Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Влияние на работоспособность периодических ритмических процессов в организме
Рядом исследователей (Н.Я. Перной,1925 г., Жпиаже,19б9 г., Е. Roberts) выявлена подверженность творческой деятельности циклическому характеру, обусловленному биоритмами. Как правило, высокий подъем работоспособности у человека наблюдается с 8 до 12 и с 17 до 19 часов, так как активизируются почти все функции организма. В то же время дважды отмечено снижение психофизиологических функций в течение су ток; с двух до трех и с 13 до 15 часов. В связи с этим целесообразно самые трудные предметы планировать на часы высокой работоспособности, менее сложные предметы переносить на другое время и чередовать занятия с перерывами для проведения специальных форм физической культуры, сопровождающихся функциональной музыкой. Занятия в ночные часы не рекомендуются. Исследования в области биоритмологии выявили периоды повышенной активности головного мозга через каждые полтора часа. Эти данные послужили материалом к рекомендуемым формам физических упражнений с целью повышения умственной работоспособности, о которых мы будем говорить ниже. Некоторые исследователи выявили в месячном цикле так называемые «хорошие» и «плохие дни». Установлены 23-суточный физический, 28-суточный эмоциональный и 33-суточный интеллектуальный циклы. Каждый из них имеет дни макси мольной активности: в физическом цикле -12-е сутки, в эмоциональном 16-17-е сутки. Обучение будет более качественным, когда происходит совпадение положительных показателей, имеющихся у каждого человека. В течение недели, как показывает опыт, наиболее результативными являются вторник, четверг и пятница, а не результативными - понедельник и суббота. Выявление высокопродуктивных и низ копродуктивных дней имеет большое значение для организации обучения, но на практике это невозможно ввиду многих объективных причин (большое количество студентов при недостаточности аудиторного фонда, лабораторных классов, спортивных залов и т. п.). Занятия проводятся, студенты занимаются и это означает, что студент не может преодолеть «плохие», так называемые «критические дни». Благодаря высокой лабильности центральной нервной системы в студенческом возрасте происходит процесс затягивания биологических циклов под влиянием каких-нибудь внешних факторов. Это не должно быть- постоянным. Например, во время подготовки к экзамену, некоторые студенты бодрствуют порой до 2-х часов ночи и позднее, т.е. сокращают длительность сна. Утром им приходится вставать, работать. Это не может и не должно продолжаться длительное время, т.к. хроническое нарушение согласованности режимов учебного дня, питания, отдыха, сна и двигательной активности может привести не только к снижению работоспособности, но и к развитию предпатологических явлений в организме.
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ЕЕ У СТУДЕНТОВ
Человек трудятся благодаря наличию дееспособности и работоспособности. Дееспособность означает умение формировать целесообразную деятельность, создавать ее качественную сторону. Но никакое дело не может быть доведено до конца, если человек, занимаясь им, одновременно не «включает» способность выполнять определенный вид работы в течение заданного времени и поддерживать его высокие качественные и количественные показатели. Работоспособность бывает потенциальная и фактическая. Потенциальная характеризуется максимумом целесообразной деятельности, которую человек в состоянии выполнить при мобилизации всех резервов организма. Истощение этих резервов приводит к тяжелым, часто необратимым нарушениям здоровья. Фактическая работоспособность осуществляется и это главное - при условии нормального восстановления расходуемых ресурсов организма в соответствий с суточной периодикой, ритмом труда и отдыха. Другими словами, где бы человек не работал, он должен расходовать только часть своих функциональных ресурсов и в такой мере, чтобы это не воспрепятствовало их последующему быстрому и полному восстановлению. Производительность труда отражает степень реализации работоспособности Различия между производительностью труда и показателем фактической работоспособности - это ее естественные резервы. Работоспособность неодинакова у разных людей; а у одного и того же человека она изменяется в пределах определенного времени (например, рано утром она одна, а днем - другая) и зависит от многих внутренних и внешних причин: возраста состояния здоровья, профессионального опыта, физической силы, выносливости тренированности, чувства долга, сознательности, условий и режима труда и отдыха, характера выполняемой работы и т. п.
Индивидуальные факторы работоспособности - это физиологические, психологические и физические возможности, которые могут быть врожденными и приобретенными: телосложение, физические данные, мастерство, практический опыт, уровень образования и т. п. Подготовленность к труду зависит от комплексного сочетания всех вышеперечисленных параметров ее физиологического строгого следования биологически заданному ритму в течение 24-часового цикла, психологического - профессиональной и трудовой мотивации и физического уровня развития психофизических качеств, состояния здоровья. 1-я группа объединяет профессии преимущественно умственного труда (творческого, управленческого, операторского), при выполнении которого наибольшая нагрузка приходится на центральную систему при небольших затратах физической энергии. При этом процесс труда осуществляется в рабочей позе, сидя, с незначительными двигательными действиями мышц кисти и пальцев рук. Успешной деятельности людей этих профессий способствует развитие общей выносливости, что помогает поддерживать высокий уровень работоспособности, а также хорошая эмоциональная устойчивость
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.004 с.) |