Формирование навыка социального взаимодействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование навыка социального взаимодействия



Навыки социального взаимодействия - это комплексные навыки, их сложно анализировать.

Социализация – это:

- навыки самопомощи

- навыки поведения в обществе

- навыки трудовой занятости

- навыки общения со сверстниками

Навыки общения со сверстниками тоже сложно поддаются определению.

Важно помнить, что недостаточно конкретная формулировка целей ведет к неэффективной работе!

Навыки говорящего: обращаться с просьбами, комментирует события, повторяет действия и слова, ведет диалог, читает, пишет.

Навыки слушателя:

- побуждение к беседе (взгляд в глаза, нахождение рядом с собеседником, привлечение внимания);

- поощрение реакций говорящего (качание головой, взгляд в глаза, реакция на просьбы, подавление собственных желаний);

- реагирование на обращение говорящего (выражение эмоций, выполнение действий, быстрота реакций, вербальные реакции).

Формирование навыков социального взаимодействия = сформирование навыков слушателя.

Навыки социального взаимодействия:

- Первичные навыки определяются как способность ребенка находиться в окружении сверстников, не мешая и не досаждая им, как способность следить взглядом за движениями сверстников, играть в их окружении, обращаться к сверстникам с просьбой и реагировать на просьбы и обращения сверстников.

- В дальнейшем обучение навыкам социального взаимодействия включает обучение совместным действиям (соблюдение правил игры и очередности), ведение разговора на общую тему, участие в групповых и подвижных играх, понимание перспективы другого человека, координации действий и т.д.

 

Оценка и развитие навыков социального взаимодействия. (5 сфер):

1. Социальное обучение (социальная имитация, поиск информации, следовать за сверстником/группой сверстников, косвенное обучение (с помощью последствий, происходящих после поведения сверстников)).

2. Социальная осведомленность (распознавание социальных и родственных связей, правила поведения в определенных местах, распознавание скрытого смысла высказывания, понимание перспективы другого человека, распознавание черт характера).

3. Социальная коммуникация (поощрение и похвала других, просьба о помощи и об одолжении, принесение извинений, споры, дискуссии и убеждения, ведение беседы).

4. Социальное взаимодействие (реагирование на обращения сверстников, проявление инициативы к социальному взаимодействию (в игре, в повседневной жизни, предложение помощи), реципрокность и сотрудничество, выбор сверстников для социального взаимодействия, взаимодействие в команде, реагировать на буллинг, прерывать других, хранить секреты, делиться).

5. Социальная привязанность (близость, совместное внимание, совместные интересы, выражение эмпатии, поддержание дружеских отношений).

Стратегии формирования навыков социального взаимодействия:

- Обучение – DTT

Использование различных форм обучения:

- структурированный формат (1:1, 2:1)

- групповой формат: фронтальный формат и игровой формат.

- Видеомоделирование – использование видеороликов для обучения социальным навыкам является эффективным и широко распространенным методом.

- Социальные истории – разрабатываются индивидуально, для конкретного ребенка.

Социальные истории включают:

1. Описательные предложения – рассказывают о том, что люди делают в конкретных социальных ситуациях, и определяют, где эти ситуации происходят, кто в них участвует, что эти люди делают и почему.

2. Перспективные предложения – описывают реакции других людей, чтобы человек узнал точку зрения окружающих на эту ситуацию. (внутреннее состояние людей, их мысли, чувства и настроение).

3. Директивные предложения – описывают желательный и подходящий образ действий в данной ситуации. Предложения строятся в утвердительной форме, объясняя в позитивных терминах, какое поведение является желательным.

Социальная история прочитывается 1-2 раза в день (иногда, в специфических ситуациях).

* Может включать пересказ и обыгрывание ситуации.

- Дифференцированное подкрепление и системы самоуправления:

- подкрепление целевых реакций и коррекция мешающего поведения

- разработка системы для отслеживания собственного поведения.

Генерализация

Генерализация позволяет овладеть навыком в полной мере.

- использовать навык в любых условиях;

- демонстрировать навык на высоком уровне;

- различать и обобщать разные понятия.

Например, мы научили Петю отвечать на 25 вопросов по ФХК (умеет отвечать: «что летает?» - самолет, «что птица?» - голубь, «что нужно чтобы забивать гвозди?» - молоток). Однако научившись отвечать на 25 вопросов по ФХК, это не говорит о том, что у ребенка полностью сформировался навык обусловленного различения и он может отвечать на любые вопросы по ФХК, в независимости от того, о чем его спрашивают (о предметах, речевых понятиях). Следовательно, когда ребенок научился отвечать на 25 вопросов по ФХК – это хорошо, но мы должны увидеть, что ребенок умеет отвечать на такие вопросы, даже когда они немного варьируются (например, вместо вопроса «Что нужно чтобы забить гвозди?» мы скажем: «Папе нужно забить гвозди, чтобы отремонтировать шкаф. Что ему нужно?» ребенок здесь тоже должен ответить «молоток»). Т.е. в независимости от того, как сформулирована фраза по ФХК, ребенок должен на нее ответить. Также важно понимать, что ребенок умеет не только произнести слово «молоток», но если молоточек маленький, он может сказать слово «молоточек» и увидев, что это молоток не которым забивают гвозди, а который является частью музыкального инструмента, то он может переформулировать название этого предмета и вместо слово «молоток» говорить «молоточек» или если большой молоток, сказать «молот». Т.е. топография реакций тоже может изменяться.

Если генерализация НЕ происходит…

- работа поведенческого аналитика будет неэффективной;

- низкая социальная значимость;

- работа поведенческого аналитика не соответствует профессиональным и этическим стандартам.

Определение генерализации

- Генерализованное изменение поведения имеет место, если выученное поведение происходит в другое время, в другом месте и без необходимости обучения заново для данного места или времени. А также если появляется функционально схожее поведение, которому не обучали на прямую.


- Генерализация происходит в том случае, когда для дополнительных изменений не нужны дополнительные манипуляции. Или, когда степень манипуляции намного меньше, чем в случае прямого вмешательства.

Виды генерализации:

1. Ситуационная генерализация – степень способности учащегося осуществить целевое поведение в условиях/ситуациях, отличных от учебных.

Например:

- Ребенок произносит слово «красный» когда видит красную карточку, и когда видит темно красную машинку, и когда спрашивают: «Какого цвета помидор?».

- Ребенок научился в классе играть в компьютерную игру в интернете. И когда пришел домой –продолжил играть в эту же игру.

2. Топографическая генерализация – способность ученика без предварительного обучения проявлять реакции, функционально эквивалентные выученным.

Например:

- Коля называет кота: Кузя, Котя, Пузатик.

- Обычно Виталий открывает дверь руками, но сегодня руки были заняты сумками, он открыл дверь ногой.

3. Устойчивость поведения показывает, насколько стабильно ученик продолжает выполнять целевое поведение после прекращения (полностью или частично) вмешательства, привнесшего это поведение в его репертуар.

Например, мы учили ребенка писать ручкой в тетради. И на начально этапе мы использовали крупные прописи с крупным пунктиром, также использовали подсказку – моделирование и генерализованное поощрение – жетоны. На 2 этапе: ребенок научился писать прописи, и мы со временем уменьшили размер прописей, перестали использовать подсказки, поощрение перевели в периодический разреженный режим. На следующем этапе мы используем обычный размер прописей, не использовали подсказок и поощрений. Мы видим, что поведение сформировалось, оно сейчас происходит. Далее мы проверяем ч/з определенный период времени, например, ч/з год и ребенок по-прежнему пишет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.007 с.)