Тема 4. , тема 5. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. , тема 5. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности.



СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

План

 

4.1. Объективный и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов

4.2. Типичные особенности жизнедеятельности студентов в период экзаменов

4.3. Влияние на работоспособность периодических ритмических процессов в организме

4.4. Работоспособность и общие закономерности изменения ее у студентов

4.5. Объективные и субъективные признаки усталости утомления и переутомления, их причины и профилактика

4.6. Особенности рационального использования малых форм физической культуры в режиме учебного труда студентов

4.7. Роль оздоровительно-спортивного лагеря в оптимизации условий жизнедеятельности студентов

4.8. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов

ОБЪЕКТИВНЫЙ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ОБУЧЕНИЯ И РЕАКЦИЯ НА НИХ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ

 

Поступление в высшее учебное заведение у большинства молодых людей связано со значительными изменениями привычного школьного ритма жизни. Этот период совпадает с переходом от юношеского возраста к началу взрослого этапа жизнедеятельности, когда происходит совершенствование адаптационно-компенсаторных механизмов и высшей деятельности организма.

От него во многом зависит здоровье на будущие годы, а значит плодотворная учёба и дальнейшая трудовая деятельность.

Сдача выпускных экзаменов в школе, подготовка и поступление в институт происходят за короткий срок связаны с большим умственным напряжением и нагрузкой на центральную нервную систему. Новые условия характеризуются интенсивной учебной нагрузкой, общественной деятельностью и иными жизненными ситуациями.

В этот сложный период изменяются элементы социальной адаптации личности, осуществляется переход к самостоятельной активной деятельности, характерной для взрослого человека. Возникают существенные трудности, особенно для приез­жих, вызванные отдаленностью от своей семьи, включением в новый коллектив, усложненными взаимоотношениями между студентом и преподавателями, между собой (А.В. Петровский, 1982 г).

Cтpyктypa и условия учебной деятельности усложняются - увеличивается количество преподавателей, объем учебной работы (т.е. лекционные, семинарские и самостоятельные занятия), изменяются формы и методы преподавания, повышаются педагогические требования, отсутствует ежедневный контроль за усвоением боль­шого объема материала.

В то же время нужно отметить, что именно в возрасте 17 - 25 лет (студенче­ским, как его называют) наблюдается оптимизация в развитии почти всех функций и систем организма: быстрые реакции анализаторов (слуховых, зрительных, нейросенсорных) на внешние раздражители, повышенная лабильность (подвижность) нерв­ных и эмоциональных процессов, наибольшая пластичность и выносливость регуляторных механизмов высших отделов нервной системы (коры головного мозга). Это выражается в высокой скорости мыслительных процессов запоминания и переклю­чения внимания с одного вида деятельности на другой, повышенной познавательной деятельности, быстроте решения вербально-логических задач, повышенном интере­се к новизне.

Ряд авторов полагает, что оптимум развития интеллектуальных показателей и эмоциональной сферы располагается между 18-20 годами.

В связи с вышеизложенным следует отметить, что у студентов имеются все возможности с биологической и психической точек зрения работать 10-12 часов в сутки, но при условии соблюдения режима сна и питания, двигательной активности и отдыха.

По академическим нормам учебная загруженность не должна превышать 36 часов в неделю. Однако в действительности рабочая неделя студента составляет от 40 до 42 часов. При этом, по данным ряда исследователей, отмечается неравномерность распределения учебной нагрузки, а значит, и вынужденное нарушение учебного режима.

 

ТИПИЧНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНОВ

 

Критическим и сложным фактором адаптации студентов является экзаменационный период - один из вариантов стрессовой ситуации, протекающей в большинстве случаев в условиях дефицита времени и характеризующейся большой ответственностью с элементами неопределенности: сдаст студент экзамен или нет, какую оценку получит и т п. Степень напряженности в период экзаменов зависит от подготовленности студента и его личностных особенностей.

Необходимо отметить, что в период экзаменов помимо перегрузки центральной нервной системы происходят значительные сбои в кардиореспираторной т.е. сердечнососудистой и дыхательной системах (Г.Ф, Довгялло, 1986 г.). У группы студентов в количестве 50 человек за час до экзамена были сняты электрокардиограммы и подсчитано число дыханий в одну минуту. В результате у 48 человек зарегистрированы различные отклонения по электрокардиограмме и значительное (30-40 против 16-ти) учащение дыхания в покое.

Исследования крови выявили повышенное содержание сахара в ней. При этом следует отметить, что эмоциональная реакция, как правило, бывает комбинирован ной, то есть нельзя сказать, что в организме происходят изменения «в чистом виде» например только со стороны сердечнососудистой или другой систем.

В то же время нельзя однозначно сказать, что выявленные отклонения свидетельствуют о каком-либо заболевании, так как даже значительные количественные.

Изменения биохимических показателей и различных психофизиологических функций в сторону повышения или снижения в одном случае могут свидетельствовать о положительном, необходимом для организма влиянии, а в другом случае - о неблагоприятном, даже вредном.

Здесь, наверное, следует вспомнить об открытии Ганса Селье - «Стресс и его влияние на организм», о котором уже говорилось в лекции 2.

Известно, что эмоциональный стресс представляет собой в одно и то же время и отрицательное явление, вредное для организма, и положительное, необходимое для его жизнедеятельности и совершенствования.

Учебными стресс-факторами отрицательного действия являются плохие отметки, конфликтные ситуации с преподавателями, недостаточная подготовка, дефицит  времени, темп и скорость экзаменационного периода, необходимость при подготовке к экзамену усвоения большого объема учебного материала, ночные работы, состояние неопределенности и т. д.

Их антиподы - комфорт и удовлетворение от проведенной работы (досрочная сдача экзаменов и зачетов, положительные отметки и т. п.).

Как было уже отмечено, однократные функциональные сдвиги в организме под влиянием стресса не представляют опасности и рассматриваются как биологи чески целесообразные реакции организма для преодолений затруднительных ситуаций. Однако экзаменационные стресс-факторы действуют многократно и вызванные ими функциональные сдвиги после окончания экзаменов не восстанавливаются длительное время. Ведь адаптационные запасы (резервы) организма не безграничны, и даже при быстром восстановлении какой-то след от стресса остается.

Вот почему всегда надо помнить, что резервы нашего организма следует использовать постепенно, особенно в студенческом возрасте, когда и резервов в из­бытке и стрессов достаточно. Огромную неоценимую помощь в повышении работо­способности (как умственной, так и физической) для снижения эмоциональных пе­регрузок оказывают занятия физической культурой. В предыдущих лекциях уже го­ворилось об адаптации организма, роли и влиянии физических нагрузок на различ­ные системы жизнедеятельности занимающихся. Отмечалась взаимосвязь организма с внешней средой и, в частности, подверженность его биоритмам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.007 с.)