Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О бухгалтерском учете и балансе организации
Бухгалтерию называют языком финансовой деятельности организации, учреждения. Состояние и движение финансовых ресурсов организации находит свое отражение в бухгалтерских документах, составление которых является основным предметом бухгалтерского учета. В переводе с немецкого бухгалтер означает «держатель книг», так что ведение бухгалтерских книг и документов - главное содержание бухгалтерской деятельности. Бухгалтерский учет - это процесс получения, обработки и документальной записи всех финансовых операций, проводимых фирмой. В ходе своих экономических действий организация продает и покупает товары, тратит и получает деньги по самым разнообразным каналам, в чем можно убедиться, рассматривая источники финансирования. Если не вести строгий учет денежных доходов и расходов, не фиксировать, когда и на что затрачены денежные средства, откуда и за что получены, наступит финансовый хаос и организации не удастся свести концы с концами. Поэтому ведение бухгалтерской документации, регистрация финансовых операций и сведение их в систему посредством бухгалтерского учета составляют неотъемлемую часть деятельности организации, в том числе и медицинской. Бухгалтерское дело настолько важное и нужное, что вести бухгалтерский учет обязаны все без исключения организации, как государственные, так и негосударственные, коммерческие, предпринимательские. Так что бухгалтерский учет составляет неотъемлемую часть деятельности (управления деятельностью) поликлиник, больниц, аптек, других медицинских организаций и учреждений, являющихся юридическими лицами либо ведущими индивидуальную предпринимательскую деятельность. Не будь этого зеркала, отражающего движение, накопление, расходование денежных средств, государство не могло бы контролировать и собирать налоги, предотвращать противозаконные финансовые сделки и операции, привлекать к ответственности лиц, виновных в финансовых правонарушениях. Без услуг бухгалтера не может работать ни одна организация. Бухгалтер - второе лицо после руководителя фирмы. Содержание бухгалтерской работы чрезвычайно разнообразно. Кроме учетных функций, являющихся определяющими в бухгалтерском деле, бухгалтерия оказывает содействие дирекции в управлении финансами и всей организацией в целом.
Сложность экономической деятельности находит свое отражение в огромном количестве показателей, цифр, которые ее характеризуют и находят отражение в бухгалтерской документации. В связи с этим руководство организации вынуждено прибегать к услугам бухгалтера, который, собирая и систематизируя данные бухгалтерских книг, отчетов, анализируя их, доводит до сведения руководителей легко воспринимаемую, понимаемую, концентрированную информацию о денежном состоянии и финансовых проблемах предприятия, учреждения. В задачу бухгалтерии входит проведение финансового анализа деятельности организации, на основе которого определяются исходные данные для составления планов и вырабатываются рекомендации о целесообразных путях дальнейшей деятельности. Одновременно выявляются «болевые точки» в денежном «организме» и способы лечения финансовых болезней. Иногда анализ финансовой деятельности организации и выработку рекомендаций о путях ее улучшения осуществляют специальные службы, называемые аудиторскими. Бухгалтерия вплотную занимается подсчетом издержек, расчетом затрат, отслеживанием величины прибыли и рентабельности (отношение прибыли к себестоимости). Бухгалтерские работники постоянно следят за бюджетом организации, соответствием доходов и расходов, возможным дефицитом, вырабатывают пути его устранения. Наконец, бухгалтер должен разбираться в налогах и подсказывать руководителям, каким образом уменьшить налоговое бремя. Вдобавок бухгалтерия занята начислением и выплатой заработной платы работникам организации. При всем разнообразии видов бухгалтерских работ и документов все они опираются на один фундамент и скреплены единым стержнем. Такой основой бухгалтерской деятельности организации является ее бухгалтерский баланс. Все определяющие, наиболее важные данные, показатели финансовой деятельности организации заносятся в ее главную книгу, которая именуется бухгалтерским балансом. Итоговый баланс, в котором сведены данные о финансах организации за определенное время, составляется периодически, чаще за месяц, квартал и год. Представленный в виде балансового отчета, такой документ являет собой концентрат сведений о финансовом состоянии организации, ее имуществе, доходах, расходах, долгах, о том, как они изменялись во времени. Балансовый отчет можно назвать финансовым паспортом организации.
Само слово «баланс» означает равенство, равновесие. Как известно со времен Ломоносова, в мире действуют законы сохранения вещества и энергии, выражаемые в простой форме: «Где сколько убудет, столько и прибудет». В экономике закон равенства прихода и расхода тоже действует, но выражается в денежных единицах. Когда хозяйствующий субъект что-то покупает, от него уходят деньги, но взамен он получает эквивалентное количество товаров. Когда же осуществляется продажа, то от продавца уходят товары, но к нему приходит адекватное количество денег. При натуральном обмене, бартере уходит один товар, а приходит другой. При обмене денег на деньги в финансовом бизнесе взамен одних денег приходят другие. Выплачивающий работникам заработную плату обменивает свои деньги на продукт труда. Хотя приход и расход могут быть разделены во времени, в целом соблюдается баланс, происходит их уравновешивание, что выражается в таблицах бухгалтерского баланса. Бухгалтерский баланс составляют любые организации, вне зависимости от рода их деятельности, в том числе и организации здравоохранения, оказывающие услуги и получающие взамен денежные средства из государственного бюджета, страховых фондов, от непосредственных потребителей услуг. Главная логическая формула баланса выглядит так: Приход = Расход + Остаток. Смысл формулы достаточно очевиден. В условиях наличия прихода и расхода средств разность между приходом и расходом представляет собой остаток средств, откуда и следует приводимая формула. Применительно к финансовым ресурсам организации формула удобна тем, что все 3 входящие в нее величины измеряются в денежном выражении, в одних и тех же денежных единицах, что позволяет вычитать и складывать их. Бухгалтерские балансы составляются для учета движения не только денежных средств организации, но и всех других ее ценностей, в том числе материально-вещественных и информационных (нематериальных). Исходная формула бухгалтерского баланса всех ценностей организации, ее имущества и обязательств имеет следующий вид: «Активы минус пассивы образуют собственный капитал». Под активами понимается вся совокупность поступлений, доходов фирмы, превращенных в ее основные и оборотные средства, материальные и денежные запасы. Это активные, принадлежащие организации средства, ее вложения в дело. Под пассивами понимаются обязательства фирмы, т.е. подлежащие возмещению привлеченные ею из внутренних и внешних финансовых источников средства. По своей сути пассивы - это задолженность фирмы, то, что необходимо компенсировать, возвратить в соответствии с принятыми обязательствами. Активы характеризуют направления использования денежных средств, тогда как пассивы - откуда и каким образом заимствованы средства. А собственный капитал - это денежные средства, внесенные владельцами организации, которые вместе с пассивами идут на образование активов.
Активы и пассивы фирмы сводятся в общую балансовую таблицу, имеющую следующий вид: Данная балансовая таблица схематична в том смысле, что в реальном балансе организации представлены конкретные и более детальные виды активов и пассивов. Каждую строчку в балансовой таблице именуют статьей баланса. В реальном балансе организации представлено множество статей и в колонке «активы», и в колонке «пассивы», которые соответствуют истинной картине поступлений денежных средств и денежных обязательств. Кроме того, в действительном балансе активы сопоставляются с суммой пассивов и собственного капитала организации в виде средств, внесенных владельцами фирмы. В итоге должен иметь место баланс, т.е. уравновешивание активов и пассивов (рис. 42). Рис. 42. Уравновешивание активов и пассивов в балансе организации Наличие баланса, составленного на начало отчетного периода (конец предыдущего периода) и на конец периода, позволяет следить за изменением активов, пассивов и собственного капитала фирмы, что дает возможность судить, как изменяется финансовое состояние организации. Каждая статья баланса служит самостоятельным объектом бухгалтерского учета, и на нее заводится специальный бухгалтерский документ, именуемый счетом. Счета, составленные по статьям актива, называются активными, а по счетам пассива - пассивными. В целях унификации бухгалтерского дела счетам на каждый вид активов и пассивов присваиваются стандартные номера. Это дает возможность разным фирмам вести однотипные счета, что позволяет бухгалтеру или работнику финансовых органов быстро разобраться в бухгалтерском отчете любой организации. В связи с переходом к рыночной экономике в России вводится универсальная, принятая в большинстве стран мира система бухгалтерских счетов организаций, используемая и в организациях здравоохранения. Любая хозяйственная, финансовая операция, проводимая организацией, должна получить отражение в бухгалтерском счете, соответствующем виду проводимой операции. Предположим, что организацией получены материалы на сумму 1,5 млн руб., из которой на сумму 1 млн руб. израсходованы за отчетный период, а на 0,5 млн руб. остались. Тогда в активном счете делается запись: «Дебет - 1,5 млн руб., кредит - 1 млн руб., сальдо - (1,5 - 1) = 0,5 млн руб.». Дебет обозначает движение средств в организацию, а кредит - из организации, тогда как сальдо есть разность между дебетом и кредитом в активном счете и между кредитом и дебетом - в пассивном счете.
В бухгалтерской практике широко распространено правило двойной записи при составлении счетов. Согласно этому правилу любая денежная сумма, проходящая по счетам организации, заносится в обязательном порядке в два счета: в один - по дебету, а в другой - по кредиту. С точки зрения экономической логики это подчеркивает, что расход в одном месте есть приход в другом, и наоборот. А с позиций бухгалтерского учета это удобно, чтобы видеть, откуда ушли деньги и куда пришли. Двойная бухгалтерская запись подобна тем, которые делают в командировочных удостоверениях, где есть графы: «Прибыл», «Убыл». В каждом месте фиксируются дата прибытия в данное место и дата убытия из него в другое место. Двойная бухгалтерская запись позволяет обеспечить соответствие прихода и расхода средств, которое называют корреспондированием счетов. Кроме того, можно проверить правильность бухгалтерских записей путем сверки суммы средств по дебетам и кредитам всех счетов. Эти суммы должны быть равны в силу условия соблюдения баланса. Вопросы для повторения 1. Объясните назначение бухгалтерского дела и бухгалтерского учета, попытайтесь обосновать связь бухгалтерской деятельности с предпринимательством. 2. В чем состоит основное содержание бухгалтерской работы? 3. Что такое балансовый отчет, каково его содержание? 4. Назовите основные статьи актива и пассива баланса. 5. В чем состоит правило двойной записи при составлении счетов? 6. Каково значение типично бухгалтерских терминов «дебет», «кредит», «сальдо»? Что такое корреспондирование счетов?
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.015 с.) |