Раздел 1. Художественная культура Украины от давних времен до конца 16 В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Художественная культура Украины от давних времен до конца 16 В.



Планы-конспекты уроков «Художественная культура» 10 класс

(17 часов, 0.5 часов в неделю)

 

учителя Саниной Ольги Владимировны

 

Раздел 1. Художественная культура Украины от давних времен до конца 16 в.

Тема 1. Изобразительное искусство.

Урок №1.

Тема. Образцы изобразительного искусства Трипольской и скифской культур. Искусство греческих городов Северного Причорноморья.

1. Трипольская культура.

2. Скифская культура.

3. Искусство греческих городов Северного Причорноморья.

Цели:

  - учебная: познакомить учеников с истоками украинской культуры; углубить знания по истории Трипольской культуры, Скифской культуры, искусстве греческих городов Северного Причорноморья;

- развивающая: развивать умение анализировать и характеризовать особенности разных культур;

- воспитательная: воспитывать интерес и уважительное отношение к культурному наследию.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.       

Основные понятия: Трипольская культура,  Скифская  культура, пектораль, петроглиф, гравюра.

Наглядность: иллюстрации в учебнике.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа.

- Что такое искусство (это одна из форм общественного сознания, в основе которой лежит образное отражение явлений действительности, прежде всего, жизни человека, человеческих взаимоотношений, характеров, переживаний и т.д.).

- Какие виды искусства вы знаете  (музыка, театр, кино, архитектура и др.).

- Назовите виды изобразительного искусства (живопись, графика, архитектура, скульптура и др.).

- Какие давние культуры вы знаете? Какие из них принадлежат к прадавним культурам украинской нации?

- Что вам известно  из истории о поселении трипольцев?

- Где сегодня находиться Триполье?   (Село в Киевской области).

Сообщение темы и цели урока.

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель: людей во все времена интересовала история происхождения их народа. Говоря о корнях украинского народа обязательно вспоминают Трипольскую цивилизацию, культуру скифов и сарматов и греческих городов Северного Причерноморья. Сегодня на уроке мы выясним, куда уходят истоки наших традиций и культуры.

 

V. Подведение итогов урока

Исследование искусства античнных городов юга  Украины показывает,   что оно является одним из важнейших звеньев в истории мировой художественной культуры. Безусловно это искусство было знакомо и нашим предкам – праславянским племенам, населявшим берега Днепра, известного в античности как Борисфен.

VI. Домашнее задание

- Учебник с.9-33 проработать.

 

- Записать в словарь понятия:   Трипольская культура, Скифская культура, пектораль, петроглиф, гравюра.

 

- Подготовить 1-ю страницу творческого проекта «История и культурное наследие моего народа» (3 чел.):

1-й ученик готовит текстовую и иллюстративную страницу альбома «Наши предки трипольцы».

2-й ученик – «Загадочная скифия».

3-й ученик – «Греческое наследие».

 

- Весь остальной класс делиться на 2 группы.

1группа. «Исследователи искусства Киевской Руси» готовит доклад по теме.

Выбирается ответственный ученик, который отвечает за подготовку своей группы.

В каждой группе ученики готовят доклад  по определенной теме.

1. «Архитектор» – доклад о развитии архитектуры в Киевской Руси.

2. «Живописец» - о развитии искусства фрески, мозаики в Киевской Руси.

3. «Мастер книжной миниатюры» - о развитии книжного дела в Киевской Руси.

 

2группа. «Исследователи искусства Польско-литовского периода» готовит доклад по теме.

Выбирается ответственный ученик, который отвечает за подготовку своей группы.

В каждой группе ученики готовят доклад по определенной теме.

1.     «Архитектор» – доклад о развитии архитектуры Польско-литовского периода.

2. «Живописец» - о развитии искусства фрески, мозаики Польско-литовского периода.

3. «Мастер книжной миниатюры» - о развитии книжного дела Польско-литовского периода.

 

Урок №2.

Тема. Художественная культура Киевской Руси: архитектурные сооружения, монументальная живопись (мозаїка и фрески), иконопись, книжная миниатюра. Художественная культура польско-литовского периода

Цели:

  - учебная: углубить знания учащихся по истории и художественной культуре Киевской Руси и художественной культуре польско-литовского периода; познакомить с архитектурными сооружениями, монументальной живописью и иконописью этого периода;

- развивающая: развивать умение самостоятельно находить и анализировать необходимую информацию, делать выводы, готовить доклады, работать в малых группах;

- воспитательная: воспитывать интерес и уважительное отношение к культурному наследию.

 

Тип урока: комбинированный урок.

 

Наглядность: иллюстрации в учебнике.

Ход урока

I. Организационный момент

Беседа.

- В 9-м классе вы изучили составляющие духовной культуры. Назовите их (наука, техника, религия, искусство, образование).

- Какие составляющие духовной культуры, по вашему мнению, наиболее повлияли на развитие художественной культуры Киевской Руси (религия)?  

- Какие памятники древнерусской архитектуры дошли до нас?

- Какие из них вам приходилось видеть?

- Какое выдающееся событие, изменившее дальнейший ход развития духовной и культурной жизни нашего народа, произошло в 988г. (принятие христианства)?

- Что вам известно о польско-литовском периоде из курса истории?

- Какое культурное наследие этого периода вам знакомо?

Слово учителя.

К сегодняшнему уроку вы подготовили интересные доклады, которые помогут нам окунуться в далекие часы Киевской Руси  и Польско-литовского периода. Чем славились эти государства? Какой была их культура. Именно об этом вы и расскажете сегодня друг другу.

 

V. Подведение итогов урока

Итак, сегодня вы смогли убедиться, что 14-15в. очень богат на достижения в искусстве: неповторимые архитектурные сооружения, роспись и иконопись, появление и развитие книжной гравюры, что свидетельствует о важности польско-литовского периода в истории украинских земель.

Урок № 3.

Тема. Первобытные музыкальные инструменты. Музыкальная культура античных городов Северного Причерноморья и Киевского государства. Стародавнее народное творчество.

1. Давняя музыкальная культура.

2. Музыкальная культура греческих городов Северного Причерноморья

3. Музыкальная культура Киевской Руси

Цели:

Обучающая: изучить роль украинского народного искусства в развитии национальной культуры, особенности развития музыкальной и театральной культуры в разные исторические периоды;

Развивающая: развивать интеллектуальные, творческие способности учеников, заинтересованность историческим развитием театрального искусства; формировать и развивать национальное самосознание; развивать умение сравнивать украинскую художественную культуру прошлого и современности;

Воспитательная: воспитывать высокую духовность на основе общечеловеческих ценностей, интерес к искусству, любовь к культуре родного края.

Тип урока: урок изучения нового материала

Наглядность: иллюстрации в учебнике

Основные понятия темы: скоморох, знаменное пение, крюк.

Ход урока

I.Организационный момент

Беседа

- Вспомните из курса «Художественная культура» 9 класс, какие существуют жанры и формы музыкального искусства? ()

- Каким образом сегодня хранят музыкальные  произведения?     (на дисках и т.д.)

- Благодаря чему, по вашему мнению, сохранился до наших дней музыкальный фольклор? (народные песни и др.)

- Вспомните, какое важное событие коренным образом изменило течение духовной и культурной жизни нашего народа во времена Киевской Руси и когда это произошло? (Принятие христианства, 988г.)

 

Мозговой штурм.

- Как вы думаете, что оказало огромное влияние на развитие музыкального искусства в Киевской Руси? (принятие христианства).

Учитель:   действительно, с принятием христианства, в музыкальном искусстве Киевской Руси наряду с народной и придворно-светской музыкой, возникает еще и церковная.

Самым важным направлением музыкального искусства Киевской Руси была народная песня. Празднование любого праздника или важного события обязательно сопровождалось обрядами и песнями, причем среди всех слоев населения.

Народное музыкальное искусство Киевской Руси унаследовало музыкальную культуру древних славян, поэтому, как и раньше песенное творчество делилось на календарно-обрядовое и семейно-обрядовое.

Календарно-обрядовые песни неразрывно связаны с временами года, соответствующими обычаями и земледелием (веснянки, гаивки, русальные, жатвенные песни, песни на Ивана Купала, колядки и щедривки).

Семейно-обрядовые песни сопровождали важные события в жизни человека (рождение, похороны, свадьба) и отражали личностные отношения между членами семьи, общества и т.д. (свадебные, колыбельные, развлекательные, детские ит.д.).

Вместе с календарно-обрядовыми и семейно-обрядовыми песнями, в Киевской Руси возникает новый музыкально-поэтический жанр былины, в которых воспевались важные события в истории древнерусского государства. Главными героями былин стали известные народные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

В Киевской Руси были распространены и различные виды придворно-светской музыки. Музыка сопровождала официальные церемонии, княжеские застолья. При княжих дворах были профессиональные музыканты, певцы, танцоры – скоморохи, и даже целые придворные оркестры.

Скоморохи имели разнообразный музыкальный инструментарий: сопилки, гусли, бубны, парные сопилки, бубны, трубы и др.

С принятием христианства в  Киевскую Русь пришел и Византийское церковное пение, с его системой богослужебных жанров.

 

Народная песня

Календарно - обрядовые песни Семейно - обрядовые песни
веснянки, гаивки, русальные, жатвенные песни, песни на Ивана Купала, колядки и щедривки свадебные, погребальные, детские (колыбельные, развлекательные), шуточные, танцевальные и др.

Урок № 4.

Тема. Художественная культура казацкого периода. Стиль барокко в украинском искусстве (архитектура)

Цели:

Обучающая: познакомить учеников с развитием художественной культуры периода казачества; раскрыть особенности стиля барокко в архитектуре;

Развивающая: развивать интерес к культурному наследию родного края; формировать и развивать национальное самосознание; развивать умение сравнивать украинскую художественную культуру прошлого и современности;

Воспитательная: воспитывать высокую духовность на основе общечеловеческих ценностей, интерес к искусству, любовь к культуре родного края; воспитывать бережное отношение к памятникам культуры.

Тип урока: комбинированный

Наглядность: иллюстрации в учебнике

Основные понятия темы: барокко

Ход урока

I.Организационный момент

Словарный диктант

- Система условных обозначений, специальные знаки, которые писали над словами церковного песенного текста, и которые указывали направление мелодии (крюки)

- Народный певец и исполнитель на народных инструментах, без которого не обходилось ни одно празднование на Руси (скоморох).

2. Дать определение «знаменный распев» (церковное пение в Киевской Руси).

3. Назовите разновидности календарно-обрядовыхпесен (колядки, щедривки, веснянки и т.д.) и семейно-обрядовых (свадебные, колыбельные и др.).

Проверка работ и выставление оценок.

Беседа

- Что означает слово «Барокко?» Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам»).

Существуют разные предположения о происхождении слова «барокко». Одна из теорий предполагает происхождение этого слова от латинского bis-roca, скрученный камень. В разных контекстах слово барокко могло означать «вычурность», «неестественность», «деформированность».

- Вспомните, чем характеризуется европейский стиль «барокко»? (пышность, динамизм, торжественность, монументальность, эмоциональность, контраст объемов, света и тени ). Записать

Украинские храмы, возведенные в стиле барокко также как и европейские характеризуются выразительностью, гармоничностью, динамичностью форм, богатством декора, пышностью и химерностью форм, наличием колонн.

Вместе с тем существует некоторая разница между украинским и европейским барокко. Так, в Украине, в отличие от европейских памятников эпохи барокко, грани, ярусы, стены и крыши окрашивали в белый, голубой или зеленый цвета, купола золотили, а сами здания отделывали лепниной. В Европе здания часто украшены скульптурами.

Первым сооружением в стиле барокко на территории Правобережной Украины являлся Львовский Иезуитский костел Петра и Павла, возведенный по образцу римской церкви. Среди лучших образцов украинского барокко следует также отметить Доминиканский костел и Собор св. Юра во Львове.       С.53 учебника

Среди первых выдающихся архитектурных памятников раннего «казацкого барокко» - Николаевский собор в Нежине, Покровский собор в Харькове. Екатерининская церковь в Чернигове, Преображенская церковь в Сорочинах.           С.54 учебника

Жемчужиной среди украинских городов эпохи барокко считается Киев. В этот период были восстановлены комплексы Киево-Печерской Лавры, Михайловского и Кирилловского монастырей. Украшением города стали роскошные новостройки: Андреевская церковь, Мариинский Дворец, колокольня Софиевского собора и др. С.55 учебника

В украинской архитектуре 17-18в. большую роль играло и народное деревянное зодчество. Каменное строительство было элементом элитарной культуры и осуществлялось в больших городах и монастырях на средства знати, а храмы в провинциальных городах и селах возводились из дерева на пожертвования граждан. До нашего времени в разных городах Украины сохранились чудесные памятники деревянного зодчества: церковь Вознесения на Черниговщине, Троицкий собор в Новомосковске и др.             С.56 учебника

 

V. Подведение итогов урока

Урок № 5.

Тема. Стиль барокко в украинском искусстве (иконопись, портретная живопись, гравюра). Народная картина «Казак Мамай»

Цели:

Обучающая: продолжить изучать развитие художественной культуры периода казачества; раскрыть особенности иконописи этого  периода; познакомить с искусством гравюры, ее историей;

Развивающая: развивать интерес к культурному наследию родного края; формировать и развивать национальное самосознание; развивать умение сравнивать украинскую художественную культуру прошлого и современности; развивать заинтересованность иконописью, духовным и культурным наследием родного края;

Воспитательная: воспитывать высокую духовность на основе общечеловеческих ценностей, интерес к искусству, любовь  к культуре родного края; воспитывать бережное отношение к памятникам культуры.

Тип урока: комбинированный

Наглядность: иллюстрации в учебнике

Основные понятия темы: гравюра

Ход урока

I.Организационный момент

Беседа

- Что означает слово «Барокко?» Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам»).

- Какие существуют предположения о происхождении слова «барокко». (Одна из теорий предполагает происхождение этого слова от латинского bis-roca, скрученный камень. В разных контекстах слово барокко могло означать «вычурность», «неестественность», «деформированность»).

- Вспомните, чем характеризуется европейский стиль «барокко»?   (пышность, динамизм, торжественность, монументальность, эмоциональность, контраст объемов, света и тени ). Записать

- Чем характеризуется Украинские храмы, возведенные в стиле барокко? (также как и европейские характеризуются выразительностью, гармоничностью, динамичностью форм, богатством декора, пышностью и химерностью форм, наличием колонн).

- Назовите архитектурные памятники периода «казацкого барокко». (Покровский собор в Харькове (с.54), Преображенская церковь в Сорочинах (с.54), Киево-Печерская Лавра, Андреевская церковь, Мариинский Дворец, Софиевский собор (с.55) и др.).

Оценивание и выставление оценок.

Иконопись

Учитель: принципы казацкого барокко периода 17-18в.в. постепенно распространились и на живопись. Выдающимися иконописцами этого периода были Иван Руткович и Иова Кондзелевич.

 

Иллюстрации на с.60

Наиболее известными произведениями иконописного искусства этого периода являются Богоматерь Одигитрия, Спас Вседержатель Иова Кондзелевича.

Перу Иван Рутковича принадлежат великие иконостасы «Архангел Михаил», «Архангел Гавриил», «Троица» и др.   

Иконы этих авторов преисполнены яркими красками, причудливыми узорами. Богоматерь, как покровительницу украинского народа (отсюда происходит название «Покро́ва»), очень уважало украинское казачество, поэтому часто Богоматерь изображали в национальных украинских одеждах на фоне золоченого растительного орнамента. В нижней части икон – под покровом Божьей Матери - изображали представителей казацкой старшины, кошевых атаманов, гетьманов.

По этой причине с 1999 года праздник Покрова в Украине отмечается как День украинского казачества.

 

Народная картина

Учитель:   Издавна украинские хаты украшали не только иконами и рушниками, но и картинами.

 

Иллюстрации на с.62. Читаем.

 

Самым распространенным сюжетом народных картин был "Казак Мамай" (" Казак бандурист").

Картины "Казака Мамая" скорее напоминали иконы (не столько христианские, сколько буддийские). В этом проявились стремления народа канонизировать своего любимого героя (Войтович, 2005).

Изображали "Казака Мамая" на стеклах и стенах домов, на дверях и ставнях, на сундуках, кафельных печах и липовых бревнах ульев. Очевидно, изображение казака выполняло роль оберега крестьянского жилища. Однако такие картины нередко украшали усадьбы старшин и дворцы господ.

Народного героя рисовали в состоянии передышки. Он сидит по-турецки", мечтателен и спокойный. Образ дополняют красивые усы, традиционный чуб-оселедец, сережка, люлька и сулия-бутылка; оружие положена в стороне, и верный конь наготове.

Кобза, которую держал казак, символизировала народную историю и мечты, конь - его волю, дуб - его могущество. Часто на этих картинах можно увидеть копье с казацким флажком, а также штоф и рюмку. Это были вещи, связанные со смертью казака - копье относилось на место погребения, штоф и рюмка ложились в могилу, и напоминали они о быстротечности жизни и казацкой судьбы, ведь угроза смерти в бое была повседневной реальностью.

Казак расположился под развесистым дубом, что в фольклорно-песенной традиции символизирует здоровье, устойчивость, красоту, долговечность народа. Возраст дуба - более 1 тыс. лет. По давним народным представлениям, в дубе живут души храбрых воинов. Считалось, что дубовые рощи есть любимое место пребывания богов, которым под старыми дубами наши предки приносили жертвы.

Козак Мамай своеобразно воплощает черты украинского характера - свободолюбие и мужество, совесть и мудрую народную философию миролюбия и надежды на лучшее будущее.

 

В это же время распространяется портретная живопись – изображение царей, князей, гетманов (Б.Хмельницкого), основателей церквей или людей, которые предоставляли монастырям значительную финансовую поддержку (Полковника Сулимы).

 

Иллюстрации на с.61 - 62.

Искусство гравюры.

 

Гравюра - 1) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ("доски"), на которой вырезан рисунок;

 2) вид искусства графики, включающий многообразные способы ручной обработки досок и печатания с них оттисков.

 

Во второй половине 17 в. новый этап развития переживает и искусство гравюры.

Лучшими граверами были Илья, Александр и Леонтий Тарасевич, Григорий Левицкий и др.

Так, Илья создал иллюстрации к Библии, «Апостолу».

Лучшими работами книжной гравюры считаются работы Л. Тарасевича из «Киево-печерского патери́к» — сборник рассказов об основании Киево-Печерского монастыря и житий его первых насельников.

 

Иллюстрации на с.63 - 64.

 

 

V. Подведение итогов урока

Беседа

- Что такое гравюра?

- Имена каких граверов вы запомнили?

Урок № 6.

Тема. Думы и исторические песни. Искусство кобзарей и лирников. Хоровой концерт, школьный театр, вертеп.

Цели:

Обучающая: продолжить изучать развитие художественной культуры Украины; раскрыть особенности музыкального и театрального искусства этого периода; 

Развивающая: развивать интерес к культурному наследию родного края; формировать и развивать национальное самосознание; развивать умение сравнивать украинскую художественную культуру прошлого и современности; характеризовать стилистические периоды украинского театрального искусства;

Воспитательная: воспитывать высокую духовность на основе общечеловеческих ценностей, интерес к искусству, любовь к культуре родного края; воспитывать интерес к музыкальному и театральному наследию.

Тип урока: комбинированный

Наглядность: иллюстрации в учебнике

Основные понятия темы: думы,   вертеп,   кобзарство

Ход урока

I.Организационный момент

Беседа

- Вспомните, какие вы знаете основные виды искусства (пространственные, временные и пространственно-временные)?

- К какому виду искусства мы отнесем живопись (пространственному)?

     - Назовите выдающихся иконописцев периода казацкого барокко 17-18в.в. (Иван Руткович и Иова Кондзелевич).     

     -      Назовите известных вам граверов? (Илья, Александр и Леонтий Тарасевич, Григорий Левицкий и др.)

-     К какому виду искусства мы относим музыку (временному)?

     - На какие 2 группы можно разделить музыкальное творчество (народная и профессиональная музыка).

- Что мы считаем народной музыкой (народные песни и танцы).

- Чем народная музыка отличается от профессиональной (произведения народной музыки не имеют автора или автор забыт, распространена среди народа).

- Какие вы знаете разновидности украинской народной песни (Календарно-обрядовые песни: веснянки, гаивки, русальные, жатвенные песни, песни на Ивана Купала, колядки и щедривки. Семейно-обрядовые песни: свадебные, колыбельные, развлекательные, детские, танцевальные и т.д.).

Оценивание и выставление оценок.

V. Подведение итогов урока

Украинское музыкально-театральное искусство 17-18в.в. сыграло важную роль не только в становлении собственной национальной культуры, но и определило направления развития российской и белорусской культур.

 

VI. Домашнее задание

- Учебник с.65-82 + выучить конспект.

- Продолжить оформление альбома «История и культурное наследие моего народа»: «Сад божественных песен Г.С. Сковороды».

- Рабочая тетрадь. С. 13-16

 

 

Урок № 7.

Ход урока

I.Организационный момент

Беседа

     - О каком из видов искусства можно сказать, что он: монументальный, грандиозный, величественный?

-  Какие архитектурные сооружения вам известны?

- Вспомните, какие вы знаете основные виды искусства (пространственные, временные и пространственно-временные)?

- К какому виду искусства мы отнесем архитектуру (пространственному)?

-   А что же такое «архитектура»? (отвечают).

Архитектура – это искусство проектирования и возведения зданий, сооружений и комплексов с учетом трех основных требований: польза, прочность и красота.

- Какие архитектурные стили вам известны? (готика, барокко, модерн)

- Дайте определение ландшафтной архитектуры.

Ландшафтная архитектура связана с организацией садов, парков, скверов и др., основным материалом для создания которых является ландшафт местности и ее природная растительность.

Искусство ландшафтной архитектуры известно людям с давних времен. Среди наиболее известных произведений садово-паркового искусства можно назвать парк Версаля во Франции,  висячие сады Семирамиды в Древнем Вавилоне.

 

2. Заслушивание творческих докладов на тему: «Сад божественных песен Г.С. Сковороды».

 

3. Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради. С. 13-16

Оценивание и выставление оценок.

V. Подведение итогов урока

19 век – противоречивый период в истории Украины. Условия развития культуры, науки, искусства, литературы были очень сложными. Однако историческое прошлое Украины, природа, жизнь и быт народа, его культура, фольклор вдохновили многих мастеров на создание удивительных произведений, посвященных украинскому народу.

 

VI. Домашнее задание

- Учебник с.83-89 + выучить конспект.

- Продолжить оформление альбома «История и культурное наследие моего народа»: «Деревянные культовые сооружения», «Пирогово – музей под открытым небом».

- Рабочая тетрадь. С. 17-18

 

 

Урок № 8.

Ход урока

I.Организационный момент

Беседа

- Вспомните, какие вы знаете основные виды искусства (пространственные, временные и пространственно-временные)?

- К какому виду искусства мы отнесем живопись и графику (пространственному)?

- Где вы можете увидеть живописные полотна (в музеях, галереях, частных коллекциях и др.)?

- Какие шедевры живописи вы знаете (Л.да Винчи «Мона Лиза», «Тайная вечеря», «Витрувианский человек», К. Малевич «Чорный квадрат» и др.).

2. Заслушивание творческих докладов на тему: «Деревянные культовые сооружения», «Пирогово – музей под открытым небом».

 

3. Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради. С. 17-18

 

Оценивание и выставление оценок.

Вопрос

- Какие виды графики вам известны? (оригинальная (станковая), тиражная)

1. Оригинальная графика – это произведения, выполненные художником в единственном экземпляре (рисунок цветными  мелками, фломастерами, карандашами, водяными красками). От живописи их отличает то, что они выполнены не на полотне, а на бумаге.

2. Тиражная графика – это вид графики, который отличается от рисунка тем, что может быть размножен в большом количестве экземпляров (книжная иллюстрация, плакат).

Тиражная графика делиться на такие виды: книжная, плакатная, промышленная.

- Книжная графика – это оформление книг (обложек, титульных страниц и страниц книг)  иллюстрациями.

- Плакатная графика - наиболее массовый вид художественной графики. С помощью плакатов рекламируются политики и политические партии, товары, приглашают посетить театры, выставки, кинотеатры, цирк (афиши), дискотеки (флаеры). Есть плакаты по технике безопасности, охране здоровья, экологические и др.

- Промышленная графика: художественное оформление упаковок и этикеток разных товаров (чая, обертки и коробки конфет), грамоты, листовки, почтовые марки, конверты, торговые знаки, эмблемы, деньги и др.                              Иллюстрации на с. 21 учебника.

Новым видом графического искусств является компьютерная графика. 

С середины 19 широкое распространение в Украине приобретают графические рисунки.

Академических высот в художественной графике достиг Т. Шевченко. Он создал серию офортов под названием «Живописная Украина», за которую ему была присуждено звание академика гравюры Петербургской Академии искусств.   

                                                    Иллюстрации в учебнике. С. 93

Также Т. Шевченко-художник выбирал путь реалистичного отражения жизни, брал темы из истории украинского народа («Катерина»).                                             

                                                    Иллюстрации в учебнике. С. 90-91

 

Значительный вклад в искусство графики внес С. Васильковский,  Л. Жемчужников, В. Тропинин.

                                                 Иллюстрации в учебнике. С.90, 91, 93

 

   М. Мурашко первым выполнил портрет Т. Шевченко для издания «Кобзаря».

 

 

2. Декоративно-прикладное искусство

Одним из давних народных промыслов  считается художественная резьба по дереву. Кроме домов, из дерева изготавливали вещи домашнего обихода, мебель, игрушки и др. часто все эти изделия украшали резьбой и орнаментом растительного, геометрического характера. Встречались круги и полукруги.

Во 2-й половине 19в. деревянные изделия стали изготавливать и для продажи, но не для использования в быту, а как художественные, декоративные изделия.                         

                                                             Иллюстрации в учебнике. С.95

 

Также в этот период развивается писанкарство, гончарство, ткачество  (ковры, скатерти, различные бытовые полотна, фартуки, юбки и др .), вышивка (рубашки, верхняя одежда, рушники. салфетки).

Художественная роспись (стены, двери, потолки, печи, мебель. хозяйственные вещи). Наиболее распространенные мотивы орнамента - цветы. Отсюда название - «Цветочные хаты».

 

Иллюстрации в учебнике. С.96-99

 

 

V. Подведение итогов урока

Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, понимание красоты. Изделия ДПИ, произведения живописи отражают самобытность народа, его художественный гений, знакомят нас с обычаями, которые учат понимать, творить и любить прекрасное.

 

 

VI. Домашнее задание

- Учебник с.83-89 + выучить конспект.

-  Продолжить оформление альбома «История и культурное наследие моего народа»: «Символика элементов писанок», «Символика элементов вышивки».

-     Рабочая тетрадь. С. 17-18

 

Урок № 9.

Тема.   Народная музыка: социально и семейно-бытовые песни.   М. Вербицкий: история создания произведения  «Ще не вмерла Україна».   Н. Лисенко – основоположник национальной композиторской школы в Украине

1. Семейно-бытовые и социально-бытовые песни.

2. Знчение творчества С. Гулака-Артемовского, Н. Лисенко,            М. Вербицкого

3. История создания Государственного Гимна Украины

Цели:

Обучающая: продолжить изучать развитие художественной культуры Украины; раскрыть особенности украинской музыкальной культуры 18-19 в.; познакомить с творчеством выдающихся композиторов и культурных деятелей того периода; с историей создания Государственного Гимна Украины;

Развивающая: развивать интерес к культурному наследию родного края; формировать и развивать национальное самосознание; развивать умение сравнивать украинскую художественную культуру прошлого и современности, умение обосновывать оценочные суждения образцов украинского искусства;

Воспитательная: воспитывать высокую духовность на основе общечеловеческих ценностей, интерес к музыкальному украинскому искусству.

Тип урока: комбинированный

Наглядность: иллюстрации в учебнике

Основные понятия темы:    С. Гулак-Артемовский,  Н. Лисенко,   М. Вербицкий

Ход урока

I. Организационный момент

Беседа

- Что такое графика?

- Какие виды графики вам известны?

- Дайте определение тиражной графики.

- На какие виды она делится?   

- Перечислите известные вам виды ДПИ   2-й половины 19в.

 

2. Заслушивание творческих докладов на тему «История и культурное наследие моего народа»: «Символика элементов писанок», «Символика элементов вышивки».

 

3. Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради (С. 17-18).

 

Оценивание и выставление оценок.

Мозговой штурм

- Вспомните, чем характеризуются социально - бытовые песни украинского народа.

 

Учитель: в социально-бытовых песнях отражалась, как правило, картина исторического быта украинцев, их мечты о справедливости, стремление к воле, непреодолимое желание освободиться от национально-религиозного и феодально-крепостного гнета.

 

Выделяют следующие циклы социально-бытовых песен:

· казацкие (воспевались различные события из жизни казаков);

· гайдамацкие ( схожи с казацкими). Воспевали борьбу украинского народа против национально-религиозного и феодально-крепостного гнета.

· бурлацкие ( воспевали жизнь бурлаков, которые нанимались грузчиками и чернорабочими на рыболовецкие судна ).

· крепацкие (осуждали панщину и крепостной труд селян).

· солдатские, сиротские и др.

Мозговой штурм

- Вспомните, чем характеризуются семейно - бытовые песни украинского народа.

 

Учитель: в семейно-бытовых песнях воспевались наиболее важные события в семейной жизни селян, отражались их взгляды, мораль.

Виды семейно-бытовых песен: песни о семейной жизни, о любви, шуточные, колыбельные, детские и т.д.

2. Значение творчества С. Гулака-Артемовского, Н. Лисенко, М. Вербицкого

Мозговой штурм

- Как называлась первая украинская опера («Запорожец за Дунаем»)?

- Кто былавтором первой украинской оперы (Семен Гулак-Артемовский)?

- Где и когда впервые была представленапервая украинская опера «Запорожец за Дунаем» украинского композитора, певца, актера, драмтурга Семена Гулака-Артемовского (на сцене Мариинского театра в Петерберге в 1863г.)?

Учитель:

Семен Гулак-Артемовский – украинский композитор, певец, актер, драмтург, автор первой украинской оперы «Запорожец за Дунаем», которая с огромным успехом прошла на сцене Мариинского театра в Петерберге в 1863г.

Николай Лысенко



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.213 с.)