III . Мотивация учебной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III . Мотивация учебной деятельности.



Как правило, мы не обращаем внимание на то, что музыка стала неотъемлемой частью нашей жизни. Она сопровождает нас во время праздников и в будни. Вообще музыкальность - одна из характерных национальных черт украинского народа. Музыкальные традиции на территории современной Украины существуют с давних времен. Об этом свидетельствуют археологические раскопки давних славянских поселений. 

Музыкальные инструменты наших предков вошли в сокровищницу украинской культуры и до сих пор являются основой нашей народной инструментальной музыки. 

Какие вам известны музыкальные инструменты наших предков, которые и сегодня являются основой нашей народной инструментальной музыки? (гусли, барабаны, бубны, дудки и др.)

А с чего же начиналось музыкальное искусство? Где искать его истоки? (наверное в обрядах и фольклоре). Сегодня на уроке мы и посмотрим, как рождалась отечественная музыкальная и театральная культура.

Оглашение темы и цели урока.

IV. Изучение нового материала

1. Давняя музыкальная культура.

Давняя музыка - самая загадочная страница истории любой национальной культуры. Разве можно представить музыку, которая не звучить? Как вы понимаете, в давние времена не существовало ни технической аппаратуры для звукозаписи, ни нотного письма, поэтому музыка наших предков не сохранилась.

 

Мозговой штурм.

- Как же тогда мы с вами можем узнать о первобытной музыке?

О ней нам рассказывают археологические источники-первобытные музыкальные инструменты, найденные во время раскопок, или их изображения на разных предметах.

- Какие первобытные музыкальные инструменты вы можете назвать? (сопилки, дудочки и флейты из рогов животных, звоночки, бубны и др.).

  Первобытная музыкальная культура

 

Инструменты Применение Значение
Сопилки, дудочки, бубенцы, звоночки, флейты из рогов животных Сопровождение различных обрядов, развлекательная функция, сопровождение танца   Возникновение музыки, появление музыкальных инструментов и их многообразие свидетельствует о значительной роли музыки в жизни первобытного человека

2. Музыкальная культура греческих городов С. Причерноморья

В античном обществе музыке отводилась едва ли не основная роль.

- Вспомните, от какого слова происходит слово «музыка»?       (от слова «Муза» - греческая богиня -покровительница искусства и наук).

В Древней Греции Платон и Аристотель предлагали лечить больных музыкой. В честь богов исполняли специальные гимны на разную музыку (диферамбы Дионису). В афинских школах музыка была одним из обязательных предметов, а учителя музыки особенно уважали. Интересен и тот факт, что незнание других вещей не считалось у греков позорным, тогда как отказ спеть воспринимался как оскорбление.

Наиболее распространенными музыкальными инструментами в Северном Причерноморье были: гидравлос (прообраз органа); струнные (с .38 учебника): лира, арфа; духовые (с .38 учебника): авлос (двойная флейта),  кифара; ударные: тимпаны.

 

Музыкальная культура греческих городов С. Причерноморья

Инструменты Применение Значение
гидравлос (прообраз органа); струнные: лира, арфа; духовые: авлос (двойная флейта), кифара; ударные: тимпаны. Музыка – обязательный предмет в школе; развлекательная функция, сопровождение танца   Усовершенствование музыкальных инструментов, использование   их в различных сферах жизни. Огромное значение музыки в жизни общества. 

3. Музыкальная культура Киевской Руси

Мозговой штурм.

- Как вы думаете, что оказало огромное влияние на развитие музыкального искусства в Киевской Руси? (принятие христианства).

Учитель:   действительно, с принятием христианства, в музыкальном искусстве Киевской Руси наряду с народной и придворно-светской музыкой, возникает еще и церковная.

Самым важным направлением музыкального искусства Киевской Руси была народная песня. Празднование любого праздника или важного события обязательно сопровождалось обрядами и песнями, причем среди всех слоев населения.

Народное музыкальное искусство Киевской Руси унаследовало музыкальную культуру древних славян, поэтому, как и раньше песенное творчество делилось на календарно-обрядовое и семейно-обрядовое.

Календарно-обрядовые песни неразрывно связаны с временами года, соответствующими обычаями и земледелием (веснянки, гаивки, русальные, жатвенные песни, песни на Ивана Купала, колядки и щедривки).

Семейно-обрядовые песни сопровождали важные события в жизни человека (рождение, похороны, свадьба) и отражали личностные отношения между членами семьи, общества и т.д. (свадебные, колыбельные, развлекательные, детские ит.д.).

Вместе с календарно-обрядовыми и семейно-обрядовыми песнями, в Киевской Руси возникает новый музыкально-поэтический жанр былины, в которых воспевались важные события в истории древнерусского государства. Главными героями былин стали известные народные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

В Киевской Руси были распространены и различные виды придворно-светской музыки. Музыка сопровождала официальные церемонии, княжеские застолья. При княжих дворах были профессиональные музыканты, певцы, танцоры – скоморохи, и даже целые придворные оркестры.

Скоморохи имели разнообразный музыкальный инструментарий: сопилки, гусли, бубны, парные сопилки, бубны, трубы и др.

С принятием христианства в  Киевскую Русь пришел и Византийское церковное пение, с его системой богослужебных жанров.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.007 с.)