Объективные и субъективные показатели самоконтроля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объективные и субъективные показатели самоконтроля



 

Существуют субъективные и объективные методы самоконтроля. К субъективным методам относится: самонаблюдение, по которому дается оценка общего самочувствия, аппетита, сна, физической и умственной работоспособности, на­строения адекватности реакций на бытовые и производственные ситуации. Благо­приятной реакцией на физические нагрузки считаются бодрое самочувствие, хоро­шее настроение, ясная погода, высокая работоспособность - как умственная, так и физическая, легкость во всем теле, упругость походки, хороший сон и аппетит, ров­ное отношение к окружающим.

Наиболее доступными объективными методами самоконтроля являются на­блюдения за частотой сердечных сокращений (ЧСС) и величиной артериального давления, О функционировании сердечно-сосудистой системы можно судить по индексу Кердо (И.К.), который рассчитывается по формуле: И. К. =Д / П, где Д - диастолическое давление, П - пульс в 1 мин. В норме этот показатель равен единице, а при нарушениях нервной регуляции сердечно-сосудистой системы его значения оказываются больше или меньше единицы. Можно также использовать коэффициент, экономивший кровообращения (КЭК), который указывает на выброс сердцем крови за 1 минуту и подсчитывается по формуле: КЭК - (С - Д) • П, где С - систолическое давление, Д - диастолическое, П - пульс в 1 мин. В норме показатель КЭК равен 2600, увеличение КЭК сви­детельствует о напряженности в работе сердечно-сосудистой системы.

Помимо объективных методов определения физической работоспособности, изложенных выше, существуют педагогические методы исследования физической подготовленности. С их помощью можно определять состояние мышц и суставов, сердечно-сосудистой системы, а также выяснить какие отделы и системы развиты слабее других. Динамика показателей будет свидетельствовать об улучшении или ухудшении физической подготовленности. В связи с этим появится возможность коррекции содержания и методики общей физической нагрузки или отдельных форм занятий.

 

 

Список литературы

 

22.  Алексеев, С.В. Спортивное право. Трудовые отношения в спорте: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Физическая культура и спорт " / С.В. Алексеев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. - 647 c.

23.  Алексеев, С.В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Физическая культура и спорт" / С.В. Алексеев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. - 687 c.

24.  Алексеев, С.В. Спортивное право России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Физическая культура и спорт" / С.В. Алексеев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. - 695 c.


ТЕМА 11. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ППФП) СТУДЕНТОВ

План

 

11.1. Краткая историческая справка

11.2. Личная и социально-экономическая необходимость специальной физической подготовки человека к труду в современных условиях

11.3. Основные факторы, определяющие содержание ППФП студентов

11.4. Дополнительные факторы, влияющие на содержание ппфп

11.5. Методика подбора средств ппфп и видов спорта

11.6. Особенности ППФП студентов на учебных занятиях и во внеурочное время

 

 

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

 

История развития профессионально-прикладной физической подготовки связана с общей историей физической культуры и отражает лишь её прикладную сто­рону - влияние физкультуры и спорта на подготовку человека к труду

Начало формирования системы физической культуры восходит к первобытно­общинному строю. Данные этнографии и археологии показывают, что физические упражнения и игры выделялись в самостоятельный вид деятельности из движений труда' и жизненно необходимых навыков (период от 40-х до 25-х тысячелетий до н.э).

Яркими примерами использования физических упражнений в прикладных це­лях являются системы подготовки в Древней Греции и Римской империи. В Спарте и Афинах каждый ребёнок с 7 лет занимался гимнастикой и фехтованием, верховой ездой, плаванием, бегом, а с 15 лет - борьбой и кулачным боем.

История создания отечественной системы физического воспитания восходит к реформам Петра I, направленным на развитие просвещения, науки, культуры и фи­зической культуры правящего класса. В частности, физическое воспитание было введено в качестве обязательного предмета в военных и некоторых гражданских учебных заведениях.

Положительное использование результатов физический подготовки в оборон­ных целях ярко проявилось в период Великой Отечественной войны, когда совет­ские спортсмены активно участвовали в боях с фашистами и в подготовке резервов Красной армии. Наши воины на фронте и в тылу проявляли беспримерную храб­рость, прекрасную физическую подготовку, закалку, силу и выносливость Препода­ватели Ленинградского института физической культуры им П Ф. Лесгафга в составе 13 особых отрядов, в первые дни войны ушли в тыл врага В течение первого года войны они уничтожили около 3 000 фашистов, взорвали 87 железнодорожных мостов, ими пущено под откос более 1000 вагонов врага. В Москве была создана отдельная мотострелковая бригада особого назначения войск НКВД, основу, которой составили воины-спортсмены, добровольцы из ДСО «Динамо». За героизм 22 человека были награждены званием Героя Советского Союза, многие - орденами и меда­лями.

В настоящее время усилия специалистов физической культуры направлены на разработку и внедрение в практику системы специальной психофизической подго­товки к конкретным видам труда в промышленности, сельском хозяйстве и другим многообразным видам деятельности, в том числе и в подготовке будущих выпускников вузов.

 

ЛИЧНАЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЧЕЛОВЕКА К ТРУДУ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

Специальная физическая подготовка человека труда, её необходимость обу­словлены влиянием производственной деятельности и условий, в которых она про­текает. При этом необходимо учитывать влияние искусственной технической среды, окружающей человека в быту и на производстве и отрицательно влияющей на орга­низм и работоспособность

Современное производство характеризуется также высоким эмоциональным напряжением, которое при недостаточной двигательной активности усиливает неблагоприятное влияние условий труда на человека.

Решение вопросов подготовки специалистов к конкретным видам деятельности осуществляется через физическое воспитание, имеющее важную роль в приспо­соблений занимающихся к новым и известным формам современного труда. При этом физическое воспитание осуществляется с учётом особенностей будущей про­фессии.

В связи с этим, профессионально-прикладная физическая подготовка является одним из основных направлений системы физического воспитания. Она должна формировать прикладные знания, физические и специальные качества, умения и навыки, которые способствуют достижению объективной готовности человека к ус­пешному выполнению профессиональной деятельности.

Под специальными качествами здесь принято понимать возможность противо­стояния к специфическим воздействиям внешней среды: устойчивость к укачива­нию, гипоксии, работе в вынужденной позе и т.д.

Задачи, решаемые ППФП в высшей школе, следующие:

ускорение профессионального обучения;

достижение высокой работоспособности и производительности труда в из-

использование средств физической культуры для активного отдыха и восста­новления работоспособности в периоды работы и отдыха;

обучение внедрению физической культуры и спорта в будущем профессио­нальном коллективе.  

 

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ППФП СТУДЕНТОВ

 

В теории физического воспитания принято выделять следующие факторы, оп­ределяющие общую направленность ППФП.

1.    Изменение места и функциональной роли человека в производственном процессе. В современном производстве человеку, не имеющему специальной физи­ческой подготовки, все труднее управлять сложными, гибко меняющимися технологическими процессами. Поэтому физическое состояние, работоспособность, точ­ность исполнения своих функций вo многом определяются эффектностью ППФП.

2.        Действие закона перемены и разделения труда предполагает развитие у спе­циалистов важных дли деятельности психических, физических и двигательных воз­можностей с целью быстрой смены специализаций внутри профессий либо к безбо­лезненному переходу oт одного вида трудовой деятельности к другой. Kpoмe этого,  узкая специализация во многих профессиях ведёт к монотонности труда, вредно действующей на человека, что требует учёта таких проявлений при организации ППФП

3.    Необходимость обеспечения высокого уровня интенсивности длительности и производительности труда во многом определяется индивидуальными физически­ми возможностями трудящегося. С помощью направленных воздействий физической культуры и спорта возможно повышение уровня функциональных резервов ор­ганизма; физической и эмоциональной устойчивости; снижение заболеваемости; ускорение процесса врабатываемости в привычных и новых видах труда, длительное сохранение высокого темпа труда без существенных ошибок.

К факторам, непосредственно обусловливающим содержание ППФП студен­тов, принято относить формы труда специалистов данного профиля, условия и ха­рактер их труда, режим труда и отдыха, особенности изменений работоспособности
в процессе труда.     

Формы труда. Нужно отметить существенное взаимопроникновение умствен­ного труда в профессии людей физического труда при постоянном повышении доли последнего. К таким видам деятельности можно смело отнести труд геологов в пе­риод полевых работ, космонавтов в полете, хирургов при длительных операциях, труд представителей военных специальностей (танкистов, моряков, десантников). В то же время разделение труда на умственный и физический весьма условно и требует как бы «адресного» применения средств ППФП на основе данных изучения конкретной трудовой деятельности.

Условия труда - это продолжительность рабочего дня, напряженность труда, комфортность или вредность условий работы.

Эти факторы определяют необходимость возможного устранения недостатков условий труда (шума, загазованности, плохого освещения, неправильного располо­жения рабочего места и т.д.), а также - защиту работника от этих факторов, в том числе - рационализацию режима труда и отдыха, улучшение ППФП, в зависимости от условий труда.

Характер труда - определяющий необходимость наличия знаний о величине физических и эмоциональных напряжений в будущей профессии Следует знать, что «внутри» любой профессии инженера имеются различные физические и психиче­ские нагрузки, необходимы разные по уровню требований знания, умения и навыки Это может зависеть от определенной должности, специализации и пр. В связи с этим требуются направленные применения средств физической культуры и спорта в ре­жиме труда и отдыха и специальные знания по применению физических упражне­ний с целью профилактики профессиональных заболеваний.

Правильный режим труда и отдыха - это создание предпосылок к повышению производительности труда при сохранении работоспособности и здоровья работаю­щих. Это понятие включает:

рациональное время начала и окончания труда;

правильную организацию внутрисменного труда, использование пассивного и активного отдыха, производственной гимнастики;

график сменности работы;

правильный график очередных отпусков;

применение средств физической культуры в свободное время.

Динамика работоспособности в процессе труда, определяется «кривой» работоспособности. Она может составляться на основе объективных данных изменения
психофизиологических и технико-экономических показателей деятельности, в том
числе, величины выработки; времени выполнения трудовых операций; частоты
пульса; величины АД; мышечной силы; тремора; частоты дыхания; показателей
внимания; скорости сенсомоторного реагирования и др. Здесь же необходимо учесть
суточные колебания работоспособности, недельные, условия труда (например, выполнение месячного плана и др.).

Планируя применение ППФП, следует учесть наличие трёх фаз изменения работоспособности - врабатывания, высокой и устойчивой работоспособности и, наконец, - снижения работоспособности.

В течение рабочей недели работоспособность также имеет характер фазовой кривой. Следует учесть, что на работоспособность существенное влияние оказывают характер труда, периоды деятельности конкретного предприятия, его экономическое положение и др. Фазовый характер имеет работоспособность также в течение месяца, года.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ,

ВЛИЯЮЩИЕ НА СОДЕРЖАНИЕ ППФП

 

Индивидуальные особенности будущих специалистов. Выпускникам полезно знать особенности организации ППФП с женским контингентом, а также с лицами, отнесенными к специальной медицинской группе. Необходимо также учитывать возраст и его психофизические реакции на труд. Считается, что, наиболее продук­тивным возрастом для трудовой деятельности является возраст от 20 до 40 лет. В этот период * наименьшая утомляемость и быстрое восстановление после нагру­зок, наблюдаемые по многим показателям (например, время реакции). Однако при соответствующей тренировке эти показатели могут сохраняться и даже улучшаться и в более позднем возрасте.

Географо-климатические особенности региона и условия будущей работы специалистов (Крайний Север и Юг, степная и болотистая местности, замкнутые пространства, центр и перифериях безусловно, вносят свои особенности в ППФП. Направленность ППФП в связи с условиями предстоящей работы должна обеспечи­вать специальную подготовленность к труду, неспецифическую адаптацию к силь­нодействующим раздражителям, таким как жара, Холод, горная гипоксия, устойчи­вость к влиянию радиации, инфекций. В этом направлении используются как конкретные виды спорта, так и отдельные упражнения, направленно формирующие не­обходимые знания, умения, навыки, специальные качества. Большую пользу для правильной организации ППФП окажут изучение основных положений отделов НОТ (научной организации труда), составление профессиограмм и психограмм, с выявлением нужных для работы прикладных знаний, умений и навыков, физических и специальных качеств. Это позволит выбрать и верно применить необходимые средства физкультуры и спорта для данного вида труда.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.021 с.)