Медико-социальный комплекс: сущность, роль, функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Медико-социальный комплекс: сущность, роль, функции



Как показано в предыдущих главах, поддержание и улучшение состояния здоровья населения обеспечиваются не только системой здравоохранения, медициной, но и всем социальным обликом жизни людей, их жизнедеятельности. Поэтому производство, оказание услуг здравоохранения, создание и применение фармацевтических средств, осуществляемые в МПК, - лишь часть гораздо более обширного поля деятельности. Такое поле охватывает потребление услуг здравоохранения вне прямого контакта с медицинским персоналом, общественные последствия потребления ме-

дицинских услуг, действие социальных факторов, оказывающих влияние на здоровье.

Собственно медико-производственную деятельность вместе с кругом общественных процессов, объектов, явлений, от которых существенным образом зависит здоровье людей, будем называть медико-социальным комплексом (МСК). Говоря об управлении системой здравоохранения страны, региона, о рационализации ее функционирования, необходимо иметь в виду, что многие проблемы этой системы могут быть решены только в рамках всего МСК.

Соответственно наряду с понятием МПК будем рассматривать более широкое понятие МСК. В связи с всеобщей мировой тенденцией перехода к социально ориентированной экономике, в которой производство самым тесным образом увязывается с удовлетворением общественных запросов, потребностей населения страны и ее регионов, рассмотрение здравоохранения как части социального комплекса приобретает особую значимость.

 

Сводя роль организации здравоохранения только к упорядочению исключительно экономических отношений в сфере здравоохранения, пренебрегая техническими, природно-климатическими, наследственными, социально-психологическими, историческими факторами, мы рискуем сильно ограничить возможности данной системы. При таком ограниченном узкими рамками подходе сократится число степеней свободы в принятии организационно-управленческих решений; менее действенным станет влияние на другие, внеэкономические направления медицинской деятельности; еще более увеличится разрыв между теорией организации и жизнью, практикой хозяйствования.

Поэтому в основе организации здравоохранения должны лежать достижения, полученные во всех областях научного знания и способствующие пониманию особенностей организации МПК в масштабах социума, учитывающие высокую сложность, многоуровневость экономики социальной сферы в целом и здравоохранения в частности. Только при соблюдении этого условия может быть осуществлено комплексное воздействие управления на все адекватное объективной реальности многомерное медико-социальное пространство. В пределах такого пространства становится возможным эффективное функционирование субъектов рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения, независимо от их организационно-правовой формы собственности, на основе предписаний, правил, диктуемых содержанием медико-правовых норм, регулирующих отношения по поводу здоровья людей и лечебно-оздоровительной деятельности. И тогда решение актуальных проблем организации здравоохранения будет сводиться не к поиску готовых рецептов на все «клинические случаи», а к выбору парадигм, прикладное значение каждой из которых определяется уровнем систематизации соответствующего научного знания, организаторской грамотностью руководителей органов здравоохранения и менеджеров медико-фармацевтических структур.

 

В условиях реформирования организаций, служб, звеньев медикосоциальной системы актуализируются проблемы разработки теоретикометодологических основ, всестороннего учета факторов и тенденций социально ориентированного развития здравоохранения. Становление рынка медицинских товаров и услуг приводит к определенной трансформации целей и задач, видоизменяет содержание, порождает особенности функциони-

рования взаимосвязанных, взаимодействующих медико-производственного и потребительского комплекса, образующих единый МСК. Данный комплекс служит основой реализации социальной политики государства в области охраны здоровья людей.

Если экономические методы реализации политики в сфере здравоохранения включают цены, тарифы, налоги, экономические льготы, то административно-распорядительные методы носят разрешительный и запретительный характер, например выдача лицензий на какую-либо деятельность в области медицинского обслуживания населения конкретным субъектам МПК. Организагщонно-распорядительные меры предусматривают регулирование различных сторон деятельности служб, звеньев и подразделений МСК национальной экономики на основе действующего «пакета» законодательных и нормативных актов. Например, государство устанавливает правила регистрации юридических и физических лиц, действующих в области различных форм лечебно-оздоровительного, реабилитационного обслуживания населения, законодательство ограничивает или запрещает деятельность, влекущую за собой нежелательные социальные последствия. Морально-этические установки основаны на сути и восприятии таких нравственно-этических понятий и регуляторов, норм деонтологии, как врачебная этика и врачебный долг («благо больного - высший закон»). Фундаментальная морально-нравственная установка на охрану здоровья человека дает ему право получать медицинскую помощь. В то же время медицинская этика опирается на принципы общественной морали.

 

Политика государства в области охраны здоровья, направляющая деятельность МСК, строится на следующих основных принципах:

• доступность в получении медицинской помощи;

• гарантии со стороны государства в получении общедоступной медицинской помощи.

Реализация этих принципов осуществляется соответствующими органами исполнительной власти всех уровней управления на основе разработки и выполнения целевых медико-социальных программ и подпрограмм, мероприятия которых охватывают отраслевой и региональный аспекты решаемой проблемы.

В функционировании МСК существенная роль принадлежит правовым основам медицинской деятельности, ее юридической стороне.

В новых социально-экономических условиях, возникших в связи с распространением рыночных методов хозяйствования, подлинная правовая государственность немыслима без наличия развитого и разветвленного законодательства о здравоохранении, исключающего существование в этой сфере крупных «белых пятен» в правовом поле.

В общегосударственном масштабе принципиальные положения организации медико-социальной помощи фиксируются в Конституции РФ и соответствующих федеральных законах, на основании и во исполнение которых принимаются детально проработанные нормативно-правовые акты - указы Президента и постановления Правительства РФ, всевозможные ведомственные приказы, положения, инструкции. Отдельные вопросы организации здравоохранения решаются в пределах их компетенции субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Устанавливая необходимые ограничительные рамки, институт медицинского права организует отношения по поводу оказания медицинской по-

мощи как между пациентом и врачом, так и между врачом, обществом и государством. В каждом отдельном случае «ширина» этих рамок (пределы поведенческих ограничений) зависит от конкретных особенностей медикосоциальной среды, национальных традиций и ожидания россиян. Необходимо соблюдать единые для всех субъектов рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения общие принципы организации медикофармацевтической деятельности, включая правовое регулирование, корпоративное самоуправление и хозяйственную самостоятельность, целевое дотирование ЛПУ и фармацевтических организаций. Конкурсная поддержка медицинских организаций государством посредством системы грантов, направление средств, поступающих в ЛПУ в качестве платы за оказанные ими медицинские услуги, на лечение конкретных пациентов, должны определяться законодательным образом.

 

Развитие указанных направлений законодательства и их подкрепление требованиями неукоснительного соблюдения законов в организационноуправленческой деятельности, применение конкретных форм и методов организации процессов охраны здоровья в соответствии с духом и принципами законов, сущностью и целями здравоохранения служит предпосылкой повышения уровня медико-социальной организации, устойчивости ее функционирования в рыночных условиях хозяйствования.

В условиях рыночной трансформации экономики медико-социальная политика государства приобретает ряд особенностей. Во-первых, в силу неизбежного принципа историчности, наследования старых форм и методов хозяйствования, управления экономикой политика несет на себе следы советской системы, которые либо укоренились, либо должны быть сохранены в силу их достоинств. Во-вторых, наблюдается ориентация МСК на заимствование форм здравоохранения, используемых в зарубежных странах, особенно в развитых. В-третьих, на медико-социальную политику накладывает существенный отпечаток недостаточность бюджетных ассигнований и внебюджетных средств. Наконец, в-четвертых, МСК функционирует под сильным влиянием формирующейся в России рыночной среды, коммерциализации медицины, социально-психологического климата, сложившегося в результате экономических реформ.

Вопросы для повторения

1. Что представляет собой медико-социальная среда?

2. Каково соотношение между МПК и МСК?

3. Какие принципы лежат в основе медико-социальной политики государства?

4. Какова правовая основа медико-социальной деятельности?

5. Назовите особенности российской медико-социальной политики, обусловленные рыночной трансформацией экономической системы.

СОСТАВ И СТРУКТУРА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.011 с.)