «Биллингвальная мастерская. Об искусстве на английском» (в основе – творческая встреча); «Биллингвальная мастерская. Об искусстве на немецком» (в основе – творческая встреча); «Свободное рисование» (в основе – практическое занятие).

Инновации проекта:

1. Сотрудничество и сотворчество учащихся, педагогов, родителей и мастеров изобразительного искусства.

2. Проведение занятий в выставочных залах «Центра изобразительных искусств» (обеспечивается решение задач индивидуального творчества и сотворчества).

3. Участие в процессе духовно-эстетического формирования ведущих профессиональных художников Новосибирска.

4. Развитие творческих контактов педагогов образовательных учреждений и мастеров искусства.

5. Организация совместных занятий для детей и родителей под руководством мастеров искусств.

6. Разработка и внедрение новых методических и организационных форм работы (сотрудничество педагогов школ и мастеров искусств).

Пошаговая дифференциация приоритетных целевых задач культурно-образовательной модели:

Подготовительная ступень – определение индивидуального темпа обучения учащихся, формирование потребности и готовности восприятия искусства (задействованы 1-7 классы средних общеобразовательных школ г. Новосибирска).

Основная ступень – формирование мировоззрения участников проекта через эмоциональное погружение в художественный образ (задействованы 8-11 классы средних общеобразовательных школ г. Новосибирска, а также студенты I, II курсов ВУЗов г. Новосибирска)

Апробируемые организационно-педагогические принципы:

Непрерывность взаимодействия в рамках смоделированной системы «Школа – ГЦИИ». Непрерывность обеспечивается Договором о сотрудничестве (подписывается на период от 1 года до 5 лет на усмотрение администрации «Школы»). На основании Договора с каждой из «Школ» выстраивается собственный режим взаимодействия, учитывающий: 1) возраст учащихся, 2) количество групп, посещающих занятия в выставочных залах ГЦИИ, 3) тематическую направленность занятий (в зависимости от этого – продолжительность занятий).

Партнёрство. «Школа» – представляет интересы учащихся, педагогов, родителей, родственников, законных представителей детей, участвующих в культурно-образовательном эксперименте. Ожидания и намерения школы фиксируются в тексте договора. «ГЦИИ» представляет интересы художников, ученых, занятых в деятельности экспериментальной площадки. Регламентация работы распространяется на продолжительность занятий в зависимости от темы занятий и возраста учащихся» – от 1,5 до 3,0 часов. Возраст детей устанавливается от 7 до 16 лет. Занятия проходят с периодичностью один раз в месяц, каждое занятие имеет относительно самостоятельный характер.

Событийность. В строго определённое время практически во всех залах ГЦИИ начинают заниматься творческие группы, созданные из учащихся различных Новосибирских общеобразовательных школ: №131, 58, 90, 197, 144, 36, 12, Гимназии №5, Гимназии №14 «Университетская», Гимназия №6 «Горностай» и др. В совместной организационно-педагогический работе обычно задействованы также и взрослые: учителя школ, родители учащихся, ну и, конечно же, художники – члены Союза художников России Сергей Мосиенко, Михаил Паршиков, Александр Шуриц, Алексей Хусточко, Валерий Степаненко, Сергей Меньшиков; привлекаются и молодые талантливые художники, дизайнеры – Виталий Михеев, Вячеслав Еськов, Елена Кузнецова, Дария Ластушкина, Марина Ермакова, Светлана Жуковская, Вячеслав Чилимов, Виталия Ямная и другие.

Таким образом, одновременно в шести выставочных залах ГЦИИ обычно собирается от 60 до 100 человек, объединенных общим творческим делом. Именно в такой атмосфере, как мы убедились, можно почувствовать силу и красоту творческого самовыражения независимо от возраста и мастерства.

 

Приложение

Раздел II.

Мария Геннадиевна Мышкина,

начальник отдела художественных проектов

Городского центра изобразительных искусств, г. Новосибирск

* 2.3. «Программа курса «Графический дизайн» для средних и старших классов школ

Вячеслав Дмитриевич Еськов,

преподаватель Института искусств, аспирант Новосибирского государственного педагогического университета

 

2.1. Программа«Урок искусства»: серия практических занятий для учащихся начальной школы

Автор Рецензенты: Дария Александровна.Ластушкина, менеджер отдела просветительских проектов Городского Центра изобразительных искусств Валерий Станиславович Нестеров, художник, член Новосибирского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз Художников России» Лариса Валерьевна Ефанова, заместитель директора по воспитательной работе, МБОУ СОШ№90 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла

 

Аннотация

Каждый человек талантлив, особенно ребенок. Следовательно, при работе со школьниками необходимо создание условий для раскрытия и реализации его способностей и психологического комфорта для каждого ребенка.

К живописи человек пришел давно. Первые рисунки были сделаны еще первобытными людьми. И до сих пор интерес к изобразительному искусству не угас. Детское искусство привлекает нас своей искренностью. Это чистые эмоции и впечатления. Кроме того, выражая все свои переживания на бумаге, ребенок получает психологическую разгрузку.

Цвет наиболее важная характеристика художественного произведения. Он может характеризовать степень отдалённости объекта в картинном пространстве (цветовая перспектива), его связь с другими объектами и окружающей средой, материальные свойства отдельного объекта или его частей, общий эмоциональный строй художественного образа. Образная сила цвета заключается не в броскости отдельного цвета, не в его насыщенности или открытости и не в силе отдельного контраста или броскости наложения краски, а в связях цветов между собой и в их связях с образом, в подчинении цветового решения всей образной структуре, начиная с глубочайших слоев содержания и кончая самыми внешними элементами формы.

Данная программа направлена на подробное изучение цвета. В зависимости от поставленных задач, дети изучат разные способы нанесения красок, научатся работать с палитрой и создавать цельные работы. Занятия направлены на формирование у школьников художественного вкуса, навыков работы в разных техниках, умений создавать красивые, гармоничные работы, используя ограниченный набор цветов,.

 

1. Цели курса

Пробудить у младших школьников интерес к искусству, изучению законов живописи. Прививание детям свободы в творческом самовыражении. Получение обучающимися навыков владения различными техниками при создании живописных работ. Способствовать развитию навыков размышления над поставленной задачей, проецирования эмоции на бумагу.

 

2. Конечный результат курса

· формирование первоначального навыка восприятия теоретического материала;

· овладение терминологией, используемой в изобразительном искусстве;

· получение знаний из области композиционного, цветового, стилистического, живописного решения работ;

· владение различными техниками создания творческих работ.

3. Формы занятий

Интерактивная, просветительская, двухчастная (теоретическая часть – экскурсия по выставкам, просмотр видеоматериала; практическая часть – создание работы с учетом полученных знаний).

 

4. Структура курса

Курс состоит из 16 занятий (1 занятие в месяц с октября 2013 года – по май 2015 года) по 2 академических часа. 2 итоговых занятия по 6 академических часов.

 

Содержание курса

Тема 1. Натюрморт с цветами (октябрь).

Цветовой круг – способ представления непрерывности цветовых переходов на плоскости с помощью окраски окружности непрерывными тональными переходами оттенков. Сектора круга окрашены в различные цветовые тона, размещенные в порядке расположения спектральных цветов, причем неспектральный пурпурный цвет формально связывает крайние цвета (красный и фиолетовый), которые в естественном солнечном спектре максимально удалены друг от друга.

Контрастными по отношению друг к другу считаются два цвета, между которыми на цветовом круге находятся три промежуточных цвета (эти пары выборок часто путают с дополнительными цветами).

Таких пар цветов шесть, по количеству пар цветов в основном цветовом круге. Подобные пары цветов очень часто использовались в одежде скоморохов, эти сочетания максимально броски и навязчивы – это очень жесткое сочетание.

Краткие отзывы рецензентов

Цель данной программы знакомство детей с навыками изобразительного искусства через упражнения с цветом, тоном (основными составляющими живописи как таковой). Размышляя о состоянии через цвет и тон, дети учатся размышлять вообще, а выстраивая еще и формально грамотные композиции, дети начинают оперировать таким понятием как картина. Интересные, познавательные упражнения на мой взгляд.

В.С. Нестеров

 

Представленная программа реализует системно-деятельностный подход, положенный в основу ФГОС НОО. «Серия практических занятий «Урок искусства» для учащихся начальной школы» - это своего рода пропедевтический курс, позволяющий обучающимся начального уровня образования совершить первые прикосновения к предмету «живопись». Автором учтены планируемые результаты, направленные на формирования у детей личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий. Выбор форм занятий создаёт благоприятную среду для развития коммуникативной компетенции детей. Содержание курса удачно сочетает изучение терминологии, необходимой обучающимся в дальнейшем для успешного занятия живописью и применение полученного знания в выполняемой ими творческой работе.

Л.В. Ефанова


2.2. Программа курса внеурочной деятельности

«Художественный час»

 По запросу администрации МБОУ Гимназия №14 «Университетская»,

(в соответствии ФГОС 5 класс)

Автор Рецензент: Мария Геннадиевна Мышкина, начальник отдела художественных проектов Городского центра изобразительных искусств,  г. Новосибирск Геннадий Алексеевич Софронов, член Вятского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз Художников России», доцент кафедры технологии и дизайна Вятского государственного гуманитарного университета

 

I. Пояснительная записка.

Данная программа – адаптированный, ознакомительный курс, для максимально эффективного восприятия основных направлений изобразительного искусства: Живописи, Графики и Основ дизайна. Программа рассчитана на учащихся неспециализированных образовательных учреждений определенной возрастной группы (5 класс – 11-12 лет).

Самое главное на пути знакомства ребенка с изобразительным искусством – выполнить условия, при которых «вхождение» в художественную среду было бы максимально комфортным, интересным, создавало предпосылки для становления самостоятельной заинтересованности, стремления попробовать что-то новое, понять, каким образом было создано то или иное произведение искусства. Важно определить фазы этого пути - от простого к сложному, от конкретного к общему. В методическом контексте программы акцентированы приемы комбинирования деятельности и ассоциирования: постепенно включая ребенка в диалог с произведением искусства, научить понимать и говорить на «языке» художника.

Создание творческой работы – это процесс, включающий в себя поэтапное выполнение замысла с учетом основ законов композиции, цветоведения, общей изобразительной грамотности.

Занятия различными видами изобразительной деятельности очень полезны для всех детей, поскольку способствуют самовыражению, дают возможность пробовать свои силы и совершенствовать свои способности. Данная деятельность доставляет ребенку удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.

Программа курса внеурочной деятельности «Художественный час» для проведения занятий по изобразительному искусству для 5-х классов является целостным курсом, который включает в себя три основных раздела, посвященных видам изобразительного искусства: живописи, графике и основам дизайна. Каждый из этих разделов состоит из заданий, развивающих наблюдательность, творческое воображение и фантазию, знакомит с основными материалами и техниками, используемыми при работе в представленных направлениях.

Данный курс подразумевает разную подготовленность группы, при этом гарантирует успешный результат. Индивидуальный подход к каждому ребенку в группе позволяет быстро компенсировать недостающие знания. Доступная, наглядная форма обучения позволяет каждому ребенку раскрыться, выполняя творческую работу. При этом особый акцент ставится на эмоциональную окраску работы – раскрыть внутренний мир ребенка посредством упражнений на ассоциации и личные эмоции.

Курс разработан на основе взаимодействия информации об изобразительном искусстве со знаниями о других видах искусств, их связи с жизнью общества и человека. Музыка в сочетании с видеоматериалами и творчеством даёт максимально гармоничную и эффективную реализацию поставленной задачи. Важен эмоциональный компонент и атмосфера комфорта и творчества.

Первостепенной задачей при воплощении данного курса является развитие у детей интереса к изобразительному искусству, увлеченности, с учётом индивидуальных способностей каждого ребенка, его опыта и знаний, полученных ранее. Творческая активность проявляется в стремлении к самостоятельности, оригинальном подходе к выполнению творческой работы, к композиции, овладению новыми техниками и приемами.

В тематическом содержании каждого блока ребенку предлагается отдельное задание, которое дает возможность выбрать понравившийся материал или «похимичить» с разными материалами, посмотреть «что будет?». Все это помогает ребенку раскрепоститься, без страха воплощать свои замыслы и идеи.

В программе акцентируется внимание на раскрытии новых неожиданных сторон предметов и явлений, выработке собственного видения. Программа построена таким образом, чтобы под чутким руководством педагога учащиеся могли выбирать направление своей работы, используя имеющиеся у них и полученные в начале занятия сведения, максимально индивидуально воплощать свои мысли в работе. Определенная свобода выбора материала, объема, композиционного решения и т.д. в рамках занятий поможет раскрепощению.

Также в рамках реализации программы запланированы занятия, посвященные коллективной творческой деятельности как компоненту, дающему возможность научиться работать в команде, грамотно используя полученные знания и оценивая свои силы.

В каждом представленном тематическом блоке акцент ставится на доступности понимания ребенком взаимосвязи видов и направлений изобразительного искусства. Особое внимание в программе уделено созданию художественного образа в живописных, графических и композиционных работах учащихся. Программа включает в себя задания, в которых ребенок может рассказать обо всём, что его окружает, о том, чем он живет и как воспринимает происходящее. Педагог на этих занятиях – проводник в мир искусства.

Дополнительным аспектом при прохождении творческих заданий учащимися 5-х классов в выставочном пространстве Городского центра изобразительных искусств является возможность совместного просмотра представленных экспозиций. При этом ведётся обсуждение работ, техник исполнения, своеобразный анализ творчества, т.е. приобщение ребенка к эстетике современного искусства, его направлениям, обучение ребенка навыкам самостоятельного анализировать произведения искусства, формирования своей точки зрения. Ребенок всегда стремится сравнить свою работу с работами товарищей, чтобы оценить свой рисунок и что-то позаимствовать у других.

Программа предусматривает освоение следующих навыков:

- основы художественной грамоты рисунка, живописи, композиции;

- развитие творческого мышления, видения;

- закрепление навыков линейного рисунка, начальное знакомство с теорией цвета, знакомство с новыми графическими жанрами (монотипия, коллаж) и техниками (тушевая графика пером, работа с мягкими графическими материалами: соус, сангина, пастель, масляные мелки и т.д.).

Обучение техническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемов с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа.

 

II. Цель и задачи курса.

Цель творческого курса: научить внимательному изучению натуры, окружающего мира, познакомить учащихся с основными направлениями изобразительного искусства, художественными материалами, с приемами работы в различных техниках.

Задачи курса:

Обучающие:

- знакомство с изобразительной грамотой и основами видов искусства, которые будут окружать их в жизни;

- содействие овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях;

- ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;

- содействие формированию специальных графических умений и навыков (элементарные смешения цветов, навыки масштабирования изображения в зависимости от формата бумаги);

Воспитательные:

- создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания школьника;

- создание условий для созидательного устремления учащихся, постановка перед ребятами интересных задач, требующих работы ума и творческого воображения;

- создание условий для формирования активности, художественного вкуса;

- формирование чувства цвета;

- воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;

- содействие формированию учебных навыков (правильная организация учебного места, правильное расположение листа бумаги, размещение на нем изображения).

Развивающие:

- развитие творческих способностей школьников посредством изобразительной деятельности;

- содействие развитию креативных способностей учащихся;

- развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;

- развитие мировоззрения у учащихся, формирование собственной точки зрения по вопросам и направлениям искусства.

 

III. Организационно-методические особенности курса.

Организация деятельности учащихся 5-х классов на занятиях в МБУК ГЦИИ основывается на следующих принципах:

· Занимательность

· Научность

· Сознательность и творческая активность

· Наглядность

· Доступность

· Связь теории с практикой

· Индивидуальный подход к учащимся

При реализации данной программы предполагается разделение класса на две подгруппы (не более 12 человек в каждой) для более эффективного и комфортного обучения. Работа в подгруппах позволяет уделить большее внимание каждому ребенку, помочь раскрепоститься и проявить себя. Также полезен последующий обмен мнениями и анализ результатов каждой подгруппы вместе и по отдельности.

 

VI I. Планируемые результаты.

Личностные результаты:

· Эмоциональность – умение осознавать, определять и передавать (изображать) свои эмоции при выполнении творческой работы

· Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность окружающего мира, при изображении и создании художественного образа

· Интерес к искусству, создание творческих индивидуальных и коллективных работ, интерес к нетрадиционным техникам рисования,

· Креативность – умение неординарно подходить к выполнению творческой работы

· Развитие фантазии

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

· составлять план решения творческих задач совместно с преподавателем и индивидуально;

· грамотно применять знания о свойствах материалов и методик работы с ними, работать по плану, сверяя свои действия с целью занятия, корректировать свою деятельность;

· при анализе работ в диалоге с преподавателем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

· перерабатывать и преобразовывать информацию и творчески воплощать свой замысел;

· осуществлять анализ и синтез;

· устанавливать причинно-следственные связи;

· строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

· высказывать и обосновывать свою точку зрения;

· слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым менять свою точку зрения;

· договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности;

· задавать вопросы;

· работать в группе при выполнении коллективной творческой работы.

 

VI I I. Содержание программы. Тематическое планирование.

Тематический блок «Графика» (12 часов)

Тема занятия Количество часов
1. «Лоскутное одеяло». Коллективная работа 2
2. Рисунок. Линия. «Ночь. День. Сказка» 2
3. «Лесной мир» 2
4. «Фантастическая птица» 2
5. «МОЙ город» 2
6. «Моя картина» 2

Содержание занятий.

Тема 1. «Лоскутное одеяло» Коллективная работа (2 часа).

Вводная беседа. Ребятам демонстрируется слайд-шоу, в котором представлены изображения различных текстур, фактур. Абстрактные фактуры, природные элементы: цветы, сложные листья, кора деревьев, различные животные, птицы. Фактуры природных явлений: молнии, капли дождя, рассохшаяся земля и т.д. Последним слайдом является композиция, составленная из различных текстур и фактур (наподобие лоскутного одеяла). Рассматривая его, ребятишки должны угадать, где они могли видеть или на что похожа та или иная картинка.

Далее дается задание: каждый учащийся должен выбрать формат (геометрическая форма разной величины) и самостоятельно при помощи карандаша или гелевой ручки придумать, составить свою композицию. При этом в данном упражнении он может придумать элементы самостоятельно, внедрить орнамент, заимствовать или стилизовать элемент из увиденного ранее зрительного ряда.

В зависимости от скорости и сложности работы у каждого ребенка может появиться от одной до нескольких хорошо проработанных, подробных картинок.

В конце занятия под руководством преподавателя все ребята составляют свои творческие работы на одном большом листе, тем самым создавая «лоскутное одеяло» из своих работ. Такую общую работу далее надо будет размещать на каждом последующем занятии Графического блока с целью возможного использования придуманных фактур в создании творческих работ в качестве наглядного пособия. Оно поможет обогатить интересными элементами последующие творческие работы ребят, выполненные в Графическом блоке и далее применять их в рисовании уже за пределами занятия.

На занятии происходит:

- знакомство с основными видами линии, штриха;

- знакомство с фактурой;

- понятие декоративной композиции;

- выполнение упражнений;

- декоративное рисование на передачу фактуры;

- создание интересной фактуры, используя виды линии и штриха;

- создание творческой работы.

По итогам занятия из полученных работ составляется единая работа – «Лоскутное одеяло», которое будет присутствовать на всех занятиях графического блока как наглядное пособие.

Материалы: Карандаш. Гелевая черная ручка. Бумага разной формы и величины, лист А1.

Зрительный ряд: элементы фактур и текстур.

Музыкальное сопровождение: разнохарактернаямузыка.

Тема 2. Рисунок. Линия «Ночь. День. Сказка» (2 часа).

Продолжениезнакомства с различными техниками и материалами изобразительной деятельности. Кляксография. Учащимся предложено познакомится с техниками работы акварелью и тушью. Изначально дается возможность попробовать различные приемы. Выполнение упражнений (на отдельных листах пробуют поработать палочкой, ниткой, кляксой, трубочкой).

Задание – с закрытыми глазами учащиеся рисуют «без отрыва от бумаги» главного персонажа (по выбору), далее с открытыми глазами дорабатывают творческую работу.

При этом педагог рассказывает следующее:

«Наступает ночь. Ночью темно, и происходят разные превращения. Все закрываем глазки. Перед Вами лежит лист бумаги, в руках волшебное перышко, которое может нарисовать все ваши фантазии, сосредоточьтесь и придумайте, кто же появится на вашей работе, какое существо, реальное ли оно или выдуманное Вами?» Учащиеся рисуют. «Ну вот, ночь подошла к концу, пришел рассвет, утро… Глазки открываем. Смотрите-ка, кто у нас получился?!» Процесс для ребят интересный, веселый, так как изображение раздробленное издали напоминающее то, что они планировали нарисовать. Поэтому следующая, основная, часть работы это дорисовка получ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.154 с.)