Автоматическое подкрепление (стимул – стимул) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автоматическое подкрепление (стимул – стимул)



· Сочетание звуков с подкреплением.

· Взрослый произносит звук (обычно тот, который хоть изредка произносит ребенок), и сразу предоставляет приятный стимул.

· Впоследствии, спонтанные вокализации ребенка учащаются за счет автоматического подкрепления.

· После того, как спонтанные реакции закрепляются, применяются процедуры установления стимульного контроля.

Например, если Вася на данный момент произносит звуки очень редко, но мы знаем, что Вася любит качаться на качели, то мы приглашаем его качаться на качели и в процессе того, когда мы качаем Васю на качели мы проговариваем те звуки, которые Вася произносит очень редко (например, «Ооо»). Мы говорим: «ооо» и качаем Васю, говорим: «ооо» и качаем Васю и таким образом мы делаем очень много повторений. Каждый раз когда качается на качели, мы говорим: «ооо» и смотрим в естественной среде в не зависимости сейчас качели, стал ли Вася произносить: «Ооо». Если стал чаще произносить «Ооо», в прошлом он произносил звук один раз в день, а сейчас произносит «Ооо» 5 раз в час. Значит мы можем перейти к установлению стимульного контроля.

Высоко вероятностная серия заданий («Поведенческий импульс»)

· Как только ребенок начинает бегло имитировать моторные действия, в серию моторных моделей включаются вокальные стимулы.

· Обычная пропорция – 3:1.

· Поощрения предоставляются только за эхо-реакции.

· Обучение проводится в быстром темпе.

Формирование такт-реакций.

Репертуар такт-реакций является одной из первоначальных целей большинства обучающих программ.

Ребенок должен комментировать и наименовать предметы, действия, характеристики предметов, предлоги, абстрактные понятия, чувства, эмоции и т.д.

Основной задачей является привести вербальный оперант под контроль невербального стимула.

Формирование такт-реакций:

- Если у ребенка отсутствует репертуар манд-реакций, то прежде чем начать обучение такт-реакциям, следует начать обучение манд-реакциям.

- Если ребенок не может имитировать речь, то прежде нужно сформировать эхо-реакции.

- Если у ребенка серьезная проблема с поведением или сотрудничеством, то сначала следует начать работу над коррекцией НЖП.

- Если ребенок с легкостью имитирует движения и слова, и у него уже есть несколько реакций манд в репертуаре, можно приступать к работе над такт-реакциями.

Выбор целей для обучения:

- Существительные (предметы), которые ребенок использует в обиходе.

- Мотивационные предметы (комбинация манд и такт).

- Выбор слов, которые ребенок уже умеет имитировать.

- Выбор слов, которые легко произносить.

- Выбор слов, которые отличаются друг от друга (не рифмуются, не начинаются на одну и ту же букву).

- Выбор предметов, которые ребенок различает как слушатель.

На начальных этапах желательно избегать обучение предлогам, местоимениям и прилагательным!!!

Базовая процедура обучения такт-реакциям основывается на переносе контроля с словесной подсказки (эхо) на невербальный стимул.

Для применения этой процедуры у ребенка должны быть навыки словесной имитации.

Учитель показывает стимул (предмет или картинку) и добавляет словесную подсказку, и постепенно прекращает использовать словесную подсказку.

Базовая процедура обучения такт:

1 этап. Невербальный стимул, Словесная подсказка

2 этап. Невербальный стимул

Некоторые затрудняются научиться называть таким образом, поэтому можно начать с называния мотивационных стимулов.

- ВАЖНО, после реакции не предоставлять доступ к мотивационному предмету, а использовать словесное поощрение/похвалу (ИНАЧЕ ТАКТ ПРЕВРАТИТСЯ В МАНД!!!)

- Лучше использовать карточки с изображением стимулов, а не предметы.

- Иногда МОЖНО использовать дополнительную словесную подсказку: «Что это?», но в данном случае следует сделать перенос на невербальный стимул как можно быстрее.

1. Наименование действий (глаголы) – контролирующий стимул – движение (НЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ!!!)

2. Наименование признаков (прилагательные) – формирование понятий с помощью метода дифференцировки стимула.

3. Наименование эмоций – контролирующий стимул – личное событие (не изображение). Обучение проводится с помощью внешних проявлений и косвенных реакций.

Формирование навыка по ФХК

Преимущества:

1. Развитие комплексных навыков слушателя.

2. Содействие развитию интравербализации.

Основное отличие данной сферы от простого различения стимулов заключается в том, что ребенок должен научиться распознавать стимулы не по наименованию, а по их описанию.

В процессе формирования речевого поведения, вербальные стимулы постепенно усложняются и могут содержать несколько вербальных компонентов.

 (Например, «Найди животное, которое живет в воде и на суше»)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.006 с.)