Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Медико-социальный комплекс: сущность, роль, функции
Как показано в предыдущих главах, поддержание и улучшение состояния здоровья населения обеспечиваются не только системой здравоохранения, медициной, но и всем социальным обликом жизни людей, их жизнедеятельности. Поэтому производство, оказание услуг здравоохранения, создание и применение фармацевтических средств, осуществляемые в МПК, - лишь часть гораздо более обширного поля деятельности. Такое поле охватывает потребление услуг здравоохранения вне прямого контакта с медицинским персоналом, общественные последствия потребления ме- дицинских услуг, действие социальных факторов, оказывающих влияние на здоровье. Собственно медико-производственную деятельность вместе с кругом общественных процессов, объектов, явлений, от которых существенным образом зависит здоровье людей, будем называть медико-социальным комплексом (МСК). Говоря об управлении системой здравоохранения страны, региона, о рационализации ее функционирования, необходимо иметь в виду, что многие проблемы этой системы могут быть решены только в рамках всего МСК. Соответственно наряду с понятием МПК будем рассматривать более широкое понятие МСК. В связи с всеобщей мировой тенденцией перехода к социально ориентированной экономике, в которой производство самым тесным образом увязывается с удовлетворением общественных запросов, потребностей населения страны и ее регионов, рассмотрение здравоохранения как части социального комплекса приобретает особую значимость. Сводя роль организации здравоохранения только к упорядочению исключительно экономических отношений в сфере здравоохранения, пренебрегая техническими, природно-климатическими, наследственными, социально-психологическими, историческими факторами, мы рискуем сильно ограничить возможности данной системы. При таком ограниченном узкими рамками подходе сократится число степеней свободы в принятии организационно-управленческих решений; менее действенным станет влияние на другие, внеэкономические направления медицинской деятельности; еще более увеличится разрыв между теорией организации и жизнью, практикой хозяйствования. Поэтому в основе организации здравоохранения должны лежать достижения, полученные во всех областях научного знания и способствующие пониманию особенностей организации МПК в масштабах социума, учитывающие высокую сложность, многоуровневость экономики социальной сферы в целом и здравоохранения в частности. Только при соблюдении этого условия может быть осуществлено комплексное воздействие управления на все адекватное объективной реальности многомерное медико-социальное пространство. В пределах такого пространства становится возможным эффективное функционирование субъектов рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения, независимо от их организационно-правовой формы собственности, на основе предписаний, правил, диктуемых содержанием медико-правовых норм, регулирующих отношения по поводу здоровья людей и лечебно-оздоровительной деятельности. И тогда решение актуальных проблем организации здравоохранения будет сводиться не к поиску готовых рецептов на все «клинические случаи», а к выбору парадигм, прикладное значение каждой из которых определяется уровнем систематизации соответствующего научного знания, организаторской грамотностью руководителей органов здравоохранения и менеджеров медико-фармацевтических структур.
В условиях реформирования организаций, служб, звеньев медикосоциальной системы актуализируются проблемы разработки теоретикометодологических основ, всестороннего учета факторов и тенденций социально ориентированного развития здравоохранения. Становление рынка медицинских товаров и услуг приводит к определенной трансформации целей и задач, видоизменяет содержание, порождает особенности функциони- рования взаимосвязанных, взаимодействующих медико-производственного и потребительского комплекса, образующих единый МСК. Данный комплекс служит основой реализации социальной политики государства в области охраны здоровья людей. Если экономические методы реализации политики в сфере здравоохранения включают цены, тарифы, налоги, экономические льготы, то административно-распорядительные методы носят разрешительный и запретительный характер, например выдача лицензий на какую-либо деятельность в области медицинского обслуживания населения конкретным субъектам МПК. Организагщонно-распорядительные меры предусматривают регулирование различных сторон деятельности служб, звеньев и подразделений МСК национальной экономики на основе действующего «пакета» законодательных и нормативных актов. Например, государство устанавливает правила регистрации юридических и физических лиц, действующих в области различных форм лечебно-оздоровительного, реабилитационного обслуживания населения, законодательство ограничивает или запрещает деятельность, влекущую за собой нежелательные социальные последствия. Морально-этические установки основаны на сути и восприятии таких нравственно-этических понятий и регуляторов, норм деонтологии, как врачебная этика и врачебный долг («благо больного - высший закон»). Фундаментальная морально-нравственная установка на охрану здоровья человека дает ему право получать медицинскую помощь. В то же время медицинская этика опирается на принципы общественной морали.
Политика государства в области охраны здоровья, направляющая деятельность МСК, строится на следующих основных принципах: • доступность в получении медицинской помощи; • гарантии со стороны государства в получении общедоступной медицинской помощи. Реализация этих принципов осуществляется соответствующими органами исполнительной власти всех уровней управления на основе разработки и выполнения целевых медико-социальных программ и подпрограмм, мероприятия которых охватывают отраслевой и региональный аспекты решаемой проблемы. В функционировании МСК существенная роль принадлежит правовым основам медицинской деятельности, ее юридической стороне. В новых социально-экономических условиях, возникших в связи с распространением рыночных методов хозяйствования, подлинная правовая государственность немыслима без наличия развитого и разветвленного законодательства о здравоохранении, исключающего существование в этой сфере крупных «белых пятен» в правовом поле. В общегосударственном масштабе принципиальные положения организации медико-социальной помощи фиксируются в Конституции РФ и соответствующих федеральных законах, на основании и во исполнение которых принимаются детально проработанные нормативно-правовые акты - указы Президента и постановления Правительства РФ, всевозможные ведомственные приказы, положения, инструкции. Отдельные вопросы организации здравоохранения решаются в пределах их компетенции субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. Устанавливая необходимые ограничительные рамки, институт медицинского права организует отношения по поводу оказания медицинской по- мощи как между пациентом и врачом, так и между врачом, обществом и государством. В каждом отдельном случае «ширина» этих рамок (пределы поведенческих ограничений) зависит от конкретных особенностей медикосоциальной среды, национальных традиций и ожидания россиян. Необходимо соблюдать единые для всех субъектов рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения общие принципы организации медикофармацевтической деятельности, включая правовое регулирование, корпоративное самоуправление и хозяйственную самостоятельность, целевое дотирование ЛПУ и фармацевтических организаций. Конкурсная поддержка медицинских организаций государством посредством системы грантов, направление средств, поступающих в ЛПУ в качестве платы за оказанные ими медицинские услуги, на лечение конкретных пациентов, должны определяться законодательным образом.
Развитие указанных направлений законодательства и их подкрепление требованиями неукоснительного соблюдения законов в организационноуправленческой деятельности, применение конкретных форм и методов организации процессов охраны здоровья в соответствии с духом и принципами законов, сущностью и целями здравоохранения служит предпосылкой повышения уровня медико-социальной организации, устойчивости ее функционирования в рыночных условиях хозяйствования. В условиях рыночной трансформации экономики медико-социальная политика государства приобретает ряд особенностей. Во-первых, в силу неизбежного принципа историчности, наследования старых форм и методов хозяйствования, управления экономикой политика несет на себе следы советской системы, которые либо укоренились, либо должны быть сохранены в силу их достоинств. Во-вторых, наблюдается ориентация МСК на заимствование форм здравоохранения, используемых в зарубежных странах, особенно в развитых. В-третьих, на медико-социальную политику накладывает существенный отпечаток недостаточность бюджетных ассигнований и внебюджетных средств. Наконец, в-четвертых, МСК функционирует под сильным влиянием формирующейся в России рыночной среды, коммерциализации медицины, социально-психологического климата, сложившегося в результате экономических реформ. Вопросы для повторения 1. Что представляет собой медико-социальная среда? 2. Каково соотношение между МПК и МСК? 3. Какие принципы лежат в основе медико-социальной политики государства? 4. Какова правовая основа медико-социальной деятельности? 5. Назовите особенности российской медико-социальной политики, обусловленные рыночной трансформацией экономической системы. СОСТАВ И СТРУКТУРА
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.011 с.) |