Практика применения средств смежных видов искусств на занятиях в рамках проекта «непрерывное духовное, художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практика применения средств смежных видов искусств на занятиях в рамках проекта «непрерывное духовное, художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство»



  Алла Геннадьевна Стома, Музыковед, художественный руководитель Городского центра изобразительных искусств,       г. Новосибирск

«Опыт есть знание единичного, а искусство - знание общего».

Аристотель

«Все виды искусств служат величайшему из искусств —

искусству жить на земле».

Бертольд Брехт

Проблема воспитания подрастающего поколения средствами различных видов искусств, осознание особой важности, которой мы наблюдаем сегодня, далеко не нова. На разных этапах существования общества она играла более или менее заметную роль, причём здесь наблюдается прямая зависимость, выражающаяся в том, что, чем разностороннее полученное человеком воспитание, тем более прогрессивно развивается общество в целом. Пример тому – Древняя Греция, а наиболее ярко эта тенденция выражена в истории Афин. В духовно высокоразвитом обществе Афин периода расцвета воспитание искусством играло далеко не последнюю роль. Взаимосвязь воспитания на основе музыки и литературы обеспечивала разностороннее развитие детей. Они легче могли воспринимать моральные нормы общества, отражённые в сюжетах литературных и музыкальных произведений. Кроме того, само содержание подобного образования включало в себя такие аспекты, как нравственное, эстетическое, физическое, политическое и культурное воспитание.

Ещё один пример – цели и задачи (во многом успешно решавшиеся, особенно в первые десятилетия существования) – открытие в начале XIX века в России Царскосельского лицея. Напомним, что учебное заведение задумывалась как «колыбель» будущих созидателей Российского государства – политиков, высших чиновников. Примечательно, что и здесь воспитанию искусством уделялось значительное внимание. Литература, музыка, театр органично входили в систему обучения лицеистов, давших стране таких выпускников, как А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер …

К сожалению, реформы школьного образования последних лет существенно сократили цикл гуманитарных дисциплин. Между тем именно влияние духовной культуры оказывает на общество самое положительное воздействие. Уже не оспаривается тот факт, что преобладание в раннем развитии ребёнка предметов, связанных с искусством, лучше всего формирует мышление, нравственность, обладает здоровьесберегающим эффектом. Осознание этого заставляет так или иначе вернуться к ценностям воспитания искусством. Несомненно, большую роль в этом процессе могут и должны играть имеющиеся в городах культурные площадки, в особенности те, где практика создания мультикультурной среды уже является привычной.

Разумеется, прежде всего речь идёт о концертно-театрально-фестивальной деятельности музеев и выставочных залов как в России, так и за рубежом. Достаточно привести в качестве примеров следующие проекты.

Камерные концерты в Третьяковской галерее – это одна из сложившихся традиций музейного комплекса. Репертуар подбирается с учетом не только акустики, но и экспонатов, представленных в залах. В Дом е И.С. Остроухова, в лекционно-концертном зале проходят, в том числе, и концерты классической музыки. В Государственном геологическом музее им. В. И. Вернадского РАН проводятся концерты в рамках нового проекта «Шкатулка музыкальных драгоценностей», который предусматривает проведение камерных музыкальных вечеров. В галерее Эрарта – также весьма насыщенная программа мероприятий: масштабные интерактивные перфомансы и моноспектакли, выступления экспериментальных коллективов и камерных оркестров. Концертная жизнь в Центре-Музее имени Н.К. Рериха сопоставима с работой основных камерных залов города Москвы. Концерты в музее проходят в зале Святослава Рериха, где выставлены его оригинальные полотна. Это создает особую атмосферу. Кстати, основатель музея С. Н. Рерих прямо указывал на необходимость проведения концертов в музее.

Зарубежная практика не менее впечатляет. Так, в Лувре, как в вечерние, так и в дневные часы (что особенно удобно для детской и семейной аудитории!) можно послушать классическую музыку в очень хорошем исполнении. Здесь выступают не только всемирно известные музыканты, как, например, Юрий Башмет, Владимир Третьяков и Борис Березовский, но и молодые исполнители, лауреаты международных конкурсов. Особенность Чикагского Музея современного искусства состоит в том, что он также не замыкается только на художественных выставках. Каждый сезон в музее проходит большое количество концертов и спектаклей.

Возвратившись к отечественным реалиям, приходится признать, что зачастую подобные усилия учреждений культуры (кроме, пожалуй, столичных) не встречают активного отклика у населения. Культурные начинания, апеллирующие к классике (в том числе и современной), не могут пока конкурировать с поп-культурой. В этом – один из печальных итогов того самого «урезания» предметов гуманитарного цикла, который имеет место в системе образования.

В данных условиях особо важным представляется воспитание подрастающего поколения на базе существующих выставочных площадок средствами различных видов искусств. Именно с этой целью в Городском Центре изобразительных искусств планомерно осуществляется работа со школьниками Новосибирска в рамках проекта ««Непрерывное духовное, художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство». Одним из видов такой работы является создание мультикультурной среды в залах Центра в процессе занятий с детьми. Принципиальным отличием такого рода деятельности от концертов в тех же выставочных залах является то, что, во-первых, школьники не специально приходят на концерт (что позволяет им существенно сэкономить время – это важно для современных загруженных учёбой и дополнительными занятиями учащихся). Во-вторых, прослушивание музыкальных произведений происходит непосредственно во время занятия изобразительным искусством, и, таким образом, оказывает глубинное воздействие не только на психологическое, эмоциональное состояние детей, но и на сам процесс творчества. В-третьих, немаловажное значение имеет непосредственный контакт с исполнителями. В данном случае они не отделены от «публики» сценическим пространством, но наглядно демонстрируют своё искусство в наиболее демократичном варианте.

На сегодняшний день в рамках проекта с ГЦИИ сотрудничали такие музыканты, как, например, Аркадий Бурханов – художественный руководитель Ансамбля ранней музыки, заслуженный артист РФ,  музыкант-мультиинструменталист, владеющий техникой игры на многих старинных музыкальных инструментах (лютня, гитара, виола, блокфлейты, крумхорн, корнемюз, ранкет, готическая арфа и др.), один из крупнейших специалистов в области старинной музыки, профессор Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки, вице-президент Новосибирского Центра «Классическая гитара», Лауреат Всероссийского конкурса.

А. Г. Бурханов, сам являющийся опытным и успешным преподавателем, воспитавшим не одно поколение талантливых музыкантов, охотно участвует в просветительских проектах ГЦИИ. Звучание старинных инструментов в исполнении участников ансамбля "Insula Magica", одетых в исторические костюмы, само по себе создаёт необычную атмосферу. Интересно подобранная программа, возможность общения с музыкантами непосредственно, диалог с творцами культуры придаёт занятию совершенно уникальный колорит. При этом учащиеся не остаются в стороне – им предлагается создавать свои произведения привычными им в рамках проекта средствами изобразительного искусства. Подобные встречи, несомненно, оказывают на учащихся самое положительное воздействие.

В таком же ракурсе проходят ежегодно устраиваемые в рамках проекта праздники, такие, как Международный день защиты детей 1 июня. Рассмотрим проведение одного из них. Здесь, наряду с обязательной программой – созданием арт-объекта учащимися под руководством профессиональных художников – звучала музыка в исполнении студентов Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки. Если исходить из поставленных задач, то в данном случае был создан прецедент своего рода культурного мини-кластера в его современном понимании – как пространства, в котором не просто сосуществуют разные виды искусств, но происходит созидание произведений искусства. В то время как учащиеся разных возрастов из разных школ Новосибирска сообща создавали арт-объект под музыку, известные художники не просто руководили процессом, но рисовали с натуры (итогом этих зарисовок стали симпатичные портреты музыкантов-исполнителей). Таким образом, происходило очень важное открытие детьми возможности творить на равных в союзе с представителями разных видов искусств, разных школ и разных поколений, путём погружения в мультикультурную атмосферу.

Несомненно, данная практика может и должна иметь продолжение. На сегодня в ГЦИИ осознают плодотворность пути и разрабатывают систематический подход к занятиям такого рода. Музыка, театр, художественное слово – эти и другие виды искусств в пространстве выставочных залов, несомненно, способствуют осуществлению главной задачи просветительского проекта «Непрерывное духовное, художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство» – воспитанию просвещённых любителей Прекрасного.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.005 с.)