IV. Формы проведения занятий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Формы проведения занятий.



· практические занятия с введением игровых элементов, иллюстративного (зрительного) ряда, сказок, видеосюжетов;

· анализ творческих работ профессиональных художников;

· самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) с творческим заданием;

В каждом занятии прослеживаются три части:

· экскурсия по выставочным залам МБУК ГЦИИ;

· теоретическая (просмотр и анализ видеосюжетов, иллюстрации художников, произведения искусства);

· практическая (выполнение упражнений и творческой работы).

 

V. Основные методы и технологии.

· технология разноуровневого обучения;

· развивающее обучение;

· обучение в сотрудничестве;

· коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных и творческих действий и личностных качеств учащегося:

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

- от применения наиболее простых видов техники изображения к более сложным;

- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.

VI. Места курса в учебном плане.

Программа рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся два раза в месяц по 90 минут. Курс рассчитан на учащихся 5-х классов. Занятия проводятся в профессиональных выставочных залах.

 

VI I. Планируемые результаты.

Личностные результаты:

· Эмоциональность – умение осознавать, определять и передавать (изображать) свои эмоции при выполнении творческой работы

· Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность окружающего мира, при изображении и создании художественного образа

· Интерес к искусству, создание творческих индивидуальных и коллективных работ, интерес к нетрадиционным техникам рисования,

· Креативность – умение неординарно подходить к выполнению творческой работы

· Развитие фантазии

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

· составлять план решения творческих задач совместно с преподавателем и индивидуально;

· грамотно применять знания о свойствах материалов и методик работы с ними, работать по плану, сверяя свои действия с целью занятия, корректировать свою деятельность;

· при анализе работ в диалоге с преподавателем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

· перерабатывать и преобразовывать информацию и творчески воплощать свой замысел;

· осуществлять анализ и синтез;

· устанавливать причинно-следственные связи;

· строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

· высказывать и обосновывать свою точку зрения;

· слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым менять свою точку зрения;

· договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности;

· задавать вопросы;

· работать в группе при выполнении коллективной творческой работы.

 

VI I I. Содержание программы. Тематическое планирование.

Тематический блок «Графика» (12 часов)

Тема занятия Количество часов
1. «Лоскутное одеяло». Коллективная работа 2
2. Рисунок. Линия. «Ночь. День. Сказка» 2
3. «Лесной мир» 2
4. «Фантастическая птица» 2
5. «МОЙ город» 2
6. «Моя картина» 2

Содержание занятий.

Тема 1. «Лоскутное одеяло» Коллективная работа (2 часа).

Вводная беседа. Ребятам демонстрируется слайд-шоу, в котором представлены изображения различных текстур, фактур. Абстрактные фактуры, природные элементы: цветы, сложные листья, кора деревьев, различные животные, птицы. Фактуры природных явлений: молнии, капли дождя, рассохшаяся земля и т.д. Последним слайдом является композиция, составленная из различных текстур и фактур (наподобие лоскутного одеяла). Рассматривая его, ребятишки должны угадать, где они могли видеть или на что похожа та или иная картинка.

Далее дается задание: каждый учащийся должен выбрать формат (геометрическая форма разной величины) и самостоятельно при помощи карандаша или гелевой ручки придумать, составить свою композицию. При этом в данном упражнении он может придумать элементы самостоятельно, внедрить орнамент, заимствовать или стилизовать элемент из увиденного ранее зрительного ряда.

В зависимости от скорости и сложности работы у каждого ребенка может появиться от одной до нескольких хорошо проработанных, подробных картинок.

В конце занятия под руководством преподавателя все ребята составляют свои творческие работы на одном большом листе, тем самым создавая «лоскутное одеяло» из своих работ. Такую общую работу далее надо будет размещать на каждом последующем занятии Графического блока с целью возможного использования придуманных фактур в создании творческих работ в качестве наглядного пособия. Оно поможет обогатить интересными элементами последующие творческие работы ребят, выполненные в Графическом блоке и далее применять их в рисовании уже за пределами занятия.

На занятии происходит:

- знакомство с основными видами линии, штриха;

- знакомство с фактурой;

- понятие декоративной композиции;

- выполнение упражнений;

- декоративное рисование на передачу фактуры;

- создание интересной фактуры, используя виды линии и штриха;

- создание творческой работы.

По итогам занятия из полученных работ составляется единая работа – «Лоскутное одеяло», которое будет присутствовать на всех занятиях графического блока как наглядное пособие.

Материалы: Карандаш. Гелевая черная ручка. Бумага разной формы и величины, лист А1.

Зрительный ряд: элементы фактур и текстур.

Музыкальное сопровождение: разнохарактернаямузыка.

Тема 2. Рисунок. Линия «Ночь. День. Сказка» (2 часа).

Продолжениезнакомства с различными техниками и материалами изобразительной деятельности. Кляксография. Учащимся предложено познакомится с техниками работы акварелью и тушью. Изначально дается возможность попробовать различные приемы. Выполнение упражнений (на отдельных листах пробуют поработать палочкой, ниткой, кляксой, трубочкой).

Задание – с закрытыми глазами учащиеся рисуют «без отрыва от бумаги» главного персонажа (по выбору), далее с открытыми глазами дорабатывают творческую работу.

При этом педагог рассказывает следующее:

«Наступает ночь. Ночью темно, и происходят разные превращения. Все закрываем глазки. Перед Вами лежит лист бумаги, в руках волшебное перышко, которое может нарисовать все ваши фантазии, сосредоточьтесь и придумайте, кто же появится на вашей работе, какое существо, реальное ли оно или выдуманное Вами?» Учащиеся рисуют. «Ну вот, ночь подошла к концу, пришел рассвет, утро… Глазки открываем. Смотрите-ка, кто у нас получился?!» Процесс для ребят интересный, веселый, так как изображение раздробленное издали напоминающее то, что они планировали нарисовать. Поэтому следующая, основная, часть работы это дорисовка получившегося персонажа с учетом полученных ранее знаний, применяя фактуры, текстуры, разные линии и прочие графические элементы и техники.

Материалы: Акварель. Тушь. Перо. Палочка. Нитка. Линия. Пятно Ассоциация. Кляксография (рисование способом выдувания из кляксы), использование нитки, оттиска, монотипии.

Зрительный ряд: разные линии, ассоциация с пятном, иллюстрации к сказкам, произведения профессиональных художников.

Музыкальное сопровождение: разнохарактернаямузыка.

Тема 3. «Лесной мир» (2 часа).

Однажды на опушку из темного зимнего леса вышел….

Знакомство с основными методиками работы с мягким материалом (уголь, сангина, мел). Понятие пейзажа. Композиция в пейзаже. Выполнение упражнений. Творческая работа «Лесной мир», где ребята рисуют лесной пейзаж с животными, используя при этом различные техники работы с мягким материалом.

Материалы: бумага А3. Уголь, сангина, мел.

Зрительный ряд: деревья, формы, фактуры, иллюстрации к сказкам, произведения профессиональных художников.

Музыкальное сопровождение: музыка, соответствующая эмоционально-образному характеру занятия.

Тема 4. «Фантастическая птица» (2 часа).

Четкое прочтение силуэта птицы, поворот головы, фактура перьев.

Продолжение знакомства с основными методиками работы с мягким материалом (пастель, масляные мелки), приемами, техниками. Выполнение упражнений. Творческая работа – создание «Фантастической птицы».

Материалы: бумага А3. Пастель, масляные мелки, ватные диски, резинки, ватные палочки.

Зрительный ряд: изображения различных видов птиц, иллюстрации к сказкам, произведения профессиональных художников.

Музыкальное сопровождение: музыка, соответствующая эмоционально-образному характеру занятия.

Тема 5. «МОЙ город» (2 часа).

Знакомство с методикой работы графическими материалами. Введение понятия перспектива. Понятие индустриального, городского пейзажа. Использование при создании работы ранее полученных знаний о видах линии и фактурах. Создание творческой работы по выбору: придуманный город либо рисование Новосибирска (другого города), города, в котором хотелось бы жить.

Материал: бумага А3. Цветные карандаши.

Зрительный ряд: иллюстрации различных городов, использование элементов архитектуры в иллюстрировании сказок, городской пейзаж в работах профессиональных художников мира, России, Новосибирска.

Музыкальное сопровождение: разнохарактернаямузыка.

Тема 6. «Моя картина» (2 часа).

Творческая работа по замыслу детей. Использование знакомых способов и техник рисования. Смешанные техники.

Каждый учащийся создает творческую работу, тему композиции выбирает самостоятельно. Общая идея – тема осени. Смешанная техника. Использование всех ранее изученных техник. Основная задача – максимально полно отобразить многообразие примененных техник и материалов.

Материалы: карандаши, гелевые черные ручки, бумага разной формы и величины, акварель, тушь, перо, палочки, нитки, уголь, сангина, мел, пастель, масляные мелки, ватные диски, резинки, ватные палочки, цветные карандаши.

Зрительный ряд: подборка осенних пейзажей, натюрмортов. Работы новосибирских художников и художников России.

Музыкальное сопровождение: разнохарактернаямузыка.

 

Тематический блок «Живопись» (12 часов)

Тема занятия Кол-во часов
1. Творческая работа «Новый год» 2
2. Ахроматическая гамма. Упражнения. Творческая работа «Зимняя ночь» 2
3. Основы цветоведения. Творческая работа «В маленьком-маленьком городе …. большой-большой КОТ» 2
4. «Морская черепаха». Смешанная техника. Цветовая растяжка: охра – синий. 2
5. «Теплый» и «холодный» натюрморт. Основы композиции. Колористический строй. 2
6. КТД. «Весенний звон». 2

Содержание занятий.

Тема 1. «Новый год» (2 часа).

Введение в живописный блок. Выполнение творческой работы «новый год» Индивидуальный подход к сюжету: «Я и дед мороз», «Новогодняя елка и мешок с желаниями», «Я и моя семья. С новым годом!» и т.д. Использование красок и графических материалов, изученных ранее в Графическом блоке. Обсуждение работ: характер, колорит, сюжет. От каждого ребенка небольшая презентация. 

Материалы: бумага А3, гуашь, цветные карандаши, мелки, фломастеры, тушь.

Зрительный ряд: иллюстрации сказок, коллажи, фотографии.

Музыкальное сопровождение: новогодняя музыка.

Тема 2. «Зимняя ночь» (2 часа).

Практическое занятие. Понятие ахроматических цветов. Выполнение упражнений. Тоновая структура цвета. Выполнение тоновой растяжки. Основы смешивания цветов. Знакомства с основными видами работы в технике гуашь. Выполнение творческой работы, используя тоновую растяжку. На своей работе ребята на весь формат выполняют тоновую растяжку от белого цвета к черному. С мягким переходом цвета в цвет, далее по этой растяжке выполняется сама работа. Дорисовываются деревья, домики, животные и прочее (по желанию ребенка) учитывая контраст и перспективу.

Материалы: гуашь (белая, черная). Кисти (щетина). Бумага А3.

Музыкальное сопровождение: музыка, соответствующая эмоционально-образному характеру занятия.

Тема 3. «В маленьком-маленьком городе … большой-большой КОТ!» (2 часа).

Выполнение творческой работы. Задание придумать и нарисовать работу-сказку, используя полученные знания.

Основы цветоведения. Понятие и структура цвета, колорита. Цветовой круг. Теплые, холодные цвета. Хроматические, дополнительные, взаимодополнительные цвета. Продолжение знакомства с основными видами работы в технике гуашь.

Педагог задает общее направление работы следующей сказкой:

«Был на свете маленький-маленький городок, который был настолько маленький, что и на картах его не рисовали. Но, несмотря на то, что он был такой маленький, он был особенный: в нем жили удивительно добрые люди, они очень любили, когда вокруг было красиво и чисто, каждый домик был оформлен по-своему. У торговца шляпами домик был оформлен, как большая шляпа, у торговца булочками и домик был весь в крендельках…», и так далее (ребятам можно рассказывать дальше и дальше, вовлекая их в процесс, чтобы расфантазировались). «Весь город был в цветах, и на небе всегда была радуга. Но так случилось, что на город напали мыши, да еще такие большие и голодные. Стали они грызть все подряд, погрызли все домики, все цветочки… Закручинились люди. Что они только не делали, а выгнать их не могли… И вот в один прекрасный день к городу подошел огромный кот, такой огромный что самая большая площадь города была для него тесной. Люди сначала испугались кота, решили, что он может весь город поломать. А кот был большой и добрый, он пожалел жителей и выгнал всех мышей. Люди были так благодарны ему, что предложили остаться. Кот согласился и поселился в самом центре города на самой большой площади. Он пел горожанам песни, согревал их лапами, ребятишки катались по нему как с горки, его все любили и гладили. Вот так и стали они жить все дружно… Большой кот и маленький город».

Далее выполнение творческой работы. Обсуждение.

Материалы: кисти, бумага А2, гуашь, палитра. 

Зрительный ряд: иллюстрации картин художников, элементы основных упражнений характеризующих колористку, цвет, основ цветоведения. Цветовой круг. Архитектурные сооружения. Иллюстрации. Изображения котов.

Музыкальное сопровождение: музыка, соответствующая эмоционально-образному характеру занятия.

 

Тема 4. «Морская черепаха» (2 часа).

Работа выполняется в 2 этапа:

1. Выкрас (цветовая растяжка охра – синий) Формат А3, Гуашь. Выполняя цветовую растяжку, подготавливается основа под будущую работу (синий цвет – море, охра – песок) побережье океана, мокрый песок и вода. Пока выкрас сохнет, происходит работа над следующей частью работы.

2. Выполнение графической работы «черепаха» (цв. карандаши, черные гелевые ручки, листы А4, А5) Ребята придумывают свою черепаху и, прорабатывают детали, фактуру и цвет панциря, мелкие детали. Может быть несколько черепашек. Но с условием, что все они композиционно впишутся в формат А3 выкраса.

3. Совмещение двух рисунков в одну единую работу.

Обсуждение работ, мини выставка. При выполнении данной работы, во-первых, происходит более подробное знакомство с понятием оттенок между двумя цветами, изучение сложного цвета, а во-вторых, происходит совмещение двух блоков программы - графического и живописного.

Материалы: бумага А3, А4, А5. Гуашь (охра, синяя), палитра, кисти, бумага А 4, цв. карандаши, черные гелевые ручки.

Зрительный ряд: черепахи, иллюстрации работ художников и детские работы. Цветовые растяжки между разными цветами.

Музыкальное сопровождение: музыка, соответствующая эмоционально-образному характеру занятия.

Тема 5.   Натюрморт (2 часа).

Понятие натюрморт. Основы композиции в натюрморте. Колористический строй.

Работа с натуры. Выполнение двух натюрмортов (постановки теплая и холодная) по желанию. Введение понятия поэтапной работы при создании натюрморта из двух-трёх предметов

Материалы: бумага А3, краски гуашь, кисти, палитра.

Зрительный ряд: произведения профессиональных художников, детские работы.

Музыкальное сопровождение: музыка, соответствующая эмоционально-образному характеру занятия.

 

Тема 6. КТД. «Весенний звон» (2 часа).

На большом листе (два соединенных между собой формата А1) либо А3 (с учетом соединения в общую работу) выполняется весенний пейзаж с добавлением различных элементов в зависимости от пожелания группы.

Применение всех полученных знаний при выполнении коллективной творческой работы. Работа в группе. Соблюдение общего колористического строя работы, композиционного решения. Обсуждение получившейся работы. Введение дополнительных техник, фактур (за счет дополнительных материалов, вызывающих художественный эффект).

Материалы: бумага А1 (два-три листа). Краски гуашь, кисти.

Зрительный ряд: произведения профессиональных художников, весенние пейзажи.

Музыкальное сопровождение: музыка, соответствующая эмоционально-образному характеру занятия.

Тематический блок «Дизайн» (12 часов)

Тема занятия Количество часов
1. Книжка. 2
2. Авторская открытка. 2
3. Плакат (коллаж). 2
4. Мой театр. 2
5. Маска. 2
6. КТД «Град». 2

Содержание занятий.

Тема 1. Книжка – сказка (2 часа).

Согнуть лист бумаги пополам, получается импровизированная книжка. Учащийся должен придумать сам либо проиллюстрировать сказку или историю из ранее прочтенных. Оформить титульный лист. Придумать и композиционно грамотно разместить на развороте и оформить оборотную сторону в едином стиле.

Информация о книжной графике. Виды, жанры. Выполнение Авторской книжки. Авторской книжки. Задание: придумать текст, оформить титульный лист, содержание. Объем – четыре страницы.

Материалы: цветные карандаши, фломастеры, масляные мелки, краски, кисти, Бумага А4 или А3.

Зрительный ряд: иллюстрации сказок, виды оформления книг, авторское оформление сказок художниками. Композиция картинок и текстов в различных литературных источниках. Виды книжной графики.

Музыкальное сопровождение: музыка, исполняемая на струнных инструментах.

Тема 2. Авторская открытка (2 часа).

Знакомство с вариантами оформления открытки, различные сложные возможности использования бумагопластики, Задание: создать свою авторскую открытку.

Материалы: цветная бумага, выкрасы, журналы, клей ножницы, картон, бумага для пастели.

Зрительный ряд: варианты оформления открыток, авторское оформление открыток художниками.

Музыкальное сопровождение: разнохарактернаямузыка.

Тема 3. Плакат (коллаж) (2 часа).

Понятие коллаж. Основные правила выполнения. Виды плакатов. Задание выполнить авторский плакат.

Материалы: журналы, вырезки из газет, фломастеры, цветная бумага, бумага А3, краски гуашь, кисти.

Зрительный ряд: иллюстрации плакатов, элементы.

Музыкальное сопровождение: инструментальная музыка.

 

Тема 4. Мой театр (2 часа).

Данная тема включена в тематический блок для предоставления возможности учащимся познакомиться со структурой сценического пространства и побыть театральным художником, что дало бы возможность развития пространственного мышления.

Придумать спектакль на основе сказок, ранее выполненных в авторской книжке, либо по увиденным в театрах города спектаклям, определиться с объемом декораций. Выполнить работу.

Материалы: Бумага. Развертка для коробки, либо готовая коробка. Краски, цветная бумага, карандаши.

Зрительный ряд: театр, варианты сценического оформления.

Музыкальное сопровождение: инструментальная музыка.

Тема 5.   Маска (аксессуар дизайна) (2 часа).

Знакомство с искусством создания Маски. Виды масок. Выполнение авторской маски.

Материалы: бумага, цветная бумага, лента, ножницы, клей.

Зрительный ряд: виды масок.

Музыкальное сопровождение: инструментальная музыка.

 

Тема 6. КТД «Град» (2 часа).

Применение знаний работы в технике бумагопластики. Создание авторской коллективной работы. Выполнение самостоятельной работы затем создание общей композиции.

Материалы: формат А1 (один-два листа), Цветная бумага, вырезки из журналов и газет, картон.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

К концу 5-го класса

Обучающиеся должны знать:

- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, ритм, композиция, фактура);

- основы техник и методик работы с различными материалами;

- понимание взаимодействия всех видов изобразительного искусства;

- основные отличия направлений изобразительного искусства;

- этапы ведения творческой работы;

- понимание чувства цвета;

- достигать цветовой гармонии и декоративной целостности творческих работ.

Обучающиеся должны уметь:

 - грамотно держать руку при работе (постановка руки);

 - пользоваться техникой ведения рисунка;

 - развивать глаза, умение видеть в целом;

 - передавать характер предметов и их пропорции;

 - решать силуэт в среде;

 - осваивать линии различной толщины;

 - передавать материальность;

 - понимать основные термины рисунка, живописи;

 - применять художественные материалы (гуашь, тушь) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

 - анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, перспектива, композиция);

 - уметь работать кроющими красками (гуашь)

 - видеть прекрасное вокруг себя;

 - использовать технику письма.

Список литературы:

1. Додсон Б. Ключи к искусству рисунка. – Минск: Попурри, 2000.

2. Льюис Д. Карандаш. – Минск: Попурри, 2001.

3. Карлов Г.И. Изображение птиц и зверей. Книга для учителя. – Москва: Просвещение, 1976.

4. Найс К. Рисуем ручкой и тушью.- Минск: Попурри, 2001.

5. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Учебник для уч-ся 5-8 кл. Основы рисунка – Обнинск: Титул, 2001.

6. Аллекова Е.М. Живопись. – Москва: Слово, 2001.

7. Брук Я.В. Живое наследие. Беседы о древнерусской живописи. – Москва: «Искусство.

8. Бялик В. Пейзаж. Энциклопедия живописи для детей. – Москва: Белый город, 2001.

9. Ветрова Г. Русское искусство. Детская энциклопедия. – Москва: Белый город, 2002.

10. Герасимов С. Из собрания государственной Третьяковской галереи. – Москва: «Изобразительное искусство», 1985.

11. Дмитриева И.А. Краткая история искусств. – М.: Галарт, 2000.

12. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. – М.: Искусство, 1994.

13. Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира. – М.: Детская литература, 1986.

14. Египетская мифология: энциклопедия. – М.: Эксмо, 2002.

15. Елисеев М.А. Материалы, оборудование, техника живописи и графики.- Москва: ООО АСТ, ООО Астрель, 2002.

16. Живопись. Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. – Москва: ВЛАДОС, 2001.

17. Карлов Г.Н. Изображение птиц и зверей. Книга для учителя. – Москва: Просвещение, 1976.

18. Картины Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. – Москва: Изобразительное искусство, 1974.

19. Конева Л.С. Пейзаж. Натюрморт. – Минск: Современный литератор, 2002.

20. Краснова О.Б. Искусство средних веков и Возрождения. Энциклопедия. – Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

21. Любимов Л. Д. Искусство Древнего мира. – М.: Просвещение, 2002.

22. Матюшин Г. Н. У истоков цивилизации. – М.: Просвещение, 1992.

23. Мирецкая Н., Мирецкий Е. Прочтем, подумаем, поспорим. – М.: Просвещение,1993.

24. Платонова Н.И. Искусство. Энциклопедия. - М.: РОСМЭН, 2002.

25. Поисковая система Яндекс. «Картинки».

26. Птушкина О. Русский праздничный народный костюм. – Москва: Мозаика-синтез, 1999.

27. Репродукции. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. – Москва: Изобразительное искусство, 1969.

28. Сапожникова Т. Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» // Искусство, № 21, 1-15.11.06. – С. 4-8.

29. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Учебник для уч-ся 5-8 кл. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 2001.

30. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Учебник для уч-ся 5-8 кл. Основы живописи. – Обнинск: Титул, 2001.

31. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Учебник для уч-ся 5-8 кл. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 2001.

32. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Учебник для уч-ся 5-8 кл. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 2001.

33. Черныш И.В. Поделки из природных материалов – Москва: АСТ-Пресс, 2000.

34. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1/М.Д. Аксенова. – М., Аванта+, 1997.

 

Краткий отзыв рецензента:

Данный курс ставит такие важные задачи, как знакомство с изобразительным искусством, изучение законов и методов реалистического изображения окружающей действительности, формирование у учащихся образно-пластического, объемно-пространственного, творческого, художественного мышления, развитие наблюдательности, творческого воображения и фантазии, изучение и познание различных материалов, художественного и дизайнерского изображения. На основе этого идёт изучение различных техник: графической, живописной, дизайнерской. Применяется метод от простого к сложному, доступность и наглядность, развивается интерес к изобразительному творчеству с учетом индивидуальных способностей. Методически грамотно представлена и описана каждая тема всех трех блоков программы, где знания распределяются по мере усложнения, прослеживается взаимосвязь творческой деятельности между блоками, что ведет к целостности всех частей.

Г.А. Софронов

 


 

2.3. Программа курса «Графический дизайн» для средних и старших классов школ

Автор Рецензенты: Вячеслав Дмитриевич Еськов, аспирант Новосибирского государственного педагогического университета Олег Германович Семенов, член Союза художников РФ, член Союза дизайнеров РФ, доцент, заведующий кафедрой дизайна Института Искусств Новосибирского государственного педагогического университета Нина Юрьевна Пугачева Заместитель директора по воспитательной работе, МБОУ СОШ№58

 

Аннотация

Психологами доказано, что у человека врожденными являются не сами способности, а возможность их развития. Следовательно, необходимо создавать условия для развития творческой активности детей. Основные идеи нашей работы со школьниками – это создание условий для развития и реализации способностей каждого ребенка, помощь ребенку в индивидуальном и творческом росте, обеспечение атмосферы психологического комфорта.

Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует общему развитию ребенка.

Занимаясь с детьми основами дизайн деятельности, мы постараемся сформировать у школьников художественный вкус, умение выражать свой внутренний мир, используя различные материалы и техники изображения, элементы дизайн культуры; стремление создавать красивые, гармоничные работы.

Профессиональный дизайн имеет общие черты с детским дизайном, т.е. изобразительной деятельностью и конструированием. Это:

- оригинальность и неповторимость творческого продукта;

- совместно раздельный характер исполнения замысла;

- предметно и пространственно-декоративный характер проектной деятельности;

- использование аналогичных материалов и техник;

- общий подход в оценке художественности профессионального и «детского» искусства;

- самодостаточность неконкурентоспособность продукции детского творчества.

Искусство дизайна активно входит в жизнь. Если «дизайн для детей» является одним из направлений профессиональной деятельности художников-дизайнеров, то «детский дизайн» связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды.

Дети обращают внимание на окружающие объекты среды, которые им нравятся или не нравятся, отмечают разнообразие их окраски, формы, величины, пропорций. Они могут собирать растения и минералы, использовать бумагу, ткани и синтетические материалы, создавать из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта.

Школьник в состоянии «увидеть» и с помощью взрослого поэтапно реализовать свой «проектный замысел», предвосхищая художественный результат. Это делает возможным наряду с использованием традиционных видов изобразительной деятельности приобщение детей к новым ее видам: архитектурно-художественному дизайну, проектированию различных предметов, создания украшений из разных материалов.

На занятиях по дизайну расширяются знания детей о свойствах различных материалов (бумаги, картона, ткани, пластмассы, природных материалов и др.) и возможность формировать навыки и умения при работе с ними. Это позволяет детям выбрать для воплощения своих замыслов наиболее подходящую технику или материал.

 

1. Цель курса:

Понимание учащимися сущности дизайнерской деятельности в графическом дизайне и рекламы, овладение понятиями и терминами проектной деятельности, изучение требований к созданию дизайн-проекта в сфере графического дизайна.

 

2. Задачи курса:

- формирование понимания специфики дизайнерской деятельности и ее связи с рекламой;

- овладение терминологией проектной деятельности и ее методическими принципами;

- получение знаний из области композиционного, цветового, стилистического решения дизайн-проекта при целенаправленном применении в различных проектных заданиях;

- практическое использование знаний в области графического проектирования;

- овладение методами анализа и оценки результатов проектной деятельности в области графического дизайна.

 

3. Требования к уровню освоения содержания курса:

- усвоить специфику дизайн-проектирования объектов;

- овладеть методикой создания дизайн-проекта, принципами проектирования (композиционными, цветовыми, стилистическими);

- уметь на практике применять знание принципов проектирования различных видов рекламы; создавать образные, интересные решения в зависимости от поставленной задачи;

- освоить требования к дизайн-проекту, обусловленные как дизайнерской, так и рекламной деятельностями;

- уметь анализировать дизайн-решение визуальной рекламы и степени его соответствия требованиям рекламной и дизайнерской деятельностей.

 

 

Содержание курса

Тема 1. Суперобложка для книги \ дневника \ тетради (октябрь)

Суперобложка – бумажная обложка, надеваемая на переплёт или основную обложку. Для повышения прочности часто покрывается лаком или синтетической плёнкой. Если книга в обложке, то суперобложка может быть приклеена к корешку, чтобы не соскальзывала. Используется как элемент внешнего оформления, предохраняет от повреждений и загрязнений переплёт. На ней может размещаться аннотация к изданию, информация об авторе, реклама.

Также можно сделать суперобложку для дневника, тетради или блокнота простыми графическими способами.

За время занятия учащиеся делают суперобложку для выбранного издания.

 

Тема 2. Дружеский шарж (ноябрь).

Шарж (фр. charge) – разновидность карикатуры; сатирическое или добродушно-юмористическое изображение (обычно портрет), в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты модели. Хотя шаржи и принято часто сравнивать с карикатурами, они в отличие от неё, не высмеивают недостатки героя. Шаржи добродушны, заставляют людей улыбаться, но никак не посмеяться над изображаемыми. Хотя шаржи и произошли от карикатуры, они в отличие от неё не ироничны, а добродушны. Цель шаржа порадовать и рассмешить человека, а не гротескно выделить его недостатки. На шаржах могут быть изображены люди, животные и различные предметы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.181 с.)