Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Автоматизированные информационные системы и технологии медицинского назначения. Тенденции развития информатизации здравоохраненияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Автоматизированные информационные системы и технологии, используемые в здравоохранении, создаются и функционируют на протяжении 3 десятков лет. Научно-исследовательские и проектные работы, оснащение ЛПУ вычислительной техникой осуществлялись как в централизованном порядке по заказам Минздрава РФ, так и по инициативе органов и учреждений здравоохранения на местах. В стране определились территории, где информатизация здравоохранения осуществляется успешно и эффективно. Это - Удмуртия, Чувашия, Кемеровская, Новосибирская, Ростовская области, Приморский, Ставропольский, Краснодарский, Алтайский и Красноярский края, города Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новокузнецк, Ижевск, Томск, Казань, Самара, Воронеж, Тольятти, Вологда, Н. Новгород и др. Накоплен богатейший материал, который требует глубокого осмысления и анализа. Главный аргумент в защиту использования информационных систем в медицинской практике - это то, что их применение ведет к экономии и рациональному расходованию ресурсов. Поэтому, обсуждая проблемы внедрения в здравоохранении информационных систем и технологий, необходимо обозначить векторы их безусловного преимущества в решении практических задач производственной деятельности любой организации, в том числе и медицинской, с учетом специфики ее работы. Первое и главное преимущество информационных технологий - выполнение с их помощью учетных функций, будь то кадровые, финансовые ресурсы, временные затраты и трудозатраты медицинского персонала, материальные ценности, ЛС и изделия медицинского назначения - т.е. организация системы управленческого учета в ЛПУ. Это свойство определяет второе (крайне важное) их преимущество - обеспечение функций финансово-экономического анализа деятельности медицинской организации. Внедрение в ЛПУ информационных систем рассматривается как создание новых ресурсосберегающих технологий, которые преследуют в первую очередь цели внедрения экономических методов управления, финансовой стабилизации работы ЛПУ в целом. Информационные системы и технологии, внедряемые в ЛПУ, обеспечивают сбор информации об услугах, оказанных каждому пациенту, о доходах учреждения по всем основаниям, о затратах на каждого пролеченного больного и по учреждению в целом, что составляет необходимую исходную базу данных для финансово-экономического анализа деятельности ЛПУ и принятия эффективных управленческих решений. Третье направление их эффективного использования - процессы контроля и обеспечения управления КМП, результирующих показателей за счет, прежде всего, информационной поддержки работы лечащего врача и совершенствования лечебно-диагностического процесса, экспертизы КМП и обработки данных социологических исследований по оценке удовлетворенности пациентов уровнем, процессом и условиями оказания медицинской помощи. Настоящее направление нашло отражение в методических рекомендациях «Использование информационных технологий в управлении качеством медицинской помощи», утвержденных в 2005 г. Минздравсоцразвития. И наконец, информационные технологии являются основой для реализации системы управления лечебной организацией во всех ее аспектах: оптимизации использования ограниченных ресурсов, оценки степени финансовой устойчивости, клинического управления и управления КМП, планирования действий по достижению тактических и стратегических целей для обеспечения динамичного развития организации в условиях становления рыночных механизмов в отечественном здравоохранении, динамики экономического развития государства, демографических процессов и тенденций заболеваемости населения. Их свойство объединять (интегрировать) и архивировать (хранить) огромные массивы информации, обеспечивать оперативную работу с информационными ресурсами, коммуникационные возможности коллективной работы с медико-статистическими и экономическими данными создают технологические условия организации действенной системы управления медицинской организацией. В связи с этим уместно привести основные требования, которые предъявляются к медицинским информационным системам и технологиям с учетом международного опыта, в частности американской профессиональной ассоциации HIMSS [41]; они сгруппированы на рис. 81. Изучение в динамике процесса информатизации здравоохранения позволяет заключить, что в настоящее время в Российской Федерации имеются автоматизированные информационные медицинские системы раз-
личного назначения, удачно спроектированные, сертифицированные по установленным в отрасли правилам и положительно зарекомендовавшие себя в практической эксплуатации. К таким системам общеучрежденческой сети ЛПУ можно отнести больничные комплексы, реализованные в различных регионах России. Приведем пример автоматизированной ИС (АИС) «Эверест», разработанной АО НТП «АИТ» в содружестве с Госпиталем ветеранов войн? 3 Москвы (медицинский соисполнитель работ). Это уникальный аппаратнопрограммный комплекс, базирующийся на передовых сетевых информационных технологиях, охватывающий все службы и подразделения учреждения. АИС «Эверест» предназначена для комплексной информатизации лечебной и административно-хозяйственной деятельности многопрофильных амбулаторно-больничных комплексов посредством сбора и обработки информации о количественных и качественных показателях их деятельности, хранения информации и выдаче ее персоналу в удобном виде для последующего анализа и принятия решений. Система обеспечивает оперативность, достоверность и высокую эффективность при планировании и управлении лечебным процессом вследствие наличия обратных связей между всеми участниками процесса. За более чем 10-летний период функционирования система постоянно модернизировалась, наращивалась и сегодня включает более 200 АРМ медицинских работников, оснащена несколькими файл-серверами, источниками бесперебойного питания, имеет около 10 км кабельной сети. В основу концепции разработки и внедрения системы положены следующие принципы: • использование распределенной архитектуры при построении интегрированной информационной системы; • открытость системы для последующего развития и способность ее к расширению; • обеспечение нескольких уровней защиты конфиденциальной информации и разграничение прав доступа к массивам данных и др. Перечислим функциональные возможности АИС «Эверест», поскольку они будут свойственны многим внедряемым в ЛПУ автоматизированным информационным системам. Основные функциональные подсистемы охватывают все виды административно-хозяйственной деятельности и лечебный процесс: стационар с комплексом «История болезни», поликлиника (консультативно-диагностический центр) с комплексом «Амбулаторная карта», приемно-диагностическое отделение, лечебные специализированные отделения, параклинические отделения с комплексами: клиникобиохимической лаборатории, функциональной диагностики, рентгенологии, УЗИ, эндоскопии и др., реанимация, аптека с комплексом учета ЛС и изделий медицинского назначения, учет крови и кровезаменителей, лечебное питание, учет медицинского оборудования и бухгалтерский учет, экономические расчеты и взаиморасчеты с оплачивающими организациями, медицинская статистика и учет медицинских услуг, учет и планирование кадров, контроль исполнительской деятельности. Информация сгруппирована на логическом уровне в семейство АРМ должностных лиц медицинских работников госпиталя: от АРМ главного врача до АРМ медицинского регистратора. Примечательны перспективы развития системы с точки зрения типовости подхода к этому процессу: 1. Система непрерывно совершенствуется, гибко реагируя на растущие потребности пользователей и предлагаемые на рынке аппаратнопрограммные средства. 2. Приоритетными направлениями совершенствования системы на ближайшее время выбраны: • информационная поддержка ОМС; • организация ввода, архивного хранения, просмотра и анализа текстовых и графических документов истории болезни; • обеспечение телекоммуникационной связи с городскими, региональными, республиканскими и международными центрами здравоохранения, а также с объектами внедрения системы для организации «горячей линии» и удаленного мониторинга; • углубление и расширение алгоритмов решения задач внедренных подсистем. Примечателен также более чем 10-летний опыт улучшения лечебнопрофилактической помощи на основе внедрения компьютерных технологий в Орловской областной многопрофильной больнице, имеющей огромный фактический опыт работы в данной области. Автоматизированная больничная информационная система, включающая более 100 АРМ, в том числе АРМ врача, старшей медсестры, постовой медсестры, АРМ лаборанта и др., позволила обеспечить интенсификацию лечебно-диагностического процесса за счет улучшения и ускорения взаимодействия между подразделениями больницы, улучшения планирования работы персонала и контроля за ее выполнением, сокращения избыточности собираемых и обрабатываемых данных. Дальнейшее развитие системы позволяет внедрить «безбумажную технологию» ведения медицинской документации на промежуточных этапах оформления и отчетности, не исключая при этом автоматизированное оформление на «бумаге» итоговых медицинских, статистических и экономических документов. Это сокращает затраты времени на оформление документации, облегчает процесс поиска данных. Опыт создания и использования автоматизированной информационной системы убедительно показал, что рациональное сочетание и интеграция различных программных и технических средств, прикладных информационных технологий в едином комплексе приводят к положительному системному, синергическому эффекту. Этот опыт убеждает, что в составе перспективных многофункциональных информационных систем лечебных учреждений могут быть эффективно использованы технологии и средства: • создания экспертных систем и баз знаний, консультативных и обучающих систем, многомерного моделирования и интеллектуального анализа; • системы поддержки принятия решения по тактике лечения больных и управления организацией в целом; • бесклавиатурного ввода данных на основе использования машиночитаемых носителей информации (пластиковых карточек, документов с визуальным кодированием и др.). При этом необходимо исходить из того, что каждое средство и технология имеют свою область эффективности, выявление и апробация которой возможна только на основе опыта практического использования. Такой инновационный подход к внедрению технологии электронной подписи врача под основными первичными медицинскими документами и идентификации этой подписи впервые нарабатывается в рамках информационной системы городской клинической больницы? 1 г. Тольятти Самарской области, где длительное время активно используются средства информатизации медицинской деятельности (около 180 АРМ персонала). На уровне центральной районной больницы (ЦРБ) информационные технологии обеспечивают учет и достоверное планирование объемов медицинской помощи в стоимостных и количественных показателях, контроль рационального использования ресурсов, включая экспертизу качества медикаментозной терапии, ее адекватность тяжести болезни, соответствие лекарственному формуляру и перечню жизненно важных лекарственных препаратов. Показателен пример создания подобной системы на базе Торжокской ЦРБ Тверской области. Опыт этой больницы в области разработки новых учетных статистических форм для использования в автоматизированных информационных системах одобрен Минздравом РФ. С известной мерой условности обобщенная структурная схема программного комплекса информационной системы управления стационаром представлена на рис. 82, 83. Этим перечень эффективных проектов автоматизированной информационной системы стационара не ограничивается. К нему могут быть добавлены медицинские информационные системы семейства «Амулет» (разработчик - Центр ИнвестСофт), включающий системы Стационар, Поликлиника, Лаборатория, Стоматология, Экспертная деятельность ЛПУ и др., разработанные компанией «Тонлайн» для крупных ЛПУ, работающих в системе страховой медицины, а также небольших клиник частной практики.
Медицинская информационная система «Поликлиника» состоит из следующих программно-функциональных модулей: Регистратура, Контингент, Посещаемость, Заболеваемость, Больничные листы, Диспансерное наблюдение, Стоматология, Лаборатория, Платная медицина, способных работать как автономно, так и в любых сочетаниях. Система позволяет в автоматизированном режиме: • вести реестр прикрепленного к поликлинике контингента населения (паспортные данные, договор страхования, серия и номер полиса, номер медицинской амбулаторной карты и др.); • составлять расписание приема врачей, записи пациентов на прием и соответствующий этому подбор амбулаторных карт; • регистрировать первичный и повторный прием пациентов; • вести амбулаторную карту пациента, ведомость учета посещений, показатели работы врачей лечебных и вспомогательных подразделений (в виде таблиц и диаграмм), показатели работы среднего медицинского персонала; • вести учет установленных диагнозов и оперативно получать сведения о заболеваниях и выданных больничных листах, формируя при этом 3 вида отчетных документов (отчет о числе зарегистрированных заболеваний; списки пациентов по установленным диагнозам, госпитализированных, получивших группу инвалидности, умерших; отчеты о травмах и отравлениях); • формировать отчетные документы - сведения о причинах временной нетрудоспособности, списки длительно и часто болеющих пациентов, отчеты со структурой временной нетрудоспособности по нозологическим формам болезней; • вести учет пациентов, состоящих на диспансерном наблюдении по заболеванию, отслеживать проведенные врачами мероприятия, контролировать регулярность посещений по поводу диспансерного наблюдения с формированием всех установленных форм отчетности; • формировать и вести регистрационные журналы по каждому виду лабораторных исследований, базу данных по всем видам выполненных анализов обследованных пациентов; • формировать и печатать документы, отражающие сведения об оказанной медицинской помощи и ее стоимости, списки проконсультированных пациентов и стоимость проведенных консультаций, счета по договорам со страховыми компаниями и организациями и пр. По результатам деятельности поликлиники, ее отделений и конкретных врачей формируется информационная база данных для проведения аналитической работы и принятия адекватных управленческих решений, направленных на улучшение качества обслуживания пациентов. Обобщенная структурная схема программного комплекса управления поликлиникой приведена на рис. 84.
Сегодня разработчики программного обеспечения готовы предоставить функциональные модули и АРМы для решения практически любых задач. Практика внедрения подтвердила достоинства автоматизированных информационных технологий в следующих сферах: • автоматизация учета медицинской помощи и используемых для ее оказания ресурсов; • повышение доступности и качества медицинского обслуживания пациентов; • адресность оказываемой медицинской помощи; • обеспечение потенциальных возможностей устранения очередей пациентов в ожидании медицинской помощи за счет электронных средств диспетчеризации врачебного приема; • создание медицинской карты конкретного пациента и возможности организации на ее основе регистра здоровья прикрепленного к ЛПУ населения; • автоматизация оформления персонифицированной медицинской и экономической документации; • повышение достоверности данных, используемых в целях планирования потребности в ресурсах и финансировании ЛПУ. • осуществление с их помощью процессов контроля и экспертизы. В то же время каждый программный продукт обладает рядом достоинств и недостатков, что отличает его от продукта другого производителя и даже очень известный производитель не способен предложить решение на любой случай. Внедрение больших систем и программных комплексов является долгим процессом, требующим больших усилий специалистов заказчика и разработчика программного обеспечения. Подобные проекты занимают значительное время и в целом не обязательно гарантируют получение желаемого результата. Тем не менее у каждой медицинской организации есть свои информационно-технологическая инфраструктура, устоявшиеся информационные процессы и технологии, а также персонал, способный их сопровождать. Этим специалистам приходится настраивать взаимодействие между системами разных производителей, разных поколений, внедренных в одном медицинском учреждении; число возникающих при этом проблем растет пропорционально количеству используемых программных и технических средств, их совместимости. Поэтому необходимость в интеграции решения различных прикладных задач средствами компьютерных технологий увеличивается с каждым годом. На рынке появляются все новые программные продукты. Обобщая эти разработки можно утверждать, что в настоящее время в области информатизации целенаправленно реализуется концепция комплексной автоматизации всех сфер деятельности в здравоохранении. Системное сочетание преимуществ, например, технологии «Интерин», разработанной в Институте программных систем РАН для автоматизации лечебной деятельности ЛПУ, с технологиями других фирм-разработчиков для управления финансово-экономической деятельностью медицинского учреждения, полноценного экономического учета и планирования в условиях перехода от сметного финансирования к финансированию в соответствии с оказанным объемом медицинской помощи и ее качества, представляется продуктивным и перспективным направлением информатизации здравоохранения. В методическом отношении в основе всех названных разработок медицинских информационных систем и технологий лежат системный анализ и системный подход. Использование этих методов направлено на повышение эффективности управления здравоохранением на всех без исключения его уровнях, эффективности функционирования медицинских учреждений и служб здравоохранения. В медицине развитых стран все большее распространение получает адаптивный подход, распределяющий ответственность, ресурсы и активизирующий инициативу, акцентирующий внимание на разработке информационной инфраструктуры как условия успешной информатизации в здравоохранении. В то же время были и остаются актуальными традиционные проблемы информационного обеспечения процессов управления здравоохранением, непосредственного участия медицинских работников в постановке задач, разработке медицинской сути информатизации лечебных учреждений, ведущей роли в этом процессе руководителя организации, стандартизации информационных технологий, повышения интеллектуальных средств информационных систем, научной обоснованности принимаемых управленческих решений и использования для этого аппарата моделирования и прогнозирования. Вопросы для повторения 1. Дайте краткую характеристику информационной технологии. 2. Перечислите основные требования к медицинским информационным технологиям. 3. Назовите принципы концепции разработки и внедрения информационных технологий. 4. Кратко охарактеризуйте медицинскую информационную систему «Поликлиника». 5. Дайте краткую характеристику медицинской информационной технологии «Управление стационаром». 6. Перечислите основные достоинства медицинских информационных технологий.
|
||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 2850; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.016 с.) |