Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы и задачи российского медико-социального комплекса
МСК призван обеспечивать: а) единство всех воспроизводственных процессов охраны и укрепления общественного здоровья; б) оказание гражданам квалифицированной доступной медицинской помощи в целях достижения социального прогресса; в) решение текущих и перспективных задач реализации социальной политики государства. В условиях расширения и углубления социально-экономических преобразований, становления рыночных отношений, либерализации экономических процессов в России роль и значение МСК в целом и входящих в его состав подотраслей и служб возрастает. Это обусловлено, с одной стороны, повышением общего уровня напряженности жизненных процессов в условиях трансформации социального уклада, перестройки экономической системы, сказывающихся на состоянии здоровья людей. С другой стороны, сама система здравоохранения и особенно экономика здравоохранения претерпевают существенные изменения, во многом меняется облик медико-социальной системы. В этих условиях возникает объективная необходимость пересмотра приоритетов функционирования МСК, реструктуризации его составных частей в рамках решения социальных задач общества и государства, т.е. задач социального развития, защиты и поддержки человека, идущих на смену ранее приоритетным производственнохозяйственным задачам. Соответственно становятся необходимыми: 1. Уточнение целей и задач функционирования лечебно-диагностических и профилактических подсистем, т.е. переход от традиционной централизованно планируемой службы здравоохранения на иные принципы управления, свойственные и адекватные хозяйственной системе социально ориентированного МСК рыночного типа. 2. Более тесное сочетание интересов, мотивов и установок деятельности работников здравоохранения с результатами их труда, прежде всего на личностном уровне. 3. Становление рыночных механизмов регулирования частнопредпринимательского сектора в сфере здравоохранения в процессе осуществления рыночных преобразований в экономике страны. 4. Развитие и совершенствование организационно-экономических основ хозяйственной деятельности, предполагающих плюрализм форм собственности, более тесное сочетание механизма управления МСК с интересами участников лечебно-диагностических и профилактических процессов.
5. Более широкое использование источников, ресурсов экономического роста за счет личностного фактора социального прогресса, проявляющегося в такой сфере жизнедеятельности человека, социальных слоев, классов и групп, как сфера охраны здоровья, с целью получения доступной квалифицированной медицинской помощи. 6. Расширение круга задач МСК, включающих как социальные гарантии охраны здоровья, так и социальные процессы, связанные с уровнем и качеством жизни. В силу сложившихся обстоятельств (относительное снижение размеров финансирования, спад объемов оплачиваемых государством услуг, коммерциализация медицинской помощи) развитие подотраслей МСК заметно затормозилось. Одновременно существенно сократилось число бесплатных государственных объектов этого комплекса, в том числе за счет ликвидации, например, большинства медико-санитарньгх частей на промышленных предприятиях, а также из-за перепрофилирования тех из них, деятельность которых стала частично или полностью частнопредпринимательской, особенно стоматологической, андрологической, гинекологической, репродуктивной, реабилитационной служб. Возросла конкуренция услуг и импортных лекарственных средств, медицинского оборудования евроуровня. Свою роль сыграло и то обстоятельство, что многие объекты сферы здравоохранения, ранее находившиеся на балансах государственных и других предприятий различных отраслей экономики (промышленности, строительства, сельского хозяйства и др.), практически прекратили свое существование в прежнем качестве, переданы на баланс муниципальных органов. Нынешнее состояние отраслей МСК определяется совокупным действием ряда причин, воздействующих не только на сложившуюся ситуацию в медико-социальной системе, остающейся крайне затратной, но и на тенденции последующих изменений в области медицинских услуг в целом и отдельных подотраслей и видов медико-социальной деятельности в частности. Прежде всего сюда относятся причины, которые сформировали стартовые условия деятельности объектов сферы здравоохранения к началу рыночных преобразований, - это своего рода наследственные причины. Вторая группа причин связана с задачами, особенностями и реально сложившейся практикой рыночных реформ в сфере МСК.
Состояние МСК в период централизованно планируемой и управляемой хозяйственной системы характеризовалось: • остаточным принципом финансирования отрасли здравоохранения, согласно которому средства на нее выделялись после финансирования отраслей, считавшихся более значимыми; • хроническим недообеспечением служб, звеньев и подразделений МСК основными ресурсами их развития (материальными, трудовыми, финансовыми, информационными и др.); • постоянным отставанием в качественном развитии большинства подотраслей и служб МСК в целом по сравнению с зарубежными стандартами; • несоответствием структуры медицинских услуг, их качества и объемов потребностям населения; • неравномерным размещением и диспропорцией развития подотраслей МСК по территории страны. В то же время обеспечивалась общедоступность простейших медицинских услуг на безвозмездной основе всем слоям населения. В условиях становления рыночных отношений проявились следующие неблагоприятные последствия в МСК и входящих в его состав подотраслях, звеньях и подразделениях: • сужение масштабов воспроизводства услуг и товаров медицинского назначения из-за потери рынков союзных республик бывшего СССР, снижения платежеспособного спроса населения, сокращения государственных инвестиций в развитие объектов комплекса; • расширение импорта лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, вытесняющего с внутреннего рынка отечественных производителей; • коммерциализация рынка клинико-фармацевтических услуг и товаров медицинского назначения, не подготовленная в экономическом, организационном, социально-психологическом аспектах. Указанные явления возникли на фоне резкого сокращения объемов оказания медицинских услуг и производства лекарственных средств, медицинского оборудования и материалов, спада производства в подотраслях медицинской промышленности, входящих в состав МСК или связанных с его деятельностью технологически, и носят депрессивный характер. Состояние и функционирование медико-социальной системы тесным образом связаны также с возрастной демографической структурой населения страны, ее административно-территориальными и административнохозяйственными образованиями, наличием и возможностью доступа к природно-рекреационным ресурсам, используемым в процессе функционирования объектов санаторно-курортного комплекса. В условиях реформирования МСК, включая входящие в его состав медико-фармацевтический комплекс и МПК, Россия перешла на экономически и социально малоперспективную практику получения многих видов изделий и товаров медицинского назначения за счет импорта из других стран, прежде всего стран дальнего зарубежья. Иностранная экспансия этих товаров привела не только к вытеснению с внутреннего рынка страны отечественных товаропроизводителей, но и способствовала упадку отечественной медико-фармацевтической промышленности. Россия перешла предельную границу ее фармацевтической производственной и товарной зависимости от иностранных поставщиков: на закупку импортных лекарственных средств, медицинской техники тратятся огромные средства, что сводит на нет возможность их инвестирования в МСК, ослабляет государственную поддержку медико-социальной деятельности.
Одновременно усиливается нежелательная структурная деформация комплекса, снижается его восприимчивость к использованию достижений научно-технического и технико-технологического прогресса, растет зависимость здравоохранения от зарубежных поставок, угрожающая самостоятельности страны. Современное состояние подотраслей и служб МСК, которые связаны с созданием и реализацией рыночных видов услуг и товаров медикосоциального назначения, характеризуется множеством неблагоприятных тенденций. Углубляются диспропорции в развитии составных частей МСК и производств медицинского назначения, сложившихся в дореформенный период, что ухудшает структурное качество комплекса и препятствует реализации возможностей повышения его результативности. Сокращение доли таких составляющих комплекса по охране здоровья, как сфера санаторно-курортного обслуживания, медицинской реабилитации и профилактики, отрицательным образом влияет на состояние здоровья населения. Расширение доли услуг и товаров для высокодоходных слоев и групп населения снижает их доступность для низкодоходных категорий. В то же время наблюдается сокращение объемов бесплатных медицинских услуг вследствие резкого ухудшения финансового состояния государственных ЛПУ и передачи их на балансы местных органов власти. В свете изложенных проблем остро встает необходимость решения следующих задач: 1. Обеспечение свободного доступа, равенства в возможности приобретения медицинских услуг и лекарственных средств, товаров медицинского назначения гражданам и группам населения. 2. Наиболее полный учет потребностей и спроса населения на услуги и товары медицинского назначения, первоочередное обеспечение и удовлетворение потребностей в размерах не ниже гарантированного уровня. 3. Разумное сочетание предоставления массовых видов медицинской помощи, лекарственных средств и изделий медицинского назначения на бесплатной, льготной и платной основе. 4. Дифференцированный подход к практике предоставления услуг, товаров различным категориям граждан: пенсионерам, инвалидам, лицам старшего возраста, молодежи и детям.
5. Максимально возможное достижение процессов комплексного медико-санитарного обслуживания. 6. Рационализация потребления и использования всех видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, информационных, рекреационных), вовлекаемых в хозяйственный оборот в процессе производства услуг медико-социального назначения, лекарств и товаров. В условиях перехода экономики на рыночные методы хозяйствования заметно возрастают роль и значение медико-экономических и правовых стандартов обеспеченности населения услугами и медико-санитарными благами. В частности, на основе государственных стандартов определяются финансовые нормативы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в части финансирования расходов на содержание учреждений, организаций медико-производственной сферы. Размеры финансирования из федерального бюджета рассматриваются как минимально необходимый размер расходов на покрытие потребностей на уровне предельно допустимых значений и гарантированных государством социальных стандартов потребления. В связи с этим задачами органов управления становятся обеспечение комплексного решения вопросов медицинского обслуживания населения, достижение социальной стабильности в регионах и поиск дополнительных источников средств на удовлетворение нужд и потребностей населения региона сверх минимально допустимых размеров потребления лечебнодиагностических и профилактических услуг. Вопросы для повторения 1. Назовите основные проблемы и приоритеты функционирования российского МСК. 2. Каковы причины возникновения острых проблем в МСК? 3. Чем принципиально отличается современная российская система здравоохранения от советской? 4. Каковы неблагоприятные последствия рыночных реформ в российском МСК? 5. Каким образом возможно решить проблемы российского МСК?
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.017 с.) |