Формирование навыков визуального восприятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование навыков визуального восприятия.



Визуальное восприятие НЕ ОТНОСИТСЯ к вербальным реакциям, но способность соотносить визуальные стимулы является необходимым условием успешного обучения первичным вербальным оперантам (манд и такт), и является вспомогательным инструментом для обучения другим вербальным оперантам (интравербализации, прочитыванию, текстуальным и т.д.)

Сопоставление различных стимулов – трехмерных объектов (предметов), двухмерных изображений (картинок), а также трехмерных с двухмерными, является базовым навыком, на основе которого формируются другие навыки: речевые, учебные, досуговые.

Базовые программы для обучения навыкам визуального восприятия включают:

- сопоставление/сортировку одинаковых предметов

- сопоставление одинаковых картинок

- сопоставление похожих картинок и предметов

- сопоставление предметов с картинками

- сопоставление картинок с предметами

- сопоставление ассоциативно-связанных предметов и картинок

- пазлы, сортеры, модели из кубиков и т.д.

Метод обучения включает постепенное увеличение количества отвлекающих стимулов (от 3-4 до 6, затем до 8, переход в естественную среду) и постепенное видоизменение (от идентичных до сходных, затем связанных по ассоциации).

Не всем детям требуется начинать обучение сопоставления с идентичных предметов.

Формирование навыков имитации

Навык имитации является ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМ навыком, который позволяет обучать ребенка другим навыкам.

Навык имитация используется для того, чтобы формировать новые виды поведения (как подсказка).

Если навык отсутствует, процесс приобретения других навыков (речевых, коммуникативных, моторных) будет затруднен.

Имитация определяется по 4 признакам, характеризующим взаимодействие поведения и внешней среды:

- любое физическое движение может выполнять функцию модели для имитации. (Модель – это антецедентный стимул, вызывающий имитационное поведение).

- модель и имитация обладают физическим сходством

- имитация следует непосредственно ПОСЛЕ демонстрации модели (в течение 3-5 сек)

- модель играет роль контролирующей переменной для имитационного поведения.

НЕ имитация:

- заучивание стихов

- пропевание припева в песне

- игра в мяч

Обучение имитации

- Основная цель обучения навыкам имитации – это научить ребенка делать то, что делает учитель, вне зависимости от того, что именно он делает.

- в процессе обучения навыкам имитации ученики приобретают навык имитации и все быстрее по мере расширения имитационного репертуара.

Протокол (Штрифеля)

1. Оценка навыков, необходимых для обучения имитации, и при необходимости формирование этих навыков

2. Выбор моделей для обучения

3. Предварительное тестирование

4. Установление очередности модели для обучения

5. Обучение имитации

Оценка и обучение начальным навыкам (при необходимости)

1. Сидеть на стуле

2. Смотреть на учителя

3. Держать руки на коленях

4. Смотреть на предметы

Выбор моделей для обучения

Перечень содержит 25 моделей поведения, включая модели для имитации:

- движение большой моторики

- движения мелкой моторики

- манипуляция с предметами

Предварительное тестирование

Основной целью предварительного тестирования является выявление способности ученика повторять модель БЕЗ предварительного обучения.

Рекомендуется проводить тестирование в течение нескольких учебных сеансов, пока все модели не будут представлены 3 раза.

- если ребенок правильно реагирует (3/3), то следует перейти к следующим моделям.

- если ребенок не достигает критерия, то следует внести эту модель в перечень для обучения.

Установление очередности

Выбранные для обучения модели следует расположить в последовательности от наименее сложной до наиболее сложной.

- Первые модели, выбранные для обучения – те, которые ребенок смог повторить, но не достиг критерия

- затем те, которые ребенок выполнил приблизительно

- последние модели – это те, которые ребенок не смог повторить или не отреагировал на них.

Обучение имитации

Предварительная оценка

- короткий тест перед каждой обучающей сессией.

(Учитель выбирает первые три модели и в случайном порядке представляет их по 3 раза каждую).

- если ребенок имитирует все 3 модели, учитель переходит к следующим.

- предварительная оценка позволяет определить качество выполнения этих реакций и прогресс в обучении.

Обучение

- Во время обучения учитель использует повторяющиеся упражнения для каждой из 3-х моделей.

- Первой моделью для тренинга выбирается та модель, на которую ребенок реагирует лучше всего. Тренинг одной модели продолжается, пока ребенок не научится реагировать на модель правильно в течение 5 последовательных обучающих блоков.

- В процессе обучения могут использоваться физические подсказки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.008 с.)