Использование естественного подкрепления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование естественного подкрепления



- подразумевает перенос контроля с учебных на стабильные естественные условия. К этой цели можно быстро прийти, если обучать таким видам поведения, которые будут закрепляться естественными последствиями. Т.е. эта стратегия основывается на принципе, если мы изначально как цель обучения выбираем поведение, которое подкрепляется в естественной среде. Тогда больше шансов, что генерализация произойдет.

Например, если мы выбираем навык «мыть руки» и этому навыку обучаем ребенка, то есть вероятность, что такой навык произойдет в генерализованой среде, потому что, навык «мыть руки» это такой навык, которым человек пользуется в течении дня. Следовательно, есть потребность в этом навыке в естественной среде, поэтому мы, выбирая этот навык для обучения, мы способствуем для генерализации.

Поведение чаще всего поддерживает Отрицательное подкрепление, т.е. до того, как ребенок помыл руки, кто-то из взрослых заставляет и говорит: «Руки грязные, почему ты не помыл» и тогда ребенок моет руки и взрослый успокаивается. Так же можно заметить, что подкрепление предъявляется не каждый раз, а в периодическом режиме. Следовательно, когда мы планируем процесс обучения «мытье рук» на занятиях и мы видим, что ребенок не умеет мыть руки. Мы должны спланировать, как мы придет от использования подсказок к поощрению в периодическом режиме БЕЗ использования положительного подкрепления, т.е. будем использовать ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ.

Использование естественного подкрепления:

- выбор целевого поведения, соответствующего возрасту ребенка.

- выбор целевого поведения, необходимого для повседневной жизни.

- формирование беглости навыка.

- использование поведенческих ловушек.

- обучение самого клиента требовать от окружающих подкрепления.

Поведенческая ловушка – эффективная последовательность подкрепления, обладающая 4 важными характеристиками:

- приманка – используются высоко мотивационные подкрепления, которые заманивают в ловушку.

- реакция, которая приводит в ловушку, уже содержится в репертуаре человека и требует лишь небольшого усилия.

- взаимосвязанные последовательности подкрепления внутри ловушки мотивируют ученика к приобретению, расширению и устойчивости целевых навыков.

- они могут оставаться эффективными долгое время.

Чтобы установить «поведенческую ловушку» нам необходимо:

Шаг 1. Найти приманку.

- Пронаблюдать за ребенком в его свободное время и определить предпочитаемый вид деятельности.

- Опросить родителей или спросить у самого ребенка.

- Протестировать различные виды деятельности.

Например, интересом Коли являются буквы английского алфавита. Нужно распознать как именно они выглядят, как можно увеличить их привлекательность (например, сделать их в виде животных).

Шаг 2. Определить «добычу».

- Определить сферу, в которой ученику требуется помощь (академические, социальные, коммуникативные навыки).

- Выбор поведения, для которого существует множество возможностей для практики.

Например, Коля не успешен на уроках русского языка. Он не распознает твердые и мягкие слоги. Также Коля затрудняется общаться со сверстниками.

Шаг 3. Установить «ловушку».

- Воссоздать условия, в которых «приманка» окажется на пути.

- Выбрать легкую реакцию для «входа в ловушку».

- Предоставить «приманку» в свободный доступ.

Например, учитель дает задание Коле раздать одноклассникам рабочие листы по звукобуквенному анализу, и взамен от каждого одноклассника получить забавную букву английского алфавита.

Шаг 4. Закрепить «ловушку»

- Постепенное повышение уровня требований.

- Сохранять «свежесть» приманки.

- Не перетруждать.

Например, на следующем уроке задачей Коли будет раздавать одноклассникам именно твердые слоги, и обменять их на букву. При этом, если отнес кому-то мягкий слог, букву не получает.

 Со временем Коля разносит слова, или различные слоги разным одноклассникам, или выполняет письменные задания. И взамен получает иногда бархатные буквы, иногда музыкальную азбуку, иногда книги и т.п. Со временем поощрения предоставляются в разреженном режиме.

Шаг 5. Оценка «добычи».

- Оценка изменений в поведении.

- Если поведение НЕ изменяется – «изменить ловушку».

Важно понимать, действительно ли Коля стал лучше различать твердые и мягкие слоги, а не просто выполняет данное задание с удовольствием.

2. Метод всесторонних примеров.

- Основан на систематическом отборе примеров, представляющих полный спектр вариаций стимула и необходимых реакций в условиях генерализации.

- В процессе обучения студенту предлагаются многообразие сочетаний стимулов, вариантов и типов поведения, с тем, чтобы закрепить приобретённые реакции, контролируемые данными стимулами.

Другими словами, когда мы на практике используем данный метод мы должны рассмотреть все возможные варианты стимульных условий под контролем, которых должна происходить целевая реакция и также посмотреть будут ли изменения в топографии целевой реакции. Т.е. возможны ли/ необходимы ли изменения в топографии этой реакции.

Например, мы хотим научить ребенка «мыть руки» и мы можем использовать разные виды мыла (может быть кусковое мыло или жидкое мыло). Жидкое мыло может быть в разного рода диспенсерах (могут быть бутылочка с мылом, которая стоит на раковине и ребенку нужно одной рукой надавливать сверху на диспенсер и вторую подставить под этот диспенсер, чтобы мыло налилось в открытую ладошку. Или диспенсер может быть прикручен к стене, и тогда ребенку нужно нажимать на кнопочку, а вторую руку подставить под диспенсер. Или у диспенсера может быть сенсорное включение и он реагирует на подставление рук, чтобы туда налилось мыло.

 Нам необходимо рассмотреть разные виды стимулов и отобрать какие образцы будут наиболее показательными, т.е. если мы обучим ребенка использовать тот или иной образец стимула, то тогда нам не нужно будет проучивать все возможные образцы стимулов, нам будет достаточно этих образцов, это уже будет способствовать генерализации.

Включает:

- достаточность примеров стимула (разные диспенсеры, куски мыла)

- достаточность примера реакции (взять мыло намылить руки, поднести руку под диспенсер нажать кнопку, просто поднести руки под диспенсер и т.д.)

НЕ ВСЕГДА МНОГО ПРИМЕРОВ ГАРАНТИРУЮТ ГЕНЕРАЛИЗАЦИЮ!!! ПРИМЕРЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРАВИЛЬНЫМИ!!!

3. Метод достаточности примеров

 - выбор правильных примеров подразумевает выбор таких примеров, которые отражают характеристики полного спектра стимулов и требований к реакции, существующих в условиях генерализации.

Этапы:

1. Общий анализ совокупности стимулов – в чем состоит их разнообразие и схожесть

2. Планирование и применение – последовательность использования разнообразных стимулов.

Может включать метод «нельзя-примеров» - т.е. исключение (научить ребенка распознавать стимул, который не относится к соответствующему стимульному классу) Мы поможем ребенку распознавать ситуации, в которых целевая реакция не должна проявляться.

Метод гибкого обучения

- используем в обучении минимальный контроль стимулов, который позволяет вызвать целевое поведение. Т.е. нам важно распознать какой именно стимул является контролирующим.

Например, мы хотим, чтобы ребенок научился повторять любое моторное движение, мы должны понимать, что именно это моторное движение/модель являются контролирующим стимулом. Следовательно, все другие стимулы, которые сопровождают модель, как, например, словесные инструкции: «Сделай как я», «Повтори» - это второстепенные стимулы. И тогда в процессе обучения, мы должны обязательно демонстрировать модель и варьировать другие стимулы недостаточно существенные. Поэтому мы будем показывать ребенку движения, он будет повторять, но при каждом движении будем давать ему разную инструкцию. Если мы будем постоянно повторять одну и ту же инструкцию, то есть такой шанс, что поведение попадет под ошибочный контроль и тогда именно инструкция будет контролировать реакцию, а не модель для имитации.

Когда мы используем этот метод, то мы можем привести к тому, что не будет чрезмерной зависимости от определенного стимула, т.е. не будет такой ситуации, когда один/небольшая группа зависимых стимулов получат контроль над целевым поведение и так же мы придем к тому, что ребенок научившись обращать внимание на самые существенные стимулы, не будет отвлекаться на второстепенные стимулы, которые будут происходить в естественной среде.

Отличие метода «гибкого обучения» от метода «всесторонних примеров»:

При методе всесторонних примеров отбираются такие образцы, которые являются наиболее показательными, существенными и на них тренируем.

Однако, при методе «гибкого обучения», мы должны знать, что существенным стимулом является, например, попадание мыла на руки. Подразумевается, что при помощи этого должна происходить реакция, не важно каким диспенсером или мылом пользуется ребенок, ВАЖНО, что мыло попадает на руки.

5. Непредсказуемые последствия – для того чтобы способствовать генерализации, мы должны применять режим периодического подкрепления, а также использовать отсроченные подкрепления. И тогда воссоздаем условия в которых происходят непредсказуемые подкрепляемые последовательности и это способствует генерализации, потому что ученик не может предугадать будет ли подкрепляться следующая реакция.

На практике происходит следующая ситуация, если педагог использует жетоны и в рамках занятий поощряет ребенка с помощью жетонов и когда ребенок собирает все жетоны, выдает ему поощрение, то ребенок сотрудничает и выполняет задания. Но как только приходит другой педагог, который не умеет пользоваться жетонами, то ребенок может отказаться сотрудничать. Такая ситуация указывает на отсутствие генерализации и требует исправления. Следующим образом:

Если мы заметили, что у ребенка развилась зависимость от поощрений и он во время занятий, если педагог замешкался, сам показывает, что нужно сейчас выдавать поощрение, то мы должны перейти в периодический режим и выдавать поощрения в не предсказуемом порядке. И тогда ребенок не будет знать и ожидать в какой момент последует поощрение, мы сможем прийти к тому, что у ребенка будет стабильное реагирование и он сможет выполнять любое задание.

Периодический режим подкрепления - это когда после предоставления какого количества реакций предоставляется подкрепление.

При применении отсроченного подкрепления – подкрепление может предоставлять после каждой реакции, но оно не предоставляется сразу же, а по истечении какого-то периода времени (2-7 сек). Например, мы сейчас выполним задания, а потом пойдем смотреть мультики. Задание может быть одно, а может быть несколько.

Данная стратегия может быть не эффективной если у него сложности с пониманием речи или он затрудняется понимать и соблюдать правила.

6. Использование естественных стимулов – не имея возможности проводить обучение в естественной среде, включаем характеристики и условия генерализации в условиях обучения. Т.е. мы должны пронаблюдать какие именно стимулы используются в естественной среде и перенести эти антецеденты в условия обучения.

  Например, мы хотим научить Ваню пользоваться туалетом и отучить его от подгузников, мы знаем, что Ваня, как только отучится от подгузников пойдет в д/с, тогда мы смотрим какой именно горшок или унитаз используется в д/с. Мы возьмем такой же горшок и будем дома обучать Ваню писать именно в этот горшок.

7. Использование опосредованной генерализации – при формировании поведения используем стимул, который ребенок может брать с собой в естественную среду. Наличие этого стимула будет подсказкой для выполнения целевого поведения.

Например, мы хотим, когда ребенок пойдет в магазин, он умел обратиться к продавцу и задать ему вопрос в отношении того, где находится тот/иной продукт. И для этого мы даем ребенку за ламинированную карточку на которой написано, как именно нужно обратиться к продавцу (дома тренируем его пользоваться этой карточкой, т.е. задавать вопросы по карточке). Когда ребенок идет в магазин, он берет с собой эту карточку и тогда он успешно сможет обратиться к продавцу.

К данной стратегии может относится стратегия самоуправления, когда мы учим ребенка отслеживать свое собственное поведение и определять вел ли он сейчас себя в соответствии с правилами или нет. Например, ребенок выкрикивает и трясет руками часто, мы хотим его научить отслеживать это поведение и уменьшить количество этого поведения, и мы учим ребенка каждую минуту записывать в таблицу, было у него поведение трясти руками или нет. Эту таблицу ребенок научается заполнять дома, на занятия, берет с собой в школу и там пользуется этой таблицей.

Стимул должен быть функциональным и мобильным:

- Коммуникативная книга

- Карточка с вопросами / инструкциями

- Чек-лист проверки поведения

8. Обучение генерализации -   эта стратегия включает подкрепление генерализованого поведения.

- Стратегия обучения генерализации основана на отношении к «генерализации» как оперантному классу реакций.

- При этом, как и в случае с любым другим оперантом, на генерализацию и ее устойчивость воздействуют последовательности подкрепления.

Например, если мы научили Колю складывать пазлы, и он сам по собственной инициативе, придя в детский центр, увидев пазлы, начал в них играть, то мы должны предоставить ему подкрепление, т.к. произошла реакция генерализации.

Так же в этой стратегии используются подкрепления разнообразия реакций, здесь идет речь о топографической генерализации и о том, что мы с помощью подкрепления разнообразия реакций можем выработать у ребенка топографическую генерализацию, т.е. вариабельность топографии поведения.

Например, ребенок всегда катает машинку лежа на полу и катает машинку взад-вперед у себя перед лицом. Мы хотим, чтобы ребенок катил машинку по дороге, чтобы завез ее в гараж, рассадить человечков, мог как будто бы заправить машину бензином, а также хотим, чтобы ребенок играл разного вида машинками (грузовиками, тракторами, пожарными машинами и т.п.). Нас на данный момент интересует топографическая генерализация, т.к. хотим, чтобы менялась топография. Здесь мы будем использовать режим подкрепления отличий, который заключается в следующем: когда ребенок провел машинку вперед-назад, даем ему поощрение, после повторения этой же реакции больше не получает поощрение, и если он делает по-другому (довез машинку вперед и спустил с горки), то тогда получит поощрение, если откатывает ее назад, то поощрение не получает.

Поведенческий контраст

- если поведение происходит в одной среде и закрепляется в каком-то режиме и это же поведение происходит в другой среде и закрепляется в другом режиме. И если мы возьмем и поменяем что-то в одной среде, например, чтобы участить это поведение, то в другой среде несмотря на то что там не происходило никаких изменений данное поведение будет происходить реже.

Например, мы хотим скорректировать поведение Коли плеваться, он плюется дома, плюется на гладкие поверхности и размазывает слюну и плюется в д/с. Воспитательница решила в д/с применять поведенческий план. Пригласила поведенческого специалиста, который разработал программу и начала работать над коррекцией поведения, поведение в д/с снизилось. Дома поведенческий план не применяли, и никто не работал с этим поведением, автоматически поведение плеваться дома возрастет, потому что на него воздействует поведенческий контраст.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.14.219 (0.022 с.)