Методические принципы физического воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические принципы физического воспитания



 

В науке о воспитании принципами называют особенно важные теоретико-практические положения, которые отражают общие закономерности воспитания и служат главными ориентирами направленными  к цели.

Закономерности физического воспитания получили свое отражение в ряде принципов, имеющих более или менее широкую сферу применения. Наиболее общие относятся ко всей деятельности по физическому воспитанию независимо от ее частных задач, конкретных форм и условий (общие принципы системы физического воспитания). Некоторые отражают преимущественно методические (принципы методики физического воспитания) или специфические закономерности отдельных направлений и форм физического воспитания (принципы построения спортивной тренировки).

На организованный процесс физического воспитания распространяются все общепедагогические (дидактические) принципы обучения. Однако, отражая специфику физического воспитания, они имеют особое содержание и реализуются определенными средствами и методами.        

Особенностям обучения двигательным Действиям в наибольшей степени отве­чают следующие принципы, формируемые теорией и методикой физического воспитания: сознательность и активность, наглядность, систематичность, доступность и индивидуализация.

Принцип сознательности и активности

Занимающиеся должны понимать общую цель и задали занятий физическими упражнениями. Существенной предпосылкой для развития Сознательности у студентов являются мотивы, побуждающие их заниматься физическими упражнениями. Как указывал И.П. Павлов, новые условно-рефлекторные связи легко образуются при оптимальном возбуждении отдельных участков коры головного мозга. Такое возбуждение в центрах создается при произвольном внимании человека к выполняемым действиям. Большое значение для поддержания оптимального возбуждения имеет положительная мотивация. Принцип сознательности реализуется эффективнее, если занимающимся срочно сообщить о результатах выполняемых действий.

Важно, чтобы срочная обратная связь имела количественную характеристику и не требовала дополнительных вычислений. С этой целью применяются различные тренажеры и специальная аппаратура. Сознательный характер обучения предусматривает использование студентами методов самооценки и контроля движений.

Смысл физического образования не только в том, чтобы содействовать развитию физических сил человека, но и научить каждого пользоваться ими - дать умение «с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно про изводить наибольшую физическую работу».

Принцип сознательности и активности раскрывается в следующих требованиях:

формировать осмысленное отношение и устойчивый интерес к общей цели и конкретным задачам занятий;

стимулировать сознательный анализ, самоконтроль и рациональное использование сил при выполнении физических упражнений;

воспитывать инициативность, самостоятельность и творческое отношение к заданиям.

Активность обусловлена заинтересованностью. Проблема пробуждения и развития интереса решаются в определенной мере путем подбора увлекательного материала для занятий и соответствующей их организацией. Физические упражнения по природе своей органически связаны с чувством радости, бодрости и другими положительными эмоциями, При умелой организации занятий действие этого фактора усиливается может стать одним из важнейших моментов в пробуждении и развитии интереса.

Принцип наглядности

В процессе физического воспитания наглядность играет особенно важную роль поскольку деятельность занимающихся носит в основном практический характер и имеет одной из своих специальных задач всестороннее развитие органов чувств. Чтобы правильно выполнить двигательное движение, необходимы существующие двигательные представления. Это решается двумя путями: соблюдением рациональной последовательности обучения и  комплексным использованием разнообразных форм наглядности, в частности, демонстрацией изучаемых действий и различного рода наглядных пособий, имитационными и другими подводящими упражнениями. Наглядность - неотъемлемое условие совершенствования двигательной деятельности.

В ходе освоения движения роль взаимодействия различных органов чувств не остается неизменной. Соответственно должен меняться удельный вес различных форм наглядности. В начале преобладают способы наглядного обучения для формирования зрительных образов, в дальнейшем возрастает роль двигательного анализатора Необходимо комплексно использовать многообразные пути наглядной информации и совершенствования органов чувств. Первостепенную роль в осуществлении принципа наглядности играют непосредственные контакты с действительностью. Но

иногда доходчивей является наглядность в виде кино, видеокассет и других технических средств, с помощью которых создается четкое представление о движении, Особое значение имеет связь чувственного образа и слова. Слово одно из важных средств обеспечения наглядности.

Широкое использование различных форм наглядности повышает интерес к занятиям, облегчает понимание и выполнение заданий, способствует приобретению прочных знаний, умений и навыков.

Принцип доступности и индивидуализации

Особое значение этого принципа в области физического воспитания обуслов­лено воздействием нагрузки на жизненно важные органы. Превышение физической нагрузки, соответствующей состоянию организма, дает отрицательную реакцию, то есть возникает угроза для здоровья. Основные положения, раскрывающие данный метод, - определение меры доступного. Полное соответствие между возможностями занимающихся и трудностями при выполнении упражнений означает оптимальную меру доступности. Определяя нагрузку, преподаватель должен руководствоваться, прежде всего, программами и нормативными требованиями, установленными для того или иного контингента на основе научных данных и обобщенного практического опыта.

Сведения о функциональных возможностях организма занимающихся получают путем испытаний по нормативам физической подготовленности, а также посредством врачебных обследований и педагогических наблюдений. Границы доступного изменяются в процессе обучения: то, что недоступно на одном этапе, становится выполнимым в дальнейшем.

Решающее методическое условие доступности • это преемственность физических упражнений, что соответствует общедидактическому правилу: от известного к неизвестному или от освоенного к неосвоенному.

Столь же важное условие - постепенность в переходе от одних заданий к другим, от легких к трудным, т.к. функциональные возможности организма повышаются постепенно. Следующее правило - от простого к сложному, от легкого к трудному. Легкость выполнения физических упражнений зависит от координационной сложности и величины затрачиваемых физических усилий.

Функциональные возможности организма отличаются индивидуальностью. Именно индивидуальный подход к испытуемым и создает условия для наибольшего развития их способностей. Проблема индивидуализации в процессе физического воспитания решается в двух направлениях: общеподготовительном и cпециализированном. Общеподготовительное направление ведет к освоению обязательного для всех минимума жизненно важных двигательных умений, навыков, знаний и достижению отделенного уровня развития всех физических качеств.

Специализированное направление ведет к углубленному совершенствованию в избранной спортивной деятельности. Сочетание вышеназванных направлений созда­ет условия для всестороннего и в то же время индивидуализированного физического совершенствования.

Принцип систематичности

Данный принцип предполагает непрерывность процесса физического воспита­ния и оптимальное чередование нагрузок с отдыхом.

Функциональные и структурные изменения, происходящие в организме во время и в результате занятий физическими упражнениями, обратимы Достаточно небольшого перерыва в занятиях, как начинается, угасание возникших условнорефлекторных связей, снижение достигнутого уровня функциональных возможностей и даже регресс некоторых морфологических показателей - уменьшение удельного веса активной мышечной ткани, изменение ее структурных компонентов.

Процессы, происходящие в организме во время занятий, протекают по опреде­ленным фазам.

Первая - рабочая фаза - охватывает целиком целое занятие, с одной стороны происходит реализация потенциальной работоспособности организма (повышение активности всех органов и систем, энергообразования), а с другой - постепенное ис­черпание рабочих ресурсов. Ближайший эффект отдельного занятия выражается в утомлении, снижается работоспособность с изменением энергетических балансов.

Вторая фаза относительной нормализации - рабочие сдвиги сменяются вос­становлением работоспособности, возвращением всех функциональных показателей к исходному уровню.

Третья - суперкомпенсаторная фаза - характеризуется комплексом явлений по­лучивших название «сверхвосстановление» или «суперкомпенсация», так как орга­низм не просто возвращает рабочие траты, но и увеличивает с избытком, количество энергии и белковых структур. Если за отдельным занятием следует большой пере­рыв, наступает редукционная фаза, то есть возвращение на исходный уровень работоспособности и сохранение усвоенных движений на значительно больший промежуток времени.

В связи с этим не допускаются перерывы, так как они приводят к утрате положительного эффекта занятия.

Повторяемость и вариативность. Без многократных повторений (отдельного упражнения или занятия) невозможно сформировать и упрочить двигательные навыки. Если ограничиться только повторением, это приведет к косности, поэтому существенное значение имеет противоположная черта - вариативность, т е. видоизменение упражнения, динамичность нагрузок, различные методы, обновление форм и содержания занятия.
Последовательность занятий и взаимосвязь связь между различными сторонами их содержания. Раньше всего совершенствуются функции, определяющие координацию и быстроту движений, позже достигают максимума силовые, затем появляется возможность проявления выносливости.

Принцип постепенного повышения требований (динамичности)

Переход к новым, более сложным и трудным упражнениям должен происходить по мере закрепления формируемых навыков и приспособления к нагрузкам. Организм приспосабливается не сразу, необходимо время на адаптацию, сроки приспособления зависят от величины и формы нагрузки: прямолинейно-восходящей, волнообразной, ступенчатой. При первой форме происходит повышение нагрузок с каждой недели. Постепенность обеспечивается относительно невысокими темпами и значительными интервалами между занятиями. При ступенчатой - рост нагрузок чередуется с относительной стабильностью их на протяжении нескольких занятий. В момент перехода с одной ступени на другую нагрузки возрастают более круто, чем при прямолинейной динамике, но зато моменты стабилизации более ярко выражены
Они обеспечивают приспособительные процессы в организме.  

Волнообразная форма - относительно постепенное повышение нагрузок с крутым нарастанием и последующим снижением их, затем эта «полна» повторяется вновь на более высоком уровне. Данная форма планирования изменяет, не нарушая постепенности, значительно увеличивает объем и интенсивность тренировочных на­грузок.

Волнообразные колебания нагрузок - недельной, месячной, годовой - являются как бы фоном, на который накладываются прямолинейная, и ступенчатая формы их динамики. 

Важной основой всех методов является избираемый способ регулирования на­грузки и порядок ее сочетания с отдыхом. «Нагрузкой» в физических упражнениях называют величину их воздействия на организм. Этим термином обозначают коли­чественную меру воздействия. Объем нагрузки относится к длительности воздействия, а интенсивность характеризуется силой воздействия, напряженностью функций, разовой величиной усилий. Нагрузка в различных методах физического воспитаний может быть стандартной и переменной. Структура метода определяется в значи­тельной мере тем, имеет ли нагрузка в процессе занятия непрерывный (перманентный) либо интервальный (прерывистый) характер. Отдых как составной элемент ме­тодов может быть пассивным (относительный покой) и активным (переключение на какую- либо деятельность).

Общий объем нагрузки в упражнениях циклического характера чаще всего оценивают по суммарному километражу (за отдельное занятие, неделю, месяц и т.д.), в упражнениях с отягощениями - по суммарному весу отягощений или числу подъемов (штанги и т.д.) Для определений общей интенсивности нагрузки проводят расчет «моторной плотности» занятий (отношение чистою времени, потрачен­ного на выполнение упражнений, к общему времени занятий).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.014 с.)