Медико-производственная организация как ячейка медико-производственного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Медико-производственная организация как ячейка медико-производственного



КОМПЛЕКСА

МПК образуется как система определенных видов экономической, производственной, предпринимательской деятельности в области здравоохранения и в то же время как совокупность организаций (учреждений, предприятий, хозяйственных товариществ и обществ, корпораций), осуществляющих эту деятельность.

Медико-производственной называют организацию, осуществляющую в основном производственно-хозяйственную деятельность для обеспечения нужд здравоохранения, входящую составной частью в МПК. Медикопроизводственные организации (МПО) - это хозяйствующие субъекты разных форм собственности, осуществляющие производство медицинских препаратов, средств лечения, оказывающие материально-вещественные услуги, необходимые для функционирования ЛПУ.

С точки зрения протекающих в такой организации производственноэкономических процессов МПО есть упорядоченная, целеориентированная система скоординированных видов медико-производственной деятельности. По кадровому составу - это относительно автономная группа медицинских, фармацевтических, инженерных, технических работников МПК со структурированной совместной деятельностью, созданная и существующая для поддержания собственно медицинской, лечебнопрофилактической деятельности и оказания помощи людям в укреплении их здоровья и лечении.

МПО могут существовать в виде самостоятельных производственных предприятий, фармацевтических, стоматологических организаций государственной, частной и смешанных форм собственности, функционирующих на принципах так называемого хозяйственного расчета, т.е. финансового самообеспечения. В то же время МПО могут входить составной частью в виде подорганизаций или подразделений в медицинские, лечебнопрофилактические комплексы. Говоря о МПО, мы имеем в виду прежде всего не ее организационно-правовую структуру или организационную обособленность, а наличие производственной деятельности, непосредственно направленной на удовлетворение нужд здравоохранения, медицины.

 

МПО должна быть свойственна структурированная медико-производственная деятельность. Достижению целей МПО способствует согласованная деятельность работников этих организаций. Управление целенаправленной совместной деятельностью участников медико-производственных процессов сводится к обеспечению тесного взаимодействия между ними.

В каждом конкретном случае форма взаимодействия работников МПО определяется специфическими целями осуществляемого данной организацией вида медико-производственной деятельности, разделением труда, установленными правилами, экономико-правовыми нормами и нормативами; в частности, это могут быть совместное выполнение работ, согласование, обмен информацией, профессиональное общение.

Границы МПО определяются ее организационно-правовой формой, численностью персонала, размером капитала, конкретными видами и мас-

штабами деятельности, зонами обслуживания, производственными площадями. Границы определяют, какие элементы МПО относятся к внутренним, а какие - к внешним. Отметим, что по мере усиления интеграции и появления новых видов организаций границы МПО становятся все более прозрачными и размытыми. Особенно трудно проводить четкую границу между МПО и ЛПУ в связи с проникновением ряда видов производственной деятельности в лечебную и их соединением. Происходит превращение лечебно-профилактических организаций в медико-производственные или их слияние в единую организацию.

По мере усиления целевой ориентации деятельности организаций, представляющей системообразующее начало деятельности, стали обращать все больше внимания на миссию организации.

Миссия - это основное предназначение МПО, главная цель ее существования. Наличие особой миссии придает МПО определенность и индивидуальность. Миссия имеет большое значение для профессионально-деловой среды МПО. Она показывает, что представляет собой данная организация, к чему она стремится и чем руководствуется в своей деятельности. Влияя на имидж организации, миссия привлекает потребителей продукта данной организации, инвесторов, вкладывающих в нее средства, смежников, участвующих в совместном производстве.

 

Велика роль миссии и в формировании этико-деонтологической организационной культуры МПО: все сотрудники должны разделять главную цель МПО, осознавать и вносить вклад в ее достижение, разделять ценности и принципы, которые также отражаются в миссии.

Характер миссии проявляется в стратегии МПО и ее организационной структуре.

Миссию МПО определяет совокупность внешних и внутренних факторов, к которым относятся потребители медицинских услуг (пациенты), конъюнктура рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения, руководители МПО (их деонтологические принципы и этикоморальные ценности); медицинский и вспомогательный персонал МПО; собственники организации; партнеры (например, поставщики фармацевтических препаратов и других изделий медицинского назначения); органы государственной власти и управления; общество в целом.

Миссия МПО находит свое конкретное выражение, проявление в следующих параметрах, признаках:

• потребности, которые призвана удовлетворять организация;

• главная цель, к которой стремится организация;

• ценности, которые она исповедует;

• продукция, которую она производит;

• технологии, применяемые организацией;

• рынки, на которых МПО реализует свои товары и услуги;

• этико-моральные принципы деятельности организации.

На уровне организации, особенно крупной, миссия может быть сформулирована довольно широко. На уровне подразделений, малых организаций миссия формулируется более конкретно, четко и, как правило, отражает определенную сферу деятельности и отдельные виды производимых медицинских и сервисных услуг, работ, товаров.

Общее содержание миссии МПО частично раскрывается в рекламных сообщениях в прессе, на телевидении в доступной и всем понятной форме.

 

Более обстоятельно миссия отражена в таких документах, как бизнес-план, годовой отчет, бюджет, баланс, устав, учредительный договор организации, ее соглашения с другими организациями.

Стратегия создания, существования, развития МПО тесно связана с жизненным циклом организации. Тем самым понятие жизненный цикл МПО является ключевым в теории медико-производственных организаций. Жизненный цикл МПО - это период, в течение которого организация проходит все стадии своего развития: создание, рост, зрелость и упадок. Переходы от одной стадии к другой в определенной мере предсказуемы, в то же время на них можно оказывать влияние. На графике, изображенном на рис. 55, схематически представлены последовательные этапы жизненного цикла МПО, характеризуемые прежде всего уровнем, масштабами деятельности организации.

Рис. 55. Стадии жизненного цикла МПО

Создание МПО обычно обусловлено возникновением или увеличением потребности в продукте деятельности организации, повышенным спросом на этот продукт, прорисовывающейся перспективой доходности, прибыльности создаваемого дела. На этой стадии, сопровождаемой активным целеустремлением, подкрепленным высокими творческими возможностями коллектива, приходится вкладывать средства в создание организации, приобретать необходимые факторы производства. Только по мере налаживания выпуска и продажи продукции увеличиваются доходы организации, которые при эффективном ведении дела превосходят текущие расходы, приносят прибыль, позволяют возместить (окупить) первоначальные вложения капитала, для чего необходимо значительное время.

В случае успешной реализации проектного замысла создания организации производимый ею продукт продолжает пользоваться высоким спросом на рынке товаров и услуг, продается по выгодным для организации ценам, что позволяет наращивать объем производства и увеличивать продажи. Получаемая прибыль направляется на развитие производства, в результате чего отличаются рост организации, увеличение масштабов ее деятельности.

 

По мере насыщения рынка товаров и услуг, производимых организацией, она входит в стадию зрелости, характеризуемую стабильным режимом деятельности. Устанавливаются более или менее стационарная структура и масштабы производственной деятельности, достигается получение дохо-

дов, прибыли, обеспечивающих поддержание производства на требуемом уровне.

Однако в связи с усиливающейся конкуренцией со стороны других товаропроизводителей в стране и за рубежом, устареванием производимой продукции и уменьшением спроса на нее, увеличивающимися затратами на приобретение производственных ресурсов наступает стадия упадка организации. Для этой стадии характерны спад производства, снижение цен на производимую продукцию, уменьшение доходов и прибыли. Если упадок не удается остановить посредством обновления структуры производства (реструктуризации), изменения видов деятельности (диверсификации производства), использования прогрессивных, ресурсосберегающих технологий, упадок способен привести к завершению, окончанию жизненного цикла организации.

Важно понимать, что жизненный цикл МПО тесно связан с жизненным циклом медицинских товаров, лекарственных средств, других продуктов медицинского назначения. Аналогично жизненному циклу МПО жизненный цикл медицинских услуг и изделий медицинского назначения также состоит из нескольких стадий (зарождение, освоение, рост, зрелость, спад), каждая из которых отличается особым характером процесса изменения во времени объемов их производства и потребления. Организация, производящая один и тот же товар, не улучшая его, не проникая на новые рынки, не заменяя другим товаром, обречена на следование стадиям жизненного цикла производимого товара.

Стадии жизненного цикла МПО могут протекать по схемам, отличающимся от изображенных на рис. 55. Принципиальные отличия возможны в случаях, если:

 

1) создание организации происходит настолько неудачно, что упадок наступает до достижения стадии зрелости, так что режим успешной, устойчивой деятельности вообще не имеет места (увы, это удел многих создаваемых коммерческих организаций);

2) предчувствуя возможный упадок, организация на стадии зрелости применяет радикальные меры по обновлению производства, повышению качества производимой продукции или освоению производства новых видов продукции, что позволяет компенсировать спад производства устаревших товаров и услуг ростом производства новой продукции. Происходит плавный переход к новому жизненному циклу.

Каждая стадия жизненного цикла МПО обладает характерными особенностями. В конкретном случае продолжительность отдельных стадий жизненного цикла МПО может зависеть от множества разнообразных факторов и в первую очередь - от состояния конкуренции на рынке медицинских услуг и товаров медицинского назначения и реакции руководителей организации на конъюнктуру рынка. Организация призвана вырабатывать и осуществлять стратегию и тактику своих действий в соответствии со стадией своего жизненного цикла и стадиями жизненного цикла производимой продукции.

На стадии создания организации основные усилия связаны с обеспечением доступа к современным технологиям и источникам медикопроизводственных ресурсов, овладением механизмом конкуренции, концентрацией усилий на выявлении и овладении способами проникновения на рынок, проведением комплексного маркетингового анализа.

При проведении анализа ситуации на рынке медицинских услуг и товаров медицинского назначения в период создания МПО можно использовать схему операций и процедур, приводимую в табл. 30.

Таблица 30. Схема комплексного анализа на стадии создания МПО

 

 

Направления и этапы анализа Цель Методы Результаты
Выбор товара: медицинской или сервисной услуги, лекарственного средства, изделия медицинского назначения Определить нишу МПО на рынке медицинских услуг и товаров медицинского назначения Изучение объемов продаж данного товара и оценка степени удовлетворения спроса на него Определение возможного объема продаж товара, выручки от продаж, прибыли
Оценка действий конкурентов Определить потенциальные возможности конкурентов в отношении данного товара Изучение работы других МПО: технологии, организации труда, качества, затрат, снабжения, сбыта, исследований, инфраструктурных связей и др. Установление доминирующего фактора конкуренции, который надо использовать, задействовать
Выбор и анализ схемы деятельности Составить перечень требуемых ресурсов и оценить возможности их получения, наметить общий план действий Изучение возможностей приобретения новых технологий, лекарственных средств, оборудования и материалов, аренды помещений, пользования услугами сторонних организаций Обеспечение доступа к современным технологиям и источникам медикопроизводственных ресурсов
Анализ общего окружения Определить значимость внешних факторов Изучение состояния государственнополитических, социальноэкономических, экологических, технологических и других внешних факторов. Определение характера тенденций и ожиданий Предвидимая картина факторов и внешних условий производства

На этапе роста решаются 2 основные задачи: обеспечение высокого качества выпускаемой продукции (оказываемых услуг, выполняемых работ) и создание условий для дальнейшего роста МПО. Выбирается тип управления организацией; прогнозируются достижимые уровни производства и реализации продукции, экономические показатели деятельности МПО.

На стадии роста МПО предпочтение отдается такому типу управления, который позволяет сохранить разумный баланс между постоянством и новшествами и сочетать эффективную деятельность в настоящем с научнообоснованным прогнозированием и планированием будущего.

На стадии зрелости структура МПО становится более комплексной и отработанной, стабильной. Вводятся правила и определяются процедуры управления организацией. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточняются таким образом, чтобы выбытие иных членов организации не создавало дополнительных трудностей. На данной стадии менеджеры МПО должны действовать в направлении сохранения их стратегической дееспособности и экономической устойчивости организации.

На стадии упадка, при снижении спроса на продукцию МПО особое значение приобретают цена и качество выпускаемых товаров, оказываемых услуг, выполняемых работ.

К наиболее действенным способам корректировки применяемых стратегий на стадии упадка относятся: сокращение экономически невыгодной номенклатуры производимой организацией продукции, фокусирование внимания на технологических и организационных инновациях (включая привлечение в МПО новых специалистов), минимизация издержек, реструктуризация производства. Подобные меры способствуют выживанию организации. В противном случае нужны более радикальные преобразования, адекватные созданию новой организации.

 

Знание особенностей жизненного цикла МПО должно ориентировать ее руководителей на периодическую перепроверку специфических целей организации с постановкой вопроса о целесообразности дальнейшего существования этой МПО в том виде, в каком она создавалась изначально. Определив, на какой стадии жизненного цикла находится конкретная МПО, ее менеджеры могут объективно оценить, в какой степени осуществляемая ими деятельность, цели, формы, методы управления соответствуют этой стадии, а от этого во многом зависят эффективность и устойчивость функционирования МПО.

В практическом плане понятие жизненного цикла медицинских услуг, лекарственных средств и других изделий медицинского назначения используется для:

• планирования маркетинга, управления производственной и снабженческо-сбытовой деятельностью МПО;

• поиска методов управления МПО, адекватных стадии цикла и складывающейся ситуации;

• обоснования необходимости проведения организационных изменений (внедрения новых форм и методов работы, структурной реорганизации и т.п.).

Вопросы для повторения

1. Какие организации относят к медико-производственным?

2. В чем состоит миссия МПО?

3. Что вкладывается в понятие «жизненный цикл МПО»?

4. Охарактеризуйте стадии жизненного цикла МПО.

5. Каким образом стадии жизненного цикла организации связаны с жизненным циклом производимой продукции?

6. Каково содержание комплексного анализа на стадии создания МПО?

7. Какие задачи решаются на стадии роста и зрелости МПО?

8. Можно ли предотвратить упадок МПО? Что такое реструктуризация организации?

9. Зачем надо иметь представление о жизненном цикле МПО?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.021 с.)