Тема.  Живопись и графика. Творчество Т. Шевченко и др. Декоративно-прикладное искусство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема.  Живопись и графика. Творчество Т. Шевченко и др. Декоративно-прикладное искусство



1. Живопись и графика

2. Декоративно-прикладное искусство

Цели:

Обучающая: продолжить изучать развитие художественной культуры Украины; раскрыть особенности развития живописи и тиражной графики этого периода; познакомить с творчеством выдающихся графиков и живописцев (Т. Шевченко, О. Мурашко и др.); познакомить с развитием ДПИ и народными художественными промыслами Украины;

Развивающая: развивать интерес к культурному наследию родного края; формировать и развивать национальное самосознание; развивать умение сравнивать украинскую художественную культуру прошлого и современности; характеризовать стилистические периоды развития украинской художественной культуры;

Воспитательная: воспитывать высокую духовность на основе общечеловеческих ценностей, интерес к искусству, любовь к культуре родного края; бережное отношение к памяткам украинской культуры.

Тип урока: комбинированный

Наглядность: иллюстрации в учебнике

Основные понятия темы: тиражная графика, народное прикладное искусство

Ход урока

I.Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания

Беседа

- Вспомните, какие вы знаете основные виды искусства (пространственные, временные и пространственно-временные)?

- К какому виду искусства мы отнесем живопись и графику (пространственному)?

- Где вы можете увидеть живописные полотна (в музеях, галереях, частных коллекциях и др.)?

- Какие шедевры живописи вы знаете (Л.да Винчи «Мона Лиза», «Тайная вечеря», «Витрувианский человек», К. Малевич «Чорный квадрат» и др.).

2. Заслушивание творческих докладов на тему: «Деревянные культовые сооружения», «Пирогово – музей под открытым небом».

 

3. Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради. С. 17-18

 

Оценивание и выставление оценок.

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим живопись и живописцев середины 19-начала 20в. в Украине.   Познакомимся с тиражной графикой и видами ДПИ этого периода. Посмотрим как исторические события отражаются в произведениях искусства.

Сообщение темы и цели урока.

IV. Изучение нового материала

1. Живопись и графика

Графика (с греч. «рисую», «черчу», «пишу») один из видов изобразительного искусства (искусства рисунка).

Графическое искусство можно назвать самым древним. Вспомните наскальные изображения людей, животных, сцены охоты первобытных людей.

Рисунок, как вид графики, развивался параллельно со скульптурой и декоративно-прикладным искусством, поскольку основой любого вида изобразительного искусства (живописи, архитектуры, скульптуры) является именно рисунок. Иллюстрации в книге, зарисовки и карикатуры в газете, оформление упаковки разных товаров, афиши, плакаты на улице -  все это произведения художников-графиков.

 

Вопрос

- Какие виды графики вам известны? (оригинальная (станковая), тиражная)

1. Оригинальная графика – это произведения, выполненные художником в единственном экземпляре (рисунок цветными  мелками, фломастерами, карандашами, водяными красками). От живописи их отличает то, что они выполнены не на полотне, а на бумаге.

2. Тиражная графика – это вид графики, который отличается от рисунка тем, что может быть размножен в большом количестве экземпляров (книжная иллюстрация, плакат).

Тиражная графика делиться на такие виды: книжная, плакатная, промышленная.

- Книжная графика – это оформление книг (обложек, титульных страниц и страниц книг)  иллюстрациями.

- Плакатная графика - наиболее массовый вид художественной графики. С помощью плакатов рекламируются политики и политические партии, товары, приглашают посетить театры, выставки, кинотеатры, цирк (афиши), дискотеки (флаеры). Есть плакаты по технике безопасности, охране здоровья, экологические и др.

- Промышленная графика: художественное оформление упаковок и этикеток разных товаров (чая, обертки и коробки конфет), грамоты, листовки, почтовые марки, конверты, торговые знаки, эмблемы, деньги и др.                              Иллюстрации на с. 21 учебника.

Новым видом графического искусств является компьютерная графика. 

С середины 19 широкое распространение в Украине приобретают графические рисунки.

Академических высот в художественной графике достиг Т. Шевченко. Он создал серию офортов под названием «Живописная Украина», за которую ему была присуждено звание академика гравюры Петербургской Академии искусств.   

                                                    Иллюстрации в учебнике. С. 93

Также Т. Шевченко-художник выбирал путь реалистичного отражения жизни, брал темы из истории украинского народа («Катерина»).                                             

                                                    Иллюстрации в учебнике. С. 90-91

 

Значительный вклад в искусство графики внес С. Васильковский,  Л. Жемчужников, В. Тропинин.

                                                 Иллюстрации в учебнике. С.90, 91, 93

 

   М. Мурашко первым выполнил портрет Т. Шевченко для издания «Кобзаря».

 

 

2. Декоративно-прикладное искусство

Одним из давних народных промыслов  считается художественная резьба по дереву. Кроме домов, из дерева изготавливали вещи домашнего обихода, мебель, игрушки и др. часто все эти изделия украшали резьбой и орнаментом растительного, геометрического характера. Встречались круги и полукруги.

Во 2-й половине 19в. деревянные изделия стали изготавливать и для продажи, но не для использования в быту, а как художественные, декоративные изделия.                         

                                                             Иллюстрации в учебнике. С.95

 

Также в этот период развивается писанкарство, гончарство, ткачество  (ковры, скатерти, различные бытовые полотна, фартуки, юбки и др .), вышивка (рубашки, верхняя одежда, рушники. салфетки).

Художественная роспись (стены, двери, потолки, печи, мебель. хозяйственные вещи). Наиболее распространенные мотивы орнамента - цветы. Отсюда название - «Цветочные хаты».

 

Иллюстрации в учебнике. С.96-99

 

 

V. Подведение итогов урока

Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, понимание красоты. Изделия ДПИ, произведения живописи отражают самобытность народа, его художественный гений, знакомят нас с обычаями, которые учат понимать, творить и любить прекрасное.

 

 

VI. Домашнее задание

- Учебник с.83-89 + выучить конспект.

-  Продолжить оформление альбома «История и культурное наследие моего народа»: «Символика элементов писанок», «Символика элементов вышивки».

-     Рабочая тетрадь. С. 17-18

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.156 (0.009 с.)