Обусловленное различение (условные дискриминации) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обусловленное различение (условные дискриминации)



Большая часть вербальных реакций находится под множественным контролем факторов в окружающей среде, содержит взаимозависимые контингентности (обусловленностей), незапланированные последствия и целый ряд разнообразных филогенетических и онтогенетических переменных.

Например, ребенок отличает из набора 3 стимулов, один стимул (кубик)

Обусловленное различение является такой переменной, которая влияет практически на все аспекты вербального и невербального поведения.

(Например, ребенок должен выбрать животное, у которого есть хобот, большие уши)

Обусловленное различение включает два вербальных стимула, объединенных в один. В данной последовательности один вербальный стимул изменяет функцию второго вербального стимула.

Например, ребенок научился отвечать на вопрос: «Как тебя зовут?» Он говорит: «Ваня». Далее задаем более сложную инструкцию: «Если бы ты был твой папа, как бы тебя звали?» и тут Ваня должен сказать ответ Петр (имя своего отца).

Например, есть понятие «Завтрак». Но если мы зададим вопрос: «С кем ты ел завтрак?», то ответ будет одним. А если мы зададим вопрос: «Когда ты ел завтра?», то ответ будет другим. Т.е. «с кем ты…» или «когда ты…» - это те вербальные стимулы, которые изменяют суть вопроса.

Различение предметов по функциям.

В данном упражнении ребенок должен научиться различать предметы по действию, которое выполняется с данным предметом («из чего можно пить?», «чем можно рисовать?»)

- Иногда данную программу нужно начинать после того, как ребенок научился выполнять различные действия с предметами, и различать эти действия.

- Иногда она служит начальным этапом для различия действий и выполнения инструкций с предметами.

Различение предметов по характеристикам.

В данном упражнении ребенок должен научиться различать предметы по определенным характерным чертам («У кого есть хобот?», «Что с колесами?»)

Различение предметов по принадлежности к определенной категории.

«Что здесь транспорт?»

Данное упражнение ребенок может выполнять если приобрел навык сортировки предметов по категориям, различения и наименования категорий.

- На начальных этапах обучение навыкам различения по ФХК вербальный стимул предоставляется в формате «дополнить фразу».

- В дальнейшем происходит постепенное видоизменение стимула - с формата «дополнить фразу» в формат вопросительного предложения, а также постепенное увеличение набора стимулов.

- Вокальные реакции, происходящие одновременно с реакциями различения, указывают на готовность ребенка к интравербализации.

- На последующих этапах можно включить чтение историй и понимание прочитанного и различение сюжетных картинок в книгах.

- Также проводится тренинг на формирование понятия отрицания (не является, не может, не делает, не будет).

Формирование дополнительных навыков:

- Навыки, имеющие отношение к события прошлого или будущего. (например, отвечает на вопрос: «Что ты видел сегодня в школе?»)

- Навыки построения последовательности. (рассказывает цепочку поведения)

 

Формирование навыков интравербализации

Основной целью, является «отвести» вербальную реакцию ребенка от таких источников контроля как манд, такт, эхо.

Перенос контроля на вербальный стимул

1 этап. Мотивационные условия, невербальный стимул, вербальный стимул

2 этап. Невербальный стимул, вербальный стимул

3 этап. Вербальный стимул

Интравербальный репертуар должен постепенно расширяться и включать:

- общие ассоциации (мама и …)

- дополнение фраз в песенках и потешках (ехали медведи на …)

- звуки животных (корова мычит …)

- дополнение фраз в контексте (сейчас ты смотришь…)

Данные стратегии помогают расширить и укрепить репертуар интравербализации и достичь беглых самостоятельных реакций в отсутствии невербальных стимулов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 707; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.004 с.)